Винокур Роман : другие произведения.

Популярная физика ложных полтергейстов

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Рассмотрен ряд сравнительно простых вибро-акустических эффектов, которые воспринимаются некоторыми людьми (особенно по ночам), как полтергейст - "разгул" сверхъестественных сил в их жилище. Первое место в конкурсе "Стоптанные кирзачи-9,5", раздел "эссе и статьи", 2020. http://samlib.ru/s/stoptannye_kirzachi95/superfin_nachalo.shtml

  
  Предисловие
  
  Известно немало легенд о домах с привидениями, где по ночам наблюдались странные эффекты: таинственные шумы, пугающие вибрации и даже разрушения (трещины в стенах, упавшие полки и люстры и двери, сорванные с петель).
  Такие непонятные явления часто называют полтергейстом. Этот термин имеет в основе два немецких слова: poltern (вызывать шум или вибрацию) и geist (дух или призрак). Таким образом, слово полтергейст можно перевести, как шумный призрак. В России озорной и относительно безобидный полтергейст назвали барабашкой (маленьким барабанщиком).
  Полтергейсты изучаются представителями как естественных, так и паранормальных наук. Паранормальными называются психофизические эффекты, которые пока не имеют достаточно строгого научного объяснения с точки зрения физики и психологии. В частности, парапсихологи рассматривают полтергейсты, как игру потусторонних и нередко враждебных человеку сил и верят в так называемую жизненную энергию, которая не исчезает после смерти её носителя и может создавать привидения.
   Физики с этим не согласны и делят полтергейсты на две группы: (1) те, которые объясняются естественными причинами, и (2) те, у которых пока нет более или менее точной интерпретации (например, шаровая молния - плывущий в воздухе светящийся шар, который напоминает религиозным людям мифический образ человеческой души).
   Если полтергейст получает научное объяснение, то парапсихологи называют его ложным. В этой научно-популярной статье рассмотрены вибро-акустические эффекты, ставшие причиной ложных полтергейстов. Ей предшествовала публикация автора по той же теме в журнале 'Sound and Vibration ' (апрель, 2016) *.
  
   Призраки, созданные акустическим резонансом
  
   Московская сага о воющем домовом
   В рассказе 'Пустырь' (А. Вьюрков. Рассказы о старой Москве / М., 'Московский рабочий', 1968) некий Иван Павлович, желавший разбогатеть, нанял артель каменщиков для постройки доходного дома и обманул их, не выплатив часть обещанных денег. Однако дом не принёс мошеннику желанных прибылей - постепенно его покинули почти все квартиросъёмщики. Их напугал таинственный домовой, пугавший всех по ночам. Не помогла избавиться от нечистой силы и полиция.
   '... В квартиру выехавшего купца посадили на ночь двух городовых. Они уселись в кухне на пустые ящики, достали для храбрости бутылку водки и колбасу и стали ждать 'домового'.
   - В случае, ежели что... - наставлял старший чин младшего, - ты его хватай, а я руки крутить буду.
   'Засада' выпивала и прислушивалась, но в квартире было тихо. На улице гудел ветер, лаяла собака, хлопала калитка у ворот, и вдруг... в пустых комнатах кто-то завыл. Городовые переглянулись и, не прожевав колбасы, вскочили и вылетели на улицу легче пуха.
  - Так точно... - дрожа от страха, доложил дежурному старшой, - своими глазами видел, ваше благородие! Голова у него - во! Хвост и рога - во!
   После этогопроисшествия из дома выехали последние жильцы.'
   Наступил срок уплаты процентов, но денег не было. Новая попытка 'смухлевать' неудалась, и Ивана Павловича арестовали. Только много лет спустя строительный подрядчик, тоже когда-то обманутый Иваном Павловичем, раскрыл ему секрет:
   - Это тебя каменщики подвели. Они тебе в стену бутылки пустые заложили, ветерок-то в них и гудел. Поди их теперь ищи. Не придумаешь, где и стену ломать...
   Вероятно, бутылки были заделаны не только в наружные стены, где их открытые горлышки обдувались ветром, но и на чердаке и в вентиляционных каналах. Воздух в бутылках резонировал, создавая громкий воющий звук, когда ветер дул поперёк бутылочных горлышек.
   Звучащие свойства пустых сосудов известны с древних времён. Большое практическое значение получили так называемый резонатор Гельмгольца - относительно большая полость (обычно сферической, цилиндрической или прямоугольной формы) с открытым узким горлышком; например, пустая бутылка без пробки. Если размеры резонатора малы по сравнению с длиной звуковой волны в воздухе, то годится модель пружинного маятника, где пружиной является воздух в полости, а роль массы играет 'воздушная пробка' в узком горлышке.
   По ориентировочной оценке, акустический резонанс, пугавший людей в доходном доме, происходил на частоте около 100 Гц (примерно нижняя граница диапазона мужского голоса) и был наиболее слышным по ночам, когда стихал шум на городских улицах, а ветры дули обычно сильней, чем днём. Для устранения этого 'потустороннего' эффекта было бы достаточно найти и зацементировать торчащие горлышки бутылок, предварительно сколов их до уровня стены.
  
