Его полное имя было Аустерио Марино Фернандес. Правда, все европейские офицеры звали его просто Терри. Так короче.
Работал Терри в самой, пожалуй, незавидной должности - месс-боя, то есть буфетчика. А надо сказать, что обязанностей у любого месса на океанском судне - пруд пруди.
Надо встать в пять утра и скипятить воду для утреннего чая. К пяти тридцати, когда на камбуз прибудет чиф-кок (шеф-повар), все столы в столовой команды должны быть сервированы и так называемый "cold cut" (нарезка - колбаса, сыр и прочее) должен быть разложен по тарелкам и приготовлен к подаче.
В пять сорок пять команда пьёт чай, чтобы в шесть ноль-ноль приступить к работе: матросы - к уборке надстройки, мотористы - в машине.
После этого месс моет за бандой посуду и пулей летит накрывать завтрак в кают-компании и опять же в столовой команды. К полвосьмому всё должно быть готово...
Завтрак он обслуживает с семи тридцати до девяти (после восьми обычно подгребают сменившаяся вахта и капитан). Потом опять мойка посуды, и к десяти он поступает в распоряжение чиф-кока, помогая ему в приготовлении пищи.
С полдвенадцатого до двенадцати тридцати - обед, опять посуда, и только потом у него есть время на короткий отдых где-то часов до двух дня. После этого - ежедневная приборка офицерских кают и, к шестнадцати тридцати - подготовка к ужину, ужин (в семнадцать), окончательная уборка камбуза. Освобождается он где-то часов в семь вечера, не раньше. А на следующее утро всё повторяется.
Если учесть, что контракты у филиппинцев по шесть-девять месяцев (в зависимости от агенства, которое их наняло), то даже неискушённый в морских делах читатель поймёт, как устаёт месс за контракт. Да и работает он, как каторжный, за какие-то несчастные семь сотен американских рублей в месяц!
Рассказываю обо всём этом затем, чтобы было понятно, почему все офицеры и экипаж относятся к месс-боям достаточно бережно. Они и так несчастные люди. Правда, существует для них перспектива роста: кто посмышлёней, тот исхитряется подсмотреть у чиф-кока секреты мастерства и потом сам идёт по этой стезе, остальные всеми правдами и неправдами пытаются переметнуться в палубную или машинную команды. Там хоть и погрязней работа, но и денег больше, и времени свободного!
Поэтому и нашего Терри мы особенно не нагружали. Почти все офицеры убирали свои каюты сами. Даже посуду грязную старались на столах не оставлять, принося её на камбуз после трапезы. Вообщем, относились с пониманием, так сказать...
Но очень скоро мы начали замечать за нашим месс-боем некоторые странности.
Лично я столкнулся с этим в день прихода на судно. Капитан, с которым я до этого уже работал на других судах, встретив меня и обсудив самые неотложные судовые дела, бросил, как-бы невзначай фразу: -Чиф, чемодан сразу не распаковывай. Дай мессу сначала убраться в твоей каюте.
Тут его отвлёк какой-то звонок от вахтенного штурмана. Я не стал дожидаться окончания телефонного разговора и поднялся к себе. На судно это я пришёл во второй раз. Осмотрелся в каюте - ничего не изменилось. Те же кактусы и пальмы в деревянном ящике у гостевого дивана в кабинете, те же бумаги на столе, те же диаграммы, присобаченные скотчем к переборкам... Как-будто и не уходил с судна, как-будто и не было этих двух месяцев дома.
Решил немного прибраться. Ну, не люблю бардака в доме! Содрал с койки старое постельное бельё, оставленное сменщиком, вытряхнул и помыл пепельницы, перебрал и сложил бумаги у рабочего компьютера, полил цветы. До отхода времени было достаточно, поэтому я, махнув рукой на капитанское предупреждение, разобрал чемодан и раскидал вещи по многочисленным рундукам и ящикам кабинета и спальни. Переоделся в комбез и пошлёпал в машину, по дороге зайдя на камбуз и попросив буфетчика забросить мне в каюту свежее постельное бельё. Причём, предупредив его о том, что всё уже убрано и делать там ничего больше не надо.
Ну, потом был отход, манёвры в узкостях - короче, вернулся я домой часа через три. Каково же было моё удивление, когда я увидел идеально заправленную койку и... никаких признаков моих вещей! То есть все рундуки были пусты!
Слегка озабоченный, я вызвал Терри. Тот прибежал мгновенно, но на мой вопрос: - И где всё? - забормотал что-то типа того, что он ничего не видел и не брал. Начиная свирепеть, я слегка повысил голос... "Не брал, не видел". Окончательно выйдя из себя (нет, ну , представьте - по крайней мере до ближайшего порта остаться даже без зубной щётки!), я схватил телефонную трубку и позвонил мастеру. Мол, что творится на борту, чёрт подери?! Тот хрюкнул, потом неприлично заржал. Отсмеявшись, пообещал зайти через минуту.
