Рудин Роман : другие произведения.

Тезисы об автономизме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перед вами - спорные, в чем-то провокационные, неоднозначные тезисы с изложением взглядов автора на новую идейную платформу либертарно-социалистического движения. Составление данных тезисов было продиктовано необходимостью радикальных позитивных изменений в российском либертарном (преимущественно анархистском) движении. Тезисы, с которыми вы можете здесь ознакомиться, представляют собой попытку очертить контуры новой идейной доктрины, попытку обновить устаревшие скучные леворадикальные учения, используемые не менее скучными леворадикальными группами. Здесь все достаточно схематично и, возможно, чересчур пафосно. Это делалось специально. Схематичность была вызвана еще достаточно плохой проработкой новых идей, необходимостью как-то закрепить их существование, как-то выразить. Пафос, где-то чрезмерный, по замыслу автора, должен привлечь к тезисам внимание, не оставить равнодушным читателя. Кому-то изложенное ниже покажется бредом, ересью, пощечиной. Анархист заклеймит автора в большевизме; марксист - в мелкобуржуазности. Пускай. И марксизм, и анархизм в особенности уже давно не то что не привлекают к себе людей, но и попросту не отвечают запросам времени, в котором мы все живем. Здесь, в тезисах, собрано, по мнению автора, лучшее и от марксизма, и от анархизма; и, так или иначе, представленные в тезисах идеи относятся к либертарным... и социалистическим. Предвидя закономерный вопрос о том, кто же такие ћмыЋ - местоимение, часто встречающееся в тексте, хотелось бы сделать акцент, что ћмыЋ - это все, кто поддержит идеи, выраженные в тезисах. Все, кто готов развивать идею гражданской автономии. Все, для кого уже тесны рамки анархистских и левых концепций, и кто еще не смог найти для адекватной организации, которая бы отвечала их запросам. Не желая скатываться в национализм, национал-большевизм, троцкизм или сталинизм, автор попытался сформулировать обновленную либертарную доктрину, условно назвав ее ћавтономизмомЋ или длинее - ћсоциализмом гражданской автономииЋ. Заранее хотелось бы отметить, что к автономистскому движению в Германии и Италии 1970-80-х гг. нижеизложенное не имеет практически никакого отношения.

  1. Социализм гражданской автономии (автономистский социализм, автономизм) - это прежде всего идеология Действия. Мы осознаем, что только революционный путь переустройства общественных отношений способен кардинально изменить происходящее в стране и в мире, справиться с нищетой и безразличием правящего класса. Наш путь революционен в том смысле, что идет снизу и меняет коренным образом суть существующего общественного порядка.
  Мы ценим действие, практику, а не пустую говорильню, потому что только в практическом познании окружающего мира можно сделать истинные выводы, касающиеся происходящего вокруг нас. В то же время наше Действие неотделимо от наших мыслей и в этом отношении оно осмысленно и целенаправленно.
  2. Наша идеология строится на неиссякаемой любви к Жизни и на отрицании абсолютного губительного начала - смерти.
  Политические доктрины, решения и действия, несущие за собой смерть простых людей, гибель животных и вред окружающей среде, являются враждебными автономизму.
  Мы оставляем за собой право защищаться любыми способами, вплоть до применения силы. Фашизм, Капитал, Государство - три столпа, несущих миру разрушения, голод и смерть, - должны быть уничтожены, чего бы это ни стоило.
  3. В основе социализма гражданской автономии лежит либертарная идея о самоуправлении (автономии) граждан. Реальная гарантируемая возможность людей принимать решения по вопросам, имеющим для них значение и интерес, есть одна из основных ценностей автономизма.
