Рябоченко Марина Петровна : другие произведения.

Обзор рассказов в номинации "Подружка моя" Вк-7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Добрый день, уважаемые участницы конкурса!
   Поздравляю всех с маленькой победой - выходом в финал!
   Прочитала все рассказы - и не один раз - с большим интересом. Вызванные при чтении размышления и выводы - это не приговор, а лишь обратная связь.
  
  
   aje Сухие листья
   Интересная, глубокая тема о созависимых отношениях. Подруга - как божество, кумир.
   Снежана во всем впереди - она красивее, талантливее, смелее, удачливее, веселее... Алена попала под ее влияние в семь лет и с тех пор словно перестала расти как личность. До тридцати у нее не было ни своих желаний, ни своих планов, ни своего выбора в любви... Она слепо следовала за подругой по жизни - поступила на журфак, подобрала брошенного ею мужчину... Чувствовала ли она себя счастливой? Нет. Конечно нет. Она каждую минуту и во всем ориентировалась на Снежану и понимала, что не дотягивает до ее уровня буквально во всем.
   Трагическая случайность оборвала жизнь Снежаны. С одной стороны, это жестоко по отношению к тридцатилетней женщине, которой жить и жить, растить сына, быть счастливой... С другой, если говорить лишь об образе, символе - то финал закономерный, единственный, который может дать жизнь Алене, освободить ее. Потому что только оставшись наедине с собой, из своего шока, боли, потерянности созависимый человек может обернуться к себе, к своему я, начать свой собственный рост.
   По ходу чтения наловила немного "блох".
   "...редакторы вечно ругались на ошибки." Зачем ругаться на ошибки? Они сами себя не исправят. "Ругали за ошибки".
   "...посмотрела на новую соседку по парте." А старой еще ведь не было! Первый день в первом классе! "Новую" лучше убрать.
   " Ровная чёлка - и ни единой заколочки. Одежда тоже невзрачная..." Я бы тоже" убрала, потому что прическа без заколочек - не значит невзрачная. А о другом речи не было.
   "...а Снежана вихрем налетела на него, ловко скрутила, ткнула в глаз, в пах, снова в глаз..." Смутило меня это избиение младенца. Как-то жестко - в глаз, в пах... Что от мальчишки осталось? В общем, я бы как-то подкорректировала этот момент.
   "Наши кровати в лагере оказались рядом. Я с сомнением разглядывала свою, зелёное покрывало и окно в изголовье." Непонятна природа сомнения. Что смутило - у Снежаны покрывало другого цвета? Я бы просто убрала это предложение, без него хуже текст не станет.
  
  
   Ms. V. Дорогая моя Иваненко
   Иваненко получилась какой-то не очень симпатичной. Отличница, посещает все кружки, значит - человек увлеченный, помогает по дому... Но об этом автор говорит быстро, вскользь, а вот эпизоды, которые видит читатель - в них-то Ольга предстает человеком не очень ответственным, своевольным, как говорится - без царя в голове. И сам же автор ее за это поведение осуждает. Как и какие иные чувства может вызвать то, что Ольга то выбросила вилки за окно, то не послушала мать и истратила на живность последние деньги семьи, то закидала комнату барахлом... Не собирается у меня образ в единое целое, не вижу в нем гармонии.
   Признаться, не поняла, и на чем основана дружба. Только лишь на том, что Ольга была единственной девочкой, с которой ГГ общалась во время каникул? Как бы - так сложились обстоятельства.
  
   Рассказ написан простым языком, я бы даже сказала - бытовым. Нет, на мой взгляд, в нем особенной авторской интонации, нотки, которая бы украсила текст.
   Некоторые детали повествования требуют, на мой взгляд, большей проработки. Например, Ольга "тащила ворох домашних обязанностей". Читатель вороха не увидел. Девочка мыла посуду, ходила на базар. Это не ворох, а обычная помощь по дому. К которой, как видим, Ольга относилась с пренебрежением. Кстати, а что стало с цыплятами?
   Подруга была для Ольги "спасением от рутины". Это фраза не очень вяжется с тем, что автор говорит о девушке, которая посещала все кружки, многим интересовалась. Жизнь увлеченного человека всегда наполнена смыслом, в ней нет места рутине.
   Не понятно, как школьница старших классов, да еще отличница, медалистка могла быть челночницей. Это многотрудное дело занимает массу времени и сил. Достать, сбыть... В этот факт не верится.
   Финал позитивный. Как я поняла - Ольга стала многодетной матерью. Плутал человек по жизни, плутал и, наконец, нашел свое призвание, определил истинные ценности жизни. Но вот последнюю фразу я бы на месте автора убрала. Что привело Ольгу к материнству - авантюризм и практичность или природная, естественная потребность женщины иметь детей - об этом нельзя судить издалека.
  
