Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Нить Дедала

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Клубок ниток Ариадне для Тесея вручил Дедал.

  Множество публикаций и произведений искусства посвящено Минойской культуре, центром которой был остров Крит. От той эпохи дошли к нашему времени многие упоминания. Они подкреплены находками археологов. С островом связаны известные мифы.
  
  В этой статье я попробую показать, что мифотворцы могли скрыть за образами Лабиринта, Минотавра и символа - нити Ариадны.
  
   Правда, эту нить вернее было бы назвать Дедаловой. Именно он дал её дочери царя, да и лабиринт он построил. Поэтому вначале займемся Мастером, который ваяет статуи богов, как живых, строит, изобретает. Поскольку, за истекшие тысячелетия накопилось много разных вариантов мифов о потомке рода Афинских царей, я выберу для изложения один из них. Нужные сведения из других источников приведу после.
  
   ДЕДАЛ И ИКАР
   "Ту часть света, куда Зевс перевез Европу, начали называть Европой. А остров, где он девушку оставил на берегу, под сенью дуба, был Крит.
   От Зевса у Европы родилось двое сынов. Сначала Минос, а после - Радомант. Зевс, как обычно поступил, покинул смертную супругу. Европа вскоре вышла вторично замуж за Критского царя Астрия. Тот жил не очень долго. Когда умер, народ из Кносса, из самого большого города, собрался выбрать нового царя.
   На том собрании Минос сказал, что он откроет тайну их рождения, что они с братом от Зевса и он первый.
  - Согласны, - отвечали собравшиеся. Но только ты сначала докажи, что Зевс был тебе отец.
  - Это может подтвердить царица-мать.
  - Слов царицы мало. Надобно другое подтверждение.
  - Какое же?
  - Старики сказали. - Ну, скажем, попроси у Посейдона послать на берег к нам из моря волшебного быка. Посмотрим, выполнит ли просьбу.
  - Не надо! - воскликнула Европа. Посейдон не отзовётся.
  - Я все-таки попрошу. Ведь он брат Зевса.
   В сопровождении только женщин пошел к храму Посейдона и там взмолился, чтоб тот послал быка.
  - Я этого быка отдам тебе в жертву.
   Едва Минос закончил речь, как море закипело и забурлило с диким ревом. Волна взметнулась к берегу и вынесла на сушу волшебного быка.
  Он был громаден. Глаза яснее синего сапфира, а шерсть белее лепестков лилии.
   Бык направился к потомкам Зевса и остановился перед Миносом, преклонил колени.
  - О, значит, это правда! - воскликнули старики.
  - Астерий умер. Три дня прошло, как он скончался. Нужен новый царь и, думаю, что больше всех подходит трон Миносу, - сказала Европа.
  - Так тому и быть, - решили старики.
  - Наш царь Минос! - кричала толпа.
   Сев на трон, Минос не захотел выполнить обещание морскому богу насчет быка. Бык был так хорош, что Минос подумал: "Я лучше сохраню его себе"!
   Он так и сделал. Увел быка в дремучий лес и спрятал, привязав под кроной густого дерева. А в жертву Посейдону принес обычного быка из своего стада.
   Посейдон был зол. Сначала он хотел обманщика трезубцем стукнуть и убить, но побоялся Зевса. Решил наказать по-другому, чтобы Зевс не догадался. Он подождал до поры, когда Минос задумал жениться и выбрал Пасифею, дочь Гелиоса - солнца.
   Месяц, два готовилась свадьба. Собрались на свадьбу цари, герои, боги. Сидели за столом Посейдон и Гелиос, отец невесты, а рядом - Афродита, Селена и другие. Гостей не сосчитать.
   День за днем пируют, пляшут , веселятся.
   Посейдон смеется, шутит с Миносом и невестой, а сам не забывает о мести. Перед уходом с пира он с помощью Афродиты околдовал невесту. Ум у девы помутился, глаза подернулись завесой и Пасифеи все стало казаться наоборот. Бык Посейдона казался ей прекрасным, гордым юношей, а царь Минос - ужасным зверем, готовым разорвать её. Едва ли кто из олимпийцев придумать мог страшнее кару для непорочной юной девы в день свадьбы.
   Посейдону мало кары. Он снова обратился к колдовству, и юная царица родила неслыханного сына. Он телом был как человек, а голова бычачья. Шерсть, морда и рога - как у быка. Исподлобья смотрит, налитые кровью дикие и злобные глазки. Чудище назвали Минотавром. От материнской груди он отказался. Но и пастись, как все телята пасутся на лугу, не пожелал. Ему, как волку, надо было мясо, он рвал живых людей.