  Мы - сторонники Прямой Демократии, поскольку выступаем за осуществление власти непосредственно народом, а не его вождями, "слугами" и делегатами. В то же время мы осознаем, что общественный строй, к которому мы стремимся, невозможен без определенных элементов представительства, т.к. методами прямого народовластия порой невозможно осуществлять эффективное управление социальными процессами в больших масштабах. Чтобы не допустить образования прослойки новых бюрократов и вождей, мы предлагаем осуществление представительства на принципах императивного мандата (возможность немедленного отзыва делегатов со стороны представляемых граждан) и постоянной ротации. Засидевшиеся на своих местах представители должны быть как можно быстрее устранены со своих мест.
  4. Свобода - определяющая ценность автономизма. Мы выступаем против любых форм эксплуатации человека человеком. Каждый человек должен иметь право и реальную возможность свободного выбора своей судьбы. В этом плане мы поддерживаем любую инициативу, исходящую снизу, от самого человека или группы людей. Человек не может быть лишен свободы, именно поэтому мы выступаем против существования любых тюрем, так называемых "исправительных" колоний и лагерей, а также иных пенитенциарных учреждений.
  В то же время мы понимаем Свободу не как вседозволенность, но в первую очередь как ответственность. В тех случаях, когда этого требуют момент и общественно полезные цели, мы допускаем возможность принуждения, что является следствием нахождения любого человека в обществе. Свобода каждого как фундаментальная категория нашей идеологии не ограничивается, а расширяется свободой других. Именно в этом автономизм отличается от либерализма, представляющего свободу как ценность, ограничивающуюся свободой другого человека, и от тоталитарных концепций, предоставляющих людям лишь столько свободы, насколько это не мешает Государству.
  5. Автономизм - антиэтатистская идеология. Мы - противники существования любых государств, какими бы флагами и названиями они ни прикрывались.
  Государство - это властно-политическая организация в масштабах всего общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая определенный правовой режим на своей территории. Неотъемлемым признаком такой организации является наличие публичной политической власти. Публичная политическая власть не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом и отделена от него. Мы выступаем именно против этого признака.
  Не отрицая необходимости и неизбежности существования социальной власти как средства управления общественными процессами и их упорядочивания, автономизм противостоит разделению между обществом и управленцами. Выступая за самоуправление и прямое народовластие, мы выступаем за неотделимость властных полномочий от самих граждан.
  6. Идеология социализма гражданской автономии надклассова. Осознавая особую роль промышленного пролетариата в создании основной массы материальных благ, мы ориентируемся не только на него. Наш социальный ориентир гораздо шире и несводим к одному определенному классу. В этом отношении мы не являемся марксистами, хотя заимствовали из марксизма ряд прогрессивных и не потерявших актуальность идей.
  Автономизм исходит из идеи, что будущая революция - это революция гражданская. Для нас одинаково важны заводские рабочие, медики, учителя, инженеры, служащие фирм и корпораций, студенты, учащиеся, пенсионеры, безработные... Наша целевая группа - это все те, кто пострадал в результате неолиберальных реформ, все те, кто оказался ненужным в современном мире Капитала, и те, чьи способности и навыки несправедливо эксплуатируются со стороны правящих классов. Идея гражданской автономии - это идея для всех возрастов.
  Мы не отказываемся от классового деления, но отказываемся от признания его универсальным инструментом объяснения общественных явлений. Не абсолютизируя какого-либо определенного класса, мы объединяем всех угнетенных и недовольных в единую общность - ГРАЖДАН. Гражданственность в понимании автономизма не тождественна тому смыслу, который вкладывается в это слово современными юристами и социологами, и не означает принадлежности людей к определенному государству.
  В отличие от марксистов, маркузианцев и др., мы не занимаемся поисками "революционного класса" и не считаем, что априори революционными является студенчество, пролетариат или кто-то еще. Право на место в Революции, на роль революционного мессии нужно заслужить в боях против Системы.
  Из нашей картины будущего исключены такие социальные группы, как буржуазия и чиновники (государственные служащие, депутаты и т.п.). Это наши ВРАГИ. У этих людей есть единственное право - право на быструю смерть. Отказавшись от своего социального статуса и перейдя в другую общественную группу, они заслуживают право на жизнь и на защиту.
