Аннотация: Иногда надгробия могут многое рассказать об умершем человеке...
На Московских кладбищах - Новодевичьем, Ваганьковском, Троекуровском и многих других, где лежат сыны и дочери великого государства Российского, захоронена сама история. И потому, многие, приезжающие в столицу, посещают их, равно как и музеи. Да они и есть музеи, на самом деле.
Вот и мне приходится частенько посещать Московские кладбища, особенно те, где находят свое последнее пристанище люди моей професии - военные. Но не только. Много известных людей, никогда доселе незнакомых, дружно лежат рядышком, а надгробные памятники, как символ всей прошедшей жизни, молчаливо возвышаются в изголовьях тех, кто жил когда-то, творил и был таким же, как мы сегодня - живым...
Пусть земля всем упокоенным будет пухом. Царствие небесное.
В этом очерке я попробую показать часть нашей истории. Насколько смогу, конечно. Может, не специально, но, бывая на Московских кладбищах, буду снимать то, что не каждый сможет увидеть..., находясь далеко от столицы государства Российского.
Ваганьковское кладбище - известное в Москве кладбище. Официальным годом его основания считается 1771, хотя из исторических источников известно о плитах более ранних захоронений, найденных на этом месте. По преданию, на погосте села Новые Ваганьки был захоронен царевич Дмитрий, брат царя Василия Шуйского (1606-1610). Исторически достоверно, что с 1446 г. возле Кремля в районе Пашкова дома и нынешней Библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов - Старое Ваганьково (сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка), которое в ХVII веке было переведено в район пресненских Трех гор, на отдаленную окраину города и получило название Новое Ваганьково. По местности стало называться и кладбище - Ваганьково.
Первыми на Ваганьковском кладбище были захоронены тысячи безымянных москвичей, умерших от чумы в 1771 г. На протяжении последующих полутора веков на Ваганькове находили последний приют люди небогатые - крестьянского и мещанского сословий, мелкие чиновники, отставные военные и подобранные на улицах обитатели московских трущеб. Только в ХIХ веке здесь появились могилы людей, оставивших след в отечественной истории. В 1824 г. по проекту архитектора А.Г. Григорьева здесь, на месте старой Церкви, был возведен храм Воскресения Словущего с северным приделом во имя Иоанна Милостивого, а в память о старой одноименной церкви сооружена ротонда. Немногим позже вблизи нового храма появились могилы декабристов А.Ф. Фролова и П.С. Бобрищева-Пушкина, чуть дальше - могилы друзей А.С. Пушкина графа Ф.И. Толстого и композитора А. Н. Верстовского.
В конце ХIХ - начале ХХ веков с ростом населения Москвы и расширением жилой застройки увеличивалось и число городских кладбищ. Многие из них, бывшие за городом, теперь оказались в его черте. Одни из них закрывались для захоронений, другие - переносились на новые места. Несколько старых московских кладбищ: Донское, Новодевичье, Ваганьковское - превратились в своеобразные исторические памятники - некрополи, сохраняющие не только память об упокоившихся здесь людях, но и собрания произведений выдающихся скульпторов, архитекторов и художников - авторов надгробий.
