Аннотация: Каждый рисует жизнь своими красками. Но все ли краски и оттенки используются? И все ли помнят, что всё со временем засыхает?
- Дорогой, я убрала квартиру. - Робот-пылесос закатился за шкаф. Лариса улыбнулась и взяла в руки телефон. - Давай сегодня посмотрим какую-нибудь комедию дома или сходим в кино.
Игорь задумался. В этих двух фразах жены что-то было не так. Но что именно он не мог понять. Он даже перестал смотреть характеристики двигателя автомобиля своей мечты и посмотрел на любимую.
Сегодня было воскресенье. Вчера утром его мама забрала двоих внуков к себе на выходные. Впервые за этот год они с Ларисой были предоставлены сами себе.
- Ты пока отдыхай, а я что-то захотел пройтись по улице. Ненадолго. Вернусь и решим, чем займемся.
- Странно, ты обычно любишь посидеть за компьютером, когда дома. А тут прогулка. Ты там случаем не с подружкой какой решил встретиться? - Жена ущипнула Игоря и рассмеялась.
- Да нет конечно. Кому такой жирный кот нужен кроме тебя? - Он обнял жену. - Просто хочется размять ноги, и погода стоит солнечная за окном. Раньше я любил много ходить. Сейчас вот почему-то редко получается.
- Это всё у тебя из-за машины. Заарканила не хуже любовницы. Помнишь, до эры детей, как мы с тобой в разные походы ходили с полными рюкзаками?
- Было дело. Алтай. Саяны. Эх, молодость, неужели покинула ты меня навсегда? - Мужчина театрально изобразил как он плачет, но Лариса не поверила.
- Не знаю как ты, но я чувствую себя на двадцать с небольшим. - Жена взъерошила мужу волосы и пошла по своим делам.
- Ладно. Начну с малого. Пройдусь до речки.
Игорь вышел из дома и пошел в сторону так называемой набережной, которой и в помине там не было. Просто спуск к воде шел и все. Но все этот спуск называли в городе "набережной". Намечался хороший день. Весна была в самом разгаре, хотя и было только самое начало апреля. Дул легкий ветерок. Солнце ярко светило. Как же хорошо стало на душе. Всё вокруг вдруг сделалось каким-то родным и близким. И даже сварливая соседка Авдотья Никитична из подъезда дома показалась Игорю божьим одуванчиком.
"Бывает же такое. Как же давно я вот так просто не гулял. Все дела, дела какие-то. Надо было и Лисёнка взять с собой. Хотя и одному тоже иногда хочется побыть".
От дома до реки было километра два. Неожиданной, но приятной остановкой, на пути к Рубежке, так называлась река, явилась для Игоря длинная дубовая аллея. Они переехали на новую квартиру четыре месяца назад, и он еще не все окрестности исследовал. Почек на ветках еще не было видно, но могучие стволы Игорь узнал сразу же. Они как сказочные великаны стояли на страже добра и справедливости. У одного из дубов в самом низу ствола было довольно большое углубление и вдруг мужчина вспомнил давнюю историю.
Мальчишкой он как-то играл в прятки в лесу. В поисках места где спрятаться Игорь приметил один дуб и хотел сначала залезть на него, но не смог. Немного подумал, а затем залез в примерно такое же углубление в дубе, что он увидел сейчас в аллее. Он уперся ногами в стенку дерева и таким образом немного поднялся наверх, чтобы не было видно его ног. Хитреца никто из приятелей тогда не смог найти. Ему кричали и звали выходить, но он не покидал своего убежища. Игорю представлялось, что он стал каким-то сказочным лесным жителем Дубовиком - хранителем древних волшебных сокровищ, который прячет от злого чародея магический артефакт, дающий вечную молодость. И только когда он услышал рыдания матери, пришедшей на поиски сына, вышел на воздух. Маму он любил, хотя и получил от нее хороших тумаков за свою выходку.
С тех самых пор дуб стал любимым деревом Игоря. Да и лес в целом он полюбил. Этим деревьям в алее было примерно под четыреста, а то и шестьсот лет. "Если бы только они умели говорить, то наверняка рассказали много интересного из жизни предков. Чем они жили? О чем мечтали? Как создавали те вещи, которыми мы восхищаемся до сих пор". Мужчина улыбнулся своим мыслям и пошел дальше.
Вскоре показалась Рубежка. Река получила такое название потому что разделяла собою город с лесом. На другой стороне к самой воде подступали березы и клены, из-за которых было не разглядеть что находится за ними. Казалось, что этот частокол является забором, отделяющим этот мир от какого-то другого. Маленькие зеленые листья разных оттенков уже были видны на деревьях и это было очень красиво после унылого серого пейзажа городских домов.
