За двадцать лет до рождения Франциска Скорины примерно в 1470 году, в почти непроходимых чащобах Беловежской пущи, в её заповедных местах, где любили охотиться царствующие особы, появился на свет мальчик, названный Николаем.
В те времена земли Беловежской пущи не очерчивались границами на картах, не размежевали их пограничные столбы. Всякий владыка хотел иметь здесь вотчины, ибо шёл слух, что местность благодатная, леса богаты зверем, реки и озёра рыбой, небо крупной птицей, земля плодами от куста и дерева.
Князья литовские тянулись к юго-западу обеими руками.
Речь Посполитая воздвигла Белую вежу, оборонительную башню, чтобы смотрела она на все стороны света и отпугивала незваных пришельцев.
Русь считала земли эти славянскими, исконными, потому великий князь Владимир Мономах, братолюбивец, добрый страдалец за русскую землю, /следуя тексту летописей/, не считаясь ни с кем держал здесь гарнизон и наезжал нередко, чтобы поохотиться, позабавиться, отдохнуть от забот.
Егерей посадил опытных. Егеря зажились здесь и пошли за поколением поколения беловежских белорусов.
"В Беловежской пуще водятся доселе зубры, туры" рассказывал -/Вл. Мономах/ - человек богатырского сложения, который если верить его летописцам: "Вязал коней диких собственными руками".
От потомков одного из егерей Великого князя родился Микола Гусовский.
Пуща - место богатое, да говаривали местные жители:
" У кого ничего, а у нас пуща того".
От княжеских хором Микола и образование получил. Учился здесь же, на месте, потому как сидели в пуще не только стрельцы, но и дьяки разных приказов.
Гусовский - старший, дал сыну хорошее образование. Упросил Ивана Третьего, Великого князя Московского, отправить дитя сначала в Вильно, потом в Польшу, дальше в Италию.
В те времена Русь закладывала основы правового государства. В 1497 году был составлен судебник - первый кодекс русской, к тому времени централизованной державы.
России требовались умные образованные молодые люди.
В Вильно Микола Гусовский знакомится и близко сходится с протектором Э. Вителлиусом - секретарём великокняжеской канцелярии.
Поездку в Рим оплатил епископ полоцкий, включивший Миколу в состав дипломатической миссии
С этого момента жизнь его сделалась вполне самостоятельной.
В Риме Микола Гусовский встречается с папой Львом десятым. Римский папа заинтересовался рассказами пылкого энергичного молодого человека. Ватикан и прежде намеревался распространить католицизм в Словении.
Он предлагает Гусовскому сотрудничество, но тот отказывается возглавить миссионерскую работу в департаменте Юго-Западных территорий. Но, удовлетворяя любопытство священного престола, пишет и дарит Ватикану книгу:
"Песню о мощи, дикости зубра и охоте на него".
Произведение это сохранилось в истории под названием "Песнь о зубре".
Гусовский - поэт не ограничивается описанием всевозможных красот дикой, малообжитой местности. Хотя красоты пущи достойны поэтического пера, но и по наш сегодняшний день они не описаны талантливо. Не нашлось автора, любящего свою землю от души, не за таланты этой землёй рождённые, не за грехи её сыновьями творимые, а за то чудо, которое пуща собой являет, сопротивляясь опустошительному нашествию человека.
Войны сотрясали Европу. Человек человеку - враг! Ужасное кредо человечества! Человечество бесцельно бродит в лабиринтах бытия. Заблуждения следуют за просветлениями ума и, наоборот, вязкие лабиринты истории окутывают сознание мраком не изживаемых инстинктов.
Микола Гусовский наблюдает бессмысленность битвы народов.
В "Песне о зубре" он говорит не столько о могучем животном, сколько о могучей силе, заложенной в первобытное существо. Это первобытное существо - сознание человека.
Обратив своё сознание в созидательную силу, человечество очень быстро выйдет из тоннеля инстинктивного существования.
