Рогожева Людмила Леоновна : другие произведения.

О Живописи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стихи о творчестве художников: С. Андреяки, Ю. Обуховского, А. Саврасова, М. Соколова, К. Моне, П.Сезанна и др.


  
   "Любите живопись, поэты..."
   Н.Заболоцкий
  
   ПОЛЕНОВО
  
   Немного странный светлый дом
   среди рябин, дубов и клёнов.
   Василий Дмитриевич Поленов,
   художник, жил когда-то в нём.
  
   Чуть темноватый зал старинный:
   широкий стол, камин, диван,
   по стенам - разные картины -
   Коровин, Репин, Левитан.
  
   Они частенько здесь бывали,
   И, как ведётся у друзей,
   свои картины отдавали
   Поленову в его музей.
  
   А вот Поленова работы:
   пустынный грустный окский пляж,
   на берегу у лодки кто-то,
   пейзаж, пейзаж, ещё пейзаж:
  
   в свинцовых тучах неба просинь
   (родной и милый сердцу край),
   Тарусы золотая осень,
   простой абрамцевский сарай.
  
   Пусть годы пролетают мимо,
   картинам не дано стареть,
   когда черты земли любимой
   сумели так запечатлеть.
  
   10.1977, Таруса
  
  
   После посещения выставки акварелей С.Андрияки в ГТГ. 1998г.
  
   Дом Полозова в Монетном переулке
  
   Вдруг наступили сумерки,
   словно спустилась тень,
   слабый свет дня не умер, и
   всё же уходит день.
  
   Грустно дома сутулятся,
   скоро совсем темно
   станет на нашей улице,
   только твоё окно
  
   светится в снежной замети,
   мягко струится свет.
   Пусть сохранится в памяти
   день тот на много лет:
  
   первого снега кружево,
   сумерек спор и огня...
   А возвращаться нужно ли?
   Ждёшь ли ещё меня?
  
  
   НЕЗАМЕРЗАЮЩИЙ РУЧЕЙ
  
   Среди кустов и разнотравья,
   хранясь от солнечных лучей,
   бежит в овраге тихий, славный
   лесной прозрачнейший ручей.
  
   Под звуки собственного скерцо
   течёт то вкось, то напрямик,
   и бьётся в нём живое сердце -
   питающий его родник.
  
   Когда же наступает осень,
   под шум дождя и ветра вой
   его всегда полузаносит
   сухой опавшею листвой.
  
   И всё-таки вода живая
   сквозь листья палые видна,
   и бьётся струйка, поднимая
   песок и веточки со дна.
  
   Закат январский бледно-розов.
   Парком серебряным дыша,
   бежит ручей. Назло морозам
   живёт родник - его душа.
  
   Весь год (и так мне это важно),
   при свете дня, во мгле ночей,
   течёт упрямый и отважный,
   незамерзающий ручей!
  
   БУКЕТ
  
   Белые зонтики в кружеве листиков,
   вечно живые, что вовсе не мистика.
   Крошечных звёздочек тёплая нежность,
   всё - дуновение и белоснежность!
   Красок палитры твоей укрощение,
   не схематизм и не упрощение,
   не примитив, а сама простота,
   жизни естественная красота,
   без рассуждений "быть иль не быть",
   обыкновенная белая сныть.
  
   ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
  
   Где-то в стороне от жизни гулкой
   эти всем известные места.
   От Обыденского переулка
   виден за домами Храм Христа.
  
   Смотрится отсюда, словно в раме
   (тот же и не тот уже мотив),
   серыми, жемчужными тонами
   золото и формы приглушив.
  
   Но не кажется мне это странным:
   здесь всё просто, всё не на показ.
   Здесь домов старинных деревянных
   разместился свой иконостас.
  
   Серый тополь, как на старом снимке,
   смотрит на меня из-за угла,
   нежная сиреневая дымка
   лёгкой занавескою легла.
  
   Здесь теплее голоса и лица,
   и у храма здесь иная стать,
   потому так хочется молиться,
   радоваться, верить и мечтать.
  
   После выставки Поля Сезанна в ГМИИ, 1998г.
  