  Особое отношение может быть к работающим собственникам и индивидуальным предпринимателям. Автономизм поощряет инициативу и предприимчивость. Если лицо не использует наемный труд и само пострадало от неолиберальных реформ и действий Государства, мы можем считать его своим потенциальным союзником. Безусловно, все это не значит, что мы поддерживаем частную собственность и рыночные отношения.
  7. Автономы - интернационалисты. Автономизм выступает против любой дискриминации по признаку национальности или расы. Мы исходим из уважения традиций всех народов, признаем право народов на сохранение ими своих национальных культур. Никакая этническая группа не может быть признана имеющей большие или меньшие права по отношению к другим. Ни один народ не может считаться исключительным.
  В то же время мы не являемся космополитами, т.е. людьми, не признающими культурное многообразие и различия в национальных традициях народов. В многообразии и уникальной специфике каждой национальности мы находим поводы для восхищения и радости.
  8. Автономизм строится на идее Социальной Справедливости. Мы выступаем за социалистическую систему хозяйствования. Частная собственность как основная материальная предпосылка имущественного расслоения и использования чужого наемного труда должна быть обобществлена (социализирована).
  Социализм гражданской автономии предполагает демократическое планирование экономики и справедливое распределение продуктов труда между всеми гражданами.
  Организация и интеграция хозяйственной жизни должны служить принципу: каждый - по его индивидуальным способностям, каждому - по его индивидуальным потребностям с учётом изменений в структуре самих потребностей, производственных возможностей общества и сохранения природного равновесия и разнообразия. Нормирование в распределении может допускаться лишь в тех случаях, когда существует нехватка того или иного продукта, а также, если потребление наносит серьезный вред здоровью населения или состоянию окружающей среды.
  9. Мы уважаем верования и обычаи последователей той или иной религии. Мы убеждены, что каждый человек должен иметь полную духовную свободу и право на самостоятельный духовный поиск в области веры и мировоззрения.
  В то же время нас беспокоят отдельные реакционные и шовинистические элементы во многих религиозных учениях. Автономизм исходит из принципа, что ни одна религиозная концепция не может быть навязаны человеку против его воли. Если верования не нарушают права мужчин и женщин жить без всякой половой, возрастной, религиозной, этнической и национальной дискриминации, мы не имеем ничего против них.
  Автоном может быть атеистом, агностиком, христианином, мусульманином, иудеем, буддистом, язычником или кем угодно еще. Тем не менее мы должны противостоять иерархическим авторитарным корпорациям вроде Русской Православной или Ватиканской церквей, занимающихся духовным закрепощением человека, а также поддержанием этатистских и реакционных идей, сросшимся с Государством или его защищающим.
  Церковь должна быть отделена от школы. Автоном может верить и не верить, но в первую очередь он должен знать.
  10. Краеугольный камень и одна из основных ценностей социализма гражданской автономии - Самооборона. Защита от действий власти, наших врагов и просто по-хамски ведущих себя лиц - наше фундаментальное право, долг и обязанность. В целях самообороны и защиты своих интересов и интересов общества мы готовы применять самые разнообразные методы и средства. До тех пор пока это возможно, мы являемся сторонниками ненасилия. Если нам не оставляют иного выхода, мы готовы применить силу.
  Отвечая на традиционный аргумент националистов о том, что представители той или иной национальности сеют в стране семена ненависти и являют собой опасность для коренных жителей той или иной территории, мы исходим из того, что нет на свете плохих народов - есть плохие люди. Долг каждого уважающего себя человека - поставить обнаглевшего урода любой национальности на место. Долг каждого дееспособного члена общества - помочь другому в решении его проблемы. Из последнего следует принцип Солидарности, так же составляющий идеологию автономизма.
