В широко разрекламированной акции неписания я участия не принимал. Первый день европейской Пасхи, плюс дети, плюс дела по дому, плюс... Короче, на то, чтоб писать или демонстративно "не писать" у меня просто не было времени. Впрочем, этот журнал используется в качестве записной книжки, так что никто ничего не потерял.
С другой стороны конфликт владельца и пользователей настолько типичен, что стоит немного остановиться на этом феномене.
Кто когда и где чью колбасу съел мне не интересно. Я рассматриваю всё в освещении только одного простого слова: "Монетеризация"
Начнём с того, что ни Web 1.0, ни Web 2.0 в реальности не существует. Никаких скачкообразных революций не произошло. Да, постепенно изменились скорость и объём передачи. Да, появились новые интерфейсы, стандарты и программы. Но с точки зрения пользователя, никаких революционных изменений не случилось.
То, что я пишу сейчас в ЖЖ, я мог и десять лет назад писать в ньюсгруппах или ФИДО. А задолго до Youtube различные занимательные ролики распространялись через telnet или вручную на трёхдюймовых дискетах. Современное поколение обитателей Интернета может не знать ни о первом, ни о втором, но на один с небольшим мегабайта в хреновом разрешении доисторических мониторов вполне умещалась то, что выражает Идею.
Конечно, всё стало гораздо удобнее. Но современное "комюнити" отличается от ФИДОшной группы прошлого века только большим количеством левых людей и пониженным интеллектуальным уровнем. Что ж поделать, с выходом технологий в массы начинают зачерпываться всё более и более глубокие слои. Но это тоже процесс постепенный, к тому же не тот, о котором стоит трубить на всех углах.
Откуда тогда взялись цифры? Почему не "2", а "2.0"? Куда делись "1.5"? и долго ли ждать "3.0"?
Всё очень просто. Когда вводят такие лозунги, речь не идёт о технологиях, статистике или объёмах. Вопрос в экономике.
"2" переводится как "новое поколение", ".0" - как "Старое за борт. Всё только начинается". В красивом лейбле "Web 2.0" просто скромно не упомянуто одно маленькое, но важное слово "Buble".
Про 1.0 все знают. Чтоб ещё раз увидеть суть Пузыря 2.0, достаточно посмотреть куда клонит Носик.
По сути дела весь конфликт выражается простой фразой "Халявы не будет!"
Да. Весь конфликт. Я имею ввиду не только само заявление Носика, но и волну поднятой против него бузы. По сути дела, сейчас в ЖЖ происходит Двойной Халявный Облом.
Веб Пузырь 1.0 был надут Идеей Прямой Халявы. Если не вдаваться в детали, выразить её можно простой формулой: "Интернет - это многократное снижение накладных расходов. Главное занять рынок, а там... Владелец сервиса будет зарабатывать на этом бешеные бабки"
Что будет "там" выражалось не очень ясно. Клиентам и покупателям отводилась роль баранов, которые радостно и поголовно рванут на любой открывшийся в Интернете зелёный лужок. Хозяину угодий останется только стричь пасущихся и следить за тем, чтоб размер выпаса не отставал от роста числа страждущих.
Постепенно выяснилось, что ожидания жестоко не оправдались. Пользователи вели себя не правильно. Однако гораздо более обидной новостью было то, что затраты снижаются отнюдь не в разы, а на какие-то жалкие десятки процентов.
В Интернетовской индустрии наступили печальные времена, продолжавшиеся несколько лет. Но сейчас студенты с горящими глазами опять клепают сайты. К их зависти, надеждам инвесторов и удаче немногих успевших началась вторая лихорадка, пик которой мы скорее всего захватили в прошлом году.
Веб Пузырь 2.0 надувается Идеей Двойной Халявы. Теперь на пользователей обратили внимание. Их поставили во главу угла. Правда, забыли заменить им бараньи мозги на что-то более существенное. Так что формулировку Великой Идеи можно прямо начать словами "В Интернете полно идиотов..."
Здесь имеет смысл сделать отступление и упомянуть интервью Носика. Строго говоря, он не отказывает пользователям ЖЖ ни в интеллекте, ни в креативности. Единственный идиотизм, который у них подразумевается изначально, носит чисто экономический характер.
