8. закрывания дверей, значений семи [санскритских] падежей, волны, - во всех этих случаях используется патака хаста.
II. Трипатака хаста (три флага)
9. Если в патаке безымянный палец согнут, это трипатака. Хаста под названием трипатака употребляется [для изображения] короны, деревьев, ваджры [и] ее обладателя Васавы*,
11. Если в трипатаке согнуть мизинец, [получится] ардхапатака.
11-12. Актерами эта ардхапатака употребляется для изображения вот каких предметов: [молодого] побега, доски, берега, говорящего 'Оба', пилы, ножа, флага, гопуры* и рога.
*Гопура - надвратная башня.
IV. Картаримукха хаста (лезвия ножниц)
13. Если указательный и средний пальцы отставлены и перекрещены [не касаясь друг друга], эта хаста называется картари[мукха].
14. Картари[мукха] используется [для изображения] разлуки мужчины и женщины, переворачивания, молнии и одиночества на ложе.
V. Маюра хаста (павлин)
15. [Если] в этой [картаримукхе] безымянный и большой пальцы соединены, а остальные отставлены, эта хаста называется маюра.
16. Знатоками маюра употребляется для изображения вот каких понятий: головы павлина, лианы и надевания ожерелий.
VI. Ардхачандра хаста (половина Луны)
17. Когда большой палец в патаке отставлен, это ардхачандра хаста. Ардхачандра употребляется [для изображения] Луны в восьмой день темной половины месяца, [хватания] рукой за горло,
18. копья, обряда освящения идола, а также приветствия простыми людьми.
VII. Арала хаста (согнутая)
19. [Если] в патаке указательный палец согнут, эта [хаста носит] название арала. Употребляется для изображения питья яда или другой жидкости, а также - сильного ветра,
20. доблести, непоколебимости, упорства.
VIII. Шукатунда хаста (клюв попугая)
[Если] в этой [арале] согнуть безымянный палец, будет шукатунда хаста.
21. Шукатунда употребляется [для изображения] выпускания стрелы или [метания] копья, воспоминания о доме, загадочной речи и жестокости.
IX. Мушти хаста (кулак)
22. [Если все] пальцы соединены и согнуты к ладони, а большой палец помещен [на них] сверху, эта хаста называется мушти.
23. Мушти хаста употребляется для изображения устойчивости, хватания за волосы, состязания кулачных борцов и качелей.
X. Шикхара хаста (верхушка)
24. Если в мушти большой палец поднят, то это шикхара хаста. Шикхара указана [для изображения] самого себя, уверенности, [выражения] 'Без', проявления формы,
25. Маданы*, лука, колонны и непоколебимости.
*Мадана - бог любви.
XI. Капиттха хаста (обезьянье дерево)
[Если] пальцы согнуты и показывают [свои] тыльные стороны,
26. [а] большой, указательный и средний пальцы соединены, это капиттха. Капиттха используется [для изображения] богини Лакшми, Сарасвати*, отбивания ритма для танцоров
*Лакшми - богиня богатства. Сарасвати - богиня знания. Обычно они противопоставляются друг другу.
27. и почитания [богов] благовониями [или] светильником.
XII. Кхатакамукха хаста (кулак борца)
[Если] в капиттхе указательный палец [положен] на середину согнутого большого,
28. в своде [текстов] об актерском [искусстве] эта хаста известна [как] кхатакамукха.
28-29. Кхатакамукха хасту следует употреблять [для изображения] поводьев, ваханы*, а также пада-чари*.
[Когда] кончики трех пальцев, начиная со среднего*, прижаты большим,
*Средний, безымянный пальцы и мизинец.
30. [а] указательный отставлен, это сучи хаста. Древними [мудрецами] сучи хаста используется [для изображения числа] один, концепции Парабрахмы*, сотни,
*Парабрахма - Высший Дух, Мировая Душа.
31. солнца, города, страны, выражений 'Это так' и 'То, что', знака, угрожания, худобы, щепки, стебля лотоса
33. это положение [руки] называется падмакоша хаста. Цветок лотоса, муравейник, колокольчик, шар,
34. округлость, зеркало, плод манго и других [деревьев], цветочный бутон, цветок карникары, цветочный дождь, сгибание ветки,
35. а также - яйцо. Таково употребление падмакоши.
XV. Бана хаста (стрела)
[Когда] кончики трех пальцев, начиная с указательного*, прижаты большим,
*Кончики указательного, среднего и безымянного пальцев.
36. а мизинец отставлен, эта хаста называется бана. Бана хаста используется [для изображения] числа шесть [и] сандхи-нритьи*.