   Резонанс Гельмгольца в комнате с открытыми окном или дверью
   Известно, что комната с открытым окном может быть резонатором Гельмгольца для инфразвука - не слышимого человеком звука очень низкой частоты (ниже 16-20 Гц). Здесь роль полости играет сама комната, а горлышком служит выступает открытое окно. Известны также случаи, когда роль горлышка играла открытая дверь или сравнительно короткий вентиляционный канал.
   Комната-резонатор возбуждается турбулентным воздушным потоком чрез окно или поперёк него или инфразвуком от внутреннего или внешнего источника. Интенсивные инфразвуковые колебания способны вызвать болезненную вибрацию органов человеческого тела, а также страх и панику. К такому выводу пришёл на основании своих экспериментов французский учёный русского происхождения Владимир Гавро (Владимир Гавронский). Работая в своей лаборатории, он и его коллеги периодически испытывали недомогание и тревогу. В конце концов причина была найдена: неправильно установленный вентилятор создавал инфразвуковые колебания воздуха, усиленные резонансом помещения. При этом резонансную частоту можно было варьировать открывая шире или, наоборот, частично прикрывая окно.
   Если объём комнаты составлял 50 кубических метров, а площадь окна и толщина наружной стены равнялись одному квадратному метру и 10 см, соответственно, то по известной акустикам формуле для резонатора Гельмгольца можно вычислить резонансную частоту такого резонатора: 8 Гц. Усиленный резонансом инфразвук, оставаясь неслышимым, был способен вызвать тревогу и галлюцинации, а при большой интенсивности и физическую боль.
  
   Резонансы воздушного объёма в комнате с закрытыми окном и дверью
   Акустические резонансы бывают и в помещении с закрытыми окном и дверью, но обычно на более высоких частотах, поэтому они могут быть услышаны людьми. Например, в типичной комнате с высотой потолка 3 м, одна из фундаментальных резонансных частот приблизительно равна 60 Гц, что усиливает в частности слуховое восприятие раскатов грома. Дело в том, что наиболее мощные звуковые компоненты грома в основном сосредоточены в диапазоне 50 - 150 Гц, поэтому гром - хорошо слышен и нередко звучит пугающе не только в чистом поле, но и внутри дома.
  