  
   Айседора Невошедшие
   Экзальтированная, немного эпатажная натура - такой я увидела подругу в этом рассказе.
   Девушка, наверное, одаренная, талантливая, но действующая компульсивно, зависящая от чужого мнения, в частности - от мнения судей, в роли которых выступают члены приемной комиссии. И в этом ее слабость. Я понимаю, почему ее не принимали в театральный, несмотря на одаренность. Режиссеры ищут материал для работы, а она - готовый продукт. Такие натуры не могут существовать в коллективе, все время тянут одеяло на себя... Они требуют поклонения всегда, везде и ото всех. К самоубийству может привести любой инцидент - например, не та роль, или отсутствие роли... А ее может и не быть. Потому что такие таланты как правило всегда играют самих себя. Но это - не суть в данном случае. Главное, что образ автору удался, он получился ярким, запоминающимся, узнаваемым.
   Что не получилось - нет праведного гнева у меня, как читателя, в финале: вот, извели, не признали, убили талант и человека вместе с ним. Потому что не вижу врагов, убийц, которым стоит "плюнуть в лицо". А вижу эмоционально неустойчивую натуру, которая не справилась с ситуацией, ломилась в закрытые двери. Которая восхищалась собой, но одновременно и не верила в себя. Иначе зачем ей нужна была Серая Мышь? Не для того ли, чтобы своим присутствием подчеркивать ее исключительность?
   Что касается самого текста, его исполнения - он тоже, под стать героине, получился немного экзальтированным. Нет имен действующих лиц, много восторженных эмоций, слов с большой буквы, много оценочных утверждений, не подтвержденных повествованием. Например, автор пишет, что женщины признавались ей в любви, мужчины дарили цветы... Все это бездоказательно, общо. Читатель должен просто верить на слово восторженному автору и восхищаться вместе с ним. Единственный пример, когда мы видим, как героиня вела себя в роли - это чтение Цветаевой перед приемной комиссией. "Она дрожала, рыдала, ломала руки." По мне так актриса явно переигрывает и лишает зрителя самостоятельности в выборе чувств и эмоций.
   Есть места в тексте, которые для меня, читателя, остались со знаком вопроса. Почему строгий человек пришел после чтения Пастернака? Если речь идет о глухих советских временах, то и Булгаков был в опале, и как героиня вообще решилась играть "Мастера", а перед приемной комиссией - читать Цветаеву?
   Что это за волшебная ночь была в пустом театре? Что за действо там происходило с участием несостоявшихся студентов? Девушек приняли в Актрисы? А зачем? Словно обе уже заранее знали, что они никогда не увидят себя в реальных списках. Опять незрелость, стремление к внешнему эффекту...
   "Этот разговор случился потом, после..." - автор беседует с членом приемной комиссии. А когда случилось это "потом, после" - когда состоялся этот разговор по душам? Может быть, читателю это и не нужно, не важно, но крючок-то заброшен...
   Лишними показались подробности о больной печени Дрянного Знаменитого Актёра. И вообще, зачем он в этом повествовании? Девушка не воспользовалась этим "нужным" знакомством. Не позвонила, не обратилась, не испробовала вариант... Актер никак не проявил себя - ни хорошо, ни плохо.
   Чем закончилась история с театром, где больше не умещался "Ревизор"? Почему Она перестала блистать в нем? Ведь спектакли, зрители - это и самореализация, и деньги, хоть какие-то...
   На мой взгляд, тексту не хватает проработки деталей, ситуаций и... эмоциональной сдержанности. Автор словно "ломает руки", пытаясь навязать читателю свое видение ситуации и свои чувства.
  