По захоронениям Ваганьковского некрополя можно проследить отечественную историю по ее трагическим моментам: здесь находится братская могила воинов, погибших в битве при Бородино в 1812 г. и братская могила жертв Ходынки, погибших в давке при раздаче подарков после коронации императора Николая II, памятник жертвам сталинских репрессий 1930-х гг., братская могила защитников Москвы, державших ее оборону во время Великой Отечественной войны в 1941- 42 гг., памятник жертвам путча 1991 г. и, наконец, памятник детям-актерам мюзикла "Норд-Ост", ставших жертвами террористического акта на Дубровке в 2002 г. На Ваганьковском покоятся многие московские знаменитости. Здесь и составитель "Толкового словаря живого русского языка" В.И. Даль, и известный булочник И.М. Филиппов, один из основателей Московского зоопарка - профессор С.А. Усов и всемирно признанный академик К.А. Тимирязев, основатель Театрального музея А.А. Бахрушин и "певец русской души" - поэт С.А. Есенин, великие художники В.А. Тропинин, А.К. Саврасов, В.И. Суриков и знаменитые артисты П.С. Мочалов и Г.Н. Федотова, композитор С.С. Гулак-Артемовский и королева романса певица Варя Панина, "Московский утешитель" протоирей В.Н. Амфитеатров и революционер Н.Э. Бауман, а также прославленные деятели советской науки и искусства: изобретатель ракетной техники Н.И. Тихомиров, основоположник отечественной транспланталогии В.П. Демихов, режиссеры Ю.А. Завадский, В.Н. Плучек, Г.Н. Чухрай, С.И. Ростоцкий, известные артисты всех поколений: Е.Н. Гоголева, М.И. Царев, Э.П. Гарин, Б.Ф. Андреев, Г.М. Вицин, Р.Д. Нифтонова, М.Э. Лиепа, В.С. Высоцкий, А.А. Миронов, В.М. Соломин, Л.А. Филатов, певцы и музыканты Е.Ф. Светланов, Ю.С. Саульский, Д.В. Покровский, Ю.А. Гуляев, В.Г. Мигуля, И.В. Тальков, писатели и поэты Е.А. Пермяк, Б.Ш. Окуджава, Л.И. Ошанин, Г.И. Горин и целая плеяда спортсменов, прославивших нашу Родину на международных аренах: футболисты Н.П. Старостин, Л.И. Яшин, Э.А. Стрельцов, И.А. Нетто, хоккеисты и их тренеры А.В. Тарасов, А.И. Чернышев, Е.А. Майоров, фигуристы Л.А. Пахомова, С.А. Жук, гимнаст М.Я. Воронин и многие другие достойные люди.
Сергей Есенин.
Удивительный поэт Сергей Есенин. Как будто сегодня жил, и сегодня писал... Склоняю седую голову перед творческой личностью великого поэта.
К ПОКОЙНИКУ (С. Есенин)
Уж крышку туго закрывают,
Чтоб ты не мог навеки встать,
Землей холодной зарывают,
Где лишь бесчувственные спят.
Ты будешь нем на зов наш зычный,
Когда сюда к тебе придем.
И вместе с тем рукой привычной
Тебе венков мы накладем.
Венки те красотою будут,
Могила будет в них сиять.
Друзья тебя не позабудут
И будут часто вспоминать.
Покойся с миром, друг наш милый,
И ожидай ты нас к себе.
Мы перетерпим горе с силой,
Быть может, скоро и придем к тебе.
1911-1912
Владимир Высоцкий.
Владимир Семенович Высоцкий покоится сразу за входом на кладбище - мимо пройти никак невозможно. На могилке всегда свежие цветы, а в день смерти - песни..., стихи...
Братские могилы (В.С. Высоцкий)
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них на рыдают, -
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне - видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов...
Но разве от этого легче?!
1963, ред. 1965
Григорий Горин.
Писатель Григорий Горин известен, вероятно, далеко не многим. Но нашему поколению он известен очень даже хорошо. Чтобы молодежь поняла масштаб этой личности, привожу его небольшой рассказ.
ХОЧУ ХАРЧО (Григорий Горин)
(Монолог официанта)
Cамое неприятное - это когда посетитель бестолковый попадается. Скажем, иностранец... Или который наш, но по-русски не понимает. Вот на днях приходит к нам в ресторан один старик... Кто он, не знаю. В общем, в тюбетейке и халате... старый такой, лет ему восемьдесят, а может, и больше - они там долго живут... Сел за мой столик, повертел меню и говори мне: "Хочу харчо!". Я вежливо говорю: "Нету харчо!" Он заулыбался, головой закивал, будто понял, и говорит: "Хочу харчо!" Я объясняю: "Нету харчо!.. Там в меню написано "харчо", но это не значит, что есть харчо. Меню старое!... Прошлогоднее меню... Заказали мы новое меню, но из типографии пока не прислали... У них там с бумагой перебои... Поэтому лежит пока старое меню, в котором есть харчо, а на самом деле нет харчо!.."
Все так ему понятно объяснил, вразумительно.
А он меня выслушал, языком поцокал и говорит: "Хочу харчо!"
Я объясняю: "Нету харчо! Нету, дедушка!.. Харчо из баранины делают, а баранину сегодня не завезли... Не прислали с базы баранину! Говядину прислали... Вернее, свинину. А насчет баранины наш директор звонил на базу тому директору, но тот директор уехал куда-то. Так что с бараниной пока неясность. А без баранины - нельзя харчо!"