   Призраки, созданные механическим резонансом
  
   По кому звенит окно...
   Если стёкла или оконные рамы со стёклами - недостаточно зафиксированы и массивны, то они могут легко возбуждаться под действием шума или вибрации, периодически ударяясь о менее подвижные элементы оконной конструкции. При каждом ударе стёкла резонируют на многих, в том числе достаточно высоких частотах. Конечно, подобный нелинейный эффект возникает лишь при достаточно сильном внешнем возбуждении. В противном случае края стёкол в оконных рамах смещаются мало и поэтому не ударяются о неподвижные элементы или всё же ударяются, но сила такого удара - невелика.
   Частота самих ударов не имеет большого значения. Она может лежать в инфразвуковом диапазоне (например, 10 Гц), так что сам источник дрожания стёкол не слышен, а воспринимаются лишь звук и (осязанием) вибрация стёкол на их резонансных частотах, начиная с фундаментальной (самой низкой) частоты и выше.
   Например, резонансные частоты обычного стекла размером 1 м х 1 м и толщиной 3 мм приблизительно равны 30, 75, 120, 195, 270, ... Гц. Если увеличить толщину стекла втрое (9 мм), то втрое возрастут и резонансные частоты: 90, 225, 360, 585, 810, ... Гц. Возникновение высокочастотного звука при неслышимом низкочастотном возбудителе создаёт ощущение таинственности и нередко сверхъестественности подобной ситуации.
   В моей практике был такой любопытный случай. Однажды я (акустический консультант) был приглашён в фирму, в одном из офисов которой нередко по вечерам возникал полтергейст, пугая женщин-сотрудниц. Обычно в шесть вечера вдруг начинало 'петь' большое окно с одинарным остеклением толщиной 9 мм, иногда тише, а порой - как тревожно звонящий колокол. В результате женщины перестали задерживаться на работе, чтобы закончить важный отчёт. Иногда полтергейст прекращался, и все временно успокаивались, но потом он снова проявлялся с прежней силой.
   Само здание было многоэтажным и вмещало несколько разных фирм - по одной на каждом этаже. Ранее приглашённый консультант не нашёл никаких проблем со звукоизоляцией, поскольку здание имело массивные внешние стены и перекрытия, а также качественные 'плавающие' полы и подвесные потолки. Им проверено инженерное оборудование здания, но и здесь всё показалось ему в норме.
   На верхнем этаже я обнаружил небольшой спортивный зал, оборудованный руководством другой фирмы для своих сотрудников и расположенный над офисом с полтергейстом. Этот зал обычно посещался по вечерам после работы. В числе других тренажёров там были две 'бегущих дорожки', но грациозные девушки, бежавшие по ним, дружно уверили меня, что виброизоляция всех тренажёров уже проверялась и оказалась вполне достаточной. Заметив, что 'бегущие дорожки' можно сравнительно легко передвинуть, я предложил девушкам временно прекратить свой бег и передвинул оба тренажёра поближе к наружной стене здания.
   Девушки вновь продолжили своё занятие, а я спустился вниз, чтобы проверить, нет ли там полтергейста. Однако всё было тихо, и я стал ждать, не появится ли он позже. В офисе уже никого не было, и мне оставили ключ. За окном, обращённым во двор, стемнело. Висящие на стене часы отбили шесть часов вечера. Вдруг окно как бы ожило и загудело, как колокол. Я быстро выглянул в окно, но ничего подозрительного не заметил.
   Тогда я прибежал на верхний этаж и обнаружил, что стройных красавиц уже нет, а на 'бегущих дорожках' энергично тренируются две достаточно плотные женщины средних лет. Разгадка оказалась простой: передача вибрации от этих тренажёров в наружную стену существенно зависела от их расположения в комнате и, конечно же, от веса физкультурниц и темпа их бега. Поскольку эффект возбуждения стёкол был нелинейным, то он мог не возникать в одних условиях и сильно проявляться в других, даже если разница между этими условиями была относительно умеренной.
   Тренажёры были передвинуты в прежнее положение, их виброизоляция - усилена, а сотрудницам 'нижерасположенной' фирмы было объяснено, что полтергейст оказался ложным.
  