Он намечает пути движения прогрессивных сил к новой цивилизации. Призывает отказаться от узких кастовых взглядов на условия и формы существования жизни на земле, становясь в один ряд с людьми - выразителями передовых взглядов: общественных, политических, эстетических.
Он призывает к объединению народов. Обращается к христианской церкви забыть разлады между собой. Религия одна.
Но просит не забывать и национальные интересы различных государств, народов, регионов, в том числе народа и земли белорусской.
Национальные проблемы ему не чужды. Он приглашает государей решать их на основе добрососедства и взаимопонимания.
Обращает внимание европейских правительств, в том числе российского на недопустимость победного шествия чужих культур по славянской земле.
Называет оккупацией турецкое проникновение в Европу. Он сравнивает движение мусульманских культур на Запад и Восток с татаро-монгольским нашествием.
Зубр - национальный символ Белоруссии является аллегорическим образом народов, населяющих этот край. Зубра трудно разозлить. Зубр - абсолютный противник схваток и боёв, так распространённых обычно в дикой природе.
Но зубр могуч. Его обходят даже бесчисленные стаи волков, которые в зимнюю пору бесстрашны и агрессивны.
Зубр не боится человека с ружьём. Он оставляет за человеком право первого выстрела и тогда....
Тогда животное атакует. С первого удара зубр сбивает с ног слона. Не прав оказался Ганнибал, знаменитый полководец Карфагена, использовавший против врагов в качестве таранной мощи огромных жителей Индии и Африки. Слоны неповоротливы.
Зубр атакует молниеносно. Он идёт по снегу как танк, за ним остаётся лишённая снежного покрова полоса чёрная как вспаханное поле.
Горе всадникам? оказавшимся на дороге.
Потому и воевал Мономах с зубрами, окружённый егерями как бастионами. Потому и двигались по полю сани, оборудованные под крепости. Потому и тешил себя Иван Третий непредвиденными опасностями, потому что просчитать тактику зубра невозможно.
А победить зубра - значит победить страх и слабость в собственном сердце.
Европейские монархи не помышляли даже будучи приглашёнными в пущу, составить славянским князьям конкуренцию.
Микола Гусовский не приветствовал милитаризацию Европы. Он писал о страданиях простого народа. Мечтал о всеобщем образовании среди бедных людей. Говорил о том, о чём до сих пор говорим и мы: о морально-этическом усовершенствовании общества, о гуманизме, о природе, которую человек обязан беречь и сохранять, а не уничтожать.
И допускал лишь бережное использование природы, с обязательным восстановлением растраченных ресурсов.
Родина - это красота своей земли.
Земля - источник здоровья нашего организма, источник нашего благосостояния.
Гусовский провозглашает лозунг:
Здоровой природе - здорового человека!
В народной мудрости видит Микола Гусовский, поэт и общественный деятель, неисчерпаемый источник поэзии.
Поэзия - аналог красоты природного разнообразия.
Поэзия - проза жизни, познавшая красоту и мудрость природы.
Поэзия - в ритме, посредством которого движется живое и неживое на Земле и сама Земля, пульсируя в ритмах поэтических образов, движется по заданному кругу.
Ибо сказано: "Он проводил круговую черту по лицу бездны",
" Веселясь на земном кругу Его и радость моя была с сынами человеческими". /Книга притчей. Гл.8. Стих 27. 31./
Ритм вечного движения, вечного возрождения.
Гусовский демонстрирует этот ритм в строках своей поэмы. Её элегический двустих сочетает гекзаметр с центаметром, что насыщает саму строку и смысл, в ней заложенный, богатством рисунков: зрительных, звуковых и ритмических.
Чтобы ощутить гениальность творения, его нужно прочитать.
Имя Миколы Гусовского включено ЮНЕСКО в календарь международных дат великих деятелей мировой культуры.