Рубикон. Триумф и трагедия Римской Республики. / Пер. с англ. Ю.Р. Соколова: М.: Вече, 2007. - 368 с: ил. 5000 экз. (п) ISBN 978-5-9533-1976-8
Закат Римской Республики. Времена давно минувшие. Почему же они вызывают до сих пор такой интерес не только у историков, но и у политиков, социологов, философов?
Один из вариантов ответа - именно в то время зарождалась имперская идея, ставшая столь популярной и в XXI веке.
Правители Рима спустя столетия после исчезновения самой империи приобрели статус неких полубогов, родство с которыми для последующих владык иных стран считалось престижным и давало некий ореол легитимности. Да, в России Римская держава была "в моде.
Так, Иван Грозный для поддержания своей исключительности повелел создать легенду о своем происхождении от римского императора Октавиана Августа, а последний российский император мог возводить собственную родословную к самому Юлию Цезарю.
Цикл власти в Риме был следующим: сначала - монархия, потом - республика, а напоследок - империя. Римская Республика была полна парадоксов: "Будучи в равной мере консервативными и гибкими, римляне хранили полезное, приспосабливали к делу неудачное и как священный хлам хранили сделавшееся излишним.
Республика представляла собой одновременно строительную площадку и свалку.
Соблюдая заветы предков, римляне блюли благочестие как элемент корпоративного имиджа. Быть римским гражданином означало не только получение, как в более поздние времена, хлеба и зрелищ, но и право на защиту - даже в чужой державе. Римский гражданин, породнившийся с другими через общие праздники, выборы и воен'ную дисциплину, становился неким "адептом? Вечного города, столицы мира.
Почему пала Римская Республика? Можно перечислить множество вполне конкретных причин - экономических, военных, социальных, религиозных. За роскошным фасадом республики скрывались кровавые и запутанные политические интриги и схватки, шедевры ораторского искусства, удивительные завоевания, полные подвигов и жестокостей, роскошь знати и нищета плебса, пороки власть имущих и доблесть римских легионов и строительство загородных особняков. "Будущее Рима создавалось на обломках его прошлого?, и римляне "устали от античных добродетелей, отдав предпочтение легкому ярму рабства и мира.
В 30-х годах прошлого века английский историк Рональд Сайм "увидел в восхождении Цезаря к власти
"римскую революцию ", предвосхищающую век фашистских и коммунистических диктаторов?.
В конвульсиях современного мира рождается pax Amercana, некое ощущение дежа-вю.
Так в зеркале истории можно найти вполне современные реалии и иллюзии, а придуманные давно забытыми чиновниками и политиками схемы и принципы построения цивилизованного общества ложатся в основу не только современной демократии, но и идеологии "цезаризма?, популистских акций и войн.