Аннотация: ...Армяне не только фрахтовали датские и английские суда, но и владели собственной торговой флотилией...
Седая старина Мадраса
Опыт исторической публицистики
Пролог
Первыми из европейцев к южным берегам Индии доплыли португальцы, и с их появлением циклическое время Востока здесь стало понемногу распрямляться и приобретать некий вектор устремлённости. Португальцы покупали у местных князей пустовавшие земли, строили на них роскошные дворцовые усадьбы, базилики, парки и дороги. Как оказалось, строили на века. По одной из топонимических версий, Мадрас -- это Мадера или Мадейрос, фамильное имя одного из основателей португальской колонии, возникшей здесь в 1522 году. Несмотря на то, что свою колонию португальцы окрестили именем Святого Фомы (San ThomИ), за долгие десятилетия в обиходе мореплавателей и местных жителей за этой частью восточно-индийского берега закрепилось название Мадейрос.
Вслед за идальго из Лиссабона на Малабарское и Коромандельское побережья Индии стали прибывать коммерсанты из Роттердама и Амстердама. Представители голландской Ост-Индской Компании находили, чем можно поживиться, и искали у местных князей торговых патентов.
Что касается англичан, то их здесь увидели почти на целое столетие позже. Неизвестно, куда повернула бы мировая история, если бы однажды в декабре 1599 года жадные до сверхприбылей голландские купцы не решили поднять на пять шиллингов отпускную цену за фунт перца в Европе. На берегах Темзы двадцать четыре сердитых британских джентльмена, державшие с королевского благословения английский импорт, раскурив свои сигары, посчитали, что это слишком бьёт по их карману. Докурив свои сигары, они уже имели на руках собственный заморский проект -- план создания британской Ост-Индской Компании. Сказано -- сделано: через год первые англичане, обогнув Африку на галеоне "Гектор", десантировались на западном берегу Индии и запросили у местных князей разрешения на создание торговых факторий. Те, получив богатые подношения, остались довольны и стали снисходительно дозволять новым предприимчивым чужакам вести торговлю на подвластных им территориях. К 1611 году стали возникать британские фактории и на восточном побережье. Впрочем, вскоре оказалось, что поначалу место там было выбрано неудачно.
Собственно, официальная история Мадраса, как города, начинается в 1639 году. В конце лета после трудных переговоров с княжеским наместником и умасливания одной из местных рыбацких общин, уполномоченным агентам британской Ост-Индской Компании удалось выкупить участок бесплодной песчаной земли, зажатый между океаном и двумя речками -- Коум и Эламбор. Отцы основатели - Фрэнсис Дэй и Эндрю Коган - действуя на свой страх и риск, без согласования с директорами компании, задумали построить новую факторию и селить здесь нанятых в деревнях ткачей, чтобы производить тончайшие индийские ткани из хлопка, ценившиеся всеми модницами Европы. Называют две причины, по которым Дэй хотел сюда перебраться: экономическую и романтическую. По первой версии, качество тканей, производимых местными ткачами, было значительно лучше, а себестоимость их производства дешевле на целых 20 процентов. По второй, в соседнем португальском поселении Св. Фомы, до которого отсюда было рукой подать, у Дэя якобы имелась дама сердца. Кстати сказать, агента Когана за это самое самовольство впоследствии вызывали в Лондон, был суд, но он смог оправдаться.
Как бы там ни было, эта территория размером 5 на 2 км стала тем эмбрионом, из которого вырос крупнейший город Юга Индии. Всего за два месяца, с февраля по апрель 1640 года, был возведён форт. Строительство, с божьей помощью, закончилось в день Св. Георгия, и форт получил его имя. Торговая фактория начала свою деятельность.
Ну, а там, где есть виды на хорошую торговлю, не бывает дела без евреев и армян.
Еврейская хроника Мадраса
Исторические сведения о евреях в Мадрасе весьма скудны. Из старинных источников известно, что евреи появились на Юге Индии, в Керале, ещё в 5 г. н.э. -- это были беженцы с Ближнего Востока. Об их судьбе историкам мало что известно.
