Винокур Роман : другие произведения.

Любовь к баскетболу во время былое

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Есть такой народ - баскетболисты, есть страна такая - Баскетбол. Пятое место в конкурсе "Фестиваль Планета-Этно 2021", номинация "Эссе". Также прошёл в финал конкурса "Отражение-22", раздел Мемуары, 8-е место.

  
  О баскетболе - вообще и в частности
  
  Хоть ничто не ново под луной,
  Многое полезное забыто.
  Будущее - как бы за стеной,
  Прошлое - простор для следопыта.
  
  Это случилось в 1891 году в американском городе Спрингфилде (штат Массачусетс). Студенты местного колледжа любили играть в бейсбол и футбол. Однако из-за плохой погоды спортивные занятия часто переносились в тесный гимнастический зал. Чтобы его подопечные не скучали, преподаватель физического воспитания Джеймс Нейсмит придумал игру, для которой не надо большой площадки, и назвал её 'баскетбол' - от английских слов 'баскет' (корзина) и 'бол' (мяч). Это название достаточно ёмко передаёт суть игры, поскольку, как часто не корректировались правила баскетбола за его последующую историю, её основным элементом всегда был бросок мяча в корзину: сначала в натуральную (из-под персиков), а потом - в металлическое кольцо с подвешенной к нему сеткой без дна. Любопытно, что высота кольца относительно пола, 10 футов (приблизительно 3 метра), осталось равной высоте расположения верхнего края той самой корзины из-под персиков...
  Я полюбил баскетбол с детства под влиянием брата Миши, который был старше на семь лет и играл на уровне мастера спорта. Вершиной его достижений было участие в сборной Закарпатского военного округа. Потом он стал капитаном и играющим тренером команды Львовского политехнического института. Мои успехи были скромней: я играл за команды своей школы и затем факультета в институте, не считая отдельных выступлений в других соревнованиях.
  Однако не достигнув столь больших высот в практическом баскетболе и уже став кандидатом технических наук, я опубликовал две статьи по теории баскетбольного броска (на русском и на английском) *. Как мне стало известно, они используются в ряде учебных заведений, но не столько для популяризации баскетбола, сколько для занимательного (в стиле Якова Перельмана) введения в теорию движения физического тела, брошенного под углом к горизонту...
  Однажды, ещё будучи школьником, мой брат принёс домой книгу об американском студенческом баскетболе, переведённую на русский с английского. Она была выпущена сравнительно небольшим тиражом и сразу стала 'дефицитной', поскольку в то время (конец 50х) интерес к баскетболу в СССР уже был огромным, особенно в студенческой среде. На рисунках, иллюстрирующих технику бросков, нападения и защиты, были изображены лишь белые баскетболисты. Эпоха чернокожих мастеров оранжевого мяча только ещё начиналась.
  Просмотрев эту книгу, я записался в баскетбольную секцию городской Детской и Юношеской Спортивной Школы (ДЮСШ). Хотя параллельно я иногда занимался и другими видами спорта, отныне любовь к баскетболу стала важной частью моего самосознания, а также поводом для ряда интересных встреч и приключений. О некоторых из них пойдёт речь ниже.
  
  Приключения двух болельщиков на матче сборных СССР и Украины, июль 1966 года
  
   Летом 1966 года я закончил с золотой медалью 'русскую' школу в Тернополе и поступил в Московский Физико-технический Институт. Старший брат тоже приехал тогда в Москву, но не только, чтобы меня морально поддержать.
   На Малой Спортивной Арене стадиона в Лужниках должны были состояться товарищеские матчи с участием четырёх баскетбольных сборных: Советского Союза, США, РСФСР и Украины. Особый интерес, конечно, был к 'родоначальникам баскетбола'. Чтобы ознакомиться с их мастерством воочию, в Москву съехались несколько тысяч любителей баскетбола со всей страны, приобретя входные билеты заранее.
  Однако в последний момент советское правительство отменило визит сборной США по не совсем ясной причине 'преступлений американской военщины во Вьетнаме'. Чтобы не разочаровывать собравшихся болельщиков, матчи решили всё-таки провести, заполнив образовавшуюся вакансию сборной молодёжной командой СССР.
   Матчи сборных РСФСР и молодёжной команды, а потом сборных СССР и Украины, должны были быть проведены в один и тот же день на Малой Спортивной Арене, тогда мини-стадионе под открытым небом. На первую встречу, которая была лишь как бы прелюдией к основному матчу, пришло не более пятисот зрителей. Увидев много пустовавших мест и то, что никто не следит за их соответствием купленным билетам, мы пересели во второй ряд - поближе к баскетбольному полю и игрокам.
  Сборная РСФСР была в основном представлена баскетболистами из 'Уралмаша', а её капитаном выбрали ныне легендарного Александра Канделя, дружелюбного богатыря из обрусевших немцев, с которым мой брат когда-то познакомился на одном из спортивных форумов. Во время разминки перед игрой Александр не только ответил на Мишино приветствие, но и сказал, подойдя к трибуне:
  - А, львовяне!.. Приехали поболеть за сборную Украины?
  - Будем болеть и за тех, и за других! - ответил мой брат, что было правдой, поскольку наш тогдашний спортивный патриотизм был больше советским, чем украинским.
  - А в этом матче за кого? - лукаво спросил капитан сборной РСФСР.
  - За молодёжь! - честно признался Миша. - Всё же они больше нуждаются в поддержке трибун.
  - А я - и за нас, и за них! - улыбнулся Александр. - К тому же Отара жалко. Он так волнуется за своих, что как бы давление опять не прыгнуло...
  