   'Землетрясение' на восьмом этаже
   Недостаточная виброизоляция технического оборудования зданий (компрессоров, насосов, водопроводных труб и тд) является одной из наиболее частых причин появления ложных полтергейстов, когда начинают вибрировать стёкла в окнах и книжные полки, падать предметы со стола и даже колебаться пол и стены, как при землетрясении. Подобное явление периодически происходило по вечерам в девятиэтажном коммерческом здании на восьмом этаже.
   Девятый этаж здания был техническим. На нём располагалось почти всё инженерное оборудование здания, включая компрессоры, вентиляторы, насосы, трансформаторы и лифтовые приводы. У всех этих машин были вполне качественные виброизоляторы (в основном пружинного типа), рассчитанные на обычные режимы их работы. Тогда я предложил включать и выключать все устройства по очереди, одновременно измеряя уровни вибраций на восьмом этаже. Вскоре причина 'землетрясений' была установлена.
   Дело в том, что резонансная частота колебаний механической системы, где роль массы играл мощный вентилятор, а пружиной служил виброизолятор, составляла 2 Гц. Резонансная частота колебаний девятиэтажного здания, рассчитанная по известной формуле, была близкой к ней (примерно 1 Гц). При включении ротор вентилятора быстро разгонялся до нормативной скорости вращения (несколько десятков оборотов в секунду), и резонансы не успевали реализоваться во всей своей мощи.
   Но при выключении вентилятора его ротор продолжал долго вращатьсься, замедляясь до состояния покоя в течение 5-10 минут. Особенно долго ротор он вращался на очень малых оборотах (порядка 1-2 Гц), вызывая резонансы системы 'вентилятор-виброизолятор-здание', причём ввиду близости двух резонансных частот возникали колебания сравнительно большой амплитуды, ощущаемые, как землетрясение. Естественно, что на восьмом этаже эта амплитуда была значительно выше, чем на более низких этажах.
   'Землетрясения' прекратились после более качественной балансировки ротора вентилятора, что уменьшило центробежную силу, вызывающую колебания, а также после применения более вязкого масла внутри пружинного виброизолятора.
  
   Тарабанящий призрак в крупнопанельном здании
   Это произошло в одном из московских крупнопанельных зданий в 70х годах прошлого века. Расстроенная пенсионерка обратилась за помощью к моему коллеге, акустическому инженеру. Уже больше месяца её донимал таинственный стук, периодически доносившийся сверху с некоторыми перерывами между пятью часами утра и шестью вечера.
   Пенсионерка жила на третьем этаже, поэтому инженер посетил её соседа, занимавшего квартиру на четвёртом этаже. Оказалось, что по будним дням в указанный промежуток времени сосед находился на работе, и его квартира пустовала. В остальное время и по выходным дням сосед никаких стуков не слышал и по секрету предположил, что они - плод старческого воображения.
   Однако инженера эта гипотеза не устроила, и он поднялся ещё этажом выше. Дверь открыла молодая симпатичная женщина - машинистка, работавшая дома. Оказалось, что вибрация от её механической пишущей машинки передавалась на стол, а через его ножки в пол со старым линолеумным покрытием. Это покрытие не обеспечивало достаточной виброизоляция, и уровень вибрации железобетонной панели перекрытия был сравнительно высоким.
   Из этой панели вибрация передавалась в смежные железобетонные панели несущих стен и перекрытий. Фундаментальная частота изгибных колебаний всех панелей была примерно одинаковой (около 60 Гц), поэтому вибрация интенсивно распространялась от одной панели к другой, излучаясь в виде звука не только в смежные, но и в более удалённые квартиры. Почему не жаловались другие жильцы? Возможно, они, как и сосед пенсионерки сверху, не были дома в это время. Кроме того, у пожилой женщины могла быть повышенная чувствительность к низкочастотному шуму.
   Проблема была легко решена путём установки резиновых виброизоляторов под ножки стола, на котором стояла пишущая машинка.
  
