Когда в Интернете появилось название литературного конкурса "Новые имена-3", я подумал, что будет неплохо к новым именам добавить одно старое. Организаторами были Международный Союз Писателей имени святых Кирилла и Мефодия и Литературный клуб "Писатели за Добро".
Чтобы участвовать, требовалось лишь зарегистрироваться на сайте и опубликовать стихотворение объемом не более сорока строк.
Первое сомнение в конкурсе подкралось, когда на главной странице я прочитал строку "Председатель жюри - И.Д. Гальперин, известный поэт, писатель, журналист....". Дело в том, что поэт и прозаик - это и есть писатели, поэтому такое представление выглядит странноватым.
Следующее подозрение появилось после слов "Анжелика Тринц - поэтесса, дипломант конкурса "Славянское слово - 2017" в номинации Поэзия, неоднократный победитель конкурсов на интернет-площадках....". Дипломант - это звание ниже лауреатского, то есть финалиста. Ставить его на первое место как-то не совсем логично.
Примерно так же рассказывается о Татьяне Рудной: "библиотекарь, журналист, филолог, руководитель литературного объединения "Творчество", участница музыкально-литературного дуэта "Гармония", автор сборника стихов, главный редактор альманаха поэзии". Главное, как считает автор Положения конкурса, - библиотекарь, а филолог, руководитель и редактор - это нечто второстепенное. Участница - вообще не звание и не профессия.
Информацию о Марии Костынюк пропускаю: поэтесса, лауреат и дипломант многочисленных конкурсов, автор поэтических сборников, руководитель сектора "Поэзия", заместитель главного редактора альманаха поэзии. Тут вроде все нормально.
Далее - опять интересные сведения: "Люция Звёздная - поэтесса, мастер поэтического перевода, дипломант конкурса "Славянское слово - 2017" в номинации Поэзия, автор поэтических сборников, лауреат и дипломант многочисленных конкурсов - российских и зарубежных, руководитель отделения МСП по ЮФО, председатель приёмной комиссии МСП". Есть профессия "переводчик", но "мастер поэтического перевода" - это что-то новое. Звучит гордо и солидно, однако.... Как бы написали, например, о моем друге с медицинским образованием? Мастер онкологического врачевания? Забавно, не более.
"Победители конкурса - лауреаты и дипломанты - будут награждены грамотами Международного Союза Писателей, получат право бесплатной публикации в сборнике "Новые имена нового века", а также могут подать заявку на вступление в наш Союз". Бесплатная публикация в сборнике произведений рядовых писателей - не особенно почетная награда. У организаторов есть шанс что-то заработать на этой книге, а вот авторы за свой труд не получат ни копейки. Что касается заявки, то ее можно подать, даже не участвуя в конкурсе.
Это еще не все. В Положении не упомянуто ни одного критерия оценки произведения. Неужели жюри не знает, как делают литературный анализ?
Для международного конкурса перечисленное выше, мягко говоря, было необычно. И все же я решил участвовать, - наверно, отчасти из любопытства, чтобы узнать, какие еще открытия меня ждут.
Предчувствия меня не обманули. Когда истекли сроки, выяснилось, что в поэтической номинации присудили первое место Александру Назарову http://pisateli-za-dobro.com/users/4410 . Прочитав его стихотворение "Я это, я", я пришел к выводу, что оно намного слабее моего "Запело раздолье" https://www.stihi.ru/2017/02/01/4692 . Пришлось сделать сравнительный литературный анализ и отправить его председателю жюри. Привожу свою работу ниже.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "Я ЭТО, Я"
ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
"забытый тридцать лет назад у этой двери". Неясно, что это значит. У двери забывают не человека, а сумку. Но, даже если был забыт человек, то что с ним случилось? Все-таки тридцать лет прошло. То ли его похитили, то он сам ушел и заблудился. Одни вопросы, ничего конкретного.
"ВО МНЕ МЕНЯ ХРАНЯТ, и лечат, и болят мои потери". Бессмыслица: такое хранение невозможно даже в переносном смысле.
"припомнишь режиссёрское: не верю?" Непонятно, почему именно режиссерское. Не верить способны не только режиссеры, - это могут делать почти все.
ФАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
"во мне звенят, во мне меня хранят, и ЛЕЧАТ, и БОЛЯТ мои ПОТЕРИ". Потери никого не лечат, - лишь печалят, и не болят они, а вот после потерь человек может заболеть, чем угодно.
"это я, УЛЫБКОЮ растягиваю губы". Улыбкой губы не растягивают, а вот губы растянуть в улыбке можно.
"я заполняло мир, в себе пустея". В себе не пустеют. Можно только стать опустошенным.
"божественно нелепая затея". Таких затей не бывает. Либо божественная, то есть прекрасная, либо нелепая.
"Я это, я, сплошная колея". Человека не сравнивают с колеей или дорогой. Жизнь или судьбу, - пожалуйста.
"сплошная колея, ПРОПАХАННАЯ ЯВЬ НАСКВОЗЬ, НАВЫЛЕТ". Насквозь или навылет не пропахивают. Навылет проходит только пуля, а явь или поле распахивают.
"всем этим я, что МНОЙ КОГДА-ТО БЫЛИ". Нельзя быть кем-то: каждый человек и каждое "я" уникально, неповторимо.
РЕЧЕВОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
"Но я пришёл, и я стою у двери, как самой главной из моих потерь". Пропущен предлог "у" после слова "как".
ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: в норме - 1
МЕТАФОРЫ: сам себе судья - 1
ЭПИТЕТЫ: смешная опечатка бытия - 1
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: жизнь улыбалась мне - 1
СРАВНЕНИЯ: сравнение двери с потерей - 1
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: забытый тридцать лет назад у этой двери; как странно, это я; жизнь улыбалась мне; смешная опечатка бытия; шучу лишь злей и улыбаюсь реже; стою у двери, ...самой главной из моих потерь; ты мне откроешь дверь? - 7
СЮЖЕТ: не новый - потерявшийся герой возвращается
ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ: забытый у двери (несчастный); жизнь улыбалась мне, меня кроя (искромсанный судьбой); сам по себе (самостоятелен); сам себе судья (требователен к себе) - 4
ОПИСАНИЕ МЕСТА ДЕЙСТВИЯ: ты мне откроешь дверь? - 1
СПОСОБ ПОВЕСТВОВАНИЯ: от первого лица (Я это, я), в норме - 1
РИФМЫ:
Хаос. То рифмуются три первые строки, то лишь две первых:
Я это, я...
Я это, я,
не более чем я,
забытый тридцать лет назад у этой двери,
во мне звенят,
во мне меня хранят,
и лечат, и болят мои потери.
Я это, я,
как странно, это я,
улыбкою растягиваю губы,
жизнь улыбалась мне, меня кроя,
я с нею рос и с нею шёл на убыль.
То четвертая строка перекликается с шестой, то третья с четвертой:
Я это, я,
сплошная колея,
пропаханная явь
насквозь, навылет,
сам по себе и сам себе судья:
всем этим я, что мной когда-то были.
Я это, я,
Ты слышишь, это я,
всё тот же я, неисправимо прежний,
шучу лишь злей и улыбаюсь реже,
стою, как тридцать лет назад стоял.
Потом вдруг пятая строка спевается с седьмой:
Я это, я,
что: скажешь, не узнал?
припомнишь режиссёрское: не верю?
Но я пришёл, и я стою у двери,
как самой главной из моих потерь.
Да, это я.
Ты мне откроешь дверь?
РИТМ: в норме - 1
РАЗМЕР:
Разнобой, что ухудшает напевность:
Я это, я... 4 слога
Я это, я, 4
не более чем я, 6
забытый тридцать лет назад у этой двери, 13 (многовато, нужно не больше 12)
во мне звенят, 6
во мне меня хранят, 6
и лечат, и болят мои потери. 11
Я это, я, 4
как странно, это я, 6
улыбкою растягиваю губы, 11 - Сбой
жизнь улыбалась мне, меня кроя, 10 - Сбой
я с нею рос и с нею шёл на убыль. 11
Я это, я, 4
как много этих я, 6
я заполняло мир, в себе пустея, 11
смешная опечатка бытия, 10
божественно нелепая затея. 11
Я это, я, 4
сплошная колея, 6
пропаханная явь 6
насквозь, навылет, 5 - Сбой
сам по себе и сам себе судья: 10
всем этим я, что мной когда-то были. 11
Я это, я, 4
Ты слышишь, это я, 6
всё тот же я, неисправимо прежний, 11
шучу лишь злей и улыбаюсь реже, 11
стою, как тридцать лет назад стоял. 10
Я это, я, 4
что: скажешь, не узнал? 6
припомнишь режиссёрское: не верю? 11
Но я пришёл, и я стою у двери, 11
как самой главной из моих потерь. 10
Да, это я. 4 - Сбой
Ты мне откроешь дверь? 6 - Сбой
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ: в норме - 1
СОРАЗМЕРНОСТЬ ГЛАВНОГО И ВТОРОСТЕПЕННОГО: в норме - 1
ОРФОГРАФИЯ: в норме - 1
ПУНКТУАЦИЯ:
"что: скажешь, не узнал?". После слова "что" неверно вставлено двоеточие.