Вроде бы объяснил ему, понятней нельзя. Все растолковал. А он смотрит на меня своими восточными глазами и говорит: "Хочу харчо!" Я уже нервничаю, но объясняю: "Какое харчо, дед?! Что ты пристал? Харчо готовить надо уметь, а у нас сегодня не тот повар... Клягин сегодня работает, а не Цугульков! Клягин не умеет харчо! Он молодой еще, практикант!.. Он только яичницу умеет... А Цугульков, который умеет харчо, он отгул взял... У него жена рожает... Он, Цугульков, запил, потому что нервничает... А без Цугулькова никак нельзя харчо!"
Уж так я этому старику все разъяснил - и жестами, и руками... И про Цугулькова так понятно показал, как тот запил, и про жену, как она рожает... Даже вспотел от напряжения.
И он вроде бы понял. Головой закивал, руку мне пожал и говорит: "Хочу харчо!"
Я весь задрожал, но взял себя в руки, спокойно объясняю. "Нету харчо! - кричу. - Нету! Не на чем готовить харчо!.. Плита перегорела!.. Замкнулось там что-то!.. Плюс на минус замкнулся!.. Сгорела плита к чертовой бабушке! А монтер только завтра придет, если придет... Есть вторая плита, но на ней нельзя харчо!.. Она не для харчо плита!.. Она сама по себе плита!.." Кричу я, а сам про себя спокойно решаю, что если он еще раз скажет "Хочу харчо!", то я его убью.
Он говорит: "Хочу харчо!"
В голову мне что-то ударило, пошатнулся я, заплакал. "Пожалей, - говорю, - меня дедушка! Я человек больной... У меня гипертония... Давление двести двадцать на сто двадцать семь, как в трансформаторе... У меня кризы бывают... У меня "неотложка" возле подъезда каждую ночь дежурит... У меня сын - заика, а внук - двоечник... Нету харчо!!"
Реву я белугой, дед тоже плачет, обнимает меня, вытирает мне слезы тюбетейкой и говорит "Хочу харчо!"
Подкосились у меня колени, упал я.
Хорошо, официанты подбежали, подхватили.
"Плюнь ты на него, Степанов, - говорят они мне. - Не связывайся! Видишь, он не понимает ни бельмеса по-нашему! Плюнь!.."
Ну что было делать? Как еще можно объяснять?..
Плюнул я с досады и принес ему харчо.
Алла Балтер. Народная артистка России. Талантливая актриса, великолепная женщина.
"...
Через три дня ее положили в онкологическую больницу на Каширском шоссе, сделали очередную, уже третью по счету, операцию. Больше Алла Давыдовна в театр не вернулась. Никогда. Актеры сами ее навещали и не могли поверить: разве Аллочка больна? Перед ними была, как всегда, ухоженная, невероятно привлекательная Аллочка. Она шутила, смеялась, выпивала самую чуточку вина за компанию. Вот только одно ее огорчало - абсолютная неподвижность ног. Таня Орлова рассказывала, как волновалась Аллочка: "Неужели я останусь такой на всю жизнь?" Она лежала в палате, кажется, на самом последнем, 18-м этаже, и перед нею как на ладони расстилалась вся Москва. Был май, море зелени, голубое небо - и никакой надежды. Аллочка медленно угасала. Врачи поставили страшный диагноз: рак позвоночника.
В это никто не хотел верить - ни муж, который сделал все, чтобы спасти Аллочку, разыскал и привез самых лучших врачей, а потом собрал деньги (был организован специальный фонд помощи актрисе Алле Балтер) на операцию в Германии, где лечилась Раиса Горбачева. Ни сын Максим Виторган, который боготворил свою мать, ни сама Аллочка, которая боролась до последнего. Говорят, что даже медсестры, привыкшие ко многим трагическим финалам этой страшной болезни, глядя на актрису, плакали. Ее перевезли в подмосковный санаторий, и там началось самое страшное. Татьяна Орлова: "От приезда к приезду по каким-то мелочам стали замечать, что Аллочке становится все хуже и хуже. У нее над кроватью висел такой металлический треугольник, держась за который Аллочка подтягивалась. Она цеплялась за этот треугольник с невероятным упорством, словно за жизнь. И все подтягивалась, подтягивалась... Вначале двумя руками, потом, когда совсем обессилела, одной. Аллочку мучили страшные приступы боли. Ей кололи наркотики, раз от раза увеличивая дозу. Она засыпала. А потом начиналась другая боль, уже от ломки суставов. А она так хотела жить, так хотела играть...".
14 июля 2000 года Аллы не стало".
