|
|
||
Выводы по заметкам об историях из моей книги "Золото скифов". |
Чем же является История - Наукой или Искусством? Ответ на вопрос не нужно искать. Наука едина, а историй множество. То истинное, что добыто наукой и есть история. А одним из многих способов передачи потомкам добытых наукой знаний о прошлом людей является искусство. Одним из видов искусства является устное литературное творчество, а с изобретением письменности - его книжное изложение. Если сообщение соответствует бывшей реальности явлений и событий, то оно правдиво (истинно). И еще одно добавление. Ложные (неправдивые) сообщения подобны мертворожденному ребенку, а за живого - судятся. Родная мать отдает свое дитя в чужие руки, чтобы его не погубили. Но мудрый царь всегда определит, кто истинная мать младенца.
Для того, чтобы быть осведомленным в чем-нибудь, достаточно постичь азы. Такого рода начала по историям хранятся в фольклоре народов. Например, есть песня у сербов о превращении юноши в олененка, а у армян дым назван небесной бородой. Теперь внимательней нужно вчитываться в "бородатые" сообщения. А на "пепел", "рану", скрипнувшую "дверь" нужно сразу реагировать.
Глубокие знания можно получить только из специальной литературы, которой ведает наука.
Образ науки по академику Лихачеву - это многоэтажное здание, в котором обязательно должен быть первый этаж, иначе без него там поселятся строители "воздушных замков". Работники первого этажа для Истории - это люди рукописей.
Не одно тысячелетие понадобилось, чтобы к современным украинцам пришли первоисточники по истории. И вдруг за короткий промежуток времени в конце двадцатого века появляются полные переводы геродотовских "Историй" А. О. Билецького, овидиевских "Метаморфоз" А. А. Содоморы, нестеровских "Летописей" В. В. Яременко на украинском языке, а немного раньше, в середине девятнадцатого века, гомеровская "Одиссея" гениального Василия Андреевича Жуковского на русском языке. Чем вызвано такое явление? Что подготавливается появлением в нации личностей с казацкой хваткой, взваливших на себя тяжелый труд перевода древнего текста? Неизвестно. Ведь эти "Заметки" не о заранее написанной истории, которой суждено осуществиться.
Есть одно направление в науке, о котором должны знать все. Называется оно праксеология.* Применим одну из рекомендаций науки: закон очереди. Он прост - пришел, отоварился и убрался восвояси. Однако сумел заметить, что есть, чего нет, и что отсутствует в том, что имеется.
Что есть в прошлом, знают "рыбаки". Имя одного из "рыболовов", Овидия, выделим из общей когорты не только потому, что он автор "Метаморфоз" и "Науки любви", но он еще создатель "Науки рыболовства". Там, среди многих "рыб", обитающих в "водах" рек и морей, Овидий обращает внимание на два вида морских угрей (они ловко уходят через ячейки сетей, расширяя их хвостом) - один с золотым лбом, а другой имеет черную сторону и "рану".
Так и нам удалось в воде древних писаний открыть для себя известное, по крайней мере, два тысячелетия разделение "Историй" на два вида. Одни, как у Геродота, пишутся открыто с применением логики здравого смысла: исследования, сравнения, выяснения причин и следствий описываемых явлений (этого золота на лбу), другие, как Гомер, свои сообщения облекают в язык образов, символов и знаков. Причем это затемнение текста не призвано что-либо утаить от потомков, а используется для того, чтобы сохранить надолго истинные знания предков. Только Парнас не покрывается водой "потопа", сообщают мифы греков. "Потоп" - "вода" беспамятства и забвения", - вспомним слова Овидия.
Если продолжить аналогию с магазином, то можно сказать не только о множестве товара выставленного для всеобщего обозрения, но и множестве товара спрятанного под прилавком (для особых клиентов). А молодящаяся продавщица (знающая все и про всех) может заговорить, кого хочешь, и может выставить себя за тринадцатую Сивиллу. Разделение людей на своих и чужих, белых и цветных, умных и глупых и пр., и пр. вообще-то весьма условно. Ведь и глупый человек один раз в жизни может сказать умную вещь. Также глупо разделение библиотек для научных работников и всех остальных. Только Бог знает, с каким рыбным обозом может прийти в столицу будущий Ломоносов. Думается, что именно с такой целью свои знания о прошлом древние изложили в виде сказок и распространяли их среди всех, чтобы с малых лет тот, кому дано, приобщался к своему призванию.
Чего нет. Нет подборок исторической литературы по темам с толкованиями, раскрывающими смысл того, что имелось ввиду. Сокращения и недоговорки, образы и символы, знаки и метки годятся до тех пор, пока не забываются их значения. Когда же обнаруживаются "Залежи", то для очистки их нужна технология. Как выплавка металла из руды, его рафинирование и легирование, так же должны обрабатываться старинные тексты. Легко извлечь из них "золото". Оно не окисляется. Труднее обстоит дело с другими металлами.
Нет на украинском языке Сказок, Былин, Дум с их истолкованием. Нет произведений общепризнанных в мире философов. Нет многих литературных памятников, подобных издаваемым в России.
Чего нет, в том, что есть. Так вот, в магазине отсутствуют истинные ценники товара и соответствующая цене упаковка. Ведь стоимость скульптуры измеряется не в килограммах, живописного полотна - не в квадратных метрах, книги - не количеством страниц. Ценится другое: сделанное, пережитое, придуманное. Исторические факты прошлой жизни определяются не столько степенью их правдивости, сколько степенью их значительности. А еще Гораций писал, что "кипарисовая" шкатулка предназначена для хранения драгоценных, очень редких книг. Самые древние книги должны иметь современные толкования, раскрывающие ценности и откровения, которые встретятся в тексте читателю. Такую работу должны выполнять ученые более высоких этажей здания науки.
"Этим произведениям незачем отстаивать свои права; просвещая и питая ум читателя, они приобретают его уважение. Эти книги - сокровищница мира, наследственное достояние поколений и наций", - писал Генри Торо (Бык).
Ему же принадлежит и такое высказывание: "Перед нами - золотые слова, изречения мудрейших людей древности, мудрость которых многократно подтверждена учеными последующих эпох; но мы не идем дальше школьных учебников и хрестоматий".