Аннотация: Почему власть в фентезийном мире не захватывают волшебники? Что препятствует им властововать и почему за господство над миром борются только плохие?
Итак, мир должен быть устойчив.
Можно сделать лубок, можно анекдот, можно страшилку.
Это прочитают, похвалят и забудут.
Но, чтоб читатель раз за разом возвращался обратно, мир должен быть устойчив.
Если всё падает после того, как прочитана последняя строка,
читатель обратно не вернётся.
Дайте читателю возможность покачать сюжет,
пойти в нехоженом направлении или достроить какие-то мелочи.
Дайте ему поверить.
Герои, сюжетные линии и мораль тоже должны быть эластичными.
Но держит и не даёт разваливаться произведению всё-таки созданый автором мир.
Именно по этой причине так важна логика мира.
Автор не даёт полного описания окружения,
подробного перечня законов и не затронутого в произведении пространства.
Чтоб вернуться, чтоб проиграть альтернативы, читатель
должен достроить это сам.
Зачем магия?
В данном тексте собраны размышления только по одному аспекту: магии.
И только отностиельно использования её в художественном произведении.
Это не первая и, скорее всего, не последняя версия.
Текст несколько раз менялся коренным образом.
Возможно, всё это будет опять переделано.
Вы читаете просто фиксированный на данный момент времени набор мыслей.
Чем полезна магия для писателя?
В принципе у неё много выгодных особенностей,
но я предпочитаю выделять только три основных:
Магия элитарна.
Меч или шпагу может взять в руки любой.
Копьём может пользоваться и благородный рыцарь,
и ничтожный крестьянин.
Но зажигать щелчком пальцев огонь,
метать во врагов молнии
или лечить заговорами смертельные раны
- это доступно только специальным персонажам.
Красота, сила, ум, благородство - это те черты,
которые выводятся в тексте долго и трудно.
И не всякий поймёт,
что бросив косточку бездомной собачке
суровый разбойник показал,
что у него доброе сердце.
С магией всё элементарно.
Читателю просто сообщается,
что старуха вызывает ураганы.
И тот уже следит,
какая тайна кроется в диалогах за её словами,
какие ещё фокусы она может выкинуть
и чем ответит на возникающие на её пути проблемы.
Так как магия передаётся или по наследству,
или от учителя к учинеку,
в читателе автоматически рождается интерес
к девочке-сироте,
живущей в старухином доме посреди чащи леса.
Или же к старухиной внучке,
приехавшей из столицы навестить бабушку.
Магия сложна в освоении.
На элитарность магии накладывается её сложность.
Даже самые способные детки,
родившиеся с выдающимися волшебными способностями,
должны таланты свои развивать.
Таким образом,
возраст магов напрямую связан с их силой.
Что опять же сильно упрощает задачу писателя.
Стареющая красотка может маячить только где-то на фоне.
Дряхлеющий рыцарь годится лишь в рассказчики или советчики.
Престарелый благородный король вообще вызывает жалость.
Зато столетний маг - сосредоточие мудрости и силы.
(Или же в другой ипостасии - исчадие злобы и коварства.)
В любом случае, простое возрастное ранжирование позволяет
строить сразу понятные читателю иерархии.
Писатель запросто выведет и наставника,
и образец для подражания,
и пример трудного пути становления.
С другой стороны,
завязаность магии на тяжёлую продолжительную учёбу
снижает зависть читателя.
Принц (в нынешней ситуации сын олигарха) может априори вызывать раздражение.
Не все женщины способны ассоциировать себя с молодой красоткой.
Ум тоже не каждому по нраву.
Но вот сила,
доставшаяся тяжёлым трудом (и в лучшем случае в нагрузку со старостью),
сила, выдуманность которой не вызывает сомнений,
сила, которая в реальной жизни не встречается,
вот такая сила создаст вокруг персонажа ничем не замутнённый ореол.
Не секрет, что люди слабы и ленивы.
Те проблемы,
которые решаются напряжением сил и упорным трудом,
хотелось бы им устранять вмиг,
усилий не прикладывая.
Помечать о таком и позволяет магия.