Анатолий Ромашин.
"...Анатолий Ромашин предполагал, что проживет до 83 лет. Так ему в свое время предсказала гадалка. Предсказанию было не суждено сбыться.
Трагедия произошла 8 августа 2000 года. В те роковые августовские дни он почему-то грустным-прегрустным вернулся в Москву с фестиваля "Орленок", который проходил в Туапсе. Дальше все было как в кошмарном сне. Ромашин поехал на дачу в подмосковное Пушкино и там, в порыве хозяйственного усердия и "для разминки" решил спилить старое ненужное дерево. Оно, по загадочным законам земного притяжения, рухнуло прямо на него. Смерть наступила мгновенно...
Смерть Анатолия Ромашина стала горькой, страшной нелепостью: в свои 69 лет актер был счастлив, здоров и любим. У него было много планов, его ждали новые роли в кино и в театре. 1 января 2001 года у Ромашина должен был состояться юбилей. Специально к этому событию в Театре Луны готовили спектакль "Метеор", в котором он должен был играть главную роль. Всего этого не случилось...
Человек никогда не слышит намеков судьбы. А может быть, Анатолий Ромашин все же слышал и поэтому и был в последнее время такой грустный..."
Лев Яшин.
"...Десятилетия работы на износ дали о себе знать: великого вратаря одолевали тяжелые болезни. На праздновании своего 60-летия (его для удобства публики перенесли на август 1989 года) Яшин в последний раз предстал перед публикой, мужественно превозмогая хвори. Потом были тревожные больничные будни, вручение звезды Героя Социалистического Труда. И безвременная кончина в начале 1990 года, на 61-м году жизни. Со смертью Льва Ивановича советский футбол закончился окончательно и бесповоротно. Возможно, в полной мере эту потерю нам предстоит еще осознать..."
Булат Окуджава.
У поэта соперников нету (Булат Окуджава)
У поэта соперников нету -
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас -- о себе.
Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его,-- нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.
Игорь Тальков.
"...Игорь Тальков... Взъерошенный, неугомонный, с хрипловатым голосом, - он буквально ворвался в теле- и радиоэфир. Ворвался стремительно и мощно песней-исповедью и песней-размышлением "Россия", заставившей нас многое в нашей жизни осмыслить и оценить по-новому. И многое сразу же стало ясным и понятным:
"Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но, даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола
Кому-то чёрный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили,
Россия..."
Поэтический образ расхристанной и распятой, оказавшейся беззащитной перед сатанинскими силами мирового зла, России:
"Разверзлись с треском небеса,
И с визгом ринулись оттуда,
Срубая головы церквям
И славя красного царя,
Новоявленные иуды.
Тебя связали кумачом
И опустили на колени...
...Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты могла себя отдать
На растерзание вандалам..."
За 235 лет существования Ваганьковского некрополя на нем захоронено более полумиллиона человек. В настоящее время здесь более 100 000 могил московских горожан.
Кого-то мы знаем, видели, слышали, о ком-то узнаем впервые, поражаясь тем, что такой человек существовал на белом свете, ходил среди нас, дышал тем же воздухом, был отягощен теми же проблемами, размышлял, смотрел на жизнь со своей колокольни и мечтал о чем-то своем, наверняка, красивом, благородном, возвышенном.
Михаил Пуговкин.
"...В пятницу на 86-м году жизни умер народный артист СССР Михаил Пуговкин. Утром артист почувствовал резкое недомогание. Прибывшие медики не смогли спасти Михаила Пуговкина. В 12 часов он скончался.
Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Чухломского района Костромской области. В 1936 году семья актера переехала в Москву. Там он устроился на работу в Московский тормозной завод имени Кагановича учеником электромонтера. В свободное время посещал драматический кружок в клубе им. Каляева.
После одного из спектаклей драмкружка Пуговкина заметил режиссер Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил его в профессиональный театр. Так началось восхождение его творческой карьеры.
Михаил Пуговкин за годы своей деятельности снялся в 101 кинофильме. Среди них: "За спичками", "Два капитана", "Солдат Иван Бровкин", "Девушка с гитарой", "Девчата", "Иван Васильевич меняет профессию", "Бременские музыканты", "12 стульев". В городе Харькове установлен памятник Пуговкину в роли отца Федора из фильма "12 стульев".
Последняя работа Пуговкина в кино была в 2004 году. Он снялся в фильме "Бриллианты для Джульетты...".