   Александр Кандель (фото из https://кандель.екатеринбург.рф/news/37168 ). []
  Александр Кандель (фото из https://кандель.екатеринбург.рф/news/37168 ).
  
  Тренер молодёжной сборной Отар Коркия, известный в прошлом баскетболист, а потом тренер тбилисской команды 'Динамо', действительно больше напоминал заботливого отца двенадцати сыновей, чем привычного по кинофильмам сурового спортивного генерала. Не помню, выступал ли в тот день его племянник Михаил Коркия, будущий игрок сборной СССР, победившей на Олимпийских играх 1972 года, но Отар болел душой за всех своих игроков, не порицая их за промахи, зато иногда апеллируя к судьям.
  Запомнился один смешной эпизод. Судья (возможно, что ошибочно) определил нарушение правил одним из защитников молодёжной сборной, назначив за это два штрафных броска. Внимательно следивший за игрой Коркия покраснел от возмущения и бросил вопросительный взгляд на второго судью. Тот развёл руками: мол, далеко стоял и поэтому не видел, что произошло.
   - Почему 'два'? - громко спросил Коркия, обращаясь к первому судье. Тот проигнорировал этот вопрос, но на него тут же ответил Александр под смех всей аудитории:
  - Конечно, только два, не три же! Всё - по правилам, дорогой Отар.
  Тогда никто ещё не предполагал, что спустя много лет правила баскетбола изменятся и наряду с привычными двумя будут присуждаться три штрафных броска...
  
  Отар Коркия (в центре) и Михаил Коркия (впереди на полу). Фото из  https://24smi.org/celebrity/34505-mikhail-korkiia.html []
  Отар Коркия (в центре) и Михаил Коркия (впереди на полу). Фото из https://24smi.org/celebrity/34505-mikhail-korkiia.html
  
