Russischer Angriff : другие произведения.

Крымская война-4. Азовские "договорняки"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  

Глупость или измена?

  
  Для начала вот это:
  
  Главными перевалочными базами стали Очаков и Николаев в Днепро-Бугском лимане. Но основной поток провианта, припасов и подкреплений в Крым и Севастополь всё-таки шёл через Ростов, Таганрог и Азовское море (по данным на начало 1855 года - 130 тысяч тонн за прошлый год). Был и третий путь, сухопутный, через Каховку и Перекоп на Симферополь. По нему чаще всего в Крым попадали воинские формирования и маршевые роты, а для поставок припасов и провианта использовался, что вполне естественно, водный путь.
  Чем дольше шла война, тем сильнее возрастала логистическая роль именно Азовского моря и, соответственно, роль Керчи - крепости, запирающей вход в море.
  
  
  Итак, война в Крыму, все в дыму и как то нужно снабжать и гарнизон Севастополя, и Действующую армию, и прочие гарнизоны в Крыму. Как сказано выше, важную роль в этом деле играли обладание Азовским морем и Керчью. Попасть в Азовское море можно пройдя Керченским проливом. Следовательно, чтобы этому воспрепятствовать, следует блокировать фарватер. Вариантов много. Боновыми заграждениями, затоплением кораблей, установкой минных полей.
  Отвечал за все это упомянутый выше адмирал Берг. С момента объявления нам войны Англией и Францией, у него и его подчиненных был целый год на укрепление Керченской позиции. Что за это время было сделано?
  Глядя на карту становится понятным, что попасть в Азовское море можно лишь через Керченский пролив, пройдя Керчь-Еникальским каналом, максимальная глубина которого не превышала 7-7.5 метров Напоминаю, что максимальная глубина самого Азовского моря не превышает 13 метров. И потому, если не мариновать корабли ЧФ в Севастополе, а заранее перебросить часть линейных сил в Азовское море, то ничего хорошего противнику там не светило. В узостях Керчь-Еникальского канала особо не поманеврируешь, поэтому пароходы противника не смогут реализовать свое преимущество в маневре. Линейные силы противника туда не зайдут просто потому, что им глубины не позволят. Особенно если позаботиться о заграждении фарватера.
  Как мы знаем, светлейший главком запретил кораблям ЧФ покидать базу и потому подобный вариант реализован не был. Но за оборону побережья отвечал адмирал Берг. Чьим бы ставленником он не был, но ответственность все-равно с него не снималась. И у него был целый год для организации обороны Причерноморья и Приазовья. Тем более, что Одесса, Николаев и Очаков имели серьезные укрепления и с наскока их не взять. Оставалось позаботиться о Приазовье. И пусть в мирное время до этого руки не доходили, но война есть война. Тем более, что в распоряжении адмирала был целый год драгоценного времени.
  
  "К лету 1854 года для затопления в Керченском проливе было закуплено 35 старых купеческих судов: "Преображение", "Телемак", "Дмитрий", "Калитари", "Сатир" и другие. Общая высота закупленных судов составляла от 23 до 7 футов. При том, однако, что максимальная глубина фарватера в районе Павловской батареи доходила до 24 футов, а только 12 судов из 35 имели высоту от 15 до 23 футов, такая преграда была явно недостаточною. Для увеличения высоты некоторых судов к их бортам добавлялись "наделки".
  
  Молодцы ребята! Правильное решение. Мудрое и своевременное Помогли купцам избавиться от старого хлама, с которым в иных обстоятельствах что то нужно было делать. Этот хлам затопили при свидетелях и при этом не создали помех для флота интервентов. А почему так? Неужели всем этим занимались люди некомпетентные? Допустим, что все военные, как им и положено, являются идиотами. Но купцы по определению таковыми быть не могут. Тем не менее: в Таганроге и Ростове сидели настоящие тузы хлебного рынка, которые должны были быть кровно заинтересованы в защите своих коммуникаций. Незадолго до вторжения неприятеля в Азовское море исполняющий обязанности наказного атамана писал военному министру:
  
  "Беззащитность азовских городов создаёт положение их очень опасным, даже не безопасен и самый Ростов с огромными запасами прибывшего недавно на барках провианта...".
  