В более поздние времена это уже были выходцы из Португалии, носившие такие имена, как Моисей де Кастро и Исаак де Порто. Современники признавали их образцовыми и уважаемыми гражданами. По городскому уставу Мадраса XVII века, они имели равные с британцами, португальцами и индусами права. На пышных похоронах одного из них, некоего Бартоломея Родригеса, в 1692 году отдавал почести сам губернатор колонии. Некоторые из евреев были членами городского совета. Долгое время еврейская община Мадраса по объёму торговли уступала лишь англичанам. Евреи занимались ювелирной коммерцией -- поставляли бриллианты в Лондон. В Индию везли жемчуг, кораллы и серебро. Время стёрло их зыбкий след. Может быть, потому, что весьма хорошо просматривается след армянский?
Армянская хроника Мадраса
Армяне появились на территории британского поселения Св. Георгия практически сразу по его основании. Это были преимущественно выходцы из Персии. На армянском кладбище в Мадрасе самое старое надгробие, скрывающее прах некоего Коджи Давида Маргара, датировано 1663 годом. Не имея своей церкви, армяне ходили на молебен в католический храм капуцинов при форте Св. Георгия и постепенно восприняли римско-католическую обрядность. А в 1688 году армянам за заслуги перед Ост-Индской Компанией были дарованы такие же права, как британцам. Армяне не только фрахтовали датские и английские суда, но и владели собственной торговой флотилией. Община армян Мадраса была чрезвычайно богатой и уважаемой.
Интересный факт: двое представителей армянской общины Мадраса обращались к императрице Екатерине-II, просили освободить армян от персидского ига и принять под российское крыло. В качестве благодарности за такое божеское дело ими предлагались весьма и весьма серьёзные суммы.
Вот несколько портретных зарисовок, собранных по крупицам из разных исторических документов.
Коджа Петрус Ускан
В первой половине XVIII века на Юге Индии прославился богатый армянин Коджа Петрус Ускан, прибывший в Мадрас из Манилы. Он представлял старинный армянский род, на протяжении многих поколений занимавшийся торговыми делами на всём Востоке. Петрусу Ускану, в частности, принадлежала монополия на торговлю Индии с испанскими колониями на Филиппинах. Он был советником Ост-Индской Компании и полномочным послом при британских губернаторах. При его посредничестве успешно улаживались также частые распри между местными князьями. Обычно после каждой такой деликатной миссии Петрус приобретал для англичан в качестве дипломатических уступок всё новые территории, расширявшие границы Мадраса. Благодаря влиятельным связям Петруса англичане даже получили беспрецедентное для того времени право чеканить собственную монету!
Эхом европейских событий стала осада и бомбардировка мадрасской колонии французами. В 1746 году форт Св. Георгия был на какое-то время сдан. Французы разграбили британское поселение и увезли со складов Ост-Индской Компании в свою колонию Пондичерри среди прочего и личное имущество Коджи Петруса. Губернатор Дюпле, правда, через посредничество католической церкви сулил армянину, скрывшемуся на датском корабле, многие выгоды и обещал вернуть конфискованное имущество, если тот перейдёт под патронаж французской короны. В ответ Петрус отказался от имущества, съязвив в том духе, что оскудевшей французской королевской казне скромное имущество армянина вряд ли поможет залатать бюджетные дыры, так не лучше ли, во славу Всевышнего, продать его и раздать милостыню беднякам?
Через три года, в 1749-м, британцы вернули себе Мадрас, оккупировав заодно португальский анклав Св. Фомы. Были репрессированы все католики. Все, кроме Петруса Ускана и г-жи Мадейрос. Храм отцов-капуцинов, шпионивших в пользу французов, сровняли с землёй. Католический храм, построенный Петрусом Усканом для себя и своих соплеменников, не тронули. Правда, после кончины Петруса в 1752 году храм всё же передали датской протестантской миссии.
Богатство -- дело наживное. Коджа Петрус даже после французской конфискации оставался не просто богатым, а невероятно богатым человеком. Он оставил Мадрасу множество важных построек, являющихся достопримечательностями города -- роскошные особняки, храмы, дороги и мосты. На его деньги была построена для паломников знаменитая каменная лестница, ведущая к храму Креста Кроветочащего на вершине горы Св. Фомы. Он завещал на общественные нужды -- содержание церквей, мостов, дорог, приютов -- астрономическую для того времени сумму в 700 тысяч рупий. Поскольку он всегда говорил, что сердце его принадлежит родному городу в персидской провинции Исфахан, соотечественники Коджы Петруса буквальным образом исполнили завещание покойного и доставили его сердце в золотом ларце на родину, в Персию. Там, в Джульфе, в храме Всех Святых сердце хранится до сих пор вместе с прижизненным портретом Петруса. Надпись на портрете: "Страх Господа -- начало Мудрости". А после смерти жены Петруса, не имевшей детей, всё оставшееся ей фамильное достояние также было роздано на благотворительные цели.
