|
|
||
Потихоньку пополнямый обзорчег. Пока выкладывать не буду. А, может, и вообще не решусь. Все чаще ловлю себя на мысли, что сочинение обзоров и фиксирование мыслей - это просто что-то вроде личных записных книжек, содержащих некий творческий компост, полезный более обозристу, чем обозреваемому.
Бархатов Ю.В. Когда пробьет последний час природы
Альтернативная история - тридцатые годы прошлого века, но революций никаких не было, в России по-прежнему монархия. Миру угрожает новый вид электронного наркотика - некий микрочип, который вживляется в мозг и позволяет человеку связываться с любым другим носитеоем чипа в некое подобие всемирной сети. Главгер, практически первый узел такой сети, принимает решение самоубиться, чтобы сеть не разрасталась.
Написано сочно, качественно. Тематика, впрочем, не слишком свежая. Вот здесь человечество тоже объединилось в сеть и в результате вымерло - как совокупность физических тел. А вот здесь несмотря на наличие предпосылок, никакой сети само по себе не получилось. Ну, что сказать? Со вторым произведением данный текст полемизирует, 1-му явно уступает с кочки зрения глубины раскрытия темы. Имеет право на существование? Думаю, да. Но на мой вкус - напоминает вступление в какой-нибудь остросюжетный роман, к которому механически прилепили финал, пропустив всю сердцевину.
Мартова М.В. Дневник
Сбивчиво и меланхолично изложенные размышения некоего Максима по поводу удачно, но напрасно проведенной реморализации некоего Константина. Честно признаюсь - мне было читать скучно. Это, на мой взгляд, тот случай, когда тексту не хватает драйва, способности зацепить читателя яркими эмоциями, навороченным сюжетом, неожиданной развязкой.
Чернышева Н. Трамвай
Терпеть ненавижу ассоциации с голливудскими "днем сурка" и "гранью будущего". Это иное. Это Аркадий Стругацкий "Подробности жизни Никиты Воронцова", вот на что аллюзии. Закольцована долгая и трудная, но счастливая судьба. И взгляд на эту судьбу не постороннего человека, а очень близкого, готового разделить ее и влиться в это кольцо.
Короче говоря, очень и очень. Пожалуй, мне не хватило только маленького штришка - чтобы трамвайная тематика оказалась не просто фоном, но частью этого кольца. Например, старый трамвай все-таки увезли на переплавку... но вернули и отреставрировали. Ну это так, наскидку, я не настаиваю. А резюме, повторюсь: весьма.
P.S. Конечно, это кому как, с какого угла взглянуть. Ведь, объективно: сплошная же слезодавилка, с первой и до последней строчки. Возможно, надо реально кого-то потерять, чтобы понять этот рассказ. А кто-то, глядишь, и не поймет. Счастливый. У него все еще впереди. :(
Гелприн М. Угрызенцы
Ну вот, я разочарован: Майк собственной персоной, без грима. :)
Впрочем, текстом я тоже разочарован. :( Вообще, умеет ведь Автор из тривиальщины сделать конфетку - благодаря высочайшей технике. И это качество мне в нем очень нравится. Но на этот раз, увы, фокус не удался. Видимо, слишком линеен и предсказуем оказался сюжет. Да и тематика "сидеть рожденных" поднадоела, 8 лет назад это было свежо и откровенно, теперь же - общее место в творчестве Майка. Я до последнего момента ждал в конце какого-нибудь хитрого выверта, уводящего в сторону от наезженной колеи. Увы.
З.Ы. Впрочем, "оторвав жаждущий взгляд от Любкиных сосков" можно и в мемориз. :)
Пономарев Б.А. Звездное небо надо мной
Традиционная такая НФ: некто одинокий на удаленном астероиде обеспечивает работоспособнось станции связи. Потом выясняется: это робот, "внезапно" (и непредусмотренно) обретший разум.
