Трошин Борис Александрович : другие произведения.

Бабушки русского балета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Бабушки русского балета
  
  
  
  Едет тётка на пролётке,
  Шлейфом пыль вслед тянется
  Рядом Катька в новом платье -
  "Грымзы" племянница.
  
  Городская частушка.
  
  
  
  Шклов - город весёлый.
  После пожара 1668 года отстроен на новом месте, на берегу Днепра. Место выбирал, под стать себе, князь Григорий. Потёмкин. Во всём правитель России любил размах и в государственной деятельности, и в любви, и в мотовстве.
  Потому отказался восстанавливать пожарище, а объехал берега Днепра и указал светлейшим перстом место, на котором будет стоять его город.
  
  И город отстроился. Характер Потёмкина известный. Где ступила его нога, там должен быть центр земли, а чтобы стать центром хотя бы Европы, кто-то должен подумать и о денежных влияниях на благое дело.
  
  Приказано было собирать деньги по всей Могилёвщине. Чиновники обирали купцов, промышленников и город рос.
  
  Основывались мануфактуры, фабрики. Потёмкин любил зрелища, для него повсюду выискивали одарённых крепостных девах и парней.
  У русской императрицы - прекрасные театры. Театры на Руси всё более входят в моду. А чтобы успеть за временем, нужно не спать, а работать, работать и работать.
  Потёмкин в отрочестве был большим лентяем, но с годами пристрастился к работе, вошёл во вкус. Других приучал всё больше бодрствовать служа на благо отчизне.
  
  Светлейший князь умирает от сердечного приступа.
  Скоро город Шклов русская царица отписывает генералу Зорину, сподвижнику Потёмкина по военным компаниям и делам сердечным.
  
  Зорин продолжает дело непосредственного начальника и скоро в Шклове, к тому времени промышленном городе, открыт крепостной театр.
  
  Пелагея Азаревич или, как называли её друзья и любовники, - "Пчёлка", была крепостной девкой. Ухаживать за коровами, ткать полотно не любила. Выбежит на луг и танцует до вечера, за что регулярно бита как отцом, так и матерью.
  
  Здесь и отыскали её "глаза и уши" генерала, его верные слуги и пособники в делах.
  
  Долговязая, остролицая, с худыми крупными коленками, у мужчин она не вызывала эмоций. Когда её показали Зорину, он оттопырил нижнюю губу и брезгливо фыркнул. Но друзья уговорили посмотреть девку.
  
  Пелагея танцевала без музыкального сопровождения. Нигде не училась она мастерству. Бог наградил талантом. Её бесконечные прыжки создавали ощущение парения в воздухе. Казалось, она не опускается на землю.
  И пропадали из поля зрения её худоба, угловатость, некрасивость лица, оставалось лишь ощущение соприкосновения с прекрасным.
  
  Зорин очарован. В театре уже служил балетмейстером Мариодини, итальянский танцовщик. Он долго цокал языком и доказывал Зорину, что переучить балерину сложнее, нежели научить изначально.
  
  Что слишком свободна фантазия исполнительницы. Совершенно отсутствует школа. Поступь лёгкая, но нога большая, ступня ходит как на шарнирах, а в балете главное - устойчивая ножка, деформированные пальчики, на костяшках которых построен весь танец.
  
  Зорин махнул рукой и приказал всему научить и поменьше болтать.
  
  Пелагея вышла на сцену через полгода. Она произвела фурор среди местного аристократического общества. У неё не оказалось соперниц.
  
  Генерал считал, что в Европе нет театров, равных шкловскому. Он подолгу гастролировал с труппой по главным столицам европейских государств.
  Всюду был обеспечен аншлаг. Сборы были фантастическими, а слава о белорусских танцорах достигла Москвы.
  
  Пелагея давно исполняла только основные партии. Её партнёром бессменно был Крестьян Буткевич, тоже крепостной из деревни близ Шклова. Эта пара блистала на всех известных сценах того времени.
  
  Белоруссия выходила на авансцену культурной жизни.
  Блистали театры Тизенгауза из Гродно, театр Огинского из Слонима, театр Радзивиллов из Несвижа. Почти во всех городах Белой Руси работали балетные школы.
  
  Посланники короля польского приезжали к Зорину торговаться для покупки его актёров, но генерал не уступил. Король купил Гродненскую труппу.
  
  Успех "Пчёлки" воодушевляет генерала и он приказывает перепробовать всех девочек и мальчиков из родственников Азаревичей на предмет выявления талантов.
  
  Так в труппу попадает племянница Пелагеи, Екатерина Азаревич. Не в пример своей тётке эта красивая, можно сказать, обаятельная девушка, высокого роста, пропорционально сложенная, удивительно тонкая в талии, с хорошо развитой мускулатурой рук и ног и большими способностями к танцу скоро во всей силе проявила себя на сцене.
  
  Общественность требовала отпустить женщин на волю. Но доход, который труппа приносила генералу, был настолько весом, что он и думать не хотел о вольной своим крепостным крестьянкам.
  
  Когда по настоянию центральных властей труппа прибыла в Москву на гастроли, в Пелагею влюбился богатый меценат Живокини. Он преподнёс богатый подарок императорской чете и Зорину уже ничего не оставалось, как только отпустить Великую танцовщицу на волю.
  
  Через несколько лет Пелагея Живокини открыла балетную школу. С этой поры русская знать пристрастилась к искусству танца. Ученики Живокини продолжили развитие хореографического стиля и исполнительской школы белорусского балета.
  
  В 1800 году племянница Пелагеи "Пчёлки" крепостная балерина Екатерина Азаревич продана дирекции Петербургских императорских театров. Петербург оказался у ног неподражаемой актрисы.
  В 1802 году она по настоянию публики отпущена на волю без выкупа. Выгодно, а может быть и по любви, выходит замуж за аристократа. Рожает двух дочерей, судьба которых предрешена. Обе становятся великими актрисами.
  Надежда ещё танцевала, в пантомимических балетах Огюста и Дидло, но Мария выбирает другое амплуа, становится драматической актрисой.
  Она - первая исполнительница роли Лизы в спектакле "Горе от ума" Грибоедова, поставленной на сцене Петербурга в 1831 году.
  
  
  Расцвет философской мысли на территории Белой Руси повлёк за собой интерес к античной эстетике. Античность пробудила самосознание в людях. Тяга к свободе материализовалась в общенародном движении к прекрасному будущему
  . Развитие промышленности, особенно книгопечатания, открыли возможность знакомиться с новыми достижениями на ниве просвещения и искусства.
  
  Опыт Белоруссии воплотил в себя достижения Европы в различных областях человеческой деятельности. Развитие искусства шло параллельно развитию стихийной самобытности. И философская, и эстетическая мысли не переносились бездумно на другую почву, они приживались в умах и сознании людей, изменялись согласно местным традициям и превращались в искусство оригинальное, не имеющее аналогов в Европе.
  
  Танец, рождённый балетных дел мастерами Азаревичами, покорил все европейские столицы, ошеломил воздушными "Па" обе столицы Московии, заложил фундамент великолепной, до сегодняшнего дня, неподражаемой школы русского балетного исполнительского мастерства; искусства - которым до сих пор шокирован мир.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"