Руденко Игорь Васильевич: другие произведения.

Крайняя битва Пелевина с ватой

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чрезмерная волатильность графика XAU/USD, поверьте, доставляет немало острых ощущений!

Пелевин [Неизвестный]

Крайняя битва Пелевина с ватой

   Пелевин... Пелевин...- разнеслось по огромному, пустому еще, залу театра... Хотя мне показалось, что именно в моем мозгу, разогретом порцией обволакивающего сознание теплого коньяка, каким-то дальним отзвуком возникло это имя - Пелевин... Откуда? Ведь я и не читал его совсем... "Чапаев и Пустота"? - да, что-то слышал. А то, что нынче пустота духовная - я вижу: вокруг одни прилепины, минаевы, донцовы. Да и откуда взяться новым Достоевским или Чеховым - сплошной духless!.. Пелевин, говорите? Ладно, только я по гамбургскому счету его буду считать - читать, воспринимать и чувствовать теми рецепторами, которые заточены под классику, а не под наш безумный век. И если не пройдет, что ж - значит, всё это попса, а гения я подожду...

* * *

   "Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами" - первая книга Виктора Пелевина, попавшая ко мне в руки, и одновременно последняя, сорри, крайняя из опубликованных им. Так что при прочтении сего произведения взгляд мой был не замутнен прошлыми триумфами писателя, которого в России возвели чуть ли не в ранг Великого мастера и обозвали "наше всё".

   Первым делом хочется сказать несколько слов о языке автора. В начале романа язык этот меня ничем не удивил - простой и вовсе не изящный (ну избалован я высоким слогом, уж простите). А если вспомнить, что читал я по большому счету сказку, то становилось ясно: язык Пелевина гораздо примитивней, чем у "сказочников" прошлого, таких как Гоголь, например. Про описания природы вообще молчу - их нет, зато в большом количестве присутствуют картины наркотических галлюцинаций, гомосексуальных контактов и даже дендрофилии - картины яркие, реалистичные, но, мягко говоря, не совсем привычные для массового читателя. Хотя, быть может, это я отстал от жизни и не в курсе, что Пелевин в предыдущих своих опусах все девиации уж описал - зоо-, некро-, педо- и прочие филии - раз принялся возделывать непаханую ниву дендрофилов?

   Во второй части романа мне стало уже легче: написана она в эпистолярном жанре девятнадцатого века. Ну вот, подумал я, ведь может! А третья часть и вовсе по стилю оказалась историческим эссе (на самом деле - псевдоисторическим, иначе это был бы не Пелевин, а Радзинский). И все же текст романа слишком перегружен специфическими терминами, не имеющими широкого хождения - биржевыми, лингвистическими, оккультными и даже неологизмами самого автора, что может негативно сказаться на восприятии. Не стоит забывать, что "сказки" иногда читают дети.

   Самыми необычными для меня "персонажами" в романе оказались фэнтезийные существа, которые посещали героев в моменты потребления ими расширяющих сознание веществ. Твари эти принадлежали к различным расам и были весьма живописно и подробно описаны автором, что наводит на мысль о личном знакомстве Пелевина, как с тварями, так и с веществами, вызывающими их приход. Хотя здесь я могу и ошибаться, поскольку сам, по счастью, с ними не знаком. А вот то, что биржевые операции известны автору не понаслышке, могу утверждать с уверенностью, поскольку сам в течение нескольких лет был трейдером и за ключевыми позициями, в том числе за золотом, внимательно слежу даже сейчас. Чрезмерная волатильность графика XAU/USD, поверьте, доставляет немало острых ощущений! А по котировкам желтого металла, упомянутым в финале книги, можно даже определить время окончания работы над ней - весна 2016 года. Тогда же происходят и последние события романа, сюжет которого разворачивается сразу в трех исторических эпохах: в наше время, в первой половине двадцатого века и в конце девятнадцатого. Объединены эти эпохи династией Можайских и генералом ФСБ Капустиным, который свободно перемещается во времени и пространстве. Правда, перемещения эти происходят исключительно в богатом воображении автора и, соответственно, его героев - словом, в пустоте. Но таковы законы постмодернизма: чтоб возбудить читательский интерес приходится прибегать к различным ухищрениям - тут вам и фэнтези, и мистика с масонами, конспирология и прочий эпатаж.

   Вторая часть романа повествует о легендарном самолете Можайского, построенном в 80-х годах XIX века. Летал ли он на самом деле или только во сне Можайского, нам доподлинно не известно, но описание конструкции самолета свидетельствует о наличии у автора романа технического образования - говорю это как человек, окончивший авиационный институт. Даже слово "крайний" в названии произведения - из лексикона летчиков. И если бы не черти - спермозавры и вагиноиды, посещавшие Можайского во время возлияний, то в принципе самолет мог и взлететь.

   А вот с масонами Пелевин, по-моему, переборщил - особенно с русскими, что были сосланы в Храмлаг на Новой Земле и чуть не построили там легендарный Храм Соломона. Более всего умиляет чудесное превращение обычных уголовников в масонов и зарождение воровского жаргона на базе языка и ритуалов вольных каменщиков. Например, отхожее место стали называть "парашей" из-за угнетаемой в Храмлаге англофильской масонской ложи "Par(lamentary) Russia", членов которой всячески унижали, заставляя спать возле этой самой паРаши. Стёб, конечно, но это только цветочки.

   Ягодки в том, что Пелевин, в отличие от 86% своих соотечественников, не стал рабом зомбоящика и не поддался нейролингвистическому программированию, сохранив трезвый взгляд на мир, способность думать самостоятельно и, что еще важнее, делиться своими мыслями с читателями, пусть даже через призму таких необычных произведений, как "Лампа Мафусаила". Он прекрасно понимает, что сегодня правят миром не какие-то мифические масоны, а Картель, и финансирует это Федеральная резервная система США, на которую молится весь финансовый мир. Вот вам и Бог, не зря на долларовых купюрах пишут In God We Trust. Задача состоит в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не была утрачена вера в могущество этого Бога. И если вдруг во время кризиса или войны Он упадет, все остальные боги меньшего калибра - акции, сырье и прочие валюты - должны упасть еще сильней. На этом строится мировая финансовая система и держится весь мировой порядок. А Россия с ее "духовностью" и нищетой, погрязшая в коррупции и войнах, необходима миру только для того, чтобы быть пугалом для обывателя. И если бы России не было, то ее следовало бы выдумать. Всё правильно, Виктор Олегович?

   Такой вот вышел у Пелевина роман - многослойный, неоднозначный, провокационный - словом, гибридный, как написано в аннотации. Крайняя битва Пелевина с ватой. Роман, безусловно, талантливый, но все-таки не гениальный... Буду ли я читать другие его книги? Не знаю. Пожалуй, что "Чапаева и Пустоту" прочту, а там посмотрим.


 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Н.Романова "Летняя история" (Современный любовный роман) | | П.Флер "Сердце василиска" (Попаданцы в другие миры) | | В.Крымова "Запасной жених" (Любовное фэнтези) | | Л.Ангель "Серая мышка и стриптизер." (Современный любовный роман) | | М.Горохова "Золушка для наемника" (Любовная фантастика) | | А.Анжело "Сандарская академия магии" (Любовное фэнтези) | | А.Миллюр "Сбежать от судьбы или верните нам прошлого ректора!" (Любовное фэнтези) | | П.Флер "Поцелуй василиска" (Попаданцы в другие миры) | | Д.Хант "Мидгард. Грани миров." (Любовная фантастика) | | С.Лайм "Мой князь Хаоса" (Романтическая проза) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"