Рогова Ирина Валерьевна : другие произведения.

Вплавь по Конституции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Вплавь по Конституции
  
  Как корабль назовешь, так он и поплывет, какие понятия в Конституции заложены, такой стране и быть. Назвали корабль "Победа", да отвалились первые две буквы, "беда" осталась (привет от Христофора Бонифатьича!). Исчезло из Конституции понятие "общество", (т.е. общество, добившееся, наконец, конституционного признания, в одночасье его лишилось), и страна, разложившись на отдельные личности, на каждой волне кренится, общество неограниченных возможностей превратилось в общество с ограниченной ответственностью, ветер перемен обернулся личными сквозняками. Может быть, разумным будет предположить, что и личность и общество имеют равно необходимое право быть? В самом понятии "общество" заложена сила, способная противостоять давлению и произволу государственных ли, криминальных ли структур (найди 10 отличий!), а чему, кому и как может противостоять одинокая налогообложенная личность?
  Между тем, значение общества отмечено в конституциях США (ст. V "Билль о правах");
  Японии(Статья 15. "Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части.")"
  Франции(Статья 4. "Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами.";
  Статья 5. "Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу.";
  Статья 15. "Общество имеет право требовать отчет у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.";
  Статья 16. "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции." );
  Итальянской Республики (Статья 4. "Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества");
  Швейцарской Конфедерации 1999 г. (Ст.5 "Деятельность государства должна осуществляться в интересах общества").
  А что сделали наши написатели Конституции? Личность из небытия вытащили, а общество, ничтоже сумняшеся, благополучно туда отправили.
  Вот простые подсчеты. В Конституции 1977 г. слово "человек"(личность, гражданин) употребляется 15 раз, а "граждане" (объединяющее понятие) - 85 раз.
   В Конституции1993 г."человек", "гражданин", "личность" - 75 раз, множественное(объединяющее) понятие - отсутствует.
  В Конституции 1977 г. слово "народ" - 20, "страна" - 12, "Отечество(Родина)" - 4 раза, в Конституции 1993 г. соответственно: 6, 2 и 2 раза.
  В Конституции 1977 г. "общество" звучит 21 раз, в Конституции 1993 г. - ноль раз. Изъяв из Конституции понятие общества, тем самым изъяли из сознания людей понимание себя как Народа. Общество - это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности, объединенных едиными материальными и духовными интересами , именно ОБЩЕСТВО в состоянии породить национальную идею, которую сейчас тщетно пытаются найти. Не найдут. Не может быть национальной идеи у разрозненных личностей, сконцентрированных на своих личных интересах и озабоченных собственным существованием, причем полярным существованием.
  Итак, ключевые понятия в действующей Конституции: личность и частная собственность. Личность полностью свободна, государство как бы на страже ее интересов. Отгадайте с двух раз, интересы КАКОЙ личности в первую очередь будут охранять государственные структуры: вот одна личность в детском саду работает, а вот другая личность - с частной собственностью в центре Москвы или с проблесковым маячком на затылке? Чьи интересы приоритетны? Ответ смотри в жизни.
  Рассмотрим систему: общество и личность(можно наоборот). Исторически проверено, что именно общество дает нравственные ориентиры и духовные и культурные ценности(иными словами, что такое хорошо и что такое плохо) для каждой личности и предъявляет соответственные требования, учитывая менталитет данного народа(кто будет спорить, что в у каждого народа свои особенности), опираясь на совокупность всех нравственных, религиозных и других неправовых норм для данного народа и именно его, народа, историю, его опыт, ошибки и достижения. Как узнает, например, каждая отдельная личность, что же все-таки хорошо, а что нет, если рассыпалась единая система ценностей? Да от какой-нибудь другой отдельной личности, пробегающей мимо со своими личными понятиями. Для одного это деньги(все и все купить можно), для другого - сила(всех и все побить нужно), третий в религию тянет(молись потихоньку и все будет хорошо), четвертый уверен, что все беды от инородцев(хото по вере, хоть по национальности), а пятый - все люди братья и всех любить и прощать надо. Что делать, кто прав? А не думай, вот тебе пиво от мыслей и прокладки от перхоти! Одно поколение уже выросло, следующее - вот оно уже, а ведь "любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо того, который распался, перестает быть лидирующим "историческим" народом или нацией и просто превращается в этнографический материал, который будет поглощен и использован другими, более творческими обществами или народами" (Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени).
  Когда систему управления отдельными личностями (что и называется государственной властью), определяет общество, то цель - преобразование(улучшение) жизни общества, а значит и каждой личности как члена этого общества (идеал - равенство, свобода и справедливость- судя по всему в этой жизни недостижимы, но стремление человечества к нему - неодолимо). А что сегодня? Отдельная личность или группа личностей определяет систему управления другими личностями, имея целью - труд других на увеличение своей частной собственности и увеличение количества своих собственных благ, и цель для них оправдывает средства. Кто осудит? Общество? А где оно? Да вот, в кухне сидит.
  
