Как учат нас гуру репортажной фотографии в своих редких откровениях, хороший снимок должен рассказывать историю. Причём, не простую, а с подтекстом. И не одним. Чем больше слоёв, смыслов, связей, тем лучше.
И бегают толпы "правильных" фотографов по миру, слетаются на запах огня и крови. И тарахтят камерами.
Да что там запах. Чуть где жареным запахнет, уже сбегаются. Чтоб запечатлеть, засвидетельствовать, зафиксировать и сразу послать в газету или журнал. Лучше всего на первую полосу, на обложку, на разворот. Да так, чтоб обывателя от этого перекосило. Чтоб он бутербродом своим подавился и кофе утренний не в то горло пошёл.
А обыватель нынче пошёл стреляный. Такого простым снимком не возьмёшь. Надо чтоб и то было намешано, и это, и мысли возникали, ассоциации рождались. И чтоб сразу в глаза бросилось, но чтоб не оторвать взгляд.
Короче, сложная у репортажников работа. Редки удачи. Но бывают. И входят снимки в историю. Становятся культурным достоянием человечества. И не только. Приводят массы людей в движение, политику в новое русло направляют.
Все видели горящую девочку, да именно тот снимок, что стал знаменем борьбы против агрессии США во Вьетнаме. Да и сейчас любят им трясти во время выступлений на тему "Преступления американской военщины".
Вот какая сила и правда в фоторепортаже.
Где же проблема?
А дело в том, что фотография - тоже искусство. А значит видим мы на снимке не беспристрастный результат работы фотохимических (а в последнее время фотоэлектрических) процессов. Тот кусочек мира, что попадает к нам искажён и обрезан мировосприятием фотографа. Да ещё и историей приправлен, не всегда правдивой и полноценной.
Взять ту же горящую девочку. Мало кто знает, что полное название снимка должно было быть "солдаты гонят детей на объективы журналистов".
Нет, я не пытаюсь обелить преступления Штатов, просто пример очень яркий. Снимок этот я впервые увидел ещё ребёнком при советских временах. Не знаю, когда я понял, что солдаты на нём - это не американский конвой. Но случилось это много лет спустя.
У фотографа много приёмов, выбрать точку съёмки, сблизить или разделить планы, что-то включить, что то обрезать и, конечно, поймать момент.
Жан Бредшоу снимал как полиция ловит эксгибициониста. Но нажал на кнопку в нужный миг. На снимке у хулигана руки как на распятьи, волосы до плеч и указующий перст. Прям икона: "Христос, ведомый стражниками". Вот так вот перевернул всё с ног на голову и получил шедевр. Ещё одна веха на пути правдивого жанра.
Я не профи, просто иногда нажимаю на кнопочку. Но я знаю, в чём сила фотоискусства. Когда у меня в руках оказывается камера, я не обращаю внимания на цветочки-мотылёчки. Меня не интересуют потешные картинки и сладкие кошечки. Умудрённым взглядом я обозреваю окружающий мир и выискиваю, где бы наврать...