  С чего бы это те самые хлебные тузы действовали себе во вред? Успокойтесь. Приступа идиотизма в их рядах не наблюдалось. Во время войны они занимались тем же самым, чем и в мирное время - торговлей. И свои обязательства по заключенным сделкам продолжали выполнять. Им совсем не нужен был закупоренный фарватер. Поэтому они смогли договориться с флотским командованием о том, что военные лишь имитируют устройство заграждения в Керчь-Еникальском канале. Ну а купцы продолжают как ни в чем не бывало вывозить товары на продажу. Вывоз осуществлялся на американских торговых кораблях, которые всю войну занимались этим беспрепятственно.
  Да, еще одно: на апрель 1855 года для защиты доступа в Керченский пролив была выделена эскадра в составе 11 судов с 62 орудиями. Молодцы! Отчитались перед вышестоящим начальством! Вот только что может сделать эта "эскадра" против тех 9 линейных и 48 прочих кораблей? Один линкор несет больше орудий чем вся эта смешная эскадра. Я уже не говорю о несопоставимости калибров. Естественно, что никаких морских сражений в Азовском море не состоялось.
  Помимо морской торговли, были еще казенные поставки по морю для Действующей армии. Они осуществлялись через Керчь, которая была совсем не интересна торгашам. И как раз с Керчью было все иначе. Вход в гавань преградили боновыми заграждениями. Судоходные фарватеры в Керченской бухте получили заграждение из 53 затопленных кораблей. И вдобавок к этому выставили минное заграждение:
  
  "В "глубоких" мостах были поставлены ударные якорные мины с углублением 2 метра, а в мешок - донные гальванические мины (фугасы), подрываемые по проводам с берега. По 40 мин в шахматном порядке заграждения были установлены у Павловского мыса (гальванические мины) и у Еникале, а также 20 мин для защиты Керченского рейда между Ак-Буруном и Новым Карантином.
  
  Обратите внимание на тип мин. В ссылке они названы гальваническими. То есть, подрыв осуществлялся по проводной сети. Вполне разумное решение. Если выставить ударные мины, то есть риск подрыва на них наших кораблей. А с управляемым минным полем подрываться будут корабли противника.
  В реальности, расположенная на Павловской батарее станция управления минными полями была взорвана вместе с батареей при поспешной эвакуации. Уверяют, что генерал Врангель, отдавший приказ об эвакуации, просто забыл про эту станцию. В итоге, минное заграждение перестало представлять собой опасность для противника. В свете творившихся чудес, мне не очень верится во внезапно поразивший генеральскую голову склероз. И кстати, высаживаться в Керченской бухте интервенты не стали. Высадка десанта произошла в Камыш-Бурунской бухте, которая не имела заграждений.
  Прекрасная осведомленность командования интервентов об уязвимых местах в системе нашей обороны имела вполне прозаическую причину. Капитаны американских "торгашей" делились с ними сведениями об опасных для судоходства местах. И пока не было нейтрализовано минное заграждение, интервенты и носа не казали в Керченскую бухту. Впрочем, туда не могли зайти и наши корабли с грузами для Действующей армии. Вот так, под видом оборонительных мероприятий, адмирал Берг лишил наши войска удобного пункта материального снабжения задолго до появления флота противника в окрестностях Керчи.
  А что у нас с минированием самого Керченского пролива? А его не минировали, чтобы не мешать осуществлению "Зерновой сделке" тех времен. Если читать официальные бумаги, то минирование производилось. Но если посмотреть на географическую привязку:
  
   "К апрелю 1855 года в фарватер в районе Павловской батареи были погружены 25 мин, ещё 50 - готовы к тому. Для остальных мин не хватало смолы".
  
  Получается, что под благовидным предлогом закупорен оказался не проход из Черного моря в Азовское, а сам Керченский порт.
  Ладно, боновые заграждения, затопление кораблей, минные постановки... это все средства пассивной обороны. А что у нас с оборудованием батарей? В ту пору опытным путем установили, что одно орудие на берегу сопоставимо с одним кораблем в море. Тем более, в Керчи имелось аж целых две крепости. Читаем отписки того времени:
  
  "для приведения крепости в оборонительное положение, - как сказано в одном из рапортов генерал-адъютанта Хомутова, - потребно на одни земляные работы до 60 тыс. рабочих из войск, на наёмные и плотничные работы, а также на приобретение материалов, инструментов и проч. до 15 тыс. руб. серебром".
  Не вышло обеспечить не только рабочими, но и деньгами. В результате фактически никакие планы не были выполнены.
  