  II. Исчезло из Конституции понятие "трудящиеся", святое место заняла частная собственность (интересно, откуда она сразу у всех взялась?). Нормальное понятие "труд" поменялось на "предпринимательство", и количество статей, сопряженных с судебными разбирательствами, выросло с двух (ст.ст.57-58 в Конституции 1977 г.) до десяти (ст.ст. 45-54 в Конституции 1993 г.), не случайно, видимо.
  Как было озвучено право на труд в конституции 1977 г.? Ст.40 "Граждане СССР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда", причем право это обеспечивается государством, т.е. право человека - обязанность государства. Что в Конституции 1993 г.? Ст.37 "Труд свободен". От кого? От чего? Или труд - это ветер в поле? "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду". Очень хорошо, хочу - распоряжусь, не хочу - не распоряжусь. И ни слова о том, чем это право подкреплено. Кстати, из любопытства, а как, к примеру, в Италии? Читаем: Статья 4. "Республика признает за всеми гражданами право на труд и создает условия, которые делают это право реальным." Не гарантия, конечно, но тем не менее.
   Если из Основного закона государства исчезает обязательность труда (нет такой статьи!) - кто же добровольно трудиться будет на такое государство, какой, извините, простак? Из нужды только. И в уходящем поколении только еще и остались понятия чести и совести, да гордости за Народ, Страну, и Отечество - для них не пустой звук.. А так все больше "предпринимать" норовят, экономический принцип "от каждого по способностям, каждому - по труду" звучит теперь примерно так: "От каждого - по возможности, каждому - по степени изворотливости". Ну не могло (не должно было!) быть никакого начального капитала и частной собственности в стране, более 70 лет прожившей без частной собственности, НИ У КОГО!
  Получение "типа свободы" породило "типа демократию" и получили "типа капитализм". В капиталистических странах частная собственность как явление и демократия как достижение общества, образно говоря, с колыбели растились, и не год, не десять и не сто лет, в жестоком противостоянии классов, в выверении обществом правовых норм, через потрясения общества, регулируя права личности, интересы общества и государственную власть.
  А мы, немалого (а то и большего) добившись в социализме, легко плюнули на все, что вырастили и чего добились - и р-раз! здоровенного оболтуса себе заделали, нарекли "рыночной экономикой", глаза завидущие, руки загребущие, в левой руке Свобода, в правой ноге - Демократия, в башке - голливудские слайды! Посмеивались да подсмеивались над лозунгом "Труд на благо общества", а нынче что на державном стяге? А "Куплю-продам". Ну не весело ли?
  III.Интересна расстановка приоритетов статей в Конституции 1993 г. и Конституции 1977 г. (с изменениями 1988 г).
  В Конституции 1977 года в первой десятке насущные и понятные права: право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, право на жилище, право на образование. В Конституции 1993 года право на труд "уехало" на 21 место, право на "социалку" - на 23-е, право на жилище - на 24-е, право на образование - на 27-е место. А на первых местах что? Равенство перед законом, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на частную жизнь... А вот и просто Право на просто Жизнь (Господи, подвинься!) и, честно говоря, выглядит эта статья достаточно беспомощно, сегодня кто из нас не усвоил, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Ну не может наше государство нас защитить, другими словами - обеспечить продекларированное им же право на жизнь! Или, может быть, жизнь не всех имеется в виду? Тогда извините.
  Далее. Статья про частную собственность "опережает" статью о труде, а если учесть, что труд, оказывается, не обязателен, то все вместе это достаточно туманно выглядит на бумаге и конкретно-криминально в жизни.. И вообще обязанности как-то исчезли (за исключением трех: обязанности платить налоги ст.57, беречь природу ст.58 и защищать Отечество ст.59), нет обязанности уважать национальное достоинство, права и свободы других, и др., хотя простейшая логика подсказывает, что права без противовеса обязанностей ведут - куда? Правильно. И вот мы все здесь, здравствуйте.
  
   К О Н Е Ц
  
  В титрах: кнут и пряник.
  Отдельная благодарность за вдохновение Макушину А.А. канд.юр.наук(пряник) и Степиной Л.Г за жесткую редакторскую правку (кнут).
  10.05.2006 г.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"