Аннотация: Пока что склад умных мыслей. Потом может быть причешу.
Про эмоциональный канал
В серьёзном произведении герои делают не то, что говорят, а говорят не то, что думают. И зритель/читатель/слушатель потом долго гадает об их внутренних мотивах.
На бульварном уровне мотивы понятны и яснны. Герои геройствуют, злодеи злодействуют. Все говорят, что надо, и поступают, как от них ожидается.
На совсем примитивном уровне в повествование влезает автор или какой-нибудь ментор из мира произведения и начинает объяснять, что происходит, что ожидает героев, что им надо делать и каково у них на душе.
Эта шкала не связана с серъёзностью литературы. Короткая детская сказка может иметь огромную глубину, а толстенный заумный роман скользить лишь по поверхности.
Но определяет всё это только внешнее впечатление от произведения. Гораздо важнее, сочувствует ли зритель/читатель/слушатель героям, будят ли они в нём какие-то чувства, есть ли эмоциональная связь.
Потому как темы все одни и те же: дружба и предательство, счастье и горе, ненависть и любовь. Впрочем, в конечном итоге всё хорошее - это о любви.
Школьные истории как серьёзная проза
Вдогонку посту про эмоциональный канал.
Заметил интересный феномен. Из фантастики и нефантастики без скептического похмыкивания идут только истории про школу. Историческое ещё нормально. Особенно с мечами и луками. Может немного с заходом в огнестрельное, когда оно ещё с дульной части заряжалось. Но вот "современное" как-то зияет дырами в мире и сюжете.
Объяснение простое. Стандартный сюжет: герой делает вначале кучу глупостей, а потом до финала их долго и мучительно исправляет.
Для нормального человека совершеннолетнего возраста есть два варианта. В первом авторы сообщают, что герой банально туп. Не важно, умственно или эмоционально, но здоровый умный человек, вписаный в общество, вместо того, чтоб совершать необходимые глупости, должен был понять, заметить, связать факты... Второй же случай - это асоциальное поведение героя или антигероя. При этом для совершения глупостей должного уровня асоциальность должнна быть на таком уровне, что её существование можно оправдать только тупизной полиции и других государственных органов.
Конечно, есть редкие исключения, когда повествование начинается без трупов, и персонажи не выглядят идиотами. Ну разве что разок напьются, чтоб совершить необходимое. Но их я встречаю редко.
Да, есть ещё наркоманы, алкаши, проститутки, сумасшедшие профессора и престарелые девы с комплексом Электры. Но мне про них не интересно.
Вот и остаётся только школа. Где сила - это сила, ум - это ум, где подлость и честность абсолютны и не связанны с занимаемой должностью. Где наивность персонажей объяснима, а бескомпромисность обоснована. Там подлецу бьют по морде, не думая о полиции. Там деньги - фактор внешний и не определяющий.
Короче, школа - единственное место в современном обществе, где люди ведут себя естественно.
Не надо думать, что взрослые - меньше дети. Просто детское сковано социальным. И не нет в детях убогости. Взрослые тоже не всё знают, не всё могут, не всё понимают, не всё пережили. А характер... Характер определяется до шести лет.
Про ритм
Правильный ритм пробивает эмоциональный канал и гасит скепсис. Там где человека ведёт картинка (и звук), значение текста не важно. Особенно это работает при общении с аудиторией. Если шоу поставлено хорошо, отдельные скептики будут просто забиты лояльной массой.
Чем зануднее и ровнее, тем больше требования к логическим связям и весомости аргументов.
Это работает в кино, в мультфильмах, в манге, в рекламе и в публичных выступлениях.
Про мангу
Последнее время интересует манга как высшая форма книгопроизводства.
Фактически манга - это идеальный конвейер по производству денег. Каждую неделю мангака с помощниками выдаёт очередную главу - 16 страниц. Бывают вариации, но главное, что в любую погоду, при любом настроении и самочувствии мангака доставляет в редакцию заданный объём. Потому как глава идёт в сборник, а у сборников жёстко заданные даты выхода.
Если мы закрепляем объём и сроки, то, естественно, качество гуляет. Переодически попадаются откровения типа "Вы, конечно, заметили, что последний эпизод из трёх глав был совершенно не в тему и достаточно туп. Приношу свои глубочайшие извинения. Был в тяжелейшей творческой депрессии"
Естественно, большая часть этой литературы примиривна, бредова и скучна, короче является просто средством пережёвывания времени. Даже то, что попадает в сборники, а потом появляется на западе в переводах.
И это не книга. Если что-то в предыдущих главах заложено не выгодно для дальнейшего сюжета, нельзя исправить. Первым делом, картинки перерисовывать дорого. Вторым, главы уже ушли. Читатели их их потребили и ждут продолжения. Так что сюжет причудливо петляет, дробится, рвётся и распадается.
Об этом не стоило б начинать, если б среди всей макулатуры не попадались вещи на самом деле интересные. Сейчас пытаюсь понять причины, почему с этого дикого конвейера может сходить что-то приличное.
Есть вполне приличные манги на три-пять томов, построенные как обычная литература. У героя есть цель, он за неё борется, он её достигает, хэппи-энд (иногда рыдания на могилке) и занавес опускается. Но как машина, производящая деньги, такая схема не особо выгодна.
Обычно манга представляет из себя вереницу достаточно коротких слабо связанных историй. И те, которые победили в борьбе, породили издания на десять-двадцать томов. Заканчиваются серии, похоже, просто когда мангака выдыхается и устаёт от героев. Всё-таки тяжело на протяжении многих лет выпускать одно и то же.
Основная задача мангаки - сделать так, чтоб его следующую главу купили. То есть, привить читателям к серии аддикцию. Так как речь о конвейере, ни о глубине мысли, ни о художественной красоте речи идти не может. Потреблять мангу будут, если она вывает у читателя интерес и сопереживание. Последнее может быть совершенно разным: от прилива адреналина до романтических настроений. Главное, чтоб информационный канал был связан с эмоциональным.
Так вот, в многотомных мангах, стоящих в топах, я нашёл две отличительные черты от манг средних: ритм и конфликт.
Ритм относится, скорее, к визуальному решению. Плюс к его сочетанию с текстом. Правильный ритм просто подхватывает читателя и переносит его за плоскость страницы. Причём происходит это не только на интелектуальном, но и на эмоционнальном плане. То, чего европейские и американские комиксы делать не умеют.
С конфликтом интереснее. Выживает та манга, где противоречия не между героем и окружающим миром. И даже не та, где противоречия между героями. Любая любовная головоломка может быть решена в три тома, а дальше читателю будет не интересно.
Правильная манга закладывает конфликт в героев. Причём, конфликт бездонный, дикий и неразрешимый. Но при этом герои (минимум большинство) отаются целостными гармоничными личностями. От клоунов и шизофреников читательского сочувствия не дождёшься.
Вот эти внутренние конфликты плюс правильный ввод новых героев и позволяют порождать пусть и не гениальные, но достойные дальнейшего чтения продолжения.