   Царица Пасифея от ужаса и горя постарела, ей было ясно: это кара Посейдона и Афродиты. А царь от стыда не смел глаз поднять, думал: "Что делать с чудовищем? Куда его девать? Не слышать голодных воплей?"
   Он припомнил, что у него на Крите живет афинский мастер и художник Дедал. Он создал множество полезных вещей: топор, бурав, пилу, придумал молоток и клещи, а для строителей - отвес, шнурок с свинцовым грузом.
   Считается, что он был первым скульптором и зодчим. Раньше до него статуэтки были деревянной чуркой, чуть-чуть обтесанной. А он из бука, ясеня и дуба стал вырезать фигуры, умея придать им живые черты. Его резец мог вырезать и стройный стан, и руки, и ноги, шею и даже тонкие черты лица, нос, рот, глаза. Старинным деревянным статуэткам рука Дедала придавала жизнь, движенье. Казалось, что его фигуры смеются, говорят. Говорят, что люди, впервые увидев статуи Дедала, их посчитали за живые и заперли в подвале, связав веревками, чтобы они не убежали. Однажды Геракл, прибыв на Крит по воле Еврисфея, чтобы поймать волшебного быка, увидел там одну такую статую Дедала. Гераклу показалось, что это человек, к тому же его враг, и он, не долго думая, решил сразиться с ним. Ну и потеха была всем прохожим, увидевшим, как он оторопел, когда от мощного удара кулаком "противник" разлетелся на кусочки.
   Царь потребовал Дедала и приказал построить большой дворец. Такой замысловатый, причудливый, чтобы кто войдет в него, тот словно в воду канет, как бы не старался, обратно выбраться не сможет.
  - Когда он должен быть готов?
  - Когда? Да хоть завтра. А если можно, и сегодня.
  - Ты хочешь упрятать в нем Минотавра?
  - Да! Его невыносимо слушать и видеть. Его надо бы убить, но он мой сын. Да и по воле Посейдона.
   Я не могу держать его в своем дворце. Он растерзает всех моих придворных.
  - А чем он будет питаться?
  - Приговоренными на смерть и пленными. Но, впрочем, это твоя забота. А не сумеешь здание построить, учти, сам ты будешь брошен на растерзание Минотавру. Тебе понятно?
  - Понятно! Пойду подумаю над планом. Дворец поставим где-нибудь за садом.
   Иди и возвращайся с готовым планом.
   Дедал построил в скором времени диковинный дворец, какого на свете никто не видывал. Каменная кладка высоких - превысоких стен была открыта небу и крыши не было. Внутри десятки, сотни комнат, переходов, лестниц. Они то вправо повернут, то влево, то спустятся, то вновь поднимутся, то обратно приведут, откуда начались, - совсем запутают. Зайдешь туда - заблудишься, захочешь выход разыскать - закрутишься совсем, и не найдешь. Как ни старайся, а к выходу добраться невозможно.
   В лабиринт, большой дворец, Минос загнал сына Пасифеи. Кормил смертниками и пленными, а если их не было, кормил звериным, птичьим мясом и сотами с пчелиным медом.
   Минос часто воевал. От побежденных требовал кровавой дани: давали на растерзание определенное число людей, обычно юных. Так было и с Афинами. По семь юношей и семь девушек. Два года Афины платили, на третий поехал Тесей. Ариадна спасла его. Дала кинжал и клубок ниток. Тесей убил чудовище. Все бежали с Крита.
   Кто виноват? Царь вызнал, что Тесея Ариадна спасла при помощи Дедала. На Дедала он обрушил весь гнев.
  - Как ты смел, собака! Ты думал, это тебе с рук сойдёт?
  - Я смерти не боюсь. - Я не стерплю ужасных преступлений. Я должен был помочь покончить с Минотавром. Убей меня, я смерть приму, не дрогнув.
  - Ну нет! Твой острый ум и дар художника мне могут пригодиться. Ты мне заплатишь, но другой ценой. Я тебя и твоего сына Икара запру в лабиринт. Дедала втолкнули в лабиринт. Туда же и Икара, сына Дедала от брака с одной рабыней при дворе Миноса.
   Отец обнял и успокоил.
  - Царь нам закрыл дорогу и по земле, и по воде, но нам остался воздух.
  - Но мы не птицы. Разве мы способны подняться в воздух и полететь?
  - Способны. Надо научиться. В уме моем давно созрела мысль, но не думал, что буду так скоро делать крылья.
   - За дело. Ты мне поможешь.