  
   Алина Заклятая подруга
   В этом рассказе настоящие подруги - мамочки. А девочкам дружба передалась по наследству, можно сказать - ее навязали. ГГ не очень доброжелательно относится к Зое, которую ей всегда ставят в пример. Понятно, это обидно и несправедливо. Вообще, история жизненная, очень знакомая, понятная. Подруги и не подруги вовсе, а во всем соперницы, потому что одна всегда во всем лучше, а другая - ну оторви и выбрось: и платья не так сидят, и обувь сгорает, и оценки хуже...И это все время подчеркивается взрослыми. В такой ситуации не может быть тепла и доверительных отношений.
   Жизнь после школы расставила свои приоритеты. ГГ стала успешной портнихой, имела заказчиц, материальное положение семьи пошло в гору, думаю, что и самооценка ГГ тоже поднялась. Не хватало только семьи. И тут появился Володя...
   Да, любовный треугольник - это еще как жизненно! Бывают такие мужчины как Владимир, которым трудно сделать выбор, они ждут, кто из женщин окажется сильнее, перетянет сама.
   В данном случае опять победила Зоя. Потому что ГГ не пережила предательства возлюбленного, мамы...
   Написано хорошим образным языком. У читателя возникает сопереживание героине.
   Есть для меня в рассказе и минусы. Во-первых, образ Володи-Вовки. Он получился, на мой взгляд, не очень правдивым. Какой-то подпольный миллионер, не иначе. Можно иметь и двух, и трех женщин, от каждой ждать ребеночка, всем морочить голову. Но чтобы работник какого-то НИИ имел возможность обеспечить безбедное существование двум возлюбленным! И квартиры, и обстановку - все ведь новое, только из магазина. И кредитки каждой вручил, и без подарков не обходился... Не верится в это, ну совсем не верится.
   Во-вторых, чудесное преображение Зои в финале. Автор представляет Зою как дамочку, сосредоточенную на собственной персоне. От нее никак не ожидаешь жертвенности, человеческого подвига. Конечно, обстоятельства жизни меняют людей. И с Зоей это могло случиться. Но чтобы поверить в это, не хватает ее чувств, ее реакции на смерть подруги, предательство Вовки, любимой мамочки...
   В-третьих, неоправданным показался внезапный переход к мистике. Рассказ написан в самой что ни на есть реалистичной манере, и вдруг - мистический финал. Может быть, стоит вести рассказ от третьего лица? Тогда эта несостыковка стилей сотрется сама собой.
  
  
   Дизайнер Офисное кресло и вуду-жаба
   Не увидела я здесь образа подруги. Есть слова "закадычная подруга Пантелеева", а образа ее нет. И вообще, рассказ вовсе не о подруге, а о больной коленке Леночки, о том, как девушка металась по врачам, и как ее неправильно лечили... И такая тема имеет право на существование, но не в номинации "Подружка моя".
   Совсем не хочу обижать автора, но от рассказа у меня остался хор голосов, причем все обладательницы этих голосов на одно лицо. Чем отличается Леночка от Пантелеевой, а та от Марь Иванны, а Марь Иванна от Петровой? Не увидела я и идеи рассказа - что хотел сказать автор, к какому выводу привести читателя?
   Что касается исполнения - неплохо бы подчистить повествование от лишних слов и ненужных скучных подробностей. Например: "Через пять минут сестра вынесла Леночке в коридор направление на консультацию в 31-ю больницу. На это направление теперь следовало поставить: регистрационный номер в ещё одном кабинете, отсидев очередь, и печати на первом этаже, в другой очереди. Лифты в поликлинике работали исправно." Что нового или интересного узнал читатель из этого перечисления действий - самых обычных, кстати, для любого лечебного учреждения?
   Неоправданно богатым мне показалось использование местоимений. "И вдруг - резкая боль, от которой она, зажмурившись, застыла на месте и даже дышать перестала. Пережив первое потрясение, она достала телефон и заказала такси - идти дальше она не могла. Потом она позвонила на работу и рассказала своему главбуху Марь Иванне, что с нею приключилось." На пяти строчках четыре "она". Это не единственный пример.
   Если хорошо подчистить текст, он и читаться будет легче, и идея может проявиться ярче - ну, например, такая, что любовь врачует лучше всяких пилюлей и процедур!
  
  
   К.У.Рортная Курортный роман
   Образ "бывшей" подруги, оскорбленной тем, что выбор пал не на нее. Жизненно. Написано хорошим образным языком, стилистически чисто. Девушки видны, да и кавалер тоже.
   Хороший, легко читаемый рассказ, вроде бы и придраться не к чему. И композиция, и язык - без изъянов. Но нет в рассказе глубины темы.
   Да, бывает в жизни такое. Большей почвы для размышлений, как мне кажется, здесь нет.
  
