Руалев : другие произведения.

Обзор рассказов-финалистов Хиж-2020

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




   Ну когда ещё подводить итог конкурса фантастических рассказов, как не 2 января, в день рождения Айзека Азимова, неофициально отмечаемого как Международный день научной фантастики.
  
   Стало общим местом ругать год 2020-й. Да, есть за что, он был, интеллигентно говоря, странный. И теперь уже можно признаться, что решение, проводить ли ХиЖ-2020, далось редакции журнала непросто. На то было немало причин. Серьёзных, разумеется. "Выдохлись!" - сказали бы одни. "Уж сколько их упало в эту бездну...", -- сказали бы другие, не случись в этот раз очередной конкурс. Короче говоря, все отнеслись бы с пониманием и сочувствием. Наверное. Может быть. Однако мы не ищем лёгких путей, и надо отдать должное мудрости и стойкости нашего главного редактора, не без сомнения, но благословившей семнадцатый конк. Уж больно сильна была надежда открыть новые имена, уж больно любопытно было посмотреть, что новенького у авторов, нам уже знакомых. Надеемся, участники, как и мы, рады, что многолетняя традиция ХиЖ-конкурсов на СИ устояла, не прервалась.
  
   В том, что конкурс состоялся, большая заслуга и тех, кто благосклонно отнёсся к приглашению поработать в жюри. Мы знаем, что им тоже пришлось нелегко, поэтому втройне приятно было получить ответ: "Разве можно отказать любимому ХиЖ?" Такая солидарность о чём-то, да говорит. Спасибо вам, коллеги!
  
   Ну и участников конечно же есть за что поблагодарить -- какой же конкурс без участников. Без участников -- одна лишь напрасная суета да томление духа.
  
   И напоследок, однако нисколько не в меньшей мере, мы благодарны Самиздату Максима Мошкова, приютившему нас.
  
   В общем, звёзды на небе сошлись в правильной для конкурса конфигурации, за что и Галактике тоже отдельное спасибо.
  
   Ещё несколько слов предуведомления, прежде чем последует собственно обзор рассказов-финалистов.
  
   Следует понимать, что данный обзор не претендует на строгую академичность. Критический разбор и дидактика не являются его целями. Категорически нет. Вы сочинили -- я прочёл. Соотнёс это с целями и задачами редакции и, просеяв через сито субъективных предпочтений и личного читательско-редакторского опыта, провёл дифференциацию тем и поджанров и вынес некое решение. В каком-то из эвереттовых миров, возможно, всё сложилось иначе, а здесь и сейчас -- вот так.
  
   Зимний А. К доброму сердцу кривая дорога
  
   Жутковатая сказка в этноантураже условной велесовой Руси. Яркий, почти кинематографический сюжет. Тот случай, когда назидательность органична и не вызывает отторжения. Ну, на то она и сказка.
  
   Мори Ю. Живая
  
   Автор явно обладает секретом, как исподволь взорвать атмосферу обыденности и столкнуть искушённого читателя-материалиста лицом к лицу с губительной сущностью инфернальных сил.
  
   Медведев А.Д. Розы и оливы
  
   Во всех отношениях приятный рассказ. В меру динамичный, в меру психологический, в меру лирический, в меру фантазийный.
  
   Леданика Виш-ш-шневое без кос-то-чек
  
   Мастерски закрученный ужастик, интрига которого уходит в никуда -- финал скомкан и неубедителен. Заслуживает того, чтобы над ним ещё поработать. Ну и для ХиЖ подобный сюжет с маньяком и девочками заведомо непроходной, сколь бы талантливо он ни был написан.
  
   Притуляк А. Я люблю тебя, Мелани
  
   Мелодрама в реалиях вездесущих информационных технологий. Автору удалось провести читателя между Сциллой кажущихся сюжетных банальностей и Харибдой терминологических нагромождений к весьма нетривиальному финалу. Этим рассказ удивил и порадовал.
  
   Тихонова Т.В. Глаза-окна
  
   Не знаю, кому как, а мне в этом рассказе импонирует причудливая смесь булгаковских мотивов и странновато-утрированной инопланетщины.
  
   Львова Л.А. Олёлёльки!
  
   Чудо, как хороши были ожидания от этой фантасмагории в декорациях мистического Севера. Быть бы ей в победителях, да вся фабула, увы, ушла в свисток.
  
   Мягкая И. Они пришли
  
   После того, как скандинавские и британские кинематографисты отработали в своих сериалах тему пришельцев-беженцев и ксенофобии, данный рассказ воспринимается уже как вторичный. Однако у рассказа есть своя притчевая нотка.
  
   Прягин В. Полторы минуты по договору
  
   Магический паропанк (или дизельпанк?) сам по себе даёт широкие возможности творческому воображению. В данном рассказе нарочитость имперского антуража позапрошлого века кажется избыточной, сюжетная завязка выглядит водевильной, отношения персонажей воспринимаются психологически недостоверными. Всё это смазывает, казалось бы, нетривиальный финал.
  