  Старик и сын собрали кучу перьев и птичьих легоньких костей, разбросанных повсюду в лабиринте. Все перьинки они связали одно к другому плотно, надергав из своей одежды ниток, потом соединили воском - смастерили две пары крыльев.
   Одну Дедал ремнями из одежды привязал себе, другую крепко привязал Икару. Они поднялись на стену и там Дедал сказал, показывая сыну, как в воздухе парит орел. Смотри, примечай. Так же редко крыльями маши. Не опускайся слишком близко к морской воде, а то замочишь крылья. Но и слишком высоко не поднимайся. Остерегайся солнечного жара. Здесь у нас только воск, и я не мог построить крылья, как надо бы. А воск на солнце может растопиться, и крылья распадутся. Тогда тебе не избежать падения. Смотри и делай, как я. Полетели.
   Икаром овладела безудержная жажда парить в высоком небе. Он стал махать руками с привязанными к ним большими крыльями.
   Остров Крит остался позади. На берегу стояли заметившие их рыбаки и пастухи, глазам своим не веря, что люди могут в воздухе парить, как боги. Миновали два острова. Делос и благоуханный зеленый Парос. Вдали виднелся Самос. Икар забыл об осторожности и стал подниматься выше и выше.
   Икар! - кричал отец. Не забывай, будь осторожен!
   Но сын не слушал. Он поднимался выше и выше, все ближе к солнцу.
   Солнце - Гелиос с досады, что смертный осмелился летать, принялось палить невыносимым жаром. Оно к зениту шло и жгло немилосердно.
   Икар! Спускайся ниже! - кричал Дедал, летя над самым морем, - спасайся от жары в его прохладе. Икар не слышал. Так высоко летел, что не услышал. Воск от жары стал мягче, растаял и потек. Перья от крыльев стали разлетаться. Икар напрасно взмахивал руками - без крыльев он не мог под жгучим небом держаться в воздухе. Икар в отчаянии успел крикнуть и камнем пал с огромной высоты. Вода всплеснулась и поглотила юношу.
   Дедал услышал голос сына, обернулся, зовет, кричит.
  - Икар! Где ты, Икар?
   Икар пошел ко дну. Дедал в великой скорби летел один над морем до острова Сицилия, где царем Кокол. У него попросил убежища. А там как раз узнали, что на Сицилию идет войной Минос, чтобы вернуть Дедала и заточить его снова в лабиринт.
   Кокол был мирным человеком. Он согласился спрятать старого Дедала. Какой бы царь не согласился заполучить такого мастера - художника. Дедала приютили на берегу моря, в доме, где жили дочери царя. Прошло три дня. Прибыл Минос с дружиной воинов. Кокол ему навстречу, зовет на пир. Пришелец сразу спрашивает:
  - Ты о моем рабе Дедале слышал, он в эту сторону полетел.
  - Нет, ничего. Возможно, он другой дорогой заблудился или свалился в море.
  - Не слышал, так не слышал. Тогда и разговору не может быть, - схитрил Минос. Но я тебя еще спрошу. Пустяк. Не знаешь ли, как можно шелковую нитку продеть в закрученную раковину морской улитки? Да так, чтобы нитка вся прошла, а раковина осталась целой, как ты считаешь, можно это сделать?
  - Продеть и не разбить? Надо подумать. Сейчас я принесу тебе ответ.
   И царь Кокол, который особым умом не отличался, попал в ловушку, побежал к Дедалу спросить и дать ответ.
  - Да это самое простое, - сказал ему Дедал:
  - Возьми и привяжи на шелковинку муравья, пусти его в ту раковину. Муравей захочет спрятаться поглубже, потянет шелковинку за собой. Раковина будет целой.
   Кокал обратно к хитрому Миносу и говорит:
  - А я придумал! Мол, так и так. И что узнал у мудрого Дедала, пересказал.
  - Ты сам это придумал?
   - Сам.
   - Неправда. Такое мог придумать один Дедал. Отдай его. Иначе я прикажу сжечь весь город.
   Тому деваться некуда. Сказал, что выдаст Дедала, но попросил Миноса почтить его дворец, остаться ночевать и разделить застолье да насладиться отдыхом. Тот согласился. Перед пиром он пожелал освежить себя купанием. Дедалу передали и он тайком пробрался в подземелье, откуда подавалась вода для царской ванны и разогрел в котле смолу вместо воды. И как только Минос разлегся в ванне, как потекла горячая смола, и он, как рак, сварился.
   Так мир избавился от злобного царя. Он был отправлен Зевсом в глубь земли, в Гадесовы владения и там совместно с братом Радомантом и третьим сыном Зевса, Эаком, назначен был судьей. Они вершили судьбу мертвых, определяли меру для всех, кто поступил к Гадесу, сопровождаемый Гермесом."
  