Волшебник в произведении работает не за себя.
Проблемы, страхи, трудности, враги,
с которыми он разделывается парой мощных заклинаний,
- они не его,
они - читателя.
По крайней мере, в таком произведении,
которое полюбят и запомнят.
Это фантазии читателя дарятся все чудеса,
начиная от приворотного зелья
и заканчивая огнеными шарами,
разносящими в щебень крепостные стены.
Вот тут имеет смысл остановиться и посмотреть,
что же такое магия.
Чтоб просто двигаться дальше, возмём самое простое определение:
Магия - это некие умения, которые зависят от
- уровня "образования" обладателя (всегда)
- уровня его способностей (часто)
- превосходят по силе имеющиеся технологии (в описываемом мире)
- не объясняются имеющимся уровнем науки (опять же на области применения)
Короче, моряк с зажигалкой посреди дикарей является для них магом, хотя с нашей точки зрения он просто жулик.
Или возьмём "более современный" пример.
Мы можем описать перемещение человека на тысячу километров
как прыжок в через подпространство, назвать это телепортацией
и отнести всё к научной фантастике.
Но тот же перемещение мы можем изобразить результатом применения заклинания,
использовав термины "кольцо силы" и "потайная дверь".
В результате то же самое действие
будет отнесено,
в зависимости от качества других элементов,
к фентези или сказке.
Другими словами,
является ли какой-то феномен магией,
или относится к иной категории,
зависит только от способа описания.
Или от восприятия.
Современный человек не верит в языческих духов.
С религией он после длительной обработки в школе
тоже не всегда в ладах.
Но ни в коем сучае нельзя говорить,
что магичность мышления современного человека слабее,
чем в стародавние времена.
Место чёрта и нимфы,
идола и иконы,
домового и лешего,
ангела и чёрта
в современном быту занял компьютер.
Конечно,
каждый деает вид,
что знает страшные термины "микросхема", "программа", "электричество",
но настоящего внимательного писателя эта словестная мишура не проведёт.
Достаточно посмотреть на то,
как люди с компьютером общаются.
Первым делом, это живое существо.
Причём, достаточно разумное.
Программы, живущие внутри него,
тоже могут быть для пользователя сущностями одушивлёнными.
В большинстве случаев,
отношение к достаточно сожным из них,
не просто иррациональное.
Это, скорее, духи,
которые могут быть добрыми и помогающими,
но чаще злобны и коварны.
Они мешают пользователю выполнять его задачи,
пытаются запутать и напугать.
К тем,
кто обладает над компьютерами властью,
обычные пользователи относятся с благогавением
и неким священым ужасом.
Достаточно просто вспомнить,
сколько и каких проклятий
ежедневно посылается на голову обычного бизнесмена Билли Гейтса.
От него,
до банального компьютерного чайника существует некая
иерархия магической компьютерной власти.
Однако,
не стоит думать,
что люди,
программы создающие,
в чём-то рациональнее обычного пользователя.
Может быть,
когда-то давно,
специалисты знающие ассемблер,
самостоятельно паяющие платы
и могущие запрограммировать процессор в микрокоде,
и относиись к компьютерам как к железу.
Но современные поколения всё дальше от этих древних существ.
Даже банальные ошибки превратились сейчас в злобных мифических
существ,
повсеместно гордо носящих страшное имя "баги".
Но это не всё.
Программисты пытаются магифицировать не только компьютеры,
но и свою собственную работу.
Бывшие когда-то рациональными и простыми методики,
качуюя из книги в книгу,
переходя из рук в практиков
в ведомство специалистов по методикам и процессам,
теряют свои последние логические корни.
Современное софтописание
под причетания о конвейерах,
архитекторах,
инженерах-строителях,
бейсбольных командах,
и живости
всё больше превращается
в шаманские пляски.
Впрочем,
это совершенно другая тема.
Сейчас же стоит разобраться чем же является магия,
и чем она не является.
Магия это не...
Магия - это не бред
Первым пунктом придётся постулировать,
что магия - это не бред.
У неё свои законы.
И они повторяемы и воспроизводимы.
