Риона Ким : другие произведения.

О нашизме и мышизме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
О нашизме и мышизме
  
  Меня, как человека, сколь это возможно далёкого от профессионального спорта вообще и от футбола в частности, всегда интриговали эти дивные создания под названием "футбольные фанаты". Я никак не мог взять в толк, что ж они так экзальтированно радуются и феерично безумствуют.
  
  Надо сказать, интриговали они меня хоть и всегда, но крайне редко, поэтому и задумывался я над вопросом их адекватности нечасто. И до недавнего времени была у меня теория, что футбольный фанатизм суть производная от "сопереживания", доведённого до клинической стадии.
  
  Однако, когда я озвучил данную точку зрения своему отцу, он указал мне на ряд очевидных противоречий этой теории фактам. Поэтому я задумался снова, и вот что в результате надумал.
  
  В самом деле, моё гипотетическое "гипертрофированное сопереживание" как-то слабо сочетается с поведением фанатов после матчей и в промежутках между оными. Бьют витрины и друг друга они явно не от большой любви к людям. В чём же дело, спросил я себя, и сам же себе ответил - всё дело в том, что футбольные фанаты считают команды собственными представителями. Для футбольных фанатов игра их команды - это их собственная игра, порученная их представителям - игрокам. И когда команда выигрывает, фанат заявляет - МЫ победили. А если команда проигрывает, фанаты готовы свою команду прирезать (прецеденты имеются), потому что проигрыш представителей фанатов автоматически роняет престиж самих фанатов. С их, фанатской, точки зрения, естественно.
  
  Иногда фанаты снисходят до того, чтобы разделить свою победу с игроками - но лишь постольку, поскольку. "Молодцы наши!" - восклицают фанаты. Молодцы не "они", не "команда" - молодцы "наши". "Наши представители" и, по большому счёту, "наша собственность".
  
  Поразмыслив ещё немного, я понял, что подобный перенос персональных заслуг на коллектив и приписывание посредством этого этих заслуг себе, вообще говоря, не просто не ограничивается одним лишь футболом - он характерен вообще почти для всех людей почти во всех сферах жизни. Этот фокус универсален, и вы сейчас это увидите.
  
  Вы знаете, кто пятьдесят один год назад запустил первый искусственный спутник Земли? Тот самый "Спутник-1", после запуска которого слово "спутник" вошло чуть ли не во все распространённые языки мира? Да, конечно же, знаете - мы запустили. Ну, в смысле, наши. Ну, если вы так настаиваете, СССР... При том, что ни я, ни, я уверен, вы не принимали ни малейшего участия ни в постройке спутника, ни в его запуске на орбиту. Между тем, у людей, действительно персонально ответственных за запуск первого искусственного спутника Земли, есть имена - но многие ли их знают? Дай бог, чтоб из них хоть Королёва вспомнили.
  
  С футбольными игроками проще - их всего пара десятков и они всегда на слуху. У тех, кто футболом интересуется - для остальных же победы сборной их страны так и останутся победой "наших", без всякой персонификации.
  
  Человек добыл огонь, изобрёл колесо, создал машины, вышел в космос, слетал на Луну... Всё это сделали конкретные люди, остальные же 99,9% населения Земли не сделали, не изобрели и не достигли ничего, лишь повторили за предшественниками. И на основании всего этого гордость за человечество в целом (и за себя как часть этого человечества) выглядит несколько странно. Но.
  
  Поразмыслив над всем этим, я пришёл к выводу, что данное стремление к "перераспределению" достижений характерно в той или иной степени вообще для всех социальных коллективных существ. Для людей прежде всего, естественно. И более того, это стремление необходимо для нормального функционирования коллектива, поэтому клеймить его позором резона нет. Другое дело, что тут есть свои нюансы.
  
  Кроме "достижений", существует ещё и "ответственность" - и здесь важно "кого" и "перед кем". Футбольные фанаты - это люди, признающие "коллективность" достижений и ответственности, и фактически не признающие "персональность". Каждый "наш" разделяет успех "наших представителей" - и при этом каждый "ихний" (фанат другой команды) разделяет проигрыш "ихних" представителей. Поэтому нам всем можно радоваться, а их всех можно бить. Можно даже разбивать витрины - ведь никто персональной ответственности за свои действия не несёт (и чувствует это!), это просто... толпа. Даже если она разделена географически.
  
  В другом квадранте находятся иные люди - такие, как я, которые не признают коллективной ответственности и ответственности перед коллективом, но признают ответственность персональную. Иными словами, такие люди готовы нести личную ответственность за свои поступки - но при этом отнюдь не стремятся как-то сообразовывать свои поступки с интересами коллектива. Из таких людей получаются хорошие сумасшедшие учёные - они считают себя лишь тем, чего сами смогли достичь (если сумасшедшесть не превалирует над учёностью), и при этом им совершенно всё равно, каким боком их опыты выйдут остальному человечеству. Иными словами, такие люди ответственны перед собой - но и только.
  
  В третьем квадранте у нас, очевидно, те, кто не признаёт вовсе никакой ответственности - ни коллективной, ни персональной. Пользы нам от них никакой, поэтому рассматривать их мы не будем.
  
  Если перед нами стоит задача приёма к себе на работу нового сотрудника и есть выбор из трёх описанных категорий, третья категория очевидным образом отпадает. Отпадает и первая - потому что человек, признающий коллективную ответственность, но не несущий ответственности ни перед коллективом, ни перед самим собой, ни черта делать не будет. Для такого человека рабочий коллектив - это вроде футбольной команды, за которой он с той или иной степенью интереса следит, сидя на трибунах с бутылкой пива, и не делая ни единого движения, чтобы команде помочь. А если команда (вдруг) выиграет - то он, естественно, полностью разделит славу победителей.
  
  Оставшаяся категория тоже выглядит малопривлекательно, ведь люди, не несущие ответственности перед коллективом и не разделяющие коллективной ответственности, не имеют стимула помогать своей "команде" "выиграть" - то есть не видят смысла делать что-либо "на общее благо" и "для успеха фирмы". Но к этим людям есть подход - их персональная ответственность, ответственность перед самим собой. Такому человеку можно давать задания, и он их выполнит - не потому, что хочет внести свой вклад в общее дело, а потому, что задание дали именно ему - а он несёт ответственность за свои дела, то есть и за выполнение или невыполнение этого задания тоже.
  
  Однако ж, если у нас действительно есть выбор, выбирать нужно людей из четвёртого квадранта - тех, кого единственно и стоит брать на работу. Это люди, которые не только разделяют коллективную ответственность, но и чувствуют свою ответственность перед коллективом и перед самим собой. Это люди, которые не только числятся в футбольной команде, но и всеми силами стараются загнать мяч в ворота противника, чтобы его команда победила. Это люди, которые не только гордятся победой нашей, пусть уже и не существующей, страны и нашего, пусть и ныне разобщённого, народа в Великой Отечественной войне - но и знающие, что для этой победы они подбили семь танков, прошли от Москвы до Берлина и лично помогали водружать флаг над Рейхстагом.
  
  Это люди, которые могли бы построить коммунизм. Но раз уж нам приходится строить капитализм - это люди, которых (при условии их компетентности) действительно стоит брать к себе на работу.
  
  Ну а "прощупывание", к какой же категории относится наш кандидат, можно начать с невинных вопросов об отношении к футболу.
  
  Оригинал статьи "О нашизме и мышизме" в журнале Информация о ШутёнкеШутёнка.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"