Такой вот анекдот, который можно было уложить в формат нанушки, а пришлось растушевывать антуражем. На мой взгляд, получилось несколько водянисто. Не хватает какого-то иного НФ-пунктика, оправдавшего бы антураж. Я не знаю, может быть, это воспитание механической собачки. Или сигналы пришельцев. Или непонятный артефакт в кратере, который главгер пытался бы исследовать. Или еще что-то. А пока четко, к сожалению, видно, что единственная цель антуража - набрать объема, отвлечь читателя от финальной фразы. Мне кажется, это небольшой, но явный технический огрех.
Томах Т.В. Вирус
Написано хорошо. Судя по всему, задумывался своего рода хоррор на тему: последовательное превращение людей в зомби путем перерепрограммирования. Анализируя текст, нельзя не обнаружить мелкие, но мастерские стежки и гвоздики, которые связывают эпизоды вместе, постепенно нагнетая атмосферу. Читаешь и медленно погружаешься в предвкушение грядущего ужаса. То пророчество друга-начальника, убегающего куда подальше. То "...ее глаза. Абсолютно пустые и невыразительные. Глаза куклы. Или мертвеца...". Вот сейчас, думаешь. Сейчас и случится та жуть, которую и представить-то трудно. Вот-вот она... совсем уже рядом... и...
И ничего. Похоже, Автор так и не сумел придумать какой-то по-настоящему страшной развязки под стать мрачной, многобещающей завязке. В конце обнаружилось что-то на грани стеба, с ряжеными крестьянами, вилами и "марсельезой".
З.Ы. "Со встречи, прошедшей в неофициальной, дружеской обстановке в роскошной квартире Вадима, Сергей вышел слегка обалдевший" и "Из дома Вадима Серега вышел с легким головокружением" в двух соседних абзацах - пожалуй, тавтология.
Бариста А. Когда снежинки станут разными
Еще один ужастик. Итак, имеем некоего сверходаренного ребенка, которого не понимают в школе. Видимо, он Избранный. В концовке этот самый ребенок, получив во владение некий исполняющий желания артефакт, перенапрягает его и вызывает гибель мира.
Написано очень гладко, качественно. Но меня не отпускает впечатление, что это два разных рассказа: первый - про сверходаренное чадо, второй - про артефакт, и они слабовато связаны друг с другом. По крайней мере, способность активировать артефакт никак не вытекает из умения главгера сочинять "взрослые" стихи. Надо бы произнести слова - "он умеет видеть и использовать внутреннюю суть вещей", но слова-то в рассказе так и не прозвучали, и ничем, кроме как умением сочинять стихи и конфликтом с учителями, эта мысль не подкреплена.
Резюмируя, мне кажется - рассказ немножко сыроват, недописан, словно портрет, которому нарисовали туловище и голову, но забыли про шею. И это смущает меня, не дает поставить внутреннюю высшую оценку. Так, на 7-8, примерно, хотя парой-тройкой дополнительных абзацев можно было бы "закончить полотно".
О.Цы. Справедливость
И опять ужастик. И опять "исполнитель желаний". Похоже, тренд сезона? :)
Итак, с первых строчек взбудораженный главгер узнает, что на него выложили компромат, и теперь у него все шансы попасть в лапы Воронов - некой неуловимой и необъяснимой "полиции справедливости", поддерживающей социальное равновесие в государстве. Ессно, главгер в эти самые лапы попадает и оказывается в каком-то ином пространстве, где становится свидетелем того, как его напарника поедает тамошнее растение, руководимое "хозяином" того пространства. Ага, Адела еще не ужинала плюс "Тайна железной двери". :) Оказывается, во всем виноват этот самый "папоротник", который исполняет любые желания "садовника", а тот за это кормит его человечинкой, заодно реализуя собственные представления о справедливости. Ну, главгер, ессно, колбасит его и сам становится "садовником". Такая вот сконапель ля комеди, а ужастик получился нестрашный и наивный, хотя написано-то неплохо.