   'Длинные руки' акустических призраков
  
   Каньон-эффект в многоэтажном здании
   Городская улица с почти непрерывными рядами домов на её параллельных сторонах отдалённо напоминает природный каньон. Хотя на дне таких искусственных каньонов - не речная или морская вода, а пешеходы и автомашины, с акустической точки зрения уличные и природные каньоны - идентичны: звуковые волны вдоль них может распространяться на далёкие расстояния.
   Если на равнине интенсивность звук затухает с расстоянием по сферическому закону (обратно пропорционально квадрату расстояния от источника до слушателя), то в каньоне затухание происходит гораздо медленней - по цилиндрическому закону (обратно пропорционально расстоянию). Акустический каньон-эффект зависит ещё от высоты расположения источника звука и наблюдателя и от высоты боковых стен. Естественно, что звук слышен дальше, если и наблюдатель, и источник находятся на дне каньона. Менее очевидна роль высоты боковых стен: чем она ниже, тем быстрее затухают звуки низкой частоты (и соответственно сравнительно большой длины волны). Они сильней подвержены дифракции и поэтому распространяются не только вдоль каньона, но и уходят за его пределы через открытое пространство.
   В одном из крупнопанельных 16-этажных зданий, построенных в Москве, наружная стена была сделана с П-образным уступом, имевшим форму вертикального каньона шириной 6 м и глубиной 2 м. В этот 'каньон' выходили окна кухонь, а не спален, поэтому проектировщики не придали значения возможному усилению шума. Впрочем, когда окна кухонь были закрыты, то никаких проблем с шумом жильцы не имели.
   Но летом, когда окна были почти всегда открыты для естественной вентиляции, появились массовые жалобы на шум. Конечно, соседи на смежных этажах сразу понимали, в чём дело, но если шум приходил из окон, расположеных значительно выше или ниже, то он воспринимался, как таинственный. Дело же было в том, что высокочастотные компоненты человеческой речи или телевизионных передач распространялись по 'каньону' гораздо дальше, чем низкочастотные. В данном случае, как показали акустические измерения и расчёты, примерной границей между этими двумя частотными диапазонами стала частота 500 гц.
   В результате звуковые сигналы соседей приходили к невольным слушателям в сильно искажённом виде. Некоторые даже услышали в них что-то зловещее. Однако причина этого ложного полтергейста была установлена, жильцы - успокоены, а по результатам исследований я опубликовал статью в 'Акустическом журнале'.
  
   'Шепчущие' галлереи и потолки с 'фокусами'
   Типичная 'шепчущая' галлерея - это идеально круглое помещение без мебели и с хорошо отражающей звук стеной. Если два человека встанут у стены в удалённых друг от друга местах, то шёпот одного из них будет услышан другим, хотя посторонний свидетель, находящийся в центре зала, не услышит никакой или по крайней мере разборчивой речи.
   Этот давно известный эффект был научно объяснён английским учёным Рэлеем в 1878 году в рамках так называемой геометрической акустики. Звуковые лучи распространялись с последовательными отражениями от стены не по одной, а по нескольким траекториям, каждая из которых была ломаной, прямые отрезки которой являлись хордами круга. Энергия лучей, пришедших к слушателю по всем траекториям, складывалась, поэтому звуковой сигнал как бы мало затухал, распространяясь вдоль стены. Существенную роль играло и то, что шёпот - звук сравнительно высокой частоты. На низких частотах геометрическая акустика работает не столь адекватно из-за дифракции и интерференции звука.
   Если стены или потолок помещения сделан в форме эллипса, а положения голов двух людей совпадают с двумя разными геометрическими фокусами этого эллипса, то шёпот одного из них хорошо слышен другому, хотя не слышен другим людям. Такой слуховой эффект в старину использовался инквизицией для скрытного подслушивания чужих разговоров в зале с потолком в форме эллипса. Для этого агент (например, в облике одинокого пожилого монаха) занимал кресло, прямо над которым располагался один из геометрических фокусов, в то время, как тихий разговор подозреваемых лиц происходил в зоне другого фокуса.
   В современных жилых зданиях помещения обычно имеют прямоугольную форму, а комнаты с 'фокусами' (как и обсуждалось выше, не цирковыми, а геометрическими) имеются лишь в некоторых доживших до нашего времени замках и дворцах.
  
