Аннотация: Барашу не хватает слов для написания стихов. Он обращается к Лосяшу за словарями. Но дело оказывается не в словарном запасе, а в творческом кризи- се Бараша.
Сергей Росстальной
Azrossa1@rambler.ru
Словарный запас
Барашу не хватает слов для написания стихов. Он обращается к Лосяшу за
словарями. Но дело оказывается не в словарном запасе, а в творческом кризи-
се Бараша.
Эпизод 1
У Лосяша сидит Капатыч и листает толстую энциклопедию. Он сосредото-
ченно читает.
Капатыч: - Вот теперь всё понятно! А то, понимаешь, непонятно было - и
шо оно такое? А теперь (заглядывает в листик) надо посмотреть, что оно та-
кое "вегетационный период".
Подходит Лосяш со стопочкой книг.
Лосяш: - Вот ещё здесь можно посмотреть, Капатыч.
Ложит книги на стол.
Капатыч: - Ага, Лосяш, спасибо!
Очень медленно открывается дверь, и в неё, бочком, проникает Бараш.
Бараш: - Лосяш, у меня специфическая проблема.
Капатыч (деликатно): - Мне уйти?
Бараш: - Да нет, Капатыч, сиди... Лосяш, мне не хватает слов.
Лосяш: - А ты не торопись, Бараш, подумай хорошенько, и опиши свою
проблему.
Бараш: - Да нет! Я не в том смысле... Мне не хватает слов для стихов!
Капатыч: - Вот те и на!
Лосяш: - Как это так, друг мой талантливый?
Бараш: - А вот так! Когда у меня не хватало вдохновения, я недописан-
ные стихи складывал в ящик, что бы дописать потом. Сегодня просыпаюсь - а
день такой... а погода такая... и всё такое... В общем, вдохновение пришло.
Я сразу достал все недописанные стихи, и давай их дописывать! И не могу!
Мысль рождается, рифма складывается, а слова под эту рифму подобрать не мо-
гу! Потому что не знаю такого слова, подходящего!
Капатыч: - Вот это проблема!
Бараш: - У меня словарного запаса не хватает, вот я и пришёл к тебе,
Лосяш - у тебя же огромный запас словарей.
Лосяш: - Конечно! У меня их масса! Сейчас!
Бараш стоит посреди комнаты, и к нему со всех сторон летят словари,
большие и маленькие. Каждый том сопровождается голосом Лосяша: "Вот! Вот!
Вот! И вот!..."
Эпизод 2
Бараш сидит на высокой стопке словарей. Рядом другая стопка, ещё выше
- из неё он берёт словарь, листает его, и быстро, азартно, с радостным ли-
цом, пишет в свои листочки. Потом он бросает словарь в другую стопку, пони-
же, с другой стороны, и снова берёт другой словарь из первой стопки.
Подходит Лосяш.
Лосяш: - Ну как?
Бараш: - Ай да Лосяш! Ай да помог! Всё получается, как по нотам!
Эпизод 3
На природе, у качелей. На качелях Нюша. Совунья в кресле-качалке вя-
жет носок. Остальные сидят на брёвнышке. Кар-Карыч сидит на табуретке, за-
кинув ногу на ногу, скрестив руки на груди и смотрит на Бараша, как оцени-
вающий зритель. Бараш выступает со стихами.
Бараш: - Это моё недописанное, отложенное в долгий ящик! Но вот, свер-
шилось, и я готов явить вам законченные произведения. Вы только послушайте:
Цветёт ромашка одиноко
В тумане луга голубом.
Что ищет там цветок, далёко...
Здорово, правда!? А концовки не хватало! И вот:
Цветёт ромашка одиноко
В тумане луга голубом.
Что ищет там цветок, далёко?
Наверно, АЗИМУТ С ИКСОМ.
Совунья вздрогнула и запуталась в нитках.
Совунья: - Чего, чего?
Карыч: - Бараш, а что...
Бараш: - Да это ещё не всё! У меня же полно стихов! Вот:
Пришёл я
голодный,
и яблоко сгрыз.
Осталась
в запасе
конфета.
Мне больше
не надо -
Я выше еды!
Я - ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ света!
Ёжик и Крош переглянулись. Нюша захлопала глазами.
Карыч: - Бараш, а причём тут...
Бараш: - Погодите восхищаться! Я ведь давно начал писать автобиографи-
ческую поэму под названием "Как жить", в назидание будущим поколениям.
Только начал, и сразу бросил - слов не хватило! А теперь слова нашлись!
Бараш: - И вот, я смог продолжить свой труд. Слушайте, как там дальше:
У меня растут года,
Чем мне заниматься?
Чем прославить мне себя,
Что б не потеряться?
Напишу стихов вагон,
И за это мне поставят
Целый СИНХРОФАЗАТРОН!
(В общем, сюда можно придумать какие-угодно стихи, позабавнее. Глав-
ное, суть: Бараш к понятным четверостишиям приписал всякую ерунду)
Карыч: - Бараш, погоди! У всех слов есть, конечно, свой смысл. Но
связь между словами тоже должна иметь смысл! А у тебя они сложены
вместе просто так, лишь бы рифмовались!
