Багдадский вор украл на базаре рыбу, был пойман и посажен в темницу. Суд калифа был справедлив, но не скор. Через неделю властитель вынес приговор. Предложил виновнику самому выбрать себе наказание. Или заплатить 100 таньга, или получить 100 ударов палкой, или съесть украденную рыбу.
Осуждённый начал есть рыбу. Но за это время она стала тухлой. Съев больше половины, он попросил: "Лучше уж бейте меня палкой".
На восемьдесят пятом ударе он взмолился: "Хватит бить. Я заплачу деньги".
Притчу я услышал в молодости от старого еврея, Зафрана Исаака Лазаревича. Было это в селе, куда мы, руководители предприятия, приехали выяснить, чем можно помочь подшефному колхозу (оборудованием, материалами, специалистами). Тогда, в конце шестидесятых годов прошлого века, уже стали понимать, что сельскому хозяйству нужна помощь не только людьми.
Публикаций подобной давней мудрости мне до сих пор не встречалось. Предлагаю в комментариях к этой притче публиковать рассказы и толкования на эту тему. Ведь в жизни на всех уровнях человеческой деятельности встречаются ситуации и явления, которые можно уложить в схему притчи.
Это могут быть случаи, когда полумерами стараются избавиться от проблемы, какая может быть решена только большими материальными затратами.
В старинном рассказе есть "слова-намёки", которые помогают вскрыть ещё такой смысл поучения. Это - "рыба", "палка" и "деньги".
"Рыбой" с древних времён называли поучительные сочинения, "палка" - символ житейского опыта, а "деньги" - потенциальное богатство.
Тогда скрытый смысл притчи может быть таким: преступающего установленные нормы нужно учить (еда "рыбы"), затем заставить его добровольно приобретать профессиональные навыки (опыт), после этого он и сам себя сможет содержать, и отчислять налоги в госбюджет.