Игорь оглянулся. Прямо у дома возле набережной сидел седой старик в очках и рисовал что-то на холсте, стоящем на мольберте.
- Простите не понял о чем вы говорите. - Мужчина смутился, но был заинтригован.
- Да я просто речку Рубиконом зову. Когда-то я, как вы сейчас, стоял вот так и смотрел на ту сторону. Искал всё ответы. А потом раз и решил переплыть реку-то. Манило меня туда что-то.
- Неужели видно, что я что-то ищу? - Игорь почему-то занервничал.
- Конечно. - Старик улыбнулся и хитро так подмигнул. - Ответы мы всегда ищем, когда отвлечемся от вечной нашей суеты. Поживете с моё всё будете видеть.
- Интересная мыль.
- Мысль интересная, но исконная.
- И как? Переплыли Рубикон? - Теперь уже Игорь улыбнулся.
- А то как же. Золотая осень тогда была. А я как раз закаляться начал. Не замерз по пути. Выплыл у того вон большого камня. - Старик указал на серую глыбу на том берегу. - Взобрался на него и все сразу понял. Не все краски использовал.
- Э, что? Опять не понимаю вас. - Игорь начал подумывать не уйти ли ему от этого старичка пока не поздно. А то вдруг буйным еще окажется.
- А вы подойти поближе и все поймете. - Игорь насторожился. - Да не бойтесь. Вон какой большой, а старика испугались. Не съем я вас. Картину хочу показать. Как зовут-то?
- Игорь.
- А я дед Никифор. Очень приятно. Подходите и смотрите.
Игорь подошел и встал за спиной старика. Он увидел обыкновенный пейзаж. Лес, речка, солнце, камень вдалеке. Но почему-то была изображена осенняя пора.
- А почему осень? Сейчас же весна.
- Скажем так. Моя сентиментальность так попросила. Что скажете?
- Хорошая картина. - Игорь не хотел обидеть Никифора, но картина ему показалась обыкновенной и не примечательной.
- А теперь немного подождите. - Старик начал смешивать краски и легкими уверенными движениями начал что-то дорисовывать. Но что именно Игорь никак не мог понять. Он отвлекся и посмотрел на солнце. Красота.
- Ну вот и все. Посмотрите теперь.
Игорь посмотрел на картину и остолбенел. Казалось, что та ожила. Это было просто невозможно, но речка текла, а деревья качались на ветру. Даже птица над деревьями как будто летела.
- Вижу, что сейчас вам действительно понравилось.
- Не то слово. - Игорь сам будто ожил. - Поразительно. Вы каким-то образом смогли передать движение на картине. Не понимаю только как. Может вы ее поменяли пока я засмотрелся на небо? Вы просто волшебник какой-то.
- Просто добавил красок и всё. Так и тогда, в молодости. Взобравшись на камень, я посмотрел на наш город и ужаснулся. Сплошной серый цвет, одинаковые дома, крыши. Если что там и было других цветов, но потом от времени выцвело просто. А на этой стороне были разные сочные цвета, различные формы листьев, деревьев. Вот оно. Отошли мы от природы-матери.
- Что?
- Трудиться и искать нужно всегда. Вот что. Разные краски и формы использовать необходимо в жизни-то. И помнить главное, что краски засыхают и выцветают со временем. Вот и весь секрет.
А то что мы жили раньше, да и теперь также. Работа-дом-работа-дети. Сил ни на что нет. Неужели в этом мое предназначение? И тоскливо как. Ужас просто. Найдешь бывало какое-то развлечение, но смотришь и не то вовсе. Как же жить?
- Ваша правда. - Игорь очень внимательно слушал. - И что же делать?
- Расскажу как у меня было, если интересно знать.
- Очень. Я не спешу. Наслаждаюсь солнечными ваннами.
- Это правильно. Значит после этого заплыва моего пришел я домой и спросил у жены бумагу и карандаш. Помню она изумилась и говорит: "Совсем спятил? Отдохнул бы, а то завтра опять вкалывать будешь до ночи". Но потом передала. Никогда раньше и не думал, что что-то будут рисовать. А тут на тебе. Рисовал что-то чуть ли не до утра. Поспал маленько и на работу. На завод наш стекольный. Прихожу уставший как собака, но мысль-то уже живет во мне. Взял свои картинки, смотрю, ерунда какая-то. Начал снова рисовать и так месяц прошел. Пару раз думал бросить, но вспомню про Рубикон и снова.
