Что есть более вечное, чем искусство? Вопрос риторический, что-то да есть, но, возвращаясь к роману известного польского писателя, нельзя не увидеть определённые параллели с днём сегодняшним. И, конечно, вчерашним. И - не приведи, Господи!.. - с днём завтрашним.
Станислав Лем в потрясающем романе "Осмотр на месте" весьма красочно всё это живописал - в своё время. О времени нашем.
Маячившая последние месяцы, подобно ускользающему лакомому куску, перспектива выборов шумно встряхнула старую добрую (когда-то) Украину... Один партийный деятель забыл о покое, другой - чиновник или политик - о вежливости, третий - о том, что он вроде как уже почти цивилизованный европеец, почти в натовском обмундировании. И кричат отдельно взятые за кое-что депутаты (а также из депутатов попёртые) вкупе со своими фрагментами и филиалами, не говоря уже о фракциях, кричат, подобно персонажам из романа:
"Страшней всего то, что нас, радетелей за народное благо, народ ненавидит, не желая понять, что завис на крючке погибели. Поэтому, к сожалению, мы должны прикончить тебя, чужестранец..."
Только у наших отдельно взятых власть имущих подобное желание время от времени возникает не к чужестранцам, а вполне по отношению к простым "пересiчним громадянам", можно сказать, к родным, родненьким... "Ты забыл добавить, наперебой кричали они, что великое дело требует великой жертвы! Ты недостаточно заострил историческое значение того, что сейчас наступит! Что же именно? Шкурничество. В том смысле, что с меня снимут шкуру. Перспектива, собственно, не испугала меня ещё больше - конкретную угрозу я предпочитаю смертоносным намёкам, щекочущим позвоночник. Мышление моё обострилось, и я весь собрался, прикидывая возможности обороны, ибо я не намерен был дёшево продавать свою шкуру; одновременно я вдался в дискуссию с ними, нажимая на то, что нельзя подкреплять возвышенную идею убийством, НО ЭТО БЫЛ ДИАЛОГ С ГЛУХИМИ".
Не правда ли, картина живо напоминает многие "телепредвыборные" дебаты? Где "дискуссии" велись частенько на повышенных тонах? Точно, разговор с глухим или слепым.
Один старый учитель как-то сказал, что нельзя насильно заставить человека чему-либо научиться, это иллюзия. Человек может научиться чему-либо, лишь ЗАХОТЕВ!.. Поэтому трудно - да что там, просто невозможно - доказать что-либо тому, кто НЕ ХОЧЕТ СЛЫШАТЬ. А древняя восточная мудрость гласит, что не стоит терять время на разговор с глупцом. Это не просто бессмысленно, это - опасно.
"В их вытаращенных глазах горел такой фанатизм, что легче было бы рождественскому индюку убедить кухарок отказаться от своих кровожадных намерений, чем мне разубедить этих энтузиастов, которые, убив меня, хотели отвоевать неведомо что, неведомо как..." Например, сделать страну процветающей и цивилизованной, планомерно убивая её промышленность, сельское хозяйство, образование и науку - то есть то, без чего расцвет и цивилизация в принципе невозможны.
"То, что я считал эпилогом, оказалось всего лишь прологом настоящего разбирательства. Они по очереди требовали слова, председатель - теолог или антипастырь - составил список ораторов, затем была принята повестка дня и утверждён состав комиссии по рассмотрению предложений; вслушиваясь в их выступления, я наконец уяснил суть дела. Само по себе убийство было делом решённым - но не его толкование. Теперь обсуждалось, с каких позиций свершится то, что должно было свершиться". Уверен, многие из нас - особенно те, кто имел более-менее прямое отношение к участию в работе избирательных комиссий на прошлых выборах - увидят в этих строках что-то до боли знакомое. Подобным же образом проводились и относительно недавние (по историческим меркам) чистки в разнообразных заоргонизованно-окололитературных организациях и тому подобных учреждениях.
"После бурных дебатов на середину вышел Портретист-Экстремист, поклонился и заголосил:
- Достопочтеннейший Пришелец, да погибнешь ты от моей руки! Почитаю своим долгом объяснить, почему я бросил любимую палитру ради тебя. Крови ли я хотел? Никогда! Так чего же я жаждал? Творить. Живописать!"
Прервём на минутку монолог увлечённого фанатика, чтобы вспомнить о художествах, которые творились в стране больше года. Вспомнили? Идём дальше: "...как тут писать картины. Если достаточно захотеть и стена, благодаря своему орнаменту на интегральных схемах сама, живо и ловко, фресками себя покрывает? Поэтому, когда я ребёнком выказывал охоту к живописи, меня ставили носом к стене. Что оставалось мне делать?.. Но я был человек упорный, я ждал, и вот возник ...суицидизм. Сперва было брюхачество - художник шёл и выставлял свой живот, лакированный и с разными штуковинами, но и это приелось публике; поэтому на вернисаже стали оставлять голую бетонную стену, а художник... брал хороший разбег и головой в стену, чтобы так уже и остаться - натюрмортом в суицидальном стиле. Хотя удавалось это один лишь раз, нашлись мученики искусства!.."
Вот так и политики зачастую прут со своими "чудесами" в народ, словно головою с разбегу в бетон - и ничего, живы. Более того, подсчитывают проценты и временами летают на тропические острова к ужину. Чудеса!
Воистину, живём в чудесное время и в Стране Чудес!.. В стране, где творцы, вместо того, чтобы творить, мостятся в уютные министерские кресла, плюхаются с разбегу в ...политику, изрядно выматерившись перед этим в "державнiй лiтературнiй пресi". А политики в это время, забывая в суете, что бизнесом заниматься не имеют права "згiдно з законами незалежної" от Востока, но сильно "залежної" от Запада "України-неньки", эпатируют публику не хуже "меньшинств от искусств"... У "пересiчного громадянина" голова идёт кругом!..
Ау! Где ты, "золотая середина"? Когда перестанем шарахаться из стороны в сторону, справа влево и наоборот? Кто скажет, жива ли ещё надежда? "Ще не вмерла..." ?..
Плохо, что история - вот такой педагог, она ничему не учит. Или ученики такие?.. Плохо, что история часто повторяется. И чаще всего в виде фарса. Но нам-то с вами давно уже не смешно.
Андрей Рябоконь, автор книг и доброй сотни не всегда добрых публикаций.