  
   На картинах Сезанна
   мир удивительно странный,
   словно увиденный заново,
   светом живым осиянный,
   лишнее всё убравший
   с непостижимым талантом,
   он - как алмаз, вдруг ставший
   подлинным бриллиантом.
   Снег в лесу Фонтенбло,
   тающий и ноздреватый,
   кажется то стеклом,
   то потемневшей ватой.
   Эти дома в Провансе
   (ритм их мне так понятен)
   плавно кружатся в вальсе
   в вихре зелёных пятен,
   рядом стоят каштаны
   в Жа-де-Буффан у фермы,
   свету поют Осанну,
   вычурны и манерны.
   И остались в истории
   склоны, пики, террасы -
   горной Святой Виктории
   профили или фасы.
   Светлые привидения?
   Нет, купальщики это,
   сотканные из тени и
   бликов света и цвета.
   Переплелись растения
   и растворились предметы -
   солнечные видения
   в солнечном свете лета.
   На картинах Сезанна
   мир, увиденный заново.
  
  
  
   После посещения выставки
   ШЕСТЬ АМАЗОНОК
   АВАНГАРДА (Удальцова, Розанова,
   Экстер, Степанова, Попова, Гончарова)
   в ГТГ. 2001г.
  
  
   Прошлого века набат -
   не для фасона.
   Русский здесь авангард -
   шесть амазонок.
  
   Пластика чертежа,
   схемы или плаката.
   Время для дележа.
   Острым разъяты,
  
   сдвинуты этажи,
   люди, улицы, вещи,
   словно пространство блажит.
   Хаос зловещий,
  
   линий перекосяк -
   только лишь с виду:
   просто они косят
   не по Эвклиду.
  
   Красок кровавый пир.
   Или пожар века?
   Располосован мир.
   И нет человека.
  
   03.2001 - 01.2002
   ГМИИ, 2002 год. После посещения выставки
   картин Клода Моне.
  
   РУАНСКИЙ СОБОР
  
   Руанский собор, ты застывший хорал.
   И в солнечный полдень, тенями украшен,
   потоками света залитый портал
   струит свои формы каскадами башен.
  
   Тепло на восходе окрашен туман -
   и ты, как невеста в фате подвенечной:
   прозрачным окутан чуть видимый стан,
   а острые шпили - венчальные свечи.
  
   Руанский собор, это чудо чудес,
   в туманном мерцании света бесплотного
   ты лёгкий мираж, ты созданье небес,
   гармония вечного и мимолётного.
  
   1.2002 - 12.2005
  
   "Сена в Аньере", "Сена в Руане"
  
   Сена в Аньере,
   Сена в Руане,
   солнечный берег,
   блеск и сверканье.
  
   Перемешались
   небо и воды,
   пёстрые шали
   небесного свода
  
   позолотились
   светом весенним
   и отразились
   в зеркале Сены.
  
   Лёгкие всплески
   в блеске и пене -
   дивные фрески
   света и тени.
  
   Первооснова
   бликов, отсвета -
   танец речного
   кордебалета.
  
   Свет в интерьере
   лёгкие грани -
   Сена в Аньере,
   Сена в Руане. 22 - 24.01.2002
  
  
   Прибытие поезда из Нормандии на вокзал Сен-Лазар
  
   Дымом и паром заполнен парижский вокзал.
   Так специфически пахнет лишь каменный уголь.
   А пассажиры нещадно толкают друг друга.
   Бьётся у края перрона встречающих вал.
  
   Поезд нормандский уже прибывает в Париж.
   Толпы вокзальные хлынули на дебаркадер.
   Дымное облако мрачно вплывает в аркады.
   В этом дыму не идёшь, а как будто паришь.
  
   Видно лишь головы, словно несчастных людей
   в адский котёл затолкали и грешников варят.
   Воздух парной и тяжёлый от запаха гари.
   Так лишь бывает, наверно, на Страшном суде.
  
   Монстр - паровоз над людьми покуражиться рад.
   Лязгают тяжко и злобно железом колёса.
   И поневоле ты здесь задаёшься вопросом:
   это вокзал Сен-Лазар или подлинный ад?
  
   23.01.02
  
   Выставка пастели в ГТГ, 2005 год.
  
   Ларионов "Сад весной"
  
   На календаре - апрель,
   светлый, солнечный и гулкий,
   и звенит кругом капель
   музыкальною шкатулкой.
  
   Ярким солнцем залит сад.
   На припёке пахнет прелью,
   а в тени ещё висят
   льдинки лёгкой карамелью.
  
   Краски сжёг горячий свет,
   раскалённый до предела -
   даже тени вовсе нет.
   Лишь деревьев контур белый.
  
   Полог неба - холст льняной,
   отбелённый жгучим светом...
   Помните картину эту -
   Ларионов, "Сад весной"?
  
   13.02.2005
  
  
  
   Б.Манеж, 2005 год, выставка С.Андрияки.
  