  Мы не пацифисты и не "пораженцы". Если на занимаемую нами и нашим народом землю покушается враг в лице соседнего государства, глупо призывать брататься с солдатами армии противника (агитация в частях противника - другое дело). Мы признаем за народом право бороться с вооруженным захватчиком любыми средствами, равно как признаем и обязанность граждан бороться с существующей Системой в своей стране.
  11. Автономизм эгалитарен (от фр. слова egalite - равенство). Мы выступаем за равенство прав и свобод граждан, независимо от пола, возраста, языка, национальности и вероисповедания. В социальном аспекте наш эгалитаризм выражается в равенстве при распределении материальных благ. Это значит, что за один и тот же труд два разных человека должны получить равную долю. Мы далеки от "шариковского" принципа "Все отнять и поделить" и идеи всеобщей уравниловки, доходящей до полного абсурда. Автономизм исходит из того, что все люди разные и каждый человек по-своему уникален. Равенство мы понимаем в предоставлении равных возможностей и гарантий реализации прав граждан.
  12. Наша этика основывается на свободе, солидарности, взаимопомощи, милосердии и взаимном уважении по отношению к каждому члену общества. Только сообща можно преодолеть многие проблемы, встающие перед человеком. Только уважая других людей, можно добиться уважения к себе. В данном вопросе мы полностью поддерживаем библейский принцип "Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе".
  В отличие от фашистов, мы не строим культа силы. Наша сила в единстве. Наша сила в наших взаимоотношениях. Несмотря на то, что наши представления о чести, достоинстве, духовных и социальных ценностях предельно жестки, мы не скатываемся до пустого бравирования своими мускулами и не считаем, что право на более выгодное положение предопределено самому сильному.
  13. В философском аспекте автономистский социализм представляет собой диалектику индивидуального и коллективного, диалектику разрушения и созидания.
  Насколько нами ценится индивидуальная свобода и самовыражение каждого человека, настолько мы признаем, что зачастую лишь путем коллективного объединения усилий можно разрешить тот или иной вопрос, лишь совместно можно справиться с общей бедой. Мы коллективисты, но это не значит, что личность находится под диктатом коллектива, группы. Диалектика индивидуального и коллективного проявляется в разумном соотношении и балансе этих двух начал.
  Наши помыслы и наши дела направлены в сторону конструктивного социального творчества. Однако для того, чтобы созидать, нужно уметь и разрушать. Разрушение и созидание идут рука об руку. Для того, чтобы осуществить наш социальный эксперимент, перейти к созидательной и конструктивной деятельности, нам необходимо смести те пережитки общества, которые мешают дальнейшему развитию. В этом проявляется наша направленность на уничтожение государственных институтов и замену их институтами общественного самоуправления. Мы не сторонники хаоса и беспорядка, но также понимаем, что без деструкции невозможен наш позитивный опыт.
  14. Мы признаем Творчество важной социальной и духовной ценностью наряду с правом на самоуправление и самооборону. Наша деятельность - это постоянный эксперимент и постоянный творческий поиск. Наше Творчество проявляется как в созидании, так и в разрушении. Творческий человек - наш союзник, брат и товарищ.
  15. Наша идеология неотделима от настоящего момента и устремлена в будущее. Мы - дети жестокого Сегодня, и потому наш социализм отражает процессы, происходящие в современном нам обществе. Автономизм не догма. Он может и должен меняться и приспосабливаться к новым условиям и обстоятельствам. Когда он станет догмой, он перестанет быть самим собой. Наши цвета - красный и черный - отражают одновременно наше отчаяние и нашу надежду. Красный - цвет проливаемой нами и пролитой до нас крови борцов за завтрашний день. Черный - традиционный цвет земли, почвы, означающий, что мы не отделяем себя от тех, чьи интересы вызвались защищать. Черный цвет - еще и цвет отрицания и протеста. Эти цвета - цвета нашей борьбы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"