Русина Екатерина Михайловна : другие произведения.

Сказание о любви и поросячьих тапочках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сказание о любви и поросячьих тапочках
  
  В десятом веке на этой земле было большое поселение. Названо оно было именем старшины, мудрого Удра. Деревню назвали Удраей, речку - Удрайкой, а саму местность - удрайской землей.
  Удр, ныне старец, был когда-то могучим богатырем, красавцем, и умелым правителем удрайской земли. Все ценили его как мудрого наставника, всегда готового помочь в беде поселянам. Уважали его еще и за то, что была у него дочь неописуемой красоты, небывалого ума, и удивительной доброты девушка. Много хорошего сделала она всем в деревне, ни одного живого существа не обидела, никого своим вниманием не обделила. Все парни местные на такую девицу заглядывались, да никто подойти не решался - совершенна, говорили про нее, как богиня Лада. Звали красавицу Светозара.
  В соседней же деревне - в Борках, рос тогда парень удалой - Бореслав. Красив он был, умен, щедр, и милосерден. Увидел он раз красавицу Светазару на лугу, как та коз пасла, набрал целую охапку колокольчиков, и к ногам девушки положил. "Тебе, прекрасная! Твоей красотой ты любой цветок затмишь! Увидел тебя, так сразу понял - моя ты судьба! Пойдешь за меня замуж?" Светозара глаз не опустила, колокольчики подняла, да в ручей рядом их кинула, и говорит Бореславу: "Пойду! Только цветов больше зазря никогда не рви, мы на них так смотреть будем, пусть в поле растут".
  Взялись молодые за руки, да пошли к отцу Светозары благословения просить.
  Удр и думать долго не стал, знал он, что дочь сама правильный выбор сделает, и дал согласие свое. Обозначили только дату да место свадьбы.
  Собралась на праздник не одна деревня - к капищу древнему, чтобы крепкий союз между молодыми навеки вечные заключить. Стали славить все родных Богов. Только чувствуют вдруг - дымом никак повеяло, да земля дрожит, как от полчищ конных. А тут и гонцы с дальних других деревень сбежались - жгут, говорят, избы, да мирных жителей убивают, уничтожают все капища - князь свои дружины новгородские послал, чтобы всех язычников уничтожить. Не первый раз такое дело в этих краях...
  Убегайте, спасайтесь скорее, они уже близко - кричат гонцы.
  Часть народу так и рванула в панике с капища, свои жилища спасать, или в лес подальше укрыться. А те, кто рядом с молодыми стоял, с места не сдвинулись, продолжили праздник. Обошли молодые трижды вековой дуб, отдали требу Богам.
  Взглянула Светозара на небо, а тучи то на нем - чернее ночи.
  Тут и отряд новгородских дружинников показался у края леса. Часть жителей тут же по домам стали разбегаться. Другие же стоят как вкопанные.
  - Бесовствуте?: - спросил главный в княжеском войске.
  Никто не ответил - люди только плотным кольцом окружили молодую пару, и смело смотрели на вооруженных людей.
  - А ну расступитесь, что у вас тут?: - скомандовал глава войска.
  Но никто и с места не сдвинулся. Тогда взяли бойцы свои штыки, да двинулись с ними на народ. Закричал тут Удр: - "Люди мои, дайте дорогу чужакам!" - и тут же расступились все, и вышел старец безоружным к войску. Тут и с их стороны человек вышел - в длинном черном балахоне, да с огромным крестом на шее.
  Дает старику чужак крест - целуй, говорит, а то никого не пощадим, деревню сожжем!
  А Удр только на молодых оглянулся, острый нож свой достал, да всадил его себе с грудь - унеслась во мгновение душа его в Ирий.
  Обронила две слезы Светозара, но только сильней прижалась к вековому дубу.
  - Не предадим мы наших богов, убирайтесь!: - сказал им молодой Бореслав.
  Подошел и к нему христианин, протянул ему крест, да молодец только отвернулся от него. "Тогда": - сказал человек в черном, "и ты будь проклят. Будешь ты землю носом рыть, и неба никогда не увидишь! Вечно тебе быть свиньей бесовской!". После этих слов прочитал священник какое-то заклятье. Тут смотрят люди, а Бореслав на их глазах в борова превращается. Уже шерстью оброс, пятак вместо носа вытянулся... все так и ахнули. Боров же как обратился, так и был таков - убежал в чащу лесную, в болото. Подбежала тогда быстрая как лань Светозара к самому обрыву реки - не успели дружинники ее поймать - и бросилась в воду...