  
   Каравелла Корабль улетает в плаванье
   Подруга - как праздник, щедрая на таланты, идеи, веселье... Ранний уход из жизни - это трагедия, и чувства ГГ очень понятны.
  Написан рассказ очень тепло, с большой любовью. Хороший язык, легкий и образный.
   Прочитав его, долго не могла отойти от чувств, от которых страдала Света, вспоминая и рассказывая о своей Викусе: от чувств потерянности и беспомощности. Потому что в таких ситуациях никто и ничем не может помочь, и сам человек, приговоренный к смерти болезнью, лишен выбора, бессилен защитить себя.
   Но только ли об этом хотел поведать нам автор? Рассказать печальную историю, каких, к сожалению, много, очень много, вызвать сопереживание читателя, заставить его погоревать... Финал рассказа показывает, что автор хотел копнуть глубже.
   И действительно, в любой человеческой судьбе есть свои закономерности, тот ход событий, а главное - реакция человека на эти события, что и приводит его к тому или иному концу. Ничто не бывает, не случается просто так. К сожалению, мы чаще всего начинаем задумываться о том, почему судьба сложилась так или иначе, почему жизнь оборвалась в тридцать, а не в девяносто, что должен был сделать человек и сделал ли он это, когда сам человек уже ушел из жизни. Потому что жизнь и смерть любого, особенно близкого, родного - это для нас урок, пример. То, что требует осмысления.
   Мне кажется, что автор хотел найти этот урок, рассказывая о Викусе. Понять, почему жизнь молодой, только обретшей счастье материнства, женщины оборвалась так трагично, внезапно, несправедливо... Именно поэтому и возник этот финал - с лазурными берегами, феями и крылатыми незнакомцами... Света считала Вику "странной и неземной". В земной жизни таким трудно, больно, одиноко... Вот и вернулась она в прекрасный мир вечного летнего солнца и первой росы... Словно не вынесла жизненный испытаний - предательства мужа, страшного диагноза. Есть в этом доля истины, но мне этот финал, это объяснение ситуации показалось немного детским и неубедительным.
   Может быть потому, что неправильно расставлены акценты. Много внимания уделено первой, "гардеробной" части, эмоциям автора. А вот о судьбе самой Вики - как она переживала то, что муж не хотел ребенка, свалившийся диагноз, уход мужа - сказано мимолетом. Вика - тонкая натура, такие не умеют переносить удары и жестокость жизни. Я бы посоветовала автора углубить эту тему, сделать ее более зримой для читателя.
  
  
   Коня Клюква
   Подруга - человек служения делу. Можно сказать, что у Клюквы мужской характер - всю свою любовь, нежность, страсть она вкладывает в роспись декораций. Пустой холст - это ее вдохновение, работа над ним - ее судьба. И все-таки Клюква не лишена женственности, девчачьих слабостей. Об этом красноречиво говорят коллекции обуви, шарфов и серег...
   Таких женщин можно жалеть - за несостоявшееся материнство, отсутствие семьи, уюта, всего того, что считается приметами женского счастья. А можно восхищаться и преклоняться перед ними - за их служение призванию, каким бы оно ни было. В конце-концов совершенно не важно, что именно дает нам счастье, гармонию и наполненность души. Главное - что это есть, а значит человек в жизни на своем месте.
   Написан рассказ с большим теплом, эмоционально, с улыбкой. Любовь автора к своей подруге передается читателю.
  
  
   Коровина И станет корова... кем?
   Соня - пример настоящей подруги! Затащила Марию в такой дом отдыха, где та похудела, не пожалела своего здоровья, лишь бы подруга сама читала доклад, избавлялась от стеснительности...В общем, всеми силами заботилась о том, чтобы Мария была и красивее, и успешнее, и счастливее.
   Рассказ в жанре фэнтази. Подруга выбрала путевку в 80-е. Очень точно описаны и обстановка, и порядки в столовой, и подаваемые блюда. Но вот чтобы за несделанный шпагат не допускали к обеду - таких порядков не было! Получилось фэнтази в фэнтази...
   Использование жанра всегда должно быть оправдано. В данном случае такой необходимости, как мне кажется, нет.
  
