В современном многоцветье стилей и направлений только, пожалуй, учебник отличается схематизмом - будто бы составлен из аспирантских конспектов и не связан с общей информационно-аналитической тканью Сети. Однако и на издании учебников возникает своего рода выгодная автору, "романтическая шапочка", и дальнейшее творчество автора не свободно от либерально-романтической традиции. Неспециалист же, у которого в современную эпоху пробуждается интерес к языку и истории России, уподобляется часто путешественнику, которого "гонит", скажем, в город, по привычным маршрутам за гуманизмом и общением, надоевший "домашний академизм", то есть работа по обслуживанию членов семьи, прослушиванию и просматриванию СМИ, также сидение в интернете - то есть целый комплекс интеллектуально-технологичных в основе своей обязанностей. Сама "наука жизни" сегодня немыслима без истории и исторических примеров: и она словно сдается по "экзаменационным билетам", на каждом из которых зафиксирована определенна я историческая "ассоциация" в виде даты - а иначе будет не понятно значение информационных материалов, апеллирующих к историческому прошлому и настоящему. Чувство смысла и самой "ритмики" лекции, обращенной подчас от лица СМИ к широкой аудитории, выражает собой потребность общества в полном знании своего языка и культуры, а также истории.
Если сама жизнь устраивает населению стран экзамен с "экзаменационными билетами-форматами" ("карточками"), то общественный анализ этих данных ведет к "сжиманию" информационной ткани, а результате чего к людям приходят бонусы - время, даже купить которое в эпоху начала мировой многополярности дорого и трудно. "Сдача экзамена" по будущей идеологии в конце концов говорит о конце информационной тотальности интернета, итак уже вросшего накрепко в повседневную жизнь людей. Своего рода "раздевание" навязанной в 1990-е годы либеральной идеологии определяет характер новой образовательной эпохи. Ломка и перестраивание глобалистической жизни, ее матрицы явно ведет к повышению культурного уровня пропаганды, например, пропагандистский материал превращается в лекцию, требующую для восприятия интеллектуальный потенциал слушателя; политология становится историософско-аналитическим, системным явлением. И если материалы "лент" новостей и других сюжетов российских СМИ порой напоминают портфолио авторов и ведущих (где каждый экспромтом зарабатывает, еще и еще, на рабочем месте), то можно сказать, что СМИ сегодня все меньше и меньше пользуются "постановами" (что было характерно, скажем, для 2000-х гг.), а авторская индивидуальность имеет сильнейший "антипостановочный" эффект. Особенность "делать все красиво", словно бы выбиваясь из глобализационной матрицы, усиливает психологическое влияние СМИ России - в том числе и на заграницу. "Информационное общество" в известной степени "съело" историю, и узнавание того же двадцатого века, с историей Второй Мировой войны, в начале века двадцать первого невозможно без пограничных исследований, апеллирующих к "глубинным" традициям крупнейших обществ и интеллектуальных сообществ всего мира. Такое узнавание уже идет - но сначала широчайшей аудитории надо понять язык истории, а уже потом серьезно анализировать процессы и исторические факты. Однако, язык человечества требует перевода на рельсы наибольшего взаимопонимания - тем более что с началом многополярности в мире возникла потребность в научно-образовательных переменах. Думается, именно образовательный фактор будет иметь консервирующее значение в деле сохранения человеческого общества - так как человек, постигая новую отрасль знания, будет воодушевляться и омолаживаться, а складывающиеся из вновь обучающихся людей интеллектуальные коллективы станут подобием "научных семей", и для многих - очень надолго. Будущая идеология России, представляется, будет "идеологией второй аспирантуры": настолько явно обозначилась первенствующая роль России в образовательных и технологических мировых процессах, а также ее потребность а научно-историческом суверенитете. Пока же только выборочное чтение по истории, также выборочность в преподавании исторических дисциплин, то есть активно-интеллектуальный путь усвоения информации, приведет к росту патриотизма в стране - но не на "глубинном", а на научно обоснованном уровне, и с учетом упадка либеральной идеологии это будет выражаться в "обрусении" целой нации, которая более чем на двадцать лет оказалась под влиянием прежде всего западной культуры.