  После того всех, кто отказывался крест целовать, убили да в реку сбросили. Немало нашлось таких упрямцев - не предали свою веру и своих любимых люди - ценили все Удра и Светозару, уважали и семью Бореслава и его родственников.
  Сожгли дотла Удраю, перекопали все капище, да только дуб вековой спилить так и не смогли. Все, кто не пытался из войска, поработают минут десять, да и в реку с обрыва, и поминай, как звали... Так и решили его бросить, опалили только огнем со всех сторон - но дуб только могучей казаться стал.
  Прошло немало времени с тех пор. Ни одно поколение сменилось. Остались лишь легенды про прошлые времена. Только тут жители неладное замечать стали - ходят говорят, к дубу все огромный такой боров, да желуди роет, и девушка - красивая, статная, да только волосы все как из тины, до пят спадают зелеными прядями. Стали тогда следить местные - что за чудо такое. И узнали - говорит с боровом девушка, суженым его называет, человеческим языком и он ей отвечает. А рассказывала она ему вот что - "узнала я, любимый, как мы уйти можем отсюда, и снова вместе быть в прекрасном Ирии в нашем привычном обличии. Отец мне во сне рассказал избавление. Должен ты отрыть тот клинок, которым отец себя зарезал, и я убить себя им должна - тогда только умру по настоящему. Ты в крови моей весь искупайся - и тогда сбросишь ты проклятые чары, станешь человеком. Но и ты тогда убить себя должен - этим же клинком. А не убьешь - никогда больше меня не увидишь, но проживешь жизнь счастливую, здесь, на земле. Выбирай, мой избранный! Подумай о себе, совсем мало мы пожили - молодые погибли.
  - Никогда Светозарушка, не будет мне без тебя счастливой жизни! Пойду искать клинок, чтобы снова могла ты видеть меня человеком!
  С этими словами и убежал в лес боров.
  С тех пор не было жителям никакого житья - все их земли перерывал кто-то в ночь. Выследили охотники однажды кабана, и решили на него засаду в устроить. Да никак он никому не попадался - хоть каждую ночь и был замечен на чьем-то огороде. Так и ловили его - безуспешно, но вдруг видят - бежит он, прямо днем, посреди деревни, к кургану, на котором, как старики рассказывают, многовековой дуб стоит. Понабрали мужики оружия, да и в погоню пустились. Только как стали окружать - смотрят, а не один он там, рядом с ним девушка, да такая, каких никто из охотников отроду не видовал - божественной красоты создание. Смотрят, а она борова обнимает за шею нежными руками, говорит с ним, целует прямо в пятак. Замерли охотники от такого зрелища - смотрят во все глаза. А тут с деревни дети, женщины сбегаться стали - видят, что что-то странное происходит. В это время взяла красавица кинжал, к ее ногам кабаном положенный, оглядела зверя последний раз ласково, и вонзила острый клинок прямо себе в сердце.
  Хлынула кровь струей на кабана, и спала с него животная шкура. Видят жители деревни - стоит перед ними юноша, красивый, молодой, сильный. Девушки деревенские раскраснелись сразу, женщины все так и ахнули. А мужики давай затылки чесать. Захотели поближе подойти, но словно какая сила всех на месте удерживала - никто ступить вперед не решался. А парень также взял клинок, обнял девушку крепко, и себе в сердце нож вонзил.
  Увидели тут все необъяснимое - словно ствол дуба разверзся, и исчезли в нем и парень и девушка. Тут же все с мест своих к дубу бросились - все вокруг ходили, да только нет ничего - нашли только тину речную, да кабанью шкуру...
  Шкуру эту на много мелких кусочком разрезали - каждый хотел себе такую диковинку взять, думали, счастье принесет. Кто для чего свой кусочек приспособил, кто рукоятку ножа им обмотал, кто вставки на одежду сделал, а кто и обувь сшить сумел. Те же, у кого в семье остался без дела кусок кабаньей шкуры - все несчастливы вдруг стали: то семейная жизнь не так пошла, то дочь в девках засиделась, то скотина пала, то сарай сгорел.