Георгий Вицин.
"...Не смотря на обилие его персонажей, талант Г. Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он, к сожалению, так и не сыграл. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя".
Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера.
По мнению врачей, чрезмерное увлечение йогой в результате негативно отразилось на здоровье актера. 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни.
Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!".
Влад Листьев.
"...Очевидно, его инициативы не устраивали тех, кому канал ОРТ был нужен для своих политических целей. В результате 1 марта 1995 года В. Листьев был застрелен в подъезде собственного дома. На посту гендиректора ОРТ он пробыл всего 34 дня.
Его убийство повергло в шок всю страну. Властные структуры тут же сделали подобающие громкие заявления, клялись, что раскроют преступление. Доблестная милиция проявила особое рвение: по делу Листьева было задержано, если верить сообщениям в прессе, человек 10. И все они, "под воздействием неопровержимых улик", предъявленных дознавателями, признались в убийстве Влада Листьева...!!!
Многие люди сходятся во мнениях, что наверху прекрасно знают имена заказчиков преступления, но эти личности никогда не предстанут перед судом... "
Место скорби... Практически, каждый человек, впервые приехавший в столицу, считает своим долгом посетить это кладбище, прогуляться по нему, словно по парку. Так оно и есть - это действительно парк, со своими узкими закоулками, лабиринтами, проходами, памятниками, часовнями. Здесь собрались вместе простые смертные и знаменитости. Смерть выровняла всех в одной коммунальной большой квартире. По статусу выровняла, по конечному статусу. Для живых родственников и друзей - каждый из них единственный и неповторимый, независимо от того, как он жил, каких результатов достиг и как закончил свое земное существование. Другие люди приходят сюда, как на экскурсию. Приходят почтить память уважаемых сограждан, возлагают цветы, плачут, читают стихи и поют песни. Это нормально. Более того, хорошо. Именно это и отличает нас от животных, хотя так часто мы в поступках своих становимся чудовищнее самых свирепых хищников. Кладбище примиряет людей, пробуждает в них какие-то особые чувства, вытаскивает эти чувства наружу, заставляет пересматривать отдельные поступки, а порою, и жизнь свою.
Спартак Мишулин.
"...Все стало меняться в начале 90-х. У Спартака Мишулина стали складываться натянутые отношения с Плучеком. Это привело к тому, что актер играл все меньше и меньше и лишь старые роли. В 1992 году вышел бенефис Мишулина ""Спартак" (Мишулин) - "Зритель" (сборная)", который имел неплохую прессу. Но и он был в скором времени закрыт.
В кино в начале 90-х Мишулин еще снимался, но эти работы ему вряд ли можно занести в актив. Комедии "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди", "Бравые парни", "Выстрел в гробу" были откровенно слабыми.
Вторая половина 90-х для Мишулина оказалась еще более тяжелой. К отсутствию ролей в театре и кино добавилась еще и огромная неприятность - у него сожгли дачу. На ее восстановление Мишулину пришлось потратить все свои сбережения. Для того чтобы как-то просуществовать актеру приходилось даже торговать водкой в палатке около "Мосфильма".
В начале нового века жизнь Спартака Мишулина начала налаживаться. Он вновь вернулся на сцену. Играл все того же Карлсона, а также ездил с концертами по стране и работал в антрепризе. Но годы все же брали свое...
В 2005 году во время очередной профилактики врачи посоветовали Мишулину провести операцию на сердце - аортокоронарное шунтирование. Они утверждали, что все будет хорошо, и гарантия на успех составляет 99 процентов. Спартак Васильевич, всегда доверяющий врачам, согласился.
После операции Мишулин прожил всего три дня. 17 июля 2005 года его не стало..."
Через кладбище приходит понимание того, что никто не вечен и жизнь скоротечна, меняются взгляды людей, меняются поступки, очищаются души... Мне кажется, все, что происходит на кладбище с живыми людьми, происходит искренне, потому что это место святое, намоленное, политое слезами людей, умеющих сострадать, умеющих ценить то единственное, что и можно ценить в этой жизни - саму жизнь.
Владимир Ворошилов.
"...25 лет он держал нас всех в напряжении. Сначала раз в месяц, потом "каждую субботу в июне"... Его прощальная гастроль... В декабре прошлого года, когда знатоки выиграли финальную игру, он пообещал продолжить съемки телепередачи. Но...