   Сверхдальнее распространение звука в атмосфере
   В природе существуют невидимые каналы, вдоль которых могут далеко распространяться звуковые волны. Эти явления напоминают акустический каньон-эффект, хотя и без параллельных стенок, отражающих звук в пространство между ними. В данном случае одной стенкой служит поверхность земли или воды, а роль второй стенки играет слой воздуха над ней. В этом слое звуковые лучи распространяются не по прямым, а по криволинейным (приблизительно в форме полуокружности) траекториям, то отдаляясь, то снова приближаясь к первой 'стенке' и опять отражаясь от неё вверх.
   Этот эффект может происходить, если температура воздуха над поверхностью земли или воды не снижается, а возрастает с высотой (такое явление обычно случается в летнее время утром, когда земля и вода успели охладиться за ночь). Вторая возможная причина эффекта - ветер, веющий параллельно земной поверхности в направлении распространения звуковой волны, причём скорость ветра возрастает с высотой.
   Благодаря акустическому 'каньон-эффекту', звук от удалённого источника может дойти до здания и проникнуть в него через открытое окно, будучи ещё более или менее громким. В результате у слушателя в доме может создаться впечатление, что источник необычного звука находится где-то рядом, и это - полтергейст.
  
   Шум как предвестник разрушений и поломок
  
   В рассказах очевидцев нередко говорится о подозрительном шуме, предвещавшем падении книжных полок и люстр, а также частей стен, потолков и различных механических устройств. Некоторые полагают, что такие разрушения могли быть спровоцированы потусторонними силами. Так ли это?
   Известно, что предвестником землетрясения часто являются низкочастотные вибрации земной поверхности и, соответственно, стоящих на ней зданий. Поскольку эффективные размеры зоны, в которой происходят основные перемещения земных пластов, - весьма значительны (обычно не менее 10 км), то примерно столь же велики и длины звуковых волн, распространяющихся в грунте. Если принять скорость их распространения равной 3000 м/с, то характерная частота этих волн - очень мала (не превышает нескольких десятых герца). Звуковые волны той же частоты излучаются в воздух, но не доступны человеческому слуху. Однако в сочетании с вибрациями почвы они ощущаются некоторыми животными, в том числе собаками и котами, для которых инфразвуки и вибрации являются предвестниками чего-то опасного.
   Но известно, что излучение слышимого звука (акустическая эмиссия) нередко предвещает и разрушение каменных и металлических конструкций, в которых 'поют' пульсирующие под нагрузкой микротрещины. В острых углах этих микротрещин сконцентрированы напряжения, во много раз превышающие средние напряжения в материале конструкции. Оценим характерные частоты акустической эмиссии, полагая, что длина микротрещин лежит в диапазоне 1 - 100 см.
   Если скорость упругих волн в конструкции равна 3000 м/с, то по оценочному расчёту эти частоты равны от 300 до 3 КГц (1 КГц = 1000 Гц), а значит, представлены не только в ультразвуковом (неслышимом), но и в звуковом диапазоне, где они воспринимаются на слух, как слабые визги, свист, дыхание и шорохи. Микротрещины могут медленно вырастать до критического уровня, а потом быстро увеличиваться в размере, почти мгновенно разрушая конструкцию в одном или нескольких местах.
   Настораживающие тихие звуки, создаваемые пульсирующими микротрещинами, обычно слышны ночью, когда стихает другой шум. Иногда эти таинственные предвестники разрушения появляются за несколько дней или недель до неожиданного коллапса конструкции, что некоторые наблюдатели рассматривают, как полтергейст.
  
