Ромм Фредди А. : другие произведения.

Спасение сквозь миры: коммунистическое и капиталистическое решения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тема спасения людей из других миров: как она решается авторами - "коммунистами" и "капиталистами".

  Здесь и далее, иными мирами мы будем называть все варианты существенной дистанции между человеческими социумами, включая темпоральный (преодолеваемый с помощью машины времени), межпланетный и т.д.
  Тема спасения людей из иных миров прозвучала в фантастике практически тогда же, когда возникла идея разных миров и их взаимодействия. Разумеется, из двух различных миров один может считаться более благополучным, чем другой, и тогда "благополучный" мир может вмешиваться в дела "неблагополучного", в частности, в форме спасения людей, которые в этом нуждаются.
  А теперь - давайте рассмотрим примеры спасения через миры.
  Одно из первых решений в этом роде озвучено ещё в повести Уэллса "Машина времени": обнаружив в будущем расы элоев и морлоков, ГГ решает спасти Уину - девушку, в которую влюбился (но не успевает это сделать).
  Есть некоторая проблема: считаем ли мы Уэллса "коммунистом" или "капиталистом"? По убеждениям он был социалист, а это ближе к коммунизму. Но при этом в самой повести он показывает будущее человечества отнюдь не в той форме благоденствия, которую приписывают коммунизму его апологеты - значит, чисто формально, не "коммунист". Можно рассуждать иначе: его ГГ подумывает о спасении Уины, но не доводит свои мечты до результата - если угодно, на этом основании его вариант можно "снять с конкурса".
  "Капиталистические" варианты спасения сквозь миры довольно распространены, и практически сводятся к тому, что (как у Уэллса) спасают любимых людей. Или - не столь любимых - по заказу, за деньги. Вполне последовательные капиталистические решения.
  Можно вспомнить "Конец Вечности", где тема спасения является сквозной. Правда, не вполне ясно, насколько можно говорить о разных мирах. Допустим, да. И каковы же мотивы спасения? 1) Спасение данного социума в целом - от технологических и социальных решений, ведущих к жертвам или спорному по своей оправданности риску, и 2) опять же - спасение любимого человека (главной героини главным героем).
  Также приведу примеры своей фантастики, однозначно "капиталистические": спасение людей при условии, что они не совершили преступлений (серия "Мир спасения"). При этом, как и у других "капиталистов", спасение вполне может коснуться любимого человека ("Решающее испытание").
  А как с "коммунистическими"? Разумеется, "коммунистическое" спасение (исключая сюжет Биленкина, о котором сказано ниже), в отличие от "капиталистического", проводится "планово".
  Рассмотрим конкретные варианты.
  Кир Булычёв "Похищение чародея": спасение людей незаурядных по своим способностям - учёных, изобретателей и др.
  АБС "Парень из преисподней": спасение людей, которые могут понадобиться для разных целей.
  Биленкин "Принцип неопределённости": спасение своей жены и ребёнка (правда, спасение спонтанное - такого задания главгеру не давали).
  Можно также упомянуть польский сюжет (не помню название), где девушка-исследователь непонятно зачем спасает инквизитора.
  Бросается в глаза, что, за исключением сюжета Биленкина, "коммунистическое" спасение либо не имеет внятной цели, либо чисто утилитарно: человека спасают независимо от того, хорош он или плох, просто потому что "так надо" или даже "так выгодно". Налицо парадокс: поборники коммунизма опираются на выгоду, тогда как их оппоненты - на эмоции, кто кому нравится (а нравятся обычно хорошие). Какой из этих вариантов скорее может быть назван гуманным? Вопрос риторический.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"