Жена посмотрела на своего чудика и решила мне помочь. Любит ведь. Прихожу как-то вечером, а у нас сидит девица какая-то. "Художницу тебе привела. Может покажет тебе непутевому что". Ну я застеснялся поначалу, а потом сели мы вместе с ней рисовать. Месяц она ходила к нам. Показала кое-какие хитрости мне по рисунку и как с красками работать нужно. Тут я вобще опешил от этих всех цветов и оттенков. А дальше говорит уже самому нужно развиваться или в институты поступать. Какие институты думаю? Мне кормить нужно семью, а не за партами сидеть. Я и продолжил свои изыскания сам. Вроде получаться даже стали те рисунки, что хотелось мне показать другим. Людей рисовал, орнаменты всякие, деревья, речку. Но больше всего колонны рисовал с разными сюжетами. Причем колонны эти в стекле хотел сделать. Чтобы и мужикам с работы было интересно ваять что-то грандиозное, а не только стаканы с вазами одни и те же.
Потом еще уйму времени потратил на то, чтобы понять, как это сделать в реальности. Читать плохо умел, но опять же жена помогла. Приводила иногда учительницу одну. Эта учительница и книги мне по стеклу смогла достать. Очень добрая старушка оказалась. С мастерами с разных цехов на заводе общался о технологиях разных. А то как я подумал. Теория хорошо, но и практика ведь нужна. Загорелся вобщем идеей-то.
И вот через года четыре где-то решился я мужикам с работы показать свои художества. Посмеялись они надо мной и сказали, что лучше бы на танцы чаще ходил, а не рисовал. Тогда я пошел к самому главному начальнику завода. Прождал час, наверное, под дверью у него. Наконец выходит от начальника какой-то интеллигентный мужичок. Я резко встал, чтобы зайти, и один из листочков у меня выпал, а мужичок как раз мимо проходил. Схватил он этот листок и смотрит. Вдруг как закричит "Эврика" и опять к начальнику ушел. Я аж оторопел. Вот наглый-то. Но тут открывает дверь начальник наш и смотрит на меня так хитро. "Ну заходи. Чего встал-то? Дело есть".
Тут и началась кутерьма. Мужичок тот оказался непростой. Очень важный архитектор. И ему безумно просто понравились мои рисунки. В конкурсе каком-то он там участвовать хотел. Все картинки мои забрал и уехал. Я уж думал пропали мои произведения. Потихоньку новые начал рисовать.
И вот через два месяца снова приехал этот товарищ. Выиграл конкурс. "Поехали со мной на большую землю". Ну моя сначала заартачилась, но потом согласилась. Наговорил этот архитектор ей заоблачные дали что нас ждут. Оказалось, что он выиграл конкурс на строительство павильонов метро. Мы даже не знали, что это такое и с чем его едят. Но этот мужичок архитектор все нам разъяснил. Я, когда узнал, что мои рисунки помогли, то ушам не поверил.
Собрались вобщем и поехали. Оплатил он нам с семьей переезд в большой город. И стал я с ним работать. Дальше было много сложностей с этим проектом, но тут помогали все, кто только мог. По научному объясняться я ведь не мог. Рассказывал, что узнал от своих мужиков на заводе по поводу стекла и что сам думал. Подключились местные инженера и рабочие. И постепенно мы все смогли добиться чего хотели. Сделали такие колонны, которые теперь во всем мире знают.
- Неужели эти те колонны, о которых я думаю?
- Они самые.
- Но ведь вас никто не знает.
- А зачем мне слава-то? Людям понравилось, что сделал и хорошо. Деньгами нас с семьёй не обидели. И работал еще я много где и много чего интересного сделали из стекла. А рисунки стали частью меня самого. Не могу не рисовать.
Напомню, что началось ведь все с красок. Используй побольше их и разных оттенков. Не давай им засохнуть. Трудись и ищи сынок, и все будет. Откроются целые миры, которые захватят тебя целиком.
- Вот так вышел прогуляться. - Игорь чуть снова не закурил. Хотя боролся с вредной привычкой уже как год. - История знаете ли на сто десть баллов из ста. А сейчас вы решили обратно на родину переехать?
- Да. Хорошо мне здесь. Жены давно уж нет. Дети в большом городе решили жить. Иногда внуков сюда привозят. Но про красочную философию я им всем рассказывал и думаю, что они счастливы были и есть. Сейчас вот трудовиком работаю в школе здесь недалеко в старших классах, а по вечерам и выходным рисую.
- А почему трудовиком и в школе?