Через 25 лет после создания "Что? Где? Когда?", 10 марта 2001 года, Владимир Яковлевич ушел из жизни. Юбилейные игры стали его "Последней гастролью".
В 2001 году В.Я.Ворошилов был посмертно удостоен премии "ТЭФИ" в номинации "За личный вклад в развитие отечественного телевидения".
В.Я.Ворошилов - автор книг "Феномен игры", "Загадки театрального режиссера" и ряда статей о телевидении.
В 2003 году на могиле В.Я.Ворошилова на Ваганьковском кладбище в Москве установлен памятник - куб из черного отполированного гранита.
Строгий и загадочный черный ящик стал символом человека-загадки, гениального создателя игры "Что? Где? Когда?...".
Именно здесь, на кладбище, понимаешь, что ты песчинка в огромном человеческом водовороте. Маленькая хрупкая, беззащитная такая песчинка, которая может очень легко, в мгновение ока, затеряться в безбрежном океане событий, происходящих рядом с каждым из нас. Выстоять, выдержать, не сломаться трудно, особенно сейчас, когда шквал агрессии сквозит и в отношениях между людьми, и с экранов телевизоров, и на производстве, и в армии, и в быту, и везде. Жизнь ничего не стоит. Куда важнее - деньги. Они правят миром, разрушают личность, меняют наше общество, довлеют над идеологией государства, разрушая нравственные устои общества, деформируя культуру и богатое историческое наследие, дарованное нам предками.
Александр Абдулов.
"...2007 год, как и все предыдущие, для Александра Гавриловича был напряженным: работа в театре, съемки в фильмах "Капкан" (где Абдулов вновь появился в паре с Ириной Алферовой), "Артистка", "Ленинград". В июле Александр Гаврилович приступил к экранизации романа Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина".
Тем неожиданней стало известие о его болезни, впервые сообщенное СМИ в конце августа. Ему сделали операцию, но общее состояние после этого лишь ухудшилось. Добавились проблемы с сердцем и давлением. Александр Гаврилович отправился на консультацию в Израиль, где прозвучал страшный приговор - рак легких четвертой стадии.
В своем последнем фильме "Ниоткуда с любовью или веселые похороны" режиссера Владимира Фокина Александр Абдулов играл роль художника-эмигранта Алика, умирающего от рака... Режиссер фильма, после того как у Абдулова обнаружили рак, заметил, что это не судьба, а просто совпадение. Какое чудовищно страшное совпадение!
Исход был предрешен, но в это просто не хотелось верить. Миллионы людей слали слова поддержки, надеялись на чудо. Сам Александр Гаврилович, славящийся своим жизнелюбием и сильным характером, до конца своих дней боролся со страшной болезнью. Чудес не бывает. Утром 3 января 2008 года он ушел из жизни..."
Юрий Саульский.
"...Он писал музыку для театра и кино, джазовые пьесы и аранжировки, а также песни, среди которых такие хиты, как "Черный кот", "Татьянин день", "Тополиный пух", "Я жду весну" и другие. За свою плодотворную карьеру Юрий Саульский был руководителем множества творческих коллективов.
В связи с 70-летием со дня рождения Саульский удостоен звания Лауреата Премии Президента Российской Федерации и награждён орденом "За заслуги перед Отечеством IV степени".
Юрий Саульский умер на 75-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни в своей московской квартире. Он похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище..."
За копейку нынче легко унижается достоинство человека, уничтожается его человеческая сущность. До чего мы дожили, до чего докатились в злобе своей, алчности своей - перестаем быть людьми, перестаем говорить на людском языке, перестаем совершать бескорыстные поступки. Все поставлено на поток. Работодатель не желает исполнять принятые в государстве законы, наживаясь на труде своих рабочих, перестает считать их людьми, постепенно сам превращаясь в скота. Люди уже гибнут сотнями: то авария на плотине ГЭС, то подрыв "Невского экспресса", то пожар в элитном клубе, то просто убийство по заказу. Почему происходят такого рада события? Почему власть не способна навести порядок в стране? Почему старики живут на нищенскую пенсию, а плата за коммунальные услуги с января 2010 г. в Москве повышается на 26%? Почему численность сотрудников МВД превосходит численность ВС РФ? Почему дети государственных чиновников, эстрадных певичек и прочей богатой "элиты" обучаются в элитных заграничных ВУЗАх, а мы никак не совладаем с реформой образования для детей простых смертных людей? Почему здравоохранение находится в такой глубокой заднице? Почему, имея колоссальные природные богатства, страна живет в нищете, вымирая и спиваясь? Почему? Почему? Почему?