  Приведу некоторые сведения из других рассказов о Дедале.
   Гловатская: Дедал - потомок царского рода из Афин. Научила его разным ремеслам Афина Паллада. Прославился своими изобретениями на родине. Был изгнан за проступок, который не был доказан. Обвинили его в убийстве племянника, который тоже был изобретателем. Среди творений сына его сестры был гончарный круг, пила, циркуль. Изгнанник попал на Крит, где продолжал творить. Такие люди нужны всем. Из того, что сделал Дедал был рельеф из мрамора для пышнокосой царевны Ариадны: там, взявшись за руки, кружили в танце юноши и девушки, и их мраморные хитоны казались на диво легкими и прозрачными.
  
   В улитке Дедал просверлил маленькое отверстие, смазал раковину в середине мёдом.
  
   Перед смертью Дедал вернулся в Афины. После него осталось много прекрасных зданий и статуй, от него пошел род Дедалидов, и слава его не пропала и доныне.
  
   Ян Парандовский: Радомант основал свою державу на островах Эгейского архипелага. Своих подданных он вывел из варварства к цивилизации.
  
   Минос был мудрым царем. Свое могущество обеспечил мирным путем. Богатство от торговли. Имел большой флот и был настоящим властелином морей. После убийства Минотавра царь сам переселился в лабиринт и стал там жить. Там же потом жили его наследники.
  
   Царь не отпускал Дедала, так как имел основание, потому, что тот был его доверенным лицом и знал разные государственные тайны - такой человек за рубежом мог стать опасным.
  
   Дедал дожил до глубокой старости, окруженный всеобщей славой.
  
   Минойская цивилизация сотворена не греками. Греки пришли варварами с севера и разрушили цветущие города критских царей, хотя сами попали под влияние их культуры, взяли у них письменность, которую недавно расшифровали и какая рассказала о тех временах, что уже для самых греков были эпохой мифов и легенд.
  
  Истолкование мифов.
  
  Мало есть на свете древних сочинений, которые привлекли внимание столь многих толкователей. Желающих ознакомиться с их предположнениями можно направить на форум
  http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberIII.htm
  "Сказка ложь, да в ней намёк", - говорил А. С. Пушкин. Намёками я и займусь.
   Начну толкование Критских мифов с предположения, что ракушка являются символом, а лабиринт образом государственного устройства страны.
   Не случайно великим мастером пущен муравей с нитью в раковину. Это всего лишь опытом многочисленных поколений установленная истина, что к управлению государством должны привлекаться трудолюбивые, упорные, храбрые, бережливые и знающие, как сберечь накопленное богатство, люди. Причем, достаточно ввести такого "муравья" на первые роли, как он потянет за собой, словно нить, таких же домовитых и старательных помощников.
   Интерес представляет упоминание о мёде, которым смазана внутри раковина. Тут есть подтекст. В "Илиаде" Гомера имеется описание щита Ахилла, на котором бог-мастер Гефест изобразил много разных картин. Одна из них представляет площадку для танцев Ариадны.
  