Ерошин А. Рыба-лох
Стилизация не то под Хемингуэя, не то под "тропические рассказы" Джека Лондона. Глупый и богатый гринго приехал половить экзотическую рыбу, а местные под предлогом закупки снаряжения и добычи приманки ободрали его, как липку. Но в итоге все остались довольны: дикари заработали неслабую сумму, богатей получил яркие впечатления.
Ну, стилизация, вроде, хорошая. Написано гладко. Для ХиЖ-а вещь, наверное, довольно оригинальная. И хотя вот лично я по прочтении остался равнодушен - ну не заинтересовал меня гавайско-полинезийский антураж 30-х годов прошлого века, механически перенесенный на далекую планету - я вполне вижу этот текст в журнале.
Гарридо А. Хиж-12: Ванечка и барабан
Ухх. Опять кошмарик. Сублимация иррационального детского ужаса перед старческой немощью и смертью, которые приходят в обрамлении мучительно-тоскливых вековых традиций. Еще: черные нафталиновые пальто, завывание профессиональных плакальщиц, отпевание, лента с молитвами на восковом лбу мертвого, расплывшегося по подушечке лица. Прямо мороз по коже. От меня Автору спасибо за демонстрацию профессионализма при вызывании определенных эмоций, но в журнал, по-видимому, "это" не возьмут.
P.S. "Но, конечно, бабушку пришлось похоронить, да и Ванечку тоже". Бр-р-р. Жють.
Истратова И. Бедные сердечки
А это боевичок из серии "охота на монстров" на фоне убедительно изображенного будущего. И пусть многовато штампов, но и оригинальных находок достаточно, и сочинено смачно. Валентинки из желудков, ва-а-у! В минус, конечно, неприятзательность сюжета: напала-ловили-заколбасили-конец. Но мне, пожалуй, понравилось.
Ясинская М. Ика-Ика, Бора-Бора
Опять пальмы, дикари, кокосы-бананы и... автомат по продаже "кока-колы". Что-то типа социально-политического памфлета про то, как несвоевременный технический прогресс не только стимулирует прогресс социальный, но и губит, разлагает общество. Написано аккуратно, гладко, и хотя от восторга не прыгается, но и равнодушным рассказ не оставляет. Зачет.
Князев В.А. Хиж-2015: Пещера
Скучный, невыразительный текст про то, как главгер, отдыхая где-то на адриатике, случайно залезает в какую-то пещеру и попадает в другое пространство (или время?), где обретает новую, более комфортную жизнь. И что? Совершенно не прописано, чем главгеру не нравилось в нынешнем мире, и почему патриархальный быт предпочтительней. Видимо, так оно всегда по умолчанию: хорошо, где нас нет? Чужой каравай всегда слаще? Неудачный рассказ, имхо.
Тихий Д. Дареный конь
Далекая планета, наивные негуманоиды, живущие в симбиозе с природой, жадная корпорация, тупая военщина. Жадная корпорация придумывает способ, как объегорить наивных негуманоидов, но им на помощь приходит мудрая цивилизация более высокго уровня и заступается за бедняжек.
Ну, читабельно. Ну, актуально. Но, по большому счету, ничего кроме штампов американской фантастики 60-х годов, в этом рассказе нет. Если ХиЖ-у понравится, ну что ж, такова селя ви, но меня текст оставил слегка разочарованным и раздраженным.
Костенко О.П. Приговор времени
Затянутая, скучная и не слишком грамотная проповедь вредности генно-модифицированных продуктов. Лично я бы поостерегся подавать на ХиЖ текст, наполненный обывательской неприязнью к научно-техническому прогрессу. Кроме того, режут глаз всякие "патогеННы", "тщЁтно", "одним миром ПОмазаны" и др. Короче, мне этот текст не.