- Знаете, дети всегда нас встряхивают от спячки. - Игорь в знак согласия кивнул головой. - Я все чаще в нее впадаю в последнее время. Наверное, усталость какая-то накопилась. Девятый десяток уже пошёл. А так в начале года придешь на урок и смотришь на эти блеклые лица. Кто-то скисший, кто-то борзый, а у кого-то еще есть искорки в глазах. А ведь они все только в начале пути еще. И тут в тебе будто огонь зажигается. Хочется им показать, сколько они всего теряют.
Выражаясь моим красочным языком, у мальчиков сплошь голубые оттенки видны. В современном мире слово "голубой" теперь конечно опошлено до крайности, но суть остается сутью. Вокруг все пытаются с помощью одного цвета раскрасить свою жизнь, но ведь это же убийственно просто.
Помните детскую песню про оранжевое небо?
- Конечно. Одна из моих любимых песен была и остается.
- В детстве хороши яркие краски. Эмоций, энергии много и их на разные игры хорошо тратить. Но по мере взросления человек развивается, узнает что-то новое. Здесь уже нужны новые краски, а их у него нет. Вот я и показываю детям свои картины и говорю, чтобы они искали свои цвета. Чтобы жизнь была, а не существование.
Как вам показалось, что картина начала двигаться, так и ими завладевает интерес. А это главное. Потом мы с ними делаем разные поделки из дерева, но не просто так, а с душой. С поиском своего. И смотрю глаза у многих начинают гореть. А мне того и нужно.
Они и девочек своих, и друзей ко мне приводят посмотреть на картины. Молодцы.
- Мдаа.... Чувствую, что мне нужно походить к вам на уроки. - Игорь усмехнулся. - Даже чтобы отдохнуть нужно потрудиться выходит?
- Все верно.
- То-то я думаю, что и не отдыхаю вовсе на выходных. Лень наша родимая даже здесь достает значит. Никифор, спасибо вам большое за такую душевную беседу. Есть о чём подумать. Пойду еще немного пройдусь.
- Картину-то берите. Покажете своим. В тряпочку заверну.
- Да вы что. Мне как-то неудобно.
- Берите, берите. - Старик отдавал уже Игорю картину. - Вспомните старика добрым словом при случае. Картины ведь они живые. Поймете потом.
- Спасибо огромное. - Игорь бережно взял завернутое в тряпку произведение не искусства, а жизни. - Старшему сыну покажу и расскажу о вас. Не прощаюсь. До свидания.
- Удачи вам с красками.
Игорь медленно шел в сторону дома. Он нес картину очень аккуратно, чтобы ничего не размазать. "Надеюсь Лисёнок тоже увидит это движение на полотне. Это ведь непостижимо. И у нас в городе живет такой человек. Неужели ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА никто не знает? Что-то не то у нас в мире делается значит".
- Бог мой, ты что там по помойкам гулял три часа? Притащил какую-то грязную тряпку домой. - Лариса даже отвлеклась от телефона и уставилась на мужа. - Я тоже хочу в поход сходить, но не по таким местам же.
- Подожди минутку. Я тебе сейчас все покажу. - Игорь прислонил картину к стене в коридоре и снял тряпку. - Что скажешь?
Лариса подошла и внимательно посмотрела. Потом также внимательно посмотрела на Игоря.
- Обычная картина. Ничего особенного. А ты прямо загорелся весь смотрю.
- Неужели ты не видишь?
- А что я должна увидеть?
Мужчина тоже посмотрел на холст и не увидел движений.
- Как же так? Может искусственное освещение мешает? Давай в комнату отнесу. - Игорь перенес картину в гостиную и поставил на стул рядом с окном. Посмотрел еще раз на пейзаж и сразу все увидел. - Ура, действует. Видимо живой свет нужен, чтобы все увидеть. Посмотри сейчас.
Заинтригованная Лариса подошла и посмотрела. Она всё увидела.
- Это планшет такой что ли? Ты там включил настройки? - Жена пошарила по рамке картины рукой. - В чем принцип?
- Лисёнок, это просто картина.
- Такого не бывает. Река же движется. В чем фокус?
- В красках. Я сам толком не знаю.
Игорь рассказал про старика Никифора и его историю жизни.
- Какая-то сказочная история. Такого не бывает.
- Я тоже так подумал. Но ведь пейзаж перед тобой. И знаешь. Мне кажется доля правды в этом во всем есть. Ведь мы живем в каких-то иллюзиях постоянно.
- Ты о чем? Теперь я тебя не понимаю.
- Вроде все у нас с тобой есть. Работа, дом, дети. Отдохнули вроде как на этих выходных. А все равно чего-то не хватает.