   ЯБЛОНЕВЫЙ ЦВЕТ
  
   Яблоневый цвет -
   майский снегопад.
   И жемчужный свет
   излучает сад.
  
   Неба полоса -
   бледный аметист.
   Серебрит роса
   яблоневый лист.
  
   Тонкий голубой
   месяц - круторог
   в небе над землёй
   свой фонарь зажёг,
  
   гонит тени прочь
   этот мягкий свет.
   Сказочная ночь,
   яблоневый цвет.
  
   14.05.2005
  
  
   ЦДХ, 2005 год.
  
   Ю.Обуховский "Весна"
  
   Как нелегко найти слова...
   Всё очень просто: тает снег,
   из-под него видна трава,
   берёзы, дуб, весенний свет.
  
   Всё просто. И понять я тщусь,
   откуда эта глубина,
   что постигается сполна
   лишь всеми органами чувств.
  
   Я в лес знакомый забрела
   и тихо радуюсь опять
   приходу первого тепла,
   тому, что шапку можно снять;
  
   и ощущаю кожей вдруг
   дубов шершавую кору,
   и слышу дятла дробный стук,
   и шорох веток на ветру;
  
   и вижу необычный свет
   сквозь пар оттаявшей земли,
   когда, живым лучом согрет,
   словно дымится лес вдали.
  
   А запах снега и травы,
   вкус горькой почки на губах,
   бездонность бледной синевы -
   как это выразить в словах?
  
   И остро чувствую любовь
   и полнокровность бытия -
   и здесь не нужно громких слов:
   ведь это Родина моя!
  
   27-28. 11. 2005
  
   ГТГ, 2005-2006 г. Выставка картин
   А.К.Саврасова
  
   МОЕЙ ЗЕМЛЕ
  
   К душе нисходит благодать;
   твой светлый образ грустно-нежный
   страны, пугающе безбрежной,
   я так хочу не расплескать.
  
   Мне дороги твои черты,
   твоё скромнейшее обличье:
   на блёклом небе стаи птичьи,
   болота, пажити, кусты;
  
   окно, горящее в ночи,
   снег под луной зелёно-синий,
   и на берёзах лёгкий иней,
   и прилетевшие грачи;
  
   погост и надмогильный крест,
   кривые избы и задворки,
   храм Божий на крутом пригорке -
   в России много сходных мест.
  
   А твой неяркий, чистый свет,
   Твои бескрайнейшие дали...
   Ты утоли мои печали
   и на вопросы дай ответ.
  
   Как мать родная ты прости
   детей, живущих так бездумно
   и расточающих безумно
   то, что сумели обрести.
  
   12.01.2006
  
   ГТГ, 2006 г. Выставка М.К.Соколова.
  
   СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН
  
   Ветшают старые дома,
   деревья серые, нагие -
   почти ушедшая Москва,
   по ней, любимой, ностальгия.
  
   Ты словно дал себе обет
   любить отчаянно и страстно,
   а строгий чёрно-белый цвет:
   ведь Родина - страна контрастов.
  
   Колючей проволоки ад,
   а ты рисуешь женский профиль,
   непозабытый Ленинград...
   Ты знал давно, что быть Голгофе.
  
   Собачий лай, тяжёлый хруст
   шагов от лагерного бега,
   а на рисунке тёмный куст,
   как кружево на фоне снега.
  
   Цилиндр, перчатки и вуаль
   на тонких листиках бумаги
   так странно видеть в Северлаге,
   такая между ними даль.
  
   И вот - последний натюрморт,
   какой лишь в страшном сне приснится...
   Кто погубил живую птицу?
   Кто смел прервать её полёт?
  
   Многострадальная душа,
   её заботы и печали
   так буднично и не спеша
   ушли от нас в иные дали.
  
   Не убоялся тяжких ран,
   хоть знал: за стойкость ждёт расплата.
   Ты как святой Себастиан,
   тобой прославленный когда-то.
  
   14.01.2006
  
   Малый Манеж, 2006г. Выставка Василия
   Нестеренко.
  
   НАЕДИНЕ С СОБОЙ
  
   Ты весь ушёл в себя,
   не видишь и не слышишь
   ни яркий мир вокруг,
   ни синеву небес.
   Словно очерчен круг.
   И кем? Тобою? Свыше?
   О прошлом ли скорбя,
   несёшь тяжёлый крест?
  
   В себя ты погружён.
   Не смотришь на дорогу.
   Клянёшь свою судьбу
   или мечтаешь ты?
   Хвалу или мольбу
   сейчас возносишь Богу?
   Иль, верой защищён,
   избегнул суеты?
  