Бараш: - Карыч, но других слов не-е-ет! Я уже проверял! - Эти стихи
лежат у меня очень давно!
Карыч: - Да с чего ты взял, что нет!?
Бараш: - Хорошо, срифмуй мне слово... "вагон".
Карыч: - Надо не просто рифмовать, а следить за смыслом. В зависимос-
ти от смысла и рифмы разные подбираются. Хорошо, пожалуйста: вагон-муфлон,
вагон-бетон, вагон-патефон, вагон-аккардеон, или вагон-силикон. Для какого
сюжета надо?
Бараш (насмешливо): - Ну и что получится с такими рифмами? -
И за это мне поставят
Целый... муфлон? Бетон? Патефон или силикон?
Карыч: - Бараш, а СИНХРОФАЗАТРОН чем лучше? Ты пробовал содержание
своих стихов хотя бы наглядно представлять? Это слова, но не те, которые
здесь нужны.
Бараш (озадачено): - Значит, выходит, опять слов не хватает?
Эпизод 4
Бараш засыпает в своей постели. Его глаза закрываются и ему начинает
сниться сон. Ему сниться материальное воплощение его стихов. Стихи читает
дрожащий (модифицированный аудиоэффектами) голос, а на экране происходит
то, что голос читает.
Одинокая ромашка вырастает до гигантских размеров, и гоняется за Барашем. Вместо глазка у неё компас, стрелка которого всегда показывает туда, где Бараш.
Потом за Барашем катится огромная конфета. Бараш пытается увернуться, но от этого только раздваивается - один Бараш убежал, а другой, по-прежнему, бежит перед конфетой. Это продолжается постоянно, вот уже тысячи Барашей бегут во все сторны, но одного постоянно настигает конфета...
Бараш читает стихи, и, вдруг с неба падает гигантская конструкция нео-
писуемой формы, и вся земля содрогается от его падения, все дома рушаться,
и все Смешарики, сбежавшись вместе, гневно ругают Бараша, указывая на упав-
ший "синхрофазатрон".
Эпизод 5
Бараш у Лосяша. Он сидит на табуретке, а Лосяш сидит за компьютером.
Лосяш: - Так, сейчас мы введём в компьютер тексты всех твоих стихов, и
проанализируем их словарный состав. Мм... Ммм... Мм... Вот, а теперь загру-
зим твой повседневный лексикон, а так же не повседневный. Мм... Мм... Мм...
И распечатаем полученные данные. Ага, вот! Сейчас эта программа произведёт
статистический анализ и сравнит твой словарный запас и словарный запас сов-
ременного образованного человека. Та-а-ак! Готово!
Лосяш изучает распечатку.
Бараш: - Ну, что там?
Лосяш: - Ну, что я тебе скажу, словарный запас у тебя нормальный, и
слов тебе хватает для выражения любой мысли, но только...
Бараш: - Что?
Лосяш: - Мм... Только пользоваться этим запасом ты не очень умеешь.
Бараш: - Разговаривать, что ли, не умею?
Лосяш: - Да нет, разговаривать ты умеешь, но... больше прозой. А сло-
жить слова в стихи у тебя не так здорово получается, как просто разговари-
вать.
Вдруг открывается дверь и входит Капатыч.
Капатыч: - Ха-ха! А я придумал! Работал в огороде, и придумал!
Цветёт ромашка одиноко
В тумане луга голубом.
Что ищет там цветок, далёко?
Я заберу его в свой дом!
Бараш: - Как... Как это ты смог придумать!? Я полгода слова подбирал!
И не мог подобрать!
Лосяш: - Друг мой талантливый! Тебе нужен свежий взгляд на вещи. А ты
зациклился... непонятно на чём. Слов полно, а ты их подобрать не можешь.
Бараш(удручённо): - Так значит у меня не свежий взгляд? Всё! Хватит
писать стихи... простые! Перехожу на белые стихи! Там рифмовать почти ниче-
го не надо! Скажите мой любезный друг Лосяш, как нравиться моё решенье вам?
А ты, Капатыч, подскажи, о чём таком поведать миру, что б миру польза была
в том? И я готов, хоть день и ночь, марать бумагу всем на радость, преда-
вая на словах движения своей души... Свободен буду я от рифм, я рифмы от-
пускаю на свободу... и... Опять слов не хватает!
Лосяш (дружески положив руку Барашу на плечё): - Не стоит, друг Бараш,
спешить гоняться за словами. Терпенье прояви, и в ожиданьи проведи не мало
дней, предавшись отдыху от муз. И явятся слова к тебе, поверь, по собствен-
ной охоте, и будешь думать ты ещё куда бы всех пристроить их.
Капатыч: - И, укуси меня пчела, мы восхищённо будем слушать не стон
страдальца над бумагой, замученного поисками слов, а глас счастливого поэ-
та, который может всё на свете сказать, воспеть и восхитить!
Крупным планом: Лосяш и Бараш удивлённо таращатся на Капатыча (то есть