Блэкхен. Джем
В общем так. Крутой и лихой чувак в юбке и с женским именем Таисья служит в какой-то засекреченной конторе, в которой собраны уникумы - они умеют находить скрытую угрозу в сигналах, которыми пронизано информационное поле Земли. Ну, типа, можно совершать теракты, свергать правительства и влиять на выборы - музыкой, изображениями и т.п. Сыграли злоумышленники по ТВ какую-нибудь мелодийку, а в какой-нибудь Африке какой-нибудь президент застрелился. Или не в Африке. А персонажи умеют это отлавливать...
...Тут парочка маленьких фе Автору: "негармонические сочетания в эфирах" - это не отсутствие в сигнале гармонии, а отсутствие в нем периодической составляющей, что можно определить, например, спектральным разложением. "Преломление музыки в цвет" - тоже звучит немножко странно и коряво. Преломление света - уже есть такое понятие в физике. Короче говоря, с терминами Автору поосторожней бы - некоторые "красивые" сочетания слов, придуманные Автором, уже придуманы раньше, и означают совсем не то, что хотелось бы Автору...
...Так вот, в ходе одной из операций главгеру приходится участвовать в джем-сейшене - неформальном Интернет-мероприятии, на котором джазовые музыканты оттягиваются, импровизируя. И вот он/она обнаруживает что-то странное, которое негативно влияет на ее отца, а потом оказывается, что это не злодей, а ее собственная мать, которая таким образом ищет свою семью. В общем, все какое-то странное, типа фанфик про Хогбенов-саксофонистов, что ли. Все пронизано философией джаза, звукоподражания типа "Тр-р-р-ра... имб-Умбд... ку-дУх... имб-трА-хэтс трА-хэтс" занимают чуть ли не половину рассказа, чувствуется, что тема джаза Автору близка, и он в процессе написания тоже оттягивался по полной и... и... даже не знаю, как резюмировать. Безумно странный, оригинальный, по-своему стильный текст. Текст для своих, для джазистов, а нам, остальным, кто не в теме, остается только вчитываться в непонятные буквосочетания: "Пф-фА-фо-фАаа пфэ-фэ-фо-фЭ пфА пфО-фыыы... ПьИу-пью-Яау пей-пей-пью-пьЁт пье-пьЮуу...".
Сиромолот Ю. Правдивый чай
Смешно критиковать текст, который автоматом будет напечатан. Давайте, однако, попробуем разобраться: за что?
Итак, очень ровным, гладким зыком - слово к слову, буковка к буковке - описан тихий, спокойный, по-старушачьи уютный мирок без конфликтов и бурь. Все основные персонажи - ярко выраженные флегматики, и даже Интернет у них - "очень неторопливый". Этакое не то Гоголевское, не то Гончаровское сонное послеобеденное царство с храпом под телегой, проглоченными мухами и т.п.
На первый взгляд - ни тебе приключений тела, ни духа. Но конфликт все же есть, он закопан глубоко, и проявляется только через мелкое Ф-допущение: "правдивый чай". Некий травяной сбор, который позволяет чувствовать подлинную суть произносимых слов. И выясняется, что в этом мире покоя мозги тоже не работают, и вместе с ними пуст язык. "Шурум-бурум, плюх-плюх". - А чего сказать-то хотел? - Да не важно.
И вот этот мир противопоставляется миру собак, которые тоже кроме "гав-гав" говорить ничего не умеют, но зато у них - наоборот, каждый звук предельно искренен и наполнен смыслом. Как говорится: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть.
И вы думаете, "это" не стоит сразу, автоматом пускать в печать?
Духина Н.Г. Штамм любви
Довольно остросюжетная и читабельная, но абсолютно не достоверная история, в которой понамешано и "про монстрофф", и "про любоффь", и "про злобные корпорации". Даже не история, а торопиливый - быстрей, быстрей, быстрей - и небрежный конспект какой-то истории. Ее б переписать заново нормальным языком, снабдить достоверными подробностями... но на нет и суда нет. Пока я не впечатлен, сорри.