Шавмир Салтан
После Коджи Петруса Ускана армянскую общину возглавлял человек, чья личность была не менее колоритной. Звали его Ага Шавмир Салтан, ака Сотаномян. Разбогатевший на торговле жемчугом, сухофруктами и парфюмерией, этот армянин был несметно богат. В числе его личных должников был скандально известный наместник индийского Юга Мохаммед Али Валладжа, вошедший в историю из-за своей страсти к расточительству. Когда англичане, потеряв всякое терпение, предъявили к оплате его долговые расписки, индийский вельможа попросту отказался платить. Сложилась весьма напряжённая ситуация. В разгар скандала Шавмир запросил аудиенцию у наместника. Наместник заметно нервничал и спросил: "И ты пришёл требовать возврата долгов?" Шавмир с достоинством ответил: "Мои требования -- лишь прах у твоих ног, повелитель" и покорно порвал долговые бумаги на глазах у изумлённого Мохаммеда. Широкий жест настолько растрогал индийского вельможу, что он тут же распорядился передать в дар великодушному армянину (а также и всем его наследникам на "превечные времена") одну из богатых тамильских территорий, освободив её от всяких налогов "отныне и впредь".
В своё время отцу Шавмира досталась изрядная доля имущества одного богатого армянина по имени Коджа Назар Джекоб Джан, умершего в Мадрасе в 1740 году. Чтобы предъявить наследственные права на имущество в Персии, отец послал Шавмира с матерью во всю ту же исфаханскую Джульфу. Однако не успели они прибыть туда, как правитель города бросил их в застенок и распорядился пытками добиться от них отказа от имущественных прав по завещанию Коджи Джекоба. Не выдержав жестоких побоев, мать Шавмира подписала все требования джульфанского изувера. Мало того, под страхом смерти её принудили выписать финансовые обременения на имущество мужа в Мадрасе, гарантом этих платежей должна была выступить администрация Мадраса. Муж, узнав о трагических событиях в Персии, обратился за помощью к английским властям Мадраса. Авторитет и влияние этого армянина были настолько велики, что тут же сработали тайные дипломатические пружины, и справедливость восторжествовала: правительство персидского шаха арестовало правителя Джульфы, его судили за жестокий произвол и казнили какой-то экзотической смертью, отрезав предварительно уши.
Пережив драматические приключения в Персии, Шавмир с матерью благополучно вернулись в Мадрас. К концу XVIII века Шавмир стал миллионером; он был настолько богат, что финансировал грузинского царя Ираклия-II. Грузинский монарх объявил Шавмира наследственным владельцем селения Лори в Тифлисе. В 1800 году Грузия вошла в состав Российской империи, и семья Шавмира, чтобы закрепить права владения своим селением, должна была в течение 10 лет либо переехать туда, либо прислать в Лори одного из наследников. Но все армяне предпочли остаться в Мадрасе.
После смерти Шавмира, руководство армянской общиной перешло к Ага Самуэлю Мурату. Он был известен как весьма успешный торговец недвижимостью. При нём был создан общественный фонд, финансировавший учёбу талантливых армянских юношей в лучших университетах Европы. Большинство современных учебных и государственных заведений Мадраса расположены сегодня в зданиях, некогда принадлежавших этому человеку.
Последним из великих армян Мадраса был Рев Гаратун Шимавонян, уроженец Шираза, проживший почти всю свою долгую столетнюю жизнь на Юге Индии. Среди его заслуг -- армянская типография, выпускавшая книги на классическом армянском языке.
Эпилог
В начале XX века армянская община приняла решение переехать в Австралию. По сей день оттуда в городскую казну исправно присылаются средства, необходимые для содержания армянской церкви Св. Марии и ухода за армянским кладбищем в Мадрасе...
Также опубликовано в блоге автора: [https://golos.io/psk/@rualev/sedaya-starina-madrasa]