Толку от заклинания никакого не будет,
если один раз оно вызывает грозу,
а другой вместо грозовой тучи прилетает толпа
сумасшедших бесов.
То есть магия познаваема,
проверяема экспериментом
и повторяема
Также магия не нарушает физические законы.
Не в том смысле,
что магию должен объяснять учебник физики.
Скорее,
магия основана на неподтверждённых современной наукой закономерностях.
Та же СТО нарушает ньютоновскую механику
и парадокс близнецов практически магический акт для большинства
населения
(пусть даже каждый читал об этом в учебнике).
Квантовая механика тоже может идти в качестве примера.
По сути на философском уровне она сродни буддизму с даосизмом.
Не зря Бор выбрал себе на гербе символ Инь-Янь.
И она тоже является магичной в том смысле,
что нарушает "привычную" физику.
Таким образом,
магическое заклинание может вызвать необъяснимый переход энергии в материю,
но, чтоб в межпланетном пространстве начал звучать гром пушек,
вместо вакуума придётся для начала запустить какой-нибудь газ.
Пусть маг перемещается между звёзд без скафандра.
Но, если он при этом дышит космической пылью, автор - лопух.
Или же возьмём самый примитивный вариант:
магия подобия.
Пусть воткнутая в тряпичную куклу игла причиняет
страдания живому человеку.
Противоречит это ли естественной картине мира?
Нет.
Пока автор не влез
в описание магических материй в стиле древних алхимических книг,
мы вполне можем допустить,
что между куклой и человеком существует
некая физическая энергетическая связь.
Характер и механизм её абсолютно не важен.
Главное,
чтоб в рамках фантастической научно-популярной концепции
было возможно минимум одно непротиворечивое объяснение.
Магия - это не этика
Сила мага не зависит от его морально-политических воззрений.
Доброта для волшебника не является обязательным параметром.
А если всё основано на знаниях и способностях,
обучить можно любого злыдня.
Можно потребовать подавления желаний и перехода к бездушному
созерцанию.
Однако доброта не лучше коварства, а любовь зла и слепа
также как и ярость.
К тому же,
тёмное колдовстово может требовать именно отрицательных эмоций.
Если маг хочет растить лес, он может резонировать с живительными
соками земли, зверушками-птичками и прочей ерундой.
Если маг хочет этот лес уничтожить,
требуемый резонанс может быть с зловредностью лесных паразитов
или яростью огня
(смотря по методу уничтожения).
Магия - это не способности
Повторяемость результатов следует хотя бы из наличия магических книг.
Если результаты индивидуальны, то единственный способ передачи -
от гуру к ученику.
Но это получается не магия, а религия.
Роль личности в магии - это просто наличие образования и способностей.
Способности можно развивать.
Без способностей можно учиться и ничему не выучиться.
Но маги от рождения так же бредовы и не интересны,
как и мгновенно вырастающие после рождения богатыри.
Магия - это не религия
Магия чисто практическое направление,
общающееся с реальным миром.
Религия направлена на внутреннее просветление или на спасение в
загробной жизни.
Маг может просить или использовать высшие силы, духов, чертей, ангелов.
Но он делает это для вполне определённых "земных" целей.
И применяет методики, не звисящие от "милостей природы",
а дающие гарантированный результат.
Проще говоря, религия - это когда богов просят. Магия - когда заставляют.
Магия - это не наука
Не стоит мешать магию с наукой.
Магия основана на других принципах.
В физике, математике или химии нет роли личности.
Формулы могут быть сколь угодно запутаны,
но они однозначны настолько,
что работают и без людского участия.
Если уж хочется аналогий, маг - это военный.
Может существовать сколь угодно много теорий, стратегий и тактик,
но в решающий момент всё зависит от воли и ума того,
кто отдаёт приказы.
Магия - это не технологии
В принципе, достаточно просто и логично описать в магических
терминах современные технологии.
Но результат будет не интересен.
Одно дело, когда один супер-маг сжигает единственынм заклинанием
пол королевства.
И совсем другое. когда тысячи две мелких магов
для подобных целей
усиленно колдуют над каким-то артефактом.