   "Также площадку для плясок представил хромец обеногий,
  Вроде такой, которую в Кноссе пространном когда-то
  Для Ариадны прекрасноволосой Дедал изготовил.
  Юноши в хоре и девы, для многих желанные в жены,
  За руки взявши друг друга, на этой площадке плясали.
  Девушки были одеты в легчайшие платья, мужчины
  В тканные прочно хитоны, блестевшие слабо от масла.
  Девушки были в прекрасных венках, а у юношей были
  Из серебра ремни, на ремнях же ножи золотые.
  Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились
  Так же легко, как в станке колесо под рукою привычной,
  Если горшечник захочет проверить, легко ли вертится.
  Или плясали рядами, одни на других надвигаясь.
   Много народу теснилось вокруг, восхищаясь прелестным
  Тем хороводом. Певец же божественный пел под формингу,
  Стоя в кругу хороводном, и только лишь петь начинал он,
  Два скомороха тотчас начинали вертеться средь круга."
  
   Блестящие, как от масла, хитоны, площадка и кружащиеся скоморохи наводят на мысль, что аналогом картины может быть леток пчелиного улья, на котором все время толкутся пчелы и кружатся разведчики, передавая соплеменникам информацию о местонахождении пыльцы и нектара, расстоянии до взятка, о количестве продукта и, должно быть, еще о том, чего мы не в состоянии пока понять. От аналога в виде улья легко перейти к прототипу образа лабиринта. За ним, как улей для пчел, стоит построенное великим умельцем государственное устройство, со своими "химерными сплетениями и переходами. И, конечно, прав Гомер, показавший картину аналогии человеческого сообщества и пчелиного роя. В поведении (делах) их так много общего, что сравнение давно бытует в мире. Два века назад англичанин Мандевиль написал басню о пчелах. Стих всего на двух страничках, а комментариев к нему уже набралось на десятки томов. С моим толкованием этой басни можно ознакомиться на
  http://zhurnal.lib.ru/editors/n/newerkowec_a_i/omandewile.shtml
   Обратимся снова к лабиринту. За ним мне увиделось государственное устройство. Припомним, что автор мифа говорит о наличие плана, составленного великим умельцем, по которому сооружение построено. Действительно, и сейчас не разобраться в ""коридорах" власти" любого государства, но что властные структуры существуют, знают все.
  Мне лично не довелось увидеть самых высоких уровней организации управления державой, однако с одним союзным министерством пришлось иметь дело. Старинное здание в центре столицы немного походило на творение Дедала. Были там неожиданные повороты и переходы. Но сложность заключалась в другом. Для того, чтобы списать очень дорогую, но не работоспособную автоматическую линию мне пришлось собрать около двадцати разрешающих виз от разных чиновников. Это были ведущие специалисты, начальники отделов, главные инженеры главков, руководители управлений.Только после этого поздним вечером, наконец, попал к одному из тринадцати заместителей министра, который мог поставить разрешающую резолюцию на моих бумагах.
   За однотумбовым столом в свете настольной лампы сидел небольшой седой старик в зелёной кофте и домашних тапочках. Проглянув мои бумаги, он сказал, что ему о проблеме завода известно, но пока он ничего подписывать не станет, так как "нас неправильно поймут". Пообещав, что через некоторое время все само уладится, вернул бумаги.
   Так и произошло. Линия была срезана и сдана в металлолом, а на ее месте смонтирована другая.
  Оказалось, что есть основная фигура, окончательно решающая вопросы управления.
  Далее о Минотавре, для кого лабиринт был задуман. У него все человеческое, за исключением головы (признаков).
  О толковании образа быка Ф. Бзконом смотрите комментарий до картины "Геракл и Ахелой"
  http://www.artlib.ru/index.php?id=15&idp=75&fp=2&uid=6058&iid=95169&idg=0&user_serie=0
  и мою статью "АЗЫ сказки"
   http://zhurnal.lib.ru/r/romanowskij_a_i/azickazki.shtml
  Теперь, зная о признаке жертвы в образе Посейдонового быка, переносим это и на его сына. Чудищем изображена оборонительная доктрина страны, и государственное устройство сделано под неё. А в пищу чудовищу идут пленные (захваченные в войне), свои защитники родины, мёд (добытое трудом своего народа), мясо птиц (труд своих стратегов).
   Такую мудрость, олицетворенную царевной Ариадной, вывез Тесей с Крита и этой науке греки научались у Минойской цивилизации (платили дань юношами и девушками).
  
  Литература:
  А. Л. Митру. Легенды Олимпа. т.2. Б., Ион Крянге. 1985
  К. Гловацька. Мiфи давньої Грецiї. К., Веселка, 1979
  Ян Парандовський. Мiфологiя.К., Молодь. 1977
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"