И. Дж. Роун : другие произведения.

История 8. Живее всех живых

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   История 8. Живее всех живых.
   Описывая дальнейшее развитие Руси нельзя обойти стороной вопрос о роли отдельной личности в истории. Некоторые люди добиваются популярности среди своих современников, а потом об их деяниях никто и не вспоминает.
   Например, во времена того же Бетховена или Моцарта триумфа и славы добивались совсем другие композиторы, но кто вспомнит сейчас их имена? А Ван Гог жил временами в глубочайшей нищете и непризнании, но сейчас в Амстердаме ему посвящен целый музей. Ну, ладно - личности гениальные - художники-поэты, но, на мой взгляд, способность управления массами людей - тоже искусство. Говорят, для этого нужна "харизма", но человек не рождается с ней изначально, следовательно, талант лидера - приобретенный талант (правда иногда, когда оглядываешь деяния такого "таланта", хочется кастрировать его папашу или наказать мамашу за то, что недолюбила).
   Такой личностью с харизмой и стал Темучин (или Тэмуджин). Древняя монгольская легенда гласила, что прародительница этноса Алан-Гоа, родила двух сыновей от мужа, а трех от светловолосого юноши, приходившего к ней заниматься "сами-знаете-чем" через дымовое отверстие юрты. Одного из сыновей, зачатого от "света, исходившего от юноши", звали Бодончар. К нему в последующем возводили свой род Борджигины ("синеокие"), их голубизна глаз и рыжеватость волос считались следствием божественного происхождения.
   Хан Хабул, восьмое поколение Бодончара, родился около 1100г. В то время кочевые племена монголов окружали воинственные соседи - кераиты, меркиты, кидани, чжурчжэни, татары. Так же эти племена исповедовали многочисленные религии - несторианство, бон, буддизм, шаманизм и т.д. Монголы, исповедовавшие религию бон (митраизм) были крайне чувствительны к обману и несоблюдению клятв. Войны шли постоянно. Война между монголами и чжурчженями длилась с 1129 по 1147гг (в то время на Руси только началась война за власть между княжествами), был заключен мирный договор, но в 1161г после крупного сражения с татарами монгольское ханство распалось. Военным предводителем монголов становится внук Хабула - Есугей-багатур. Невесту он себе добыл следующим образом: навстречу ехал возок с новобрачными - красивая девушка и юноша из племени меркит. Есугей, не долго думая, съездил домой и вернулся с двумя братьями. Жених убежал, а девушка по имени Оэлун стала первой женой Есугея. Дело для степи обычное.
   В 1162г Оэлун родила первенца, которого растроганный отец назвал именем пленника, убитого при рождении сына - Темучином. В последующие 8 лет у Есугея, ставшего ханом, появилось еще три сына и дочь от первой жены и еще два сына от второй. В 1171г девятилетний Темучин был помолвлен с десятилетней Борте из племени хонкират. Возвращаясь домой, Есугей выпил и закусил с незнакомой группой татар посреди степи, а через три дня умер. Семья осталась без средств к существованию и полностью ограбленной соседями. Пять или шесть лет две женщины Оэлун и Сочихэль боролись за жизни своих детей - лишь бы выжить. Мальчики подросли и стало легче добывать дичь на пропитание. К 1173г относится еще один примечательный момент, когда Темучин побратался с Джамухой, членом знатного рода племени джаджиратов. В 1178г Темучин (16 лет) с братом Хасаром (14 лет) расстреляли из луков своего сводного брата Бектера (14-15 лет). Причиной убийства было, что якобы их брат отнял рыбу, по версии Л.Н. Гумилева - Бектер шпионил в пользу врагов - тайджиутов. Сразу же это племя нагрянуло в стан Борджигинов с требованием выдать Темучина. Все бежали в лес, но через девять дней, измученный голодом Темучин спустился в долину, где и был пойман тайджиутами. Их хан не стал убивать пленника - надел на шею колодку и отправил скитаться по юртам, вымаливая, чтобы его покормили и напоили. Спустя какое-то время Темучину удалось бежать прямо в колодке. Его спас Сорган-Шира из племени сулдус, прятал под шкурами на летней жаре три дня, пока тайджиуты везде искали беглеца. Определенно, только тот, кому покровительствуют боги, смог выжить в таких условиях! Темучин опять вернулся к мирной жизни со своей семьей.
   Через некоторое время Темучин приобретает первого дружинника - Боорчу, из небогатого племени, который помог ему вернуть украденных лошадей. Следующим шагом на пути к власти стала женитьба на Бортэ, ее папаша был весьма удивлен, что жених все еще жив. Соболья шуба, подаренная на свадьбу была передарена кераитскому хану Тогрулу в обмен на покровительство. За два года (1179-1180) сторонниками Темучина становятся 10 тыс воинов (а ему - всего 18 лет). Летом 1180г родня Темучина ожидала нападения тайджиутов, но напали меркиты. Для молодой жены Бортэ почему-то не нашлось лошади. Ее увели в меркитское становище, и началась "Троянская война" по-монгольски. Собралась целая монголо-кераитская армия, участвовали и хан Тогрул и Джамуха. Бортэ спасли, меркитов перебили, миловидных девушек взяли в наложницы - прочих в прислугу. Правда, и после смерти Темучина, монголов еще долго терзали сомнения, законный ли старший сын его Джучи или бастард.
   Весной 1182г Темучин и Джамуха поссорились. В то же время монголы избрали своим ханом Темучина под титулом Чингис, пока это было только звание командира вооруженного формирования. Вот она слава, если бы не Джамуха... Их опять столкнули - брат Джамухи отогнал (украл) табун у чингисовцев, за что и получил стрелу в спину. Джамуха вынужден был отомстить, он сломил оборону войска Темучина, отогнал в ущелье, но не преследовал, только сварил живьем семьдесят пленных. Мести тогда не последовало.
   В 1186г Темучин был захвачен чжурчженями и 11 лет провел в плену. Летописи ничего не сообщают об этих годах, но по возвращении, Темучин смог собрать всего 2600 воинов, вместо 13 тыс, которые были с ним ранее. Только в 1206г, на съезде монгольской знати - курултае, одновременно с провозглашением Темучина Чингисханом всей Великой степи, была принята Яса - высший закон. Она карала смертью не только тех, кто в повседневной жизни убивал, крал, скрывал беглого раба, чародействовал, блудил, не возвращал долги, но и того, кто не оказал помощи своему боевому товарищу, предавал, отказывал в гостеприимстве.
   В 1215г монгольское войско вторглось в Китай, в 1217г была завоевана Корея, с 1219г монголы начали войну с Хорезмом (в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи), а с 1234г уже воевали с Южным Китаем. Но, двигаясь на Запад, монголы уже шли по руинам: в 1212г тюрки разграбили земли Уйгурии (восточный Казахстан), 1215г Газну (северо-восточный Афганистан), 1225г Джеляль-ад-Дин разорил Грузию. В общем - как всегда - война шла постоянно.
   Представьте себе, если бы Темучин погиб даже от случайной стрелы, а не в 65 лет (+1227), окруженный детьми и внуками, то ничего бы не было - ни Орды, ни завоевания Китая, ни нашествия на Русь.
   Это мы сейчас празднуем 60 лет победы, не задумываясь о значимости этой даты. А нужно просто представить, что уже 61 год и 9 месяцев вокруг наших домов мирно растет трава, и не стоит войско неприятеля на расстоянии одного дневного перехода. Не нужно готовиться к обороне, спасать свое добро и боятся за свою жизнь и жизни своих родных. Может быть, в этом праздновании Дня Победы заключен сакральный смысл?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"