  Не понимали жители, откуда такие несчастья на некоторые семьи навалились, прямо одно за одним что-то неладное, а в других - напротив, в жизни все ладится. Собрался тогда в деревне совет, долго то одно, то другое обсуждали, вспомнили между делом и странную историю, которая так поразила народ - про юношу и девушку, которые себя убили, а потом и вовсе не пойми куда пропали. И про шкуру, что осталась, тоже вспомнили - стали обсуждать, кто куда такое богатство применил. Тут и оказалось, что в домах, где куски шкуры хоть как-то использовались, все благополучно, а там, где кабанья кожа по сундукам да чердакам завалялась - все беда за бедой... Подумали, да решили попробовать - чтобы всем кожу в хозяйстве применить, вдруг лучше станет? Суеверный народ все таки тогда был.
  Попробовали - и жизнь у всех заладилась, и здоровье, и достаток в семьях появился, все своим чередом пошло.
  С тех пор минуло несколько тысячелетий, много событий произошло. Сменились поколения, и забыли все уже и о вековом дубе, и о том, что в прошлом было.
  Наша семья приехала в эти края - в деревню Удраю из Сибири, и купили здесь участок земли - там построили дом, посадили огород, обосновались, вообщем. Ничего о истории деревни мы не знали, и из старожил никто ничего рассказать толком не смог. По некоторым книгам выяснили, что благодаря раскопкам стало известно, что были здесь много веков назад большие поселения, а река, ныне маленькая и неглубокая, имела раньше большое русло.
  Так мы и жили, а однажды, бабушка, копая свои любимые грядки, вдруг обнаружила большущий камень. Его огородили со всех сторон колышками, чтобы трактор, когда землю пашет, случайно не заехал на это место, и решили попробовать выкопать булыжник. Со следующего дня начали раскопки, смогли углубиться только на метр - такой огромный оказался камень. Весь следующий день тоже копали - вот уже границы камня в ширину обозначились, но в глубину - никак конца не видно. Копали еще несколько дней, все уже устали, и хотели уже зарыть поскорее этот странный камень, которому все не было конца. Но тут нашли углубление в самом камне, а в нем, смотрим, свиток, завернутый в кору какую-то. Достали такое сокровище, очистили от земли. В свитке оказалась береста, сильно попорченная земляными червями и сыростью, а вместе со свертком - куски какой-то кожи, разового оттенка. Кожа эта, напротив, отлично сохранилась. Правда, зачем она нужна, мы так и не придумали, да и выбросили ее на помойку, а вот сверток, отдали в музей, чтобы специалисты посмотрели, что это такое.
  С тех пор начались чудеса: то смотрим, сарай сам собой загорится, то курятник, то печь никак не затопить - никакие дрова в ней не горят..
  Интересно, что куски этой странной кожи, что мы нашли, хоть и были отправлены в первый же день на помойную яму, все время почему-то оказывались в самых неподходящих местах, у всех на виду! Хотя никто их из ямы то и не доставал.. Продолжались беспорядки несколько недель - и мы очень намучились за это время - все что-то неладно в доме было. А после пришло письмо из общества содействия изучения древностей. В нем писали, что кору изучили, и оказалась, что это кора дуба, а берестяной свиток расшифровали - на нем была написана очень красивая легенда о любви Светозары и Бореслава, которые покончили жизнь самоубийством, чтобы воссоединиться на небе. И про шкуру там говорилось - что если без дела она лежит, то не миновать всей семье несчастий. Откуда такая запись на бересте возникла, кто был ее автором, в какое время она была записана - ничего не удалось узнать, как сообщалось в письме. Мы бы вообще решили, что это пошутил так кто-то, несколько лет назад написал да закопал свиток, но только нам-то уже было не до шуток - действие этой заколдованной кожи мы испытали на себе.
  Отправились ее искать, и нашли тут же, попала каким-то образом в курятник, прямо посредине валялась. Ничуть эта кожа не испортилась. Стали мы придумывать, что с ней делать, ведь ее было немного, и решили сшить из нее тапочки. Отдали кожу в ателье, и сделали спортивные тапочки для нашей внучки, Катерины, 37-го размера. По современным временам они, конечно, ни с какими кроссовками сравниться не могли, но зато - сносу этим тапочкам не было. А главное - все в доме нашем с тех пор наладилось, как кожа стала "при деле". Вот так примета - удивлялись мы. А в другую часть истории про любовь, конечно, не верили, больно красивой она казалась, как в книжках пишут... Да и доказательств этой истории нигде не найти теперь было, ведь десять веков прошло. Правда нашлось таки одно странное совпадение - влюбился в нашу Катерину, несмотря на такие немодные тапочки, парень из соседней деревни по кличке Кабан.
  
  
  21.05.2011
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"