   Живые источники ложных полтергейстов
  
   Некоторые призраки в ложных полтергейстах являются вполне живыми существами. Например, чёрные кошки, говорящие птицы и некоторые люди, даже если они живут за пределами дома. Сова, например, обладает сильным и пугающим голосом, далеко слышным в тихую погоду (иногда на расстоянии более двух миль). Птица лирохвост, обитающая в Австралии, способна имитировать самые разные звуки: свист, выстрелы, сигнал пожарной тревоги, работающий автомобильный мотор, лай собаки, крик ребёнка, музыку и даже человеческую речь.
   Возможно, что в роли домовых могли выступать и обычные коты, чаще всего - чёрные. Ведь по описаниям некоторых очевидцев, 'домовые' были усатыми и заросшими шерстью старичками ростом не более полуметра.
   В следующих двух случаях духи оказались вполне живыми людьми, хотя и очень скрытными. Одинокий пожилой японец заметил, что из его холодильника пропадает часть еды, и установил камеры наблюдения, чтобы выяснить причину.. Вором, а точнее - воровкой, оказалась бездомная женщина средних лет. Будучи маленького роста, она незаметно поселилась в его доме, проводя основную часть времени на верхней полке закрытого шкафа. Когда хозяина не было, она выходила из своего убежища, питалась продуктами из холодильника, ходила в туалет и даже принимала душ. Ей удалось так прожить несколько месяцев, пока вызванная полиция не арестовала её за бродяжничество. Любопытно, что хозяин дома не слышал никаких звуков её присутствия в доме. Однако в полиции он узнал, что подобное случалось с другими людьми, которые, слыша в доме непонятные звуки шагов или покашливаний, принимали это за полтергейст.
   Второй случай произошёл в годы моего детства. Город Тернополь был почти полностью разрушен во время войны. Отца перевели туда на работу в начале 1950 года. Как главный инженер треста, он часто ездил по области, организуя работу двадцати заводов. Это было не совсем безопасно. Кое-где ещё функционировало бандеровское подполье, но к тому времени, когда я пошёл в первый класс, с активными националистами было в основном покончено.
   Тем не менее среди мальчишек гуляли поверья, что некоторые бандеровские бандиты не сгинули, а превратились в живых мертвецов и прячутся в развалинах домов. В одном из разрушенных зданий был подвал, который нам хотелось исследовать в поисках сокровищ, зарытых инквизиторами или пиратами, якобы приплывшими из Чёрного моря через реку Днестр и её приток Серет. Однако, когда мы пытались спуститься в подвал, нас останавливал загробный голос, изрекавший непонятные, но пугающие слова. Так продолжалось несколько дней, пока мы не позвали на помощь местного участкового милиционера. Он был, как я теперь понимаю, достаточно молод, но с целиком седыми волосами. Предупредив нас о том, что дом предназначен к скорому сносу, милиционер храбро вошёл в подвал, держа в левой руке фонарик, а в правой (к нашему восторгу) - пистолет. Спустя несколько минут он вышел из подвала, ведя перед собой местного бездомного пьяницу, который поселился там и не хотел, чтобы дети потревожили его уют...
  
   Послесловие
  
  Как инженер-акустик, я нередко проводил исследования по жалобам людей на полтергейст (непонятные шумы, вибрации и разрушения) и всегда находил естественные причины для этих пугающих явлений. Но почему-то рассказы очевидцев и некоторые другие необъясненные наукой истории заставляют меня задуматься: а вдруг что-то сверхъестественное все-таки существует?
   А если существует, то в реальном или воображаемом мире? Чего здесь больше - физики или психологии?
  
   *) 'The Physics of False Poltergeists (Физика ложных полтергейстов)'
  или занимательный пересказ этой статьи, сделанный другим автором:
   'Vibroacoustic explanations for false poltergeists (Виброакустическая природа ложных полтергейстов)'

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"