   Адашов Ю. Венатор
  
   Если отбросить фэнтезийную мишуру, обнаруживается вполне интересный авторский замысел. Художественная подача не вполне удачна. Остаётся ощущение, будто прочитал вырванные откуда-то страницы и многое осталось за рамками прочитанного.
  
   Бахарев К.П. Копьё Георгия Победоносца
  
   Тот досадный случай, когда восточный антураж с арабесками исторических аллюзий, с одной стороны, и фантастический сюжет, с другой стороны, как бы меняются местами: колоритный антураж первичен, а сюжет, вопреки стараниям автора, как бы второстепенен. Возможно, всему виной узкие рамки рассказа.
  
   Монвиж-Монтвид А.И. Лабиринт сознания
  
   Инфантильная рефлексия блуждающего психопаразита настолько противоречит его эгоистической сущности, что изначально выводит рассказ за грань сколь либо серьёзного восприятия. Оттого не выходит ни тортика, ни пряника - ни ужастика, ни драмы.
  
   Корсак Д. Предел
  
   Сюжетный замысел изобилует логическими противоречиями. Если верить автору, люди, овладевшие технологиями дальних космических полётов, мыслят на уровне экспериментаторов дожюльверновской эпохи. Полно вам, автор, да может ли такое быть?
  
   Альтегин Е. Принцип маятника
  
   То ли лаконичная антиутопия, то ли политическая сатира, то ли современная притча. Жанровое взаимопереплетение не создаёт литературной синергии. Местами удачные диалоги, а в целом - новелла с незатейливой моралью.
  
   Дробкова М.В. Рейтинг взаймы
  
   Опять повод вспомнить об антиутопии как литературном приёме. Впрочем, вполне может быть, что автор чутко улавливает флюиды грядущего, и рассказ на самом деле провидческий. Если так, то мы, видимо, уже по щиколотку в такой жизни - где всё решает личный рейтинг, а фантдопущением является лишь пенитенциарный анабиоз. Протокольно-конспективная подача, надо полагать, предназначена для того, чтобы подчеркнуть эмоциональную примитивность в поведении персонажей. По факту же, просматривается их изрядная инфантильность.
  
   В.Смоляк, Ж.Крич Шмотки-Таун
  
   Здесь интересен оригинальный фантастический ракурс повествования - светская хроника через призму одушевлённой одежды, этакие будни бомонда шиворот-навыворот. Всё остальное - калька страстей и нравов, тиражируемых глянцевыми журналами и жёлтой прессой. И финал рассказа - тоже калька, только рождественская.
  
   Механник Г. Галстук
  
   Тема, на которой изрядно оттоптался западный кинематограф. Привнести что-то яркое и новое автору не удалось.
  
   Ремельгас С. Женщина в колодце
  
   Изящный слог и стилизация в духе европейских романов начала прошлого века составляют главное достоинство рассказа. Увы, сюжет малосодержателен и не оправдывает ожиданий читателя.
  
   Прудков В. Лобастый и другие
  
   Рассказ незатейливо мил. Вызывает улыбку, примерно, как бабушкино кружево на OLED 4K дисплее внучкиного лофта.
  
   Сычев К.А. Маэстро
  
   Остаётся ощущение, будто кто-то энергичными жестами пересказал тебе содержание киношного боевика со стрельбой и погоней, и ты понимаешь, что это 100500-я версия Mission Impossible. Низкорейтинговая.
  
   Жидкова Е.А. Ночь опрокинутой Луны
  
   Да простит меня автор, но это похоже на новеллизацию РПГ-квеста 'Вспомни всё и верни яйцо драконам'. Сюжет схематичен, слог небогат. Не могу утверждать, но есть подозрение, что рассказ построен по принципу лего, кирпичики которого взяты из разных наборов. В более искусном изложении могла бы получиться увлекательная подростковая повесть. Наверное.
  
   Ветнемилк К.Е. Один плюс один
  
   Лейтмотив рассказа вроде как гуманистический, однако рассказ теряется в нагромождении сомнительных условностей и откровенных несуразностей, которые читателю предлагается принять на веру. Нельзя так с читателем.
  
   Цокота О.П. Жизненная Необходимость
  
   Доводилось слышать о примитивном племени Амазонии (или на Андаманах?), у которого жизненная потребность в одиночестве решалась просто: достаточно было кому-то повернуться к соплеменникам спиной, как он становился для всех как бы отсутствующим. Для того чтобы выяснить причину такого поведения, не понадобилось внедрять в племя одноразовых посланников, самаритян-тугодумов, напрочь лишённых навыков дипломатии, весь исследовательский арсенал которых состоит из недоумённого созерцания.
  