  
   Шоколадница Снег
   Какая замечательная подруга! Подруга - заботливый наставник. поддержка, утешение, радость. Она дала Мире самый главный урок - что все в своей жизни мы делаем, должны делать своими руками. Какими бы ни были наши мечты, не стоит ждать милостей от природы! Наша судьба с ее радостями и горестями - творение собственных усилий. Полвека разницы в возрасте - это именно тот опыт, которого недостает молодым.
   Очень понравился рассказ! Больше того - просто восхищена тем, как изящно, легко, нестандартно автор сумел сказать о важном: творить свою судьбу не покладая рук своих, не унывать, если что-то вдруг пошло не так, не забываться в эйфории при успехе, удаче - иначе можно сорваться в пропасть...
   Единственное, что мне все-таки не дает покоя, так это то, что в рассказе нет предыстории отношений Миры и Нины. Дружили ли они, о чем общались? Почему именно Нина преподала такой урок Мире? Судя по тому, что у Миры не было даже телефона Нины, общение их ограничивалось стенами работы. Хотя бы несколькими штрихами заполнить эту пустоту.
  
  
   Тамарка Тамарка
   Подруга - как пример. Не по годам взрослая, маленькая хозяйка семьи, На ней и хозяйство, на ней и моральный покой. Ярко показано, что человека делает взрослым и мудрым не возраст, а обстоятельства жизни.
  Бабушка куда более незрелый человек, нежели Тамара. Она готова назвать девочку "плохой" потому, что та говорит "плохие" слова, и пособие для семьи для нее важнее, нежели душевное состояние человека. Все ее ценности верны, в них есть правда. Но бывают ситуации в жизни, когда на первый план выходит не практичность, а сила души, способность человека любить и верить. И, как видим, именно это побеждает. Хорошо, что это поняла и бабушка!
   Очень хороший рассказ. Написан просто, но выразительно, с большой душевной теплотой. Равнодушным читатель не останется.
  
  
   Чучело-Мяучело Планета дружбы
   Лин просто идеальная подруга. Та, которая никогда не будет соперницей, не сможет предать, потому что живут подруги на разных планетах!
   Грустный рассказ - об одиночестве, которое всегда сопровождает человека, и не важно, где он живет: окружают ли его миллионы людей или всего два родных существа.
   Девочки - подростки. Это именно тот возраст, когда человек чувствует особое одиночество, ему кажется, что его никто не понимает, не любит, потому что он сам не понимаете, еще не нашел себя. В эти годы дети часто выбирают себе виртуальных друзей - ими могут быть герои любимых книг, или такие, как Лин - придуманные собственным воображением.
   Проходит время, человек взрослеет, устаканивается в жизни, находит свой путь, приобретает навыки общежития в обществе, общения с людьми. Чувствует себя увереннее. И детский друг становится фантомом, давней болью...
   Фэнтази - не очень привлекательный для меня жанр. Но в данном случае выбранная форма изложения мне показалась единственно возможной.
  
  
   Феклуша Подарок для Теклы
   Теклу я бы назвала не подругой, а ангелом-хранителем. Она поддержала Зою, потому что сама пережила такое же испытание.
   Вообще автор взял очень глубокую и страшную тему. Изнасилование в любом возрасте - это душевная, психологическая травма на всю жизнь. И поэтому меня удивило, как легко Зоя рассказывает об этом, а особенно - о реакции родителей на случившееся.
   "На меня стали показывать пальцем, смеяться, называть бесстыжей. Мама с папой говорили, что это пройдёт..."
   "Текла была права: ни разу мама с папой меня не упрекнули в случившемся. Наоборот, говорили: не унывай - с каждой могло случиться! Что не убили - уже радость!"
   "Мама с папой были жутко ласковы - они буквально плясали передо мной..."
   Что значит - пройдет, не унывай. с каждым может случиться? После такой трагедии человек, как правило, проходит долгую работу с психологом. Не унывай - не то слово. которое помогает выжить.
   Понимаю, что поддержать человека, пережившего такую травму, лучше всего может друг по несчастью. Но почему в качестве такого друга выбрана девочка из Чили? Не поняла, я признаться, эту связь. Как не поняла и то, зачем в рассказе дана политическая подоплека.
   Очень удивил эпизод с одноклассницей, которая - зная историю Зои! - попала в тот же кошмар! Это уж совсем из мира фантастики... И чтобы сын адвоката стал "поглощать" паленную водку - тоже факт малореальный, на мой взгляд.
   Еще раз повторюсь - тему автор поднял серьезную, непростую. Само же исполнение ее требует, на мой взгляд, большей продуманности и глубины.
  
  
   Желаю каждой участнице финала вдохновения, творческих поисков и побед!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"