Аннотация: Исследую свои взгляды на главный вопрос: КАК ЖИТЬ?..
Моя философия, кратко
Исследую свои взгляды на главный вопрос: КАК ЖИТЬ? В какой-то момент появилась отправная точка:
"It"s nice to be nice to the nice" (цитата из комедийного сериала "M.A.S.H.", 1972-1983).
Как это -по-русски? По-английски звучит более выразительно.
Ответ на вопрос "как жить" зависит от ответа на вопрос "что ценно". Что ценно? Какова система (вероятно, иерархия) ценностей?
Как всегда, следует начинать с себя. Что наиболее ценно для индивидуума? Вероятно, это сохранение самоуважения. Поиск основы для уважения к себе приводит к категориям "мораль" и "этика". Внимание к морали и этике подразумевает, что мы относимся к своей собственной личности по-хозяйски, т.е. бережливо, стараясь сохранить личность в её первозданном виде, насколько это возможно.
Что морально и этично (что даёт мне уважение к себе), а что наоборот?
Есть точка отсчёта, которую я принимаю априори, без доказательства, по интуиции. Моя интуиция подсказывает единственный моральный постулат: аморально забирать нечто у другого без добровольного согласия сторон. Например, такие действия, как убийство, кража или обман, аморальны, ибо они принудительно лишают одну из сторон чего-либо: жизни, имущества или истины.
Также по интуиции, но в обход указанного постулата, можно применить другой подход - он основан на самоидентификации:
Я не убиваю, ибо я не убийца.
Я не ворую, ибо я не вор.
Я не лгу, ибо я не лжец.
и т.д., и т.п.
Тот факт, что запреты на совершение убийства, кражи и лжесвидетельствования записаны на скрижалях, данных Моисею, и являются, таким образом, Законом от Всевышнего, избыточен. Вероятно, Закон был важен для бывших рабов в пустыне (впрочем, у нас тоже была своя пустыня). Но даже если бы не было никаких скрижалей, это бы ничего не меняло для меня.
Я не краду не потому, что это хлопотно, а меня могут поймать и наказать, и не потому, что так завещал Всевышний, а потому, что я не вор, воровство не соответствует моей самоидентификации. Если я принудительно разлучаю кого-то с его имуществом, я физически ощущаю, что моя личность претерпела некие изменения в худшую сторону. Я чувствую, что с этого момента я уже не тот, кем был раньше, и я теряю себя. Мне нужно будет время и значительные усилия, чтобы обрести себя вновь. А мне важно сохранить свою идентичность. Значит, я не стану красть.
Обычно ссылаются на "золотое правило" (в его традиционной, а иногда и кантианской форме) для обоснования морали. Но это правило может стать обоснованием разных, в том числе и диаметрально противоположных, философий. Его недостаточно. Зато достаточно повторить: "It"s nice to be nice to the nice", - и ни в коем случае не забыть о третьей части этой фразы. И вот тогда чувствуешь себя человеком.