В этом случае логичнее описать в произведении реалистичный завод,
на котором создать обычную атомную бомбу.
Магия это
Чтоб изложение было логичным и цельным,
проще всего ставить магию на уровень немного технологии опережающий.
То есть магия будет столкновеним железа с бронзой,
копья с мушкетом,
ружья с танком.
Если брать что-то на уровень повыше танков,
получится уже фантастика.
В принципе,
разницы никакой,
но уже другой жанр.
По характеру магия - это ремесло.
Ремесло высокого уровня,
но индивидуальное, безконвеерное.
Чтоб сделать дубину, достаточно грубой силы.
Чтоб сделать лук, нужны минимальные инструменты.
Чтоб выковать абы какой меч, нужны источники руды,
инструменты и кое-какие знания.
Чтоб выковать высококачественную катану,
надо доступ к высококачественному сырью, отлаженая технология,
дофига знаний и опыт.
(В некоторых вариантах требуется ещё буддийское просветление).
Чтоб сделать автомат, нужна промышленность.
И тут мы опять вылетаем из области определения.
Таким образом, лучше всего ставить магию где-то
на уровне изготовления катаны.
При этом, чем сильнее действие магии, тем больше надо опыта или/и таланта.
Плюс необходим доступ к дорогому труднодоступному сырью
или редким артефактом.
Последнее важно, чтоб магию ограничить.
Как по количеству владеющих силой,
так и по мощности отдельных силы этой проявлений.
Устойчивость мира
Как бы не была хороша магия,
введение её в произведение создаёт проблему баланса.
Практически невозможно построить мир,
в котором волшебники достаточно сильны.
Если магия может только вылечить определённый тип болезней,
это ни на что не влияет.
На этом можно построить пару эпизодов,
но для сильного и интересного читателю персонажа
подобной силы маовато.
Возьмём другой неразрушительный вариант.
Если магия позволяет строить здания,
рыть каналы и возводить дворцы,
то уже будет воздействие на экономику.
Строители,
землекопы и прочие
становятся ненужным излишеством.
Но опять же,
возведение за ночь царских хором поодойдёт только для сказок
в качестве промежуточного этапа
испытаний героя.
А сказки тем и хороши,
что логичными быть не обязаны.
Таким образом созидательная магия не особо полезна для писателя,
а для логической устойчивости мира,
не должна ещё и нарушать привычные читателю
товарно-денежные отношения.
Самое правильное и выгодное исполльзование волшебства
дает его применение
для целей контроля над психикой
и в военном деле.
И вот тут-то со стабильностью общественно-государственного устройства
возникают большие пробемы.
Скажем, если волшебник может сбить под всадником коня,
а потом пять минут переводит дух, - это одно.
Если волшебник одним заклинанием сжигает десяток рыцарей,
и сразу готов сжечь ещё десяток, равновесие нарушено.
Практически ни что не мешает одному супер-волшебнику
раздеаться со всеми армиями и захватить власть.
Если одного маловато,
то десяток великих магов с господством над миром вполне справятся.
Ещё более проблемена неограниченая сила в том,
что одного психованного волшебника достаточно для того,
чтоб полностью уничтожить всё.
Сила магии как опасность
Первый и самый очевидный факт касается самих магов.
Если они столь опасны,
у правителей и военоначальников нет никаких резонов
оставять их живыми.
Даже,
если в определённый момент боевой чародей лоялен,
никто не может гарантировать,
что завтра он не переметнётся к врагу,
или просто не сместит своего господина.
Грубо говоря,
в той ситуации,
когда маги становятся опасными,
их будут давить пока они не набрали силу.
Получается чистое средневековье и Молот Ведьм.
В результате остаётся только единственный выход:
или маги слабы, или они должны править.
Хотя б для того, чтоб выжить.
Сила и победа зла
Если маги захватывают власть,
получается вариант
"и жили они долго и несчастливо под властью дракона".
Это достаточно распространённый приём,
но опять же в случае конца подобного владычества,
когда герой приходит и дракона уничтожает.
И не следует забывать, что драконы первым делом ящерицы.
А во вторых, вымирающий редкий вид, обладающий силой по праву рождения.