  В этом товарищеском матче победила более опытная команда, причём к финальному свистку трибуны уже почти заполнились, несмотря на начавшийся дождь, который вопреки прогнозу постепенно усиливался. Увидев, что не только обе команды, но и судьи ушли в расположенное недалеко здание, мы вскоре последовали за ними. Однако у входной двери уже дежурила милиция, а по громкоговорителю объявили, что в связи с дождём матч сборных СССР и Украины переносится в закрытое помещение, где нет мест для болельщиков, поэтому всех попросили разойтись, сохранив билеты, по которым можно будет посетить другие соревнования в будущем.
   Тем не менее, огромная толпа недовольных болельщиков уже скопилась у здания, звучали сердитые слова в адрес организаторов. Мы с Мишей стояли впереди толпы у двери, охраняемой конным и двумя пешими милиционерами. Надежда проникнуть внутрь казалась нереальной, но вдруг дверь открылась изнутри, и пешие милиционеры сдвинулись в сторону, пропуская шеренгу рослых атлетов - сборную команду РСФСР.
  Александр Кандель шёл самым первым. Увидев Мишу и быстро оценив ситуацию, он подмигнул и, как бы растерянно озираясь, шагнул в сторону, заслонив нас от пешей милиции. 'За мной!' - тихо сказал брат и вбежал внутрь здания мимо посторонившихся российских баскетболистов. Я бросился вслед, кто-то попытался прорваться за мной, но был остановлен. Конь, испугавшись, встал на дыбы, и толпа отпрянула.
  Милиционеры не стали преследовать нас, отражая натиск болельщиков, оставшихся за пределами здания. Мы помчались вдоль коридора, который потом раздвоился. В этом месте навстречу нам вышел суровый мужик лет тридцати в костюме и галстуке. Его пиджак был растёгнут, так что была видна кобура с пистолетом на правом боку.
  - Куда? - строго сказал он, преградив дорогу.
  - Где игра? - спросил Миша. - Нам - туда! Издалека приехали.
  - Там! - показал страж порядка и, вздохнув, уступил дорогу. - Аккуратно займите свободное место у стены, ведь зал - маленький.
  Зал действительно оказался маленьким, поскольку обычно предназначался лишь для тренировок. Расстояние от стены до линии баскетбольного поля не превышало одного метра. Это узкое пространство было частично заполнено скамейками для запасных игроков, но в основном - тесно стоящими болельщиками, по-видимому, проникшими сюда ещё до того, как милиция перекрыла вход. Впрочем, в этой сплочённой компании нашлось место и для нас.
  Рядом уже разминались лучшие баскетболисты страны, высокие и крепкие парни, которых раньше я видел только по телевизору или на фото в газетах. Сборная СССР в традиционных красных майках выглядела более впечатляющей, чем сборная Украины. Дело было не только в росте центровых и нападающих, где очень высокому (минимум 215 см), хотя и на первый взгляд нескладному Владимиру Андрееву из московского ЦСКА противостояли атлетичные, но заметно уступавшие ему в росте Николай Баглей и Георгий Вальтин из киевского 'Строителя'.
   Сборная СССР смотрелась более колоритной и этнически. В её составе были похожий на викинга русоволосый эстонец Яак Липсо (тогда с небольшой бородкой), черноволосые южане - грузины Зураб Саканделидзе и Владимир Угрехелидзе, а также стремительный литовец Модестас Паулаускас. Хорошо запомнились также капитан команды Владимир Вольнов (шатен с белой прядью седых волос) и черноусый Сергей Белов, будущий капитан и тренер советской сборной. Кстати, в этом матче Вольнов прекрасно сыграл и как защитник, и как центровой. В украинской сборной выделялся Вадим Гладун, разыгрывающий защитник, быстрый и хорошо видящий поле.
  Вскоре разминка закончилась, и команды окружили своих тренеров. Не помню, кто тогда руководил сборной Украины, но внимание болельщиков сосредоточилось на тренере сборной СССР, Александре Яковлевиче Гомельском, известном всему баскетбольному миру. Это его Георгий Жуков, которого в народе именовали Маршалом Победы, назвал Маршалом Баскетбола. Впрочем, спортивные обозреватели 'присвоили' Гомельскому не менее почётный титул - Профессор Баскетбола.
  
   Александр Гомельский (слева) и Сергей Белов. Фото из https://www.sport-express.ru/basketball/reviews/sergey-belov-basketbolist-dvizhenie-vverh-prichina-smerti-1503694/ []
  Александр Гомельский (слева) и Сергей Белов. Фото из https://www.sport-express.ru/basketball/reviews/sergey-belov-basketbolist-dvizhenie-vverh-prichina-smerti-1503694/
  
  Прозвучал свисток одного из судей, и долгожданный матч начался. Конечно, победила сборная СССР, но борьба за эту победу оказалась напряжённой и бескомпромиссной. Находясь совсем рядом с баскетбольным полем, иногда всего в нескольких метрах от игрока с мячом, я видел это ясно. Драк не было, но без жёсткого контакта не обошлось. Хотя в баскетболе атакующий игрок с мячом считается неприкосновенной личностью, но в противостоянии игроков без мяча допускается ограниченное силовое взаимодействие.
  Так, судья 'простил' Яака Липсо, который 'устав' от толчков локтем, вольно или невольно используемых Николаем Баглеем в борьбе за место под щитом, сзади элегантно захватил 'толчковую' руку соперника на болевой приём ('выпрямил' её, удерживая за плечо и кисть и надавив грудью на локоть). Впрочем, оба игрока быстро извинились друг перед другом, но уже в присутствии подошедшего к ним судьи. Любопытно, что впоследствии Яак Липсо сыграл роль латышского следователя в фильме 'Я, следователь' ** (по сценарию братьев Вагнеров).
  Борьба за мяч велась по всему полю, поэтому несколько раз игроки врезались в стоящих близко болельщиков. Как правило, обходилось без травм. Наоборот, болельщики старались подстраховать падавшего на них игрока, чтобы он не получил повреждений. Одному из пострадавших болельщиков всё же пришлось оказать медицинскую помощь за пределами зала, но он быстро вернулся под общие аплодисменты, перевязанный и улыбающийся.
  После матча соперники обменялись рукопожатиями сначала друг с другом, а потом с подошедшими болельщиками.
  Царило дружеское веселье. Никто не спешил расходиться. Это был праздник большого баскетбола, хотя и не для всех, кто имел на него билеты. Один из спортивных праздников ещё казавшейся нерушимой страны...
  