Я не берусь судить, что Носик думает на самом деле, но для официальных заявлений у него нет других вариантов. ЖЖ - это органичное детище Идеи Двойной Халявы:
"В Интернете полно идиотов. Стоит им предоставить место, они начнут бесплатно производить контент, на котором владелец сервиса будет зарабатывать бешеные бабки."
Если во время первого Пузыря цена фирмы определялось местом, то сейчас инвесторы платят офигенные деньги за поголовье. Не суть, сколько было заплачено за голову отдельного ЖЖ клиента и были ли до покупки запланированы недавние новшества. Проблема в том, что сработал Первый Халявный Облом. Оказалось, что конвертировать поголовье в деньги напрямую не удаётся.
Даже, если говорить о банальной рекламе, она работает на хорошем контенте. А его нахаляву никто создавать не хочет. Эффективность продажи среднего ЖЖ контента по сути аналогична изданию газеты с логами телефонных разговоров. Конечно, и там можно что-то наскрести, но резултат ни в какое сравнение не пойдёт с хорошо подготовленными, написанным и свёрстанным материалом. Тот же, кто может такое производить, да ещё так, чтоб было эффективно увязано с рекламой, в девяти случаях из десяти создаст свой собственный блог и будет работать на него, а не на владельцев бесплатного аккаунта ЖЖ.
Таким образом с потребителей контента навар невелик. Производители? Нет, конечно. Кому-то может и понадобятся "очень важные дополнительные сервисы". Только, отнюдь не тем халявщикам, кто пришёл на бесплатный ресурс почесать языком. Тем более, что все эти платные дополнительные можно на халяву бесплатно найти в другом месте.
Я знаю только один достоверный случай замены бесплатного аккаунта на платный. И произвело его лицо, в чьём психическом здоровье относительно Интернета я очень сильно сомневаюсь.
Те, кто способен создать контекст, на который придут тысячи незнакомых людей, не напрягаясь может найти платный сервис, пригодный для личной монетаризации. То есть превращающий тысячи пользователей вполне реальные (пусть и небольшие) личные деньги.
Конечно, люди просто привыкшие к ЖЖ останутся. Но на них серьёзную бизнес-модель не построить.
В результате, сервис замечательный, спрос есть, но первая часть двойного облома в том, что спрос этот неплатежеспособный.
Итак, перед владельцем ресурса встаёт вопрос о добыче денег. И тут происходит вторая, более драматическая часть Двойного Халявного Облома. Пользователям сообщается, что теперь их будут стричь.
Не надо думать, что это чисто российский феномен.
Воспевая удобство интерфейса, Yahoo Mail пытается протолкнуть структуру страницы, которая не позволяет не смотреть зону рекламы. Про пользователей facebook, воюющих с насаженной Микрософтом контекстной рекламой все, думаю, наслышаны.
Немецкие социальные ресурсы не сильно лучше. Скандалы потише американских, хамство поменьше российского, но журналисты тоже без дела не сидят. Сеть, где я плачу за премиум членство, выйдя в Китай переименовалась, убрав из названия слово "open". А недавно они одарили пользователей контекстной рекламой, вызвавшей скандалы почище последнего ЖЖшного. Причём, выступления владельца сети по поводу этих двух событий от высказываний Носика не сильно отличались ни по умению обходиться с фактами, не по уважению к пользователям.
Кстати, почему я плачу за членство, если владельцы сервиса мне не нравятся? Потому как дополнительные услуги для меня монетаризируемы. По крайней мере потенциально. Ещё на одном сайте премиум членство идёт в стадии проверки полезности.
Зато на куче других ресурсов не плачу и не собираюсь. Просто потому, что лично для меня никакой выгоды в этом не вижу. А пожертвования, для них есть цели гораздо более важные, чем предприятия, пытающиеся стать коммерческими.
Я много раз создавал популярный контент на русском. Иногда ради моего собственного развлечения, иногда для тренировки. Тратя своё (достаточно недешёвое) время, я не хочу платить за сам процесс. Всегда найдётся халявный вариант, предлагающий то же самое или аналогичное. В крайнем случае, не тратить время на ерунду - это тоже не худшее решение.
Если речь пойдёт о "не ерунде" и я захочу получить в результате деньги или другую реальную отдачу, я выберу наиболее эффективную площадку. При этом, халявная она или платная значения иметь не будет.
Конечно, ЖЖ в этом плане ничего не светит. Русский язык для меня не монетаризируем. Так что я пишу на нём в основном то, что не должно попадаться на глаза моим клиентам.