Аннотация: К дискуссии в широком формате пока не готов. Прошу понять правильно. Набираюсь знаний - возникла, вероятно, потребность такая, в том числе, и после прочтения многих публикаций в СИ.
Огромное знание открыл я для себя, прочитав великолепную книгу Валентины Колесниковой "Православный храм. Символика и традиции". Книга выпущена издательством "ОЛМА-ПРЕСС" в 2006г. Очень много читал православной литературы, но эта книга меня покорила простым языком и написана она, по большей части, для людей невоцерковленных, но нуждающихся в знаниях, ищущих свой путь к православной вере.
Читал и, как будто, конспектировал прочитанное, выражая и свое к нему отношение. В какой-то период возникла идея показать читателям и авторам СИ небольшую часть этого конспекта, поделиться своими чувствами, выразить восхищение прочитанным. Надеюсь, что не совершаю ничего предосудительного, сделав сноску и на автора книги, и на издательство, выпустившее ее в свет.
Начну с иконописи и икон, которые открыл для себя, а, открыв,- преклонился в восхищении своем.
Оказывается, художник, пишущий икону, никогда не знает, какой она на выходе получится. Начинает писать, а изображение вслед за взмахами его кисти проявляется все больше и больше. Получается, что художник, работая над иконой, как бы открывает ее, счищая с доски те налеты, которыми было прикрыто изображение святого лика.
Ни один живописец не может написать им выдуманный образ - это не приветствуется Церковью, и такая икона не может быть освящена.В иконе недопустим произвольный полет фантазии художника, как это наблюдается в религиозной живописи. Смысл иконы и ее ценность заключается не в ее вещественной красоте, но в той духовной красоте первообраза, которая есть Богоподобие!Вот ведь как!
Другое мое удивление было оттого, что икона никаким образом не должна взволновать верующего человека. Мне казалось все совсем наоборот. Как раз и должна взволновать, потрясти до глубины души молящегося прихожанина. Ан нет, - она должна всяческое человеческое переживание направить на путь преображения. Будь то обида, горечь, злоба, боль и т.д. Действительно, как величественны и спокойны православные иконы. Сколько в них внутренней гармонии, единства с природой, благости. Нет в иконах ничего похожего на нашу сегодняшнюю реальную жизнь, нашу обыденность. Изображаемые на иконе святые священнодействуют, все сконцентрировано на духовном содержании, все действует в полном единстве.
Иконописец, творивший икону, не оставляет на ней своей подписи! Для истинного иконописца его творчество это отрицание пресловутого "я так вижу" или "я так понимаю". Иконописец работает не для себя и не для своей славы. Еще одно откровение для меня. Воистину, во славу Божию пишутся иконы!
Нет никакой возможности в данном конспекте передать то, что есть в книге относительно смысла, заложенного в каждую икону. Но возможность, хотя бы частично, показать некоторые иконы, есть. Хорошего просмотра и новых Вам знаний, дорогие друзья. Может быть, этот небольшой очерк подвигнет кого-то к более пристальному изучению поднятой темы. Разыщите эту замечательную книгу и попробуйте вникнуть в ее содержание, столь интересное, что, начав читать, оторваться уже невозможно.
Еще одно интересное открытие сделал я для себя, читая эту замечательную книгу.
Так уж повелось, что, приходя в храм, вольно или невольно подходишь к той иконе, которая по каким-то соображениям кажется тебе ближе, притягивает тебя, вызывает чувство доверия и внутреннего спокойствия. Часто - по наитию, реже - по знанию. Мы обращаемся к святым иконам с просьбами, горестями, пытаемся найти утешение, просим здоровья себе, дорогим и близким людям. Иногда плачем перед иконами, потому что потеряна вера во что-то, или по другим причинам, в надежде быть услышанным, понятым, в ожидании чуда для себя или тех, за кого просим. И часто бывает - уходят на задний план те неприятности, которые преследуют постоянно, не дают спокойно жить, вызывая неудовольствие самим собой, окружающим миром. Может быть, то воля Господня, может, - самовнушение, но то, что частенько становится легче - факт неоспоримый.
Два дня тому назад по телевизору показали француженку, вылечившуюся от болезни Паркинсона только потому, что молитва ее была обращена к Папе Римскому Иоанну II. Можно верить, можно не верить, можно считать, что это был толчок, первый шаг к началу процедуры причисления к святым, ушедшего из жизни два года тому назад, Папы Римского Иоанна II.
Но вот вчера, после этой передачи, мне позвонил друг, тяжело больной именно этим заболеванием, и признался, что уже два дня молится Папе в надежде о свершении чуда и избавлении от тяжкого заболевания. Православный человек, не католик, но хватается за эту возможность, верит, что молитва эта может совершить чудо. Дай-то Бог, чтобы так оно и было. Чтобы совершилось это чудо и Георгий, отдавший всю свою жизнь служению Отечеству, поправился.
Существуют некие правила, как я понял, которым следуют верующие люди, почитая разные святые иконы в случае какой-либо нужды. Конечно, мой друг ничего этого не знает. И многие не знают. И я тоже не знал. Поэтому, пользуясь знанием, почерпнутым из книги, привожу перечень тех икон Господа, Богоматери, святых угодников Божиих, которым следует поклоняться и обращаться с просьбами, нуждами, горестями. Может быть, кому-то, как и моему больному другу, понадобится эта информация, и можно будет совершать молитвы, взывая к конкретным святым о помощи той или другой. Привожу потому, что в моей жизни случалось, и не однажды, так, что надежды не было никакой, веры не было никакой в возможность исцеления - ноги сами несли в храм для поклонения святым образам. Врачей ли благодарить, Господа ли, - не знаю. Но жив остался, преодолел, победил, и тем счастлив.
При общем болезненном состоянии следует молиться иконам: Божией Матери "Скоропослушница", Святителя и Чудотворца Николая, целителя Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, Спиридона Тримифунтского, великомученицы Варвары, Архангела Михаила.
При онкологических заболеваниях - Божией Матери "Скоропослушница", "Всецарица" (Пантанасса).
При болезни крови - Мученику и чудотворцу Иоанну Воину.
При болезни внутренних органов (желудка, грыже) - Великомученику Артемию, преподобному Серафиму Саровскому, преподобному Феодору, игумену Студийскому.
При болезнях ног - Мученикам, благоверным князьям Борису и Глебу, праведному Симеону Верхотурскому (Праведный Симеон Верхотурский, несмотря на постоянное чувство изнеможения в ногах, пешком прошел из России в Сибирь), преподобному Серафиму Саровскому.
При потере слуха и болезни ушей - Иконе Божией Матери "Нечаянная радость".
При головной боли - Предтече и Крестителю Господню Иоанну, святителю Гурию Казанскому.
При увечье или боли в руках - Иконе Божией матери "Троеручница".