   'Последний дюйм' и дальний баскетбольный бросок, лето 1967 года
  
  После окончания первого курса я провёл две недели в Крыму, в спортивно-оздоровительном лагере Львовского Политехнического Института (в студенческом обиходе - Политеха), где мой старший брат, играющий тренер, организовал летние сборы для институтской баскетбольной команды. Лагерь находился в Алуште примерно в одном километре от моря. Студенты жили в палатках, а для преподавателей были построены несколько деревянных домиков. В лагере имелась неплохая столовая, различные спортивные площадки и концертный зал под открытым небом.
  Поскольку я не был студентом Политеха, то койка мне не полагалась, и ночью я спал на матрасе, раздобытом за умеренную мзду у завхоза и уложенном на бетонном полу в палатке. Питался в местной столовой, поскольку всегда оставались лишние талоны на еду для временно отсутствовавших спортсменов. За это мне 'приходилось' играть вместо них в ежедневных тренировочных матчах, что я делал с удовольствием.
  По утрам перед завтраком мы выходили на разминку, в том числе на баскетбольной площадке, потом завтракали и шли на пляж, где плавали, загорали и играли в волейбол. Потом возвращались в лагерь на обед и после двухчасового отдыха вновь собирались на баскетбольной площадке, где проводили тренировочные матчи, разбившись на две команды по шесть человек (пять - 'полевых' и один - запасной).
  Обычно я был запасным, проводя на площадке не более пяти минут в каждом матче, поскольку мой брат старался больше времени уделять игрокам из Политеха. Как-то раз мне удалось 'блеснуть' и за столь короткое время. Дважды перехватив передачи в результате активной защиты, я пронёсся к щиту соперников и забросил мяч в корзину. Потом попал с расстояния примерно 7 метров, а в самом конце игры забросил мяч в кольцо из-под щита, получив точный пас от брата и переиграв в высоком прыжке двух рослых соперников.
  Среди аплодирующих зрителей я увидел двух знакомых девушек, Стеллу и Оксану - моих ровесниц, и незнакомого юношу, примерно моего роста (180 см), но не столь спортивного вида. Рядом с ним стояли двое мужчин. Одного из них, рыжеволосого и довольно компанейского, я уже несколько раз встречал на пляже. Второй, с задумчивым лицом, был чем-то похож на артиста Николая Крюкова, исполнившего роль безработного лётчика Бена в фильме 'Последний дюйм' (по одноимённому рассказу английского писателя Джеймса Олдриджа). В то время этот фильм был очень популярен, а песни из него нередко звучали на эстрадах. ***
  Потом девушки рассказали мне, что задумчивый мужчина - Джеймс Олдридж, а юноша - его сын Вильямс. Они приехали на отдых в нашу страну и поселились в одном из деревянных домиков вместе с рыжеволосым, который мог свободно изъясняться и на русском, и на английском языках.
  - Говорят, что эта история - из их жизни! - взволнованно поделилась со мной романтичная Оксана. - Олдридж был тем самым лётчиком, а Вилли стал прообразом его сына Дэви.
  Мои милые подруги основывались на том, что Олдридж умел управлять самолётом и был пилотом бомбардировщика во время Второй мировой войны. Кроме того, он увлекался подводным плаванием и фотографировал разных рыб, включая акул.
  - В любом случае, Вильямс - хороший мальчик, - добавила Стелла, неплохо знавшая английский язык. - Мы с ним на пляже познакомились. Ему у нас очень нравится, и он изучает русский язык. Он тоже любит баскетбол, но стесняется приходить на площадку, потому что пока не очень хорошо играет.
  - Пусть приходит утром до завтрака, и мы с ним поиграем один-на-один или просто побросаем по кольцу... - великодушно предложил я и тут же пожалел: в МФТИ нас предупреждали о нежелательности контактов с иностранцами. Наказание могло быть серьёзным - вплоть до исключения. Поэтому я перевёл разговор на книги Олдриджа, изданные на русском языке. Возможность более близкого знакомства с самим писателем или его сыном казалась мне маловероятной.
   Но жизнь ещё раз доказала, что всё, что может случиться, рано или поздно случается. На следующее утро я решил потренироваться в бросках с дальнего расстояния, которые выполнял в реальной игре с относительно высокой результативностью: около 40-50%. Такие броски всегда с энтузиазмом приветствовались болельщиками, но довольно сдержанно воспринимались тренерами, поскольку любые точные броски 'с игры' оценивались одинаково, по два очка за каждый, но результативность рослых игроков передней линии, атакующих кольцо с близкой дистанции, была заметно выше. Лишь с 1984 года дальние броски (с расстояния не менее 6-7 м) стали оцениваться тремя очками. Такое нововведение сделало игру намного интересней, но к сожалению, это произошло семнадцать лет спустя, а пока я стремился увеличить результативность своих дальних бросков хотя бы до 60%.
  Вдруг к площадке подошли Вильямс и его рыжеволосый спутник. Взглянув на них, я почему-то вспомнил известную иллюстрацию из драмы Гёте 'Фауст', хотя мужчина не был внешне похож на Мефистофеля, а юноша - на Фауста. Дружелюбно поздоровавшись, рыжеволосый попросил, чтобы я показал Вильямсу, как правильно бросать мяч издали.
  - Его отец - известный писатель и большой друг нашей страны, - сказал рыжеволосый, обняв меня за плечи, - а его сын очень хочет играть в баскетбольной команде своей школы. Он младше тебя на два года. Помоги парню. Я знаю, откуда ты, но ничего не бойся и считай это одноразовым комсомольским поручением.
  Вилли, как он представился мне, оказался прилежным учеником и для первого раза неплохо усвоил технику дальнего броска одной рукой в прыжке, хотя до совершенства было ещё далеко. Кроме того, прыгал он недостаточно высоко, и я посоветовал ему ежедневно делать упражнения для увеличения силы ног. Прыжок был важен не только для того, чтобы успешно перебросить мяч через поднятые руки защитника: чем выше мяч в момент броска, тем с большей вероятностью он может попасть в кольцо.
  Узнав от меня о происшедшем, Оксана и Стелла огорчились, что встав не столь рано, упустили шанс ещё раз поговорить с Вилли. Их по-прежнему интересовало, был ли он тем самым Деви из рассказа 'Последний дюйм'. Я и сам был не прочь это выяснить и даже намекнул Вилли, что в баскетболе важен каждый дюйм (every inch), особенно если мяч достигает кольца под относительно пологим углом к горизонту, но он лишь кивнул головой...
  Вопрос о тождественности Вилли и Деви был задан самому Джеймсу Олдриджу во время его выступления в нашем открытом концертном зале. Писатель говорил по-английски, иногда переходя на русский в отдельных фразах, но в основном общался с аудиторией через переводчицу, преподавательницу Политеха.
   - Нет, - ответил Олдридж, - я придумал эту историю, когда моему сыну было семь лет, желая, чтобы он стал похожим на того мальчика. Поэтому всегда поощрял его занятия спортом, ведь это - так важно для будущего мужчины.
  