Марышев В.М. Благо
Яркая, сочная фантасмагория. Приключения в иной реальности, в которую попадают не благодаяря надоевшему "вирт-шлему", а путем выпивания специальной настоечки-наливочки. Выпил - и туда, а там что-то вроде красочного и прикольного квеста "Гоблины", в котором научному работнику, для того, чтобы расколоть волшебное яйцо, приходится лупить себя этим яйцом по лбу.
В общем, понравилось, конечно. И даже политические аллюзии в конце не сильно впечатление портят. Хотя, конечно, без них было бы чуток лучше. Ведь и экологинеческие проблемы никуда пока не делись, и медицинские, и социальные...
Логос Г. Инкубационный период
Мир, в котором дети выращиваются в инкубаторе и воспитываются на примере типовых ситуаций с помощью силиконовых моделей. Не ходи на красный свет, не ругайся матом, помогай старушкам и т.п. Но при обучении правилам любовных ухаживаний у ГГ наступает сбой, он слетает с катушек, становится инициатором "праздника непослушания". Но потом бунт подавляют, и все становится как раньше.
Написано гладко... излишне гладко и предсказуемо. Уже с первых абзацев стало понятно, о чем пойдет речь дальше, и чем все кончится. Лично меня рассказ оставил равнодушным. Хотя, таки да, он актуален и достоин. Я ж не спорю.
Герасименко А. Пятна и царапины
Типичный боевичок. Про морферов (что-то подобное я пару лет назад читал, но, вроде бы, другого Автора). В этом же рассказе нет никакой особой сверхидеи, только антураж. Ах да, еще немножко про любовь. И опять непонятно - зачем? Исключительно для сюжета, чтобы у главгера были заняты руки и он сразу не морфировал в камнекожего супермена? В общем, я разочарован. Знаю этого Автора, знаю, что он может сочинять лучше и интересней.
Дегтярев М. Solus Rex
Редкий в настоящее время НФ-рассказец, построенный вокруг мысленной модели или какой-нибудь апории. Пахнуло Лемом или Гарднером. Это, конечно, хорошо. Но, пожалуй, чересчур абстрактно. Лет 40 назад, в разгар НТР такие рассказы шли на ура. Нынче же... не знаю. Все ли поймут, о чем идет речь, и все ли оценят?
З.Ы. Почему бы сразу не намекнуть, что главгер - кто-то вроде частного сыщика? Пусть даже это часть цикла со сквозными героями, рассказ-то ведь сам по себе.
З.З.Ы. Директор водит посетителя к ведущему инженеру? Это что-то новое в субординации.
З.З.З.Ы. Не понял шутки юмора про "диофантово уравнение с двумя переменными". Если имеется в виду линейное уравнение, то оно имеет бесконечное количество решений, выражаемых, кстати, параметрически. Школьник вполне мог применить общую формулу и получить любое количество решений, чего тут необычного?
Неплохая стилизация под неторопливую, подробную, обстоятельную прозу писателей-натуралистов, геологов-палеонтологов типа Обручева или Арсеньева про эксппедиции по Сибири, Дальнему Востоку и Арктике. Пожалуй, не хватает только описаний флоры и фауны - страниц так на 150. :)
А сюжетно... ну, в принципе, явно просматривается (тщательно избегаемый Автором) намек на Тунгусский метеорит, который, видимо оказался установкой для перемещения то ли во времени, то ли в пространстве, один из "пилотов" которой играет заметную роль в судьбе главгера.
В общем, пожалуй, даже и свежо по нонешним временам. Особенно, если учесть, что вот уж лет 30 как "редакция [Науки и Жизни] не рассматривает произведений, в которых раскрывается тайна Тунгусского метеорита" (с). Народец уж подзабыл, что это и зачем, пора уже опять "рассматривать", нес па? Тем более, что Автор в своем тексте несколько, на мой взгляд, переиграл. Ну не мог главгер, путешествовавший в те времена по тем местам, не видеть, не слышать и не знать про "тунгусское диво". Это, явно, Автор, опасаясь, что "не рассмотрют", заставил его "не заметить".
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"