То есть мир если и учтойчив,
то в стабильном состоянии не интересен.
В любом же варианте с сильой магией мир очень быстро
катится во власть злых волшебников.
В результате получатся или воюющие королевства
под властью коварных магов,
или, скорее,
огромная империя, в которой царит диктатура партии волшебников.
И не надо надеяться на добро.
Власть захватят те, кто к ней рвутся.
Просто потому, что стремление побеждает талант в индивидуальном плане.
История тоже наглядно демонстрирует, что власть захватывают тираны.
По крайней мере в воюющих царствах.
Многие книги построены на том,
что герой выбирает между властью и совестью.
Но это испытание.
И конфликт разрешается тем,
что герой его выдерживает.
Однако трабл в том,
что в нормальной ситуации выдержавших будет гораздо меньше,
чем не выдержавших.
Сволочи-волшебники коварно устранят конкурентов и захватят васть.
Противостоять им смогут только шаратаны.
В сильно-магическом мире должна быть сильна и прослойка
ушлых людей,
способностями не обладающих,
но умеющих пускать пыль в глаза.
Конечно, вероятность провала у них высока.
Но не стоит забывать психологию.
Если город можно уничтожить щелчком пальцев,
утверждающего, что он на такое способен,
никто не захочет проверять.
Многочисленные истории алхимиков и шарлатанов
ярчайшее тому подтверждение
Также адепты и гуры любят создавать секты.
И чем жульничее гура, тем более сектансткая получается формация.
А любая секта всегда сообщество агрессивное.
Таким образом,
если уж все волшебники будут благородными,
всегда найдутся жулики,
именем магии власть захватившие.
То есть опять мир будет двигаться к диктатуре.
Итак зло завсегда побеждает добро.
Если мы хотим победы добра,
то оно тоже должно быть злым.
Что, впрочем даёт тот же самый результат.
Мудрец, из благих побуждений
замочивший злого мага, - существо, конечно,
привлекательное, но абсолютно недостоверное.
Или мудрый и добрый будет валандать противника до тех пор,
пока тот случайно или набравши опыта,
добряка не замочит.
Умный добрый маг быстренько злого устранит,
не дожидаясь подтверждения злобности и опасности.
Но тогда добро и зло просто определение того,
кто в конечном итоге оказывается победителем.
Конечно, доброго волшебника будет ограничивать этика.
Но это понятие растяжимое.
Потом, добрый волшебник может стать диктатором просто для того,
чтоб люди не воевали, не боролись друг с другом и были счастливы.
Счастливы,
естественно в рамках этого волшебника разумения.
Ну, придётся с какими-то асоциальными элементами разобраться.
Или стереть память, или в камни превратить,
или по старинке в тюрьму да на эшафот.
Но только ради общественного блага
и всеобщего счастья для.
Также никто не мешает совершенно беспрестрастно уничтожить мир
чисто по практическим соображениям или от скуки.
Тирану тоже не нужно быть садистом и злюкой.
Начальник магического КГБ может относится к подопечным бесстрастно,
как к муравьям или нематериальным предметам.
Благо старость и мудрость ему это позволяют.
Альтернативы решения
Пока что у меня три рабочих варианта для решения вышеописаных проблем
Антиутопия
Наиболее выгодный приём - поместить героев
в мир магической антиутопии.
Древние маги достигли силы, пересобачились, передрались
и почти всё уничтожили.
На обломках потомки, растерявшие тайные знания,
могут использовать редкие оставшиеся магические артефакты.
Это наиболее частый вариант.
Тот же "Властелин Колец", да и весь цикл Толкиена -
это апокалипсис покруче послеядерного с заменой эльфов на другие рассы.
Слабые маги
Второй вариант просто не давть магам много силы.
Если волшебство - занятие трудоёмкое и затратное,
относительное военное преимущество достаточно мало.
То есть у правителя есть способ мага контролировать,
а у рыцаря есть способ его убить.
В "Хрониках Земноморья" или у Толкиена маги слабые.
Включая самых тёмных.
Что позволяет немагическим персонажам существовать с волшебниками
почти на равынх.