"припомнишь режиссёрское: не верю?". Ошибочно вставлено двоеточие. Автору надо было закавычить "не верю".
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЗАПЕЛО РАЗДОЛЬЕ"
ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: в норме - 1 балл
ФАКТИЧЕСКОЕ: в норме - 1
РЕЧЕВОЕ: в норме - 1
ЭТИЧЕСКОЕ: в норме - 1
МЕТАФОРЫ: рассвет разгорелся над полем; хочется плыть по зеленому морю (по растительному миру) - 2
ЭПИТЕТЫ: янтарный рассвет; сестры синицы; берез белоснежные руки - 3
СРАВНЕНИЯ: воздух как будто хозяйки промыли; берез белоснежные руки протянуты к небу, как после разлуки - 2
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: запело раздолье; за синюю даль облака отступили - 2
СЮЖЕТ: не новый - герой, созерцающий красивый пейзаж
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ: зацвело и запело раздолье; как хочется плыть по зеленому морю, заслуженному предаваясь покою; воздух как будто хозяйки промыли; что вы расскажете, сестры синицы; в минуты такие, наверно, не спится; берез белоснежные руки протянуты к небу, как после разлуки; сюда я вернусь вечерком, да с друзьями, - приятно мне с ними делиться мечтами - 8
ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ: как хочется плыть по зеленому морю (романтичен); что вы расскажете, сестры синицы (любит животных); берез белоснежные руки (любит растительный мир); сюда я вернусь вечерком, да с друзьями (дружелюбен); приятно мне с ними делиться мечтами (общителен, мечтателен) - 5
ОПИСАНИЕ МЕСТА ДЕЙСТВИЯ: янтарный рассвет разгорелся над полем; зацвело и запело раздолье; за синюю даль облака отступили; а воздух как будто хозяйки промыли; сестры синицы; высоких берез белоснежные руки - 6
СПОСОБ ПОВЕСТВОВАНИЯ: от первого лица (сюда я вернусь вечерком) - в норме - 1
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ: в норме - 1
СОРАЗМЕРНОСТЬ ГЛАВНОГО И ВТОРОСТЕПЕННОГО: в норме - 1
РИФМЫ: в норме - 1
РИТМ: в норме - 1
РАЗМЕР: в норме - 1
ОРФОГРАФИЯ: в норме - 1
ПУНКТУАЦИЯ: в норме - 1
В "Я это, я" больше строк, но важно не количество, а качество. И еще несколько слов о качестве: "Я" уступает по красоте переносного смысла.
Кстати, остальные стихи Александра Назарова примерно на таком же уровне.
Подвожу итог.
Достоинства стихотворения "Я это, я": 22
Недостатки: 24
Достоинства стихотворения "Запело раздолье": 41
Недостатки: 1
С большим преимуществом побеждает "Запело раздолье".
Я потребовал пересмотреть результаты конкурса. И.Д.Гальперин на мое письмо не ответил. Тогда я написал все, что думаю о работе жюри, в ленте комментариев. Отозвался лишь какой-то участник.
Либо председатель очень занят, либо не знает, что сказать, либо не считает нужным тратить на меня время. Ну, что ж, тут все ясно и без него. Жаль только, что заслуженную награду, пусть символичную, мне не вручат. И, наверно, с остальными авторами поступят точно так же, даже если они будут участвовать в "Новых именах-4, 5, 6 и 126".