*Сандхи-нритья - один из танцев бога Шивы.
XVI. Сарпаширша хаста (голова змеи)
37. Если ладонь в патаке округлена, это сарпаширша хаста. Эта сарпаширша употребляется [для изображения] змеи, сандала, выражения 'Нужно поклониться' [и]
38. низкорослого мужчины.
XVII. Мригаширша хаста (голова антилопы)
Когда в этой [сарпаширше] мизинец и большой палец вытянуты, [это] мригаширша.
40. стены, обсуждения, конфликта, усмирения, трипундраки*, тела, подзывания находящегося поодаль, рангавалли*, сиденья из шкуры антилопы,
*Трипундрака - три поперечные полосы на лбу, наносимые священной золой.
*Рангавалли - роспись ступней.
41. [идеи] поперечности и блуждания.
XVIII. Симхамукха хаста (голова льва)
Если средний и безымянный пальцы соединить с большим, [а остальные отставить,]
42-43. знатоками натьи* эта хаста называется симхамукха.
*Натья - здесь: танцевальное искусство.
Знатоками хаст симхавактра* хаста используется [для изображения] хомы*, распределения [священной травы] дарбхи, держания венка из лесных цветов, улыбки, царского трона, приготовления и очищения лекарства, [а также] середины.
*Симхавактра - то же, что и симхамукха.
*Хома - вид жертвоприношения.
XIX. Кангула хаста (цветущая лиана)
44. Если в падмакоше безымянный палец согнут, это кангула.
44-45. Кангула хаста используется для изображения плода ликучи, детских кинкини* и пилюли.
*Кинкини - ножные колокольчики.
XX. Алапаллава хаста (лотос)
Когда [все пальцы], начиная с мизинца, вывернуты и раздвинуты, это алапаллава.
46. Эта алапаллава хаста используется [для изображения] восхваления, заключительного танца, красоты, груди и начального танца.
XXI. Чатура хаста (четырехугольная)
47. Если три [пальца], начиная с указательного*, прижаты [друг к другу], мизинец отставлена, [а] большой палец [положен кончиком] к основанию безымянного, это будет чатура хаста.
*Указательный, средний и безымянный пальцы.
48. Чатура хаста используется [для изображения] мускуса, выражения 'Немного', золота, меди, железа, лба, растительного и топленого масла.
XXII. Бхрамара хаста (пчела)
49. [Если] средний и безымянный пальцы согнуты и прижаты к ладони, [а] остальные отставлены, эта хаста именуется бхрамара.
50. Знатоками употребления хаст эта бхрамара используется [для изображения] йоги, обета молчания, пчелы [и] отпиливания слоновьих бивней.
XXIII. Хамсасья хаста (голова лебедя)
51. Если три пальца, начиная со среднего*, вытянуть и расставить, [а] указательный соединить с большим, будет хамсасья хаста.
*Средний, безымянный и мизинец.
52. Эта хамсасья используется [для изображения] написания картины, великолепия, разделяющей линии, держания [цветочных] гирлянд, выражения 'Это я', описания,
53. говорящего 'Этого нет', оселка, а также выражения 'Сделано'.
XXIV. Хамсапакша хаста (лебединое крыло)
54. Если в сарпаширша хасте мизинец далеко отставлен, это положение [руки] называется хамсапакша.
55. Хамсапакша используется [для изображения] границы, моста, покрывала, возвращения уходящего и исполнения шуддха-натьи*.
*Шуддха-натья - вид танцевального классического стиля в древней Индии.
XXV. Сандамша хаста (клещи)
56. О ясноликий*, если указательный и средний пальцы по очереди соединены с большим, [а] остальные отставлены, это сандамша.
58. жертвоприношение [семян] кунжута и число - [таково] известное [употребление] сандамши.
XXVI. Мукула хаста (бутон)
Если [кончики] всех пальцев соединены, эта хаста называется мукула.
59. Дарение, удрученность, выражение 'Пять', закрывшиеся лотосы, принятие пищи, а также молитва -
60. [для изображения] таких понятий следует [использовать] мукула хасту.
XXVII. Тамрачуда хаста (петух)
[Если] три пальца, начиная с указательного*, вытянуты, а затем большой палец
*Указательный, средний и безымянный.
61. соединен с основанием мизинца, это будет тамрачуда хаста. Знатоками правил употребления [хаст] эта тамрачуда используется [для изображения] Трех Вед, Трех Миров, а также в абхинае варновых различий*.
*Абхиная - средства актерской выразительности.
Варновые различия - деление на четыре основные варны (касты)