Как только капитан пришёл, всё разъяснилось: оказывается буфетный решил, что вещи в рундуках и ящиках принадлежат уехавшему в отпуск стармеху, и прибрал их себе. Нормально?! Чуть ли не пинками кэп погнал его вниз и через короткое время всё было возвращено на место с извинениями типа: -Чиф, я же не знал, что это твоё!
Причём мелкий мерзавец даже не чувствовал себя виноватым, считая такое мародёрство в порядке вещей.
Уже потом мастер объяснил мне, что это буфетчик вытворяет в каюте каждого сменившегося офицера...
Кстати, у филиппинцев это практически норма. Всё, что не прибито гвоздями и не имеет явного владельца, они считают счастливой находкой и радостно волокут в свои чемоданы.
Второй казус произошёл с Терри месяца через два. Во время обеда мастер спросил его, какое мороженое у нас есть на борту. Выяснилось, что шоколадное и ванильное.
На просьбу принести ванильное последовал ответ: -Простите, сэр, но ванильного нет.
Далее диалог проходил под громогласное ржание всей кают-компании.
Кэп: -Как нет?! Ты же сказал, что есть шоколадное и ванильное!
Терри: -Есть, сэр!!!
Кэп: - Так тащи ванильное!
Терри: - Ванильного нет, сэр!
Кэп (зверея): - Так есть или нет?!!!
Терри: -Есть, сэр!!!
Кэп: -НЕСИ!!!!!!!!!!!
Терри: - Ванильного нет, сэр!
И так несколько раз!
От апоплексического удара кэпа спас появившийся чиф-кок, который и объяснил мастеру, что ванильное мороженое есть, конечно, но подать его невозможно, потому что разгильдяй-Терри забыл вынуть его вовремя из морозильной камеры и оно больше похоже на камень, который невозможно даже топором разрубить. Конечно - в камере-то минус двадцать восемь по Цельсию...
Потом ещё был случай... Сработала ночью пожарная сигнализация. Срабатывание-то было ложным, но звонки громкого боя включились по-настоящему! Всех подняли на ноги! Ну, разобрались, конечно, быстро. Устранили причину срабатывания, да и расползлись обратно по каютам - досыпать. А утром... Пыль, вонь и огонь! Кок мечется по камбузу, проклиная лентяя-буфетчика, не вышедшего на работу, завтрак не накрыт, банда - недовольная и голодная. Кое-как утрясли всё и начали искать месс-боя.
В каюте его не оказалось. Обыскали всё: судовые кладовки, спортзал, машину, палубу, резервные каюты - нет нигде нашего Терри.
А надо сказать, что прецеденты подобные бывали: всё-же море вокруг, а не земная твердь. Качнуло, волнишка шальная на палубу зашла - и нет моряка. Процедура для таких случаев прописана чётко и выполняется неукоснительно: если поиск на борту ничего не дал, то через час судно ложится строго на обратный курс и шпарит по нему со всей возможной скоростью поисковым зигзагом.
Что и было сделано, естественно. Конечно, скрипели мы с мастером зубами отчаянно... И так уже из-за шторма от расписания почти на сутки отставали, а тут ещё это! Но жизнь человеческая на море драгоценна, поэтому шли и искали, хоть и через "не могу".
Так прошло часа четыре, а потом наш "утопленник" неожиданно появился на камбузе, таща за собой спасательный жилет и протирая заспанные глаза. Доложили мастеру, развернулись на прежний курс, стали разбираться. Оказывается, этот удод по ночной тревоге, решив, что судно горит, вместо того, чтобы бежать на место, закреплённое за ним тревожным расписанием, сразу сквозанул в спасательную шлюпку, где и просидел всё это время, ожидая, что вот-вот прозвучит команда покинуть горящий пароход. Ну, блин!... У нас даже сил его раздолбать не осталось. Ржали все так, что потом диафрагмы у всех болели!
Вот такой человек был наш буфетчик. Много раз потом он ещё чудил, но уже по-мелкому: то забудет суп принести, то оставит всех без столовых приборов... Но это уже так - фигня.
Закончился этот цирк вместе с его, Терри, списанием. Отработал он свой контракт да и был отправлен домой, в Манилу. Пришёл на его место другой месс-бой. Тихий, исполнительный, аккуратный. Всё стало делаться правильно и вовремя.
Но вот такой веселухи у нас уже не было больше. И запомнили мы все этого перца надолго. Где-то он и сейчас работает. Может, сведёт нас на одном судне морская судьба ещё раз? Не дай бог, конечно...