   Широкова Е.Н. Это всего лишь конец света
  
   Надо понимать, сумбур повествования от первого зомби-лица - это сознательный авторский приём, призванный создать в тексте нервозность. Допустим, автору это удалось. Но вопрос 'зачем?' остался без ответа. Возможно, нам показали только пилотный эпизод. Или не пилотный, но эпизод.
  
   Маугли Д. Newс-Петербург
  
   Где-то в этом рассказе присутствует тень Зощенко - он тоже шутил на злобу дня и тоже не всегда смешно. Впрочем, здесь финал поднимает рассказ в моих глазах на добрых два пункта. Иначе было бы совсем скучно.
  
   Левина С. Верю
  
   Героиня рассказа говорит: 'Верю'. А я как читатель прихожу к выводу, что не верю (нет, это не оксюморон, мастерски написанным фантастическим сюжетам ещё как веришь). Когда-то Маркесу удалось из короткой новеллы вывести целый роман (я сейчас имею в виду 'Сто лет одиночества'). Есть подозрение, что здесь у автора был тот же прицел, но ХиЖ ограничил его тридцатью килобайтами и тем самым не дал развернуться, иначе мы получили бы сто лет колдуна Митьки и вечно ждущей его Алинки.
  
   Лаевская Е.Г. Король, Дама, Валеты
  
   Рациональный анализ говорит о грамотной композиции рассказа. Понятна его сверхидея. Сверхидея интересна. Метафоры прекрасны. Вот только никто из персонажей не вызывает эмпатии.
  
   Гетла. Не только страх
  
   Если фантомы делают людей счастливыми, спрашивается, кому это мешает? Особенно, если принять во внимание древнюю индуистскую концепцию земной жизни как иллюзии. По сути, имеем парафраз лемовского 'Соляриса'. Лишь без оторванности от Земли. И в этом проблема, поскольку не возникает щемящего чувства потерянности и отчаяния. А без этого элемента рассказ не взлетает до высот гуманистической философии.
  
   Марышев В.М. Праздник для Светлика
  
   Неукротимая планета, детский вариант. Всех перипетий раз-два и обчёлся. Дети прячутся в инопланетном лесу, проводят там инопланетную ночь. Должно быть страшно, но нет, не страшно. Утро, забавная находка. Хэппи-энд. Для ХиЖ маловато и простовато.
  
   Печенька И. Путь пингвина
  
   Проблема рассказа в том, что за порогом пингвиньего портала сюжет заходит в тупик. Гипотеза о межпространственном переходе взята из ничего, просто вбрасывается автором. Разве что не хватает фразы: 'Мамой клянусь'. Притом что пишет автор складно и неплохо владеет словом.
  
   Шагманов Р.К. Слава несказанна, милость безмерна
  
   Постапокалиптика на отдельно взятом хуторе. На стёб не похоже. Скорее, упражнение в бытописании. Автор мог и не знать, что у него получился утрированный вариант 'Мальвиля' в староотеческой стилизации в формате короткой новеллы.
  
   Макдауэлл А.К. Танк
  
   Специфический игровой мир, героизм и пафос бойцовского братства. Тем не менее остаётся ощущение, будто всё это - пустая голограмма, эмуляция человеческих отношений, сгенерированная квантовым искусственным интеллектом по нехитрому алгоритму. Вроде бы всё ярко и гладко, но все 3D пиксели мёртвые.
  
   Кусков С.Ю. Хиж-2020: Бункер
  
   Несомненно, политическая сатира. Несомненно, автору хорошо известны типажи, присутствующие в рассказе. Местами до отторжения похоже на правду. Видимо, поэтому рассказ обильно приправлен иронией. И это понятно: неудобной правде нужен камуфляж, иначе это уже не сатира, а беспощадный гиперреализм.
  
   Ковешников С.В. Слуга
  
   Инфернальная мистика с весьма куцым сюжетом а-ля пионерская страшилка про гроб на колёсиках. Судя по тому, что рассказ вышел в финал, жанр этот вечнозелёный.
  
   Голиков А.В. Тонкий мир
  
   Всегда удивляет, когда авторы затейливо и даже любовно выстраивают декорации придуманных ими миров, в которых затем им не хватает воображения, чтобы развернуть мало-мальски интересный сюжет. Практически, тот же путь пингвина, только вид с боку. То есть тупик.
  
   Лантратов А. Яма
  
   Допустим, это притча. Что дальше? У притчи должна быть громкая, как выстрел, мораль. Где она? Что хотел сказать городу и миру автор?
  
   Васмарг А.Т. С первого взгляда
  
   Должно быть, надо придумать какую-то шутку, чтобы своей редакторской прямолинейностью не огорчить автора. Впрочем, его есть за что похвалить: ему хватило чувства меры, чтобы не растягивать рассказ на все тридцать килобайтов. Безусловно, это акт гуманизма по отношению к измождённым конкурсом арбитрам ))
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"