   Джеймс Олдридж, автор рассказа
  Джеймс Олдридж.
  
  Спустя много лет я узнал, что Вильямс в выборе профессии пошёл по стопам отца, но его уровня славы достичь не смог. Возможно, и потому, что относительно рано умер. Как литератор, он наиболее известен сценарием к фильму 'Мио, мой Мио' ****, снятому советским режиссёром Владимиром Грамматиковым в 1987 году по книге шведской детской писательницы Астрид Линдгрен (той самой, что познакомила нас с летающим чудаком Карлсоном). Съёмки фильма проходили в Швеции, Великобритании и Крыму...
  Лица девушек позабылись со временем. Помню лишь, что девушки были стройными и очень милыми, особенно Стелла, красивая и интеллигентная. Мне было приятно дружить с ними, хотя старшекурсник Алик, местный Дон Жуан, с видом знатока настойчиво советовал не тратить на них время, поскольку с этими девчатами 'нельзя просто так, на них надо жениться.' Его слова не разошлись с делом: спустя несколько лет он женился на Стелле.
  __________________________________________________________
  *)
  Р. Винокур, Кинематика баскетбольного броска, 'Квант', 1990, #2.
  R. Vinokur, The Science of the Jump-Shot, 'Quantum', 1993, Jan/Feb, p 48-52.
  
   **) Фильм 'Я, следователь', 1971.
  
  ***) Песни из кинофильма 'Последний дюйм':
  'Какое мне дело до вас до всех'
  'Песня о маленьком тюлене'
  
  ****) Фильм 'Мио, мой Мио', 1987.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"