- Ремняяяя. - Лариса улыбнулась. - Да согласна я с тобой. Привычки. Стабильность во всем и везде. Это хорошо и любая женщина об этом мечтает с детства, но хочется полёта тоже. И этот телефон надоел уже. Высасывает из меня всю энергию как пиявка какая-то. Но я не знаю, что делать.
- Да разленились мы просто и всё тут. Надо шевелиться. Задумываться. Искать свое. А мы всё по шаблонам пытаемся жить. Но мы все разные. Даже вчера вместо этого боулинга с рестораном, нужно было нам всех наших лежебок-товарищей на свежий воздух вытащить. Всем на природу надо брать с собой не телефоны, а бутерброды. Ну и душу конечно. Вот тогда отдых получится. - Игорь вдруг заходил по комнате. - А давай сейчас так и сделаем. Еще есть время у нас сегодня.
- Согласна. Пошла делать бутерброды. Иди сюда мой толстый кот. - Лариса поцеловала мужа. - Будем стараться не бездельничать. Хотя это так сложно. Нужно мне этого робота-пылесоса продать. Тряпка и швабра лучшие в своем роде для пола. А робот этот иллюзию уборки только создает.
И знаешь, по-моему, кто-то из наших ребят мне про Никифора какого-то говорил. И, по-моему, этот самый старик он и есть.
- - -
Всю неделю Игорь думал о старике. Но как назло работы было очень много, и он никак не мог вырваться, чтобы заехать в школу, в которой работал Никифор. Школу эту он вычислил сразу. Другой просто не было рядом с тем местом, где он повстречал художника.
Игорю еще раз хотелось увидеть и поговорить с Никифором. И сам старик, и его картина сильно задели за живое.
Наконец в пятницу после обеда он доехал до школы. Школа по планировке была старого образца, и Игорь подошел к тем окнам, где и у него в детстве были уроки труда. Там была также отдельная лестница и площадка для входа в кабинеты. У лестницы стояла большая фотография Никифора с черной ленточкой. Опоздал.
- Папа, ты что тут делаешь?
Игорь повернулся и увидел подходящего к нему Борис. У старшего из его сыновей были красные глаза.
- Борька, вот так встреча. Ты же вроде в другой школе должен быть.
- А ты знаешь Никифора?
- Немного знал. Хотел вот поговорить с ним, но...Вот. Хороший был человек.
- Его вчера не стало. После уроков я к нему иногда ходил учиться рисованию. Он ведь художником был. Ты знал?
- Да. Он мне картину подарил. Забыл тебе показать в этой рабочей кутерьме. И давно ты к нему ходишь?
- Месяца два. Один приятель по карате рассказал, что у них классный трудовик и такие картины рисует, что можно увидеть, как внутри все движется. Я думал он врет. Ну и решил зайти посмотреть. Днем каждую пятницу он показывал здесь ребятам картины свои. Причем на улице. Я, когда увидел холст, то сразу попросил Никифора научить меня так рисовать. Упрашивал долго. "Сам научишься, если твоё" говорил мне. Наконец согласился. Как же так пап? - Борька заплакал.
- Ну, ну, сынок. Не плачь. - Игорь обнял сына. - Жизнь течет. Всё меняется. Тут уже ничего нельзя сделать.
Они постояли немного еще и пошли прочь.
- А ты большой молодец, что начал рисовать.
- Да мне всегда нравилось. Думал мальчишки засмеют. Девчачье это дело малевать рисунки. Вот карате и занимался.
- Я и маме говорил про Никифора. Чтобы она картины посмотрела. Но ей все некогда было. По телефону эти картины не передашь в фотографии. Нет эффекта того. Нужно вживую смотреть. И то недолго. Краски высыхают и жизнь уходит из холстов.
- Так вот он про что мне тогда говорил. - Игорь остановился. - Жизнь как она есть. Ничто не вечно.
- Да. Краски ненадолго передают движения. А потом нужна новая картина. Пробовать и искать всегда. Дело за тобой. Никифор так говорил.
- Ну что же. Последуем его совету и расскажем об этом всему свету. И начнем с нашей семьи.
- - -
Как-то раз осенью в солнечную погоду Игорь на лодке добрался до камня-валуна, о котором говорил старик Никифор. Он специально выключил телефон в рабочий день и захотел побыть один. Мужчина забрался на камень и посмотрел вокруг. Все деревья утопали в желто-красной листве. Солнце ярко светило на небе и также сияла душа внутри. Игорь вдруг увидел большой дуб.