   Какая в мире тишь!
   Лишь непрерывный голос
   внутри тебя звучит,
   настойчив, как прибой -
   то монолог души,
   неслышимое соло...
   О чём ты говоришь
   наедине с собой?
  
   12.02.2006
  
   ТРЕТЬЯКОВКА
  
   Толмачёвский переулок
   и направо поворот.
   Нежный запах тёплых булок
   от Макдональдса плывёт
  
   Вот и мне всё чаще снится
   то Лаврушенский, то вал
   Крымский. Лучше причаститься
   места нет. Кто там бывал,
  
   это знает. Инженерный
   корпус, дальше - старый дом
   Третьяковки, чуть манерный,
   но такой родной и верный,
   словно сами в нём живём.
  
   А внутри давно знакомы,
   но всё так же тянут нас,
   по неписаным законам
   раздражая дух и глаз, -
  
   отражение Вселенной
   и лицо земли родной -
   Остроухов и Поленов,
   Репин, Суриков, Крамской,
  
   Левитан, Перов, Маковский,
   Ге, Иванов и Серов...
   А Саврасов, Айвазовский?
   А Лентулов, Кончаловский?
   А Коровин и Рублёв?
  
   Невозможно перечислить
   всех имён. Со школьных лет
   мы у них учились мыслить,
   видеть форму, свет и цвет.
  
   Есть ГМИИ, Дом акварели,
   много разных галерей,
   только мне, на самом деле,
   Третьяковка всё ж милей.
  
   14.01.07
  
   ИМПРЕССИОНИСТЫ
  
   Здесь мир иной, цветной и чистый,
   несёт спокойствие душе.
   И свет иной, живой, лучистый, -
   не чёрно-серое клише.
  
   Здесь цвет предметов и растений
   меняет ипостась свою -
   и свет бесчисленных оттенков
   я как живую воду пью.
  
   И эта влага, словно росы,
   и так сложна, и так проста,
   как изумрудных капель россыпь
   с зубцов кленового листа.
  
   И цвет становится не цветом -
   мерилом необычных мер:
   и солнечным манящим ветром,
   и музыкой небесных сфер.
  
   Здесь пурпур, палевый, сиена,
   Чуть розоватый и кармин...
   То виноградник или сцена
   с разливом виноградных вин?
  
   Здесь смуглых таитянок руки
   касаются твоей руки.
   Палитры красочные звуки
   так неожиданно легки.
  
   Матисса золотые рыбки
   плывут в кристальнейшей воде,
   и тени красочны и зыбки,
   а солнца свет царит везде!
  
   Прекрасный мир! Как озаренье,
   и как азарт, как Божий дар;
   святого творчества паренье -
   Сислей, Сезанн и Ренуар.
  
   Кто те волшебники Вселенной?
   Кто обеспечил их визит?
   Их творчество для нас нетленно,
   и патина им не грозит.
  
   Их мир - цветной, красив и ярок,
   как радуга и как мечты,
   как твой Рождественский подарок,
   как символ вечной красоты.
  
   16.01.07
  
   "Чёрный квадрат" Малевича
  
   Очень строгий мир двухмерный:
   чёрный, плоский, как плакат,
   вертикально соразмерный,
   беспредметный и манерный -
   то Малевича квадрат.
  
   Страшный сон искусствоведа,
   чёрный саван похорон,
   монолог чумного бреда,
   пересмешник - пустозвон.
  
   Сколько вызвано им споров
   от Парижа до Перми.
   Это автор кажет норов:
   - На-ка, выкуси, прими!
  
   1-2.04.07
  
  
   ГМИИ, 2007 год. Выставка "Встреча с
   Модильяни
   .
  
   А.Модильяни м А.Ахматова
  
   Единой линией изгиб плеча,
   бедро крутое, подбородок нежный -
   и жизни беспокойная свеча
   затеплилась, как на снегу подснежник.
  
   Провалы глаз и шеи поворот,
   едва заметный, чуть не симметричен
   овал лица, и этот сжатый рот -
   портрет готов, и образ органичен.
  
   Всё в теле в высь стремится, в высоту,
   Хотя совсем подогнуты колени.
   То Богу благодарное моленье
   или стремленье к небу, за черту?
  
   А сжатых губ немое торжество,
   чеканный, горбоносый, гордый профиль -
   рисунка удивительные строфы,
   поэзии святое волшебство.
  
   28.04.07
  
  
  
  
  
  
  
  
   .
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
  
  
  
  
  
   0x01 graphic

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"