Леонид Филатов.
"...Нина Шацкая рассказывала, что незадолго до встречи с Филатовым она гадала на старый Новый год - в тарелке с жженой бумагой ей привиделось человеческое лицо с рогами и козлиной бородой, потом щенок, а потом сцепленные руки. Вскоре после гадания она увидела в театре Филатова и сразу же выделила его из всех, "подтянутого, легкого, стремительного, с цепким пронзительным взглядом".
Когда побольше о нем узнала, подруга объяснила, как надо понимать то гадание: "Козел - это Леня, потому что он Козерог, щенок - тоже он, потому что родился в год Собаки, а сцепленные руки - это ваша жизнь".
После того гадания прошло два года, но ничего не менялось: и Нина, и Леонид продолжали жить в разных семьях. Нина с Золотухиным растили сына.
С Филатовым в театре они только обменивались взглядами. Как-то Филатов пригласил Нину в кафе и прочитал ей стихи, в которых признавался в любви. Она просто ответила: "Я замужем".
После чего они не общались год. Все решилось, когда Шацкая вдруг увидела сон о Филатове и, словно подчиняясь какому-то неведомому порыву, прибежала в театр, хотя у нее был выходной. Она вспоминала: "Когда я стояла в театре и думала, какая я дура, зачем пришла, вдруг кто-то поцеловал меня в затылок. Обернулась - увидела Леню, и наши руки сплелись... Вот так, как в плохом кино, начался наш роман".
Много позже актер расскажет: "У нас довольно долгое время был тайный роман, афишировать наши отношения было нельзя, тем более что наши мужья и жены несли моральный ущерб, все держалось в тайне, неприлично даже было вместе работать, чтобы не зародилась в их умах отгадка нашей загадки. Мы с ней долго противились себе... но в конечном итоге это оказалось сильнее нас, и мы стали жить вместе, чего нам это стоило - разговор отдельный. Нашим близким было несладко, когда все выяснилось"...
Писали, что Золотухин жутко ревновал жену и, естественно, между ним и Филатовым пробежала черная кошка.
Шацкая развелась с Золотухиным. Через два года Филатов развелся со своей женой. Рассказывают, что их развод проходил мучительно. От "бывшей" Филатов ушел зимой в одной курточке, оставив ей квартиру и все, что в ней было. После развода Филатов долгие годы продолжал работать с бывшей женой в одном театре.
Филатов и Шацкая поженились в 1982 году. Сыну Денису Нина Сергеевна сказала: "Денис, я, наверное, скоро выйду замуж. За дядю Леню Филатова". Денис не возражал... Леонид воспитывал Дениса, как родного. Денис стал священником, открыл свой приход в Видном, где живет с женой Аллой и тремя дочками.
Филатов друзьям говорил, что, конечно, хотел бы иметь своих детей, но после операции врачи запретили Нине рожать.
Брак Шацкой и Филатова был необыкновенно прочным и трогательным: о таком принято говорить "образцовый". Когда Леонид заболел, Нина Сергеевна самоотверженно за ним ухаживала - до самого последнего дня...
Леонид Филатов скончался на 57-м году жизни в Москве. Последние десять дней врачи ЦКБ сражались за его жизнь. Он был госпитализирован 16 октября с диагнозом "двухстороннее воспаление легких". Шесть лет назад Филатов перенес операцию по трансплантации почек, что сказалось на общем состоянии здоровья и стало причиной резкого ухудшения здоровья..."
Евгений Майоров.
"...10 декабря 1997 года Жени не стало. Судьба не пощадила его в самом расцвете жизни, на пике своего творческого пути спортивного тележурналиста. Немного не дожив до своего шестидесятилетия, он ушел из жизни. Оставив всем нам воспоминания о выдающихся спортивных достижениях на хоккейных площадках и в качестве блестящего комментатора на радио и телевидении.
Конечно, его смерть была неожиданной для многих. Только после смерти многие узнали о его тяжелых последних месяцах жизни, о его борьбе с болезнью и каждодневном преодолении ее. Он умер мужественно, как настоящий, великий спортсмен. Его уход был также грустен и печален, как в тот день, когда он покидал большой хоккей почти 30 лет назад. Но также, как и тогда, он покидал этот мир с высоко поднятой головой, проделав большой и честный путь в жизни и спорте..."