  Когда союзники 12 мая 1855 года атаковали Керчь, оказалось, что и Керчь, и Еникале имеют слабую артиллерию - в основном 24- и 36-фунтовки, дальность выстрела которых была почти в два раза ниже, чем у пушек англичан и французов - и просто не могут эффективно бороться с неприятельским флотом. Могли бы спасти гранитные стены, но обе крепости не перестраивались с XVIII века, имели кирпичные стены и деревянные перекрытия. В результате получилось то, что получилось.
  
  Ну вот, тут тоже все не слава богу. В стране с многочисленным населением не нашлось плотников и землекопов. За зиму 1854/55 гг, не смогли доставить из Севастополя дальнобойные орудия. Ранее я писал о том, что интервентам при взятии Севастополя в качестве трофеев досталось 3839 наших орудий. Большая часть этих орудий не была задействована в обороне города. И это в основном орудия корабельной артиллерии, бьющие на те же дистанции, что и орудия интервентов. Сотой доли этого богатства хватило бы для долгой и упорной обороны Керчи. А со строительством укреплений тоже ерунда получается. В Севастополе за короткий срок, используя все, что оказалось под рукой, воздвигли укрепления об которые враги целых 11 месяцев разбивали свои лбы. А в Керчи ничего подобного было невозможно? Не везло России матушке с баронами Врангелями. У одного враги Керчь забрали, у другого, спустя 65 лет красные Крым заберут.
  
  

Немного конспирологии

  
  
  "Теория заговора" всегда считалась уделом маргиналов. Нам советуют не искать злого умысла там, где все можно объяснить глупостью. Но почему-то ни в одной стране слово "глупость" не является аргументом для судьи. Судьям задолго до Кагановича было известно, что у каждой аварии имеется фамилия, имя, отчество и занимаемая должность. Они лишь стараются разобраться: произошедшее, это результат злого умысла или преступной халатности? И никому еще не удалось доказать на суде, что виновный был дураком. Ни один закон, ни в одном государстве, не считает людей дураками. В общем, ты либо злоумышленник, либо проявил преступную халатность.
  В отличии от юристов, историки любят все провалы объяснять либо неблагоприятным стечением обстоятельств, либо обычной человеческой глупостью. Такой подход тоже имеет право на существование. Но в нашем случае слишком много странностей.
  Говорил и продолжаю говорить о том, что в Крымскую войну произошло слишком много странного. И эти странности происходили почему то именно в Крыму и окрестностях Крыма. Один только "Азовский погром" заставляет задуматься.
  Судите сами. Взятие Керчи и операции в Азовском море имели своей целью нарушение устойчивого снабжения русских войск в Крыму и осажденном Севастополе. В Азовском море англичане устроили настоящую охоту практически за всем, что могло держаться на воде. Из всех парусников, взятых англичанами на абордаж за период Азовской кампании, лишь шесть были захвачены в качестве призов, уведены в Керчь, а затем проданы с публичного торга вместе со всеми грузами, находившимися у них на борту: барк "Клио", бриги "Алку", "Эрос", "Святой Спиридон" и "Елена", а также шхуна "Славяно". За эти трофеи экипажам "Своллоу", "Рэнглера" и "Керлью" выплатили призовые деньги. Все остальные каботажные парусники были сожжены или затоплены.
  Масштабы разрушительной деятельно?сти союзников впечатляют. В общей сложности только за первые четыре дня Азовской кампании англичане отчитались об уничтожении более 6 000 000 порций зерновых и муки и около 240 торговых судов.
  Вроде бы идут обычные операции на морских коммуникациях противника. Но есть интересные исключения.
  
  6 июня настал черёд Ейска. Здесь произошла уж очень некрасивая история. В связи с тем, что военные силы русских в городе были слишком малочисленны, а также под давлением жителей и местных властей начальник Ейского военного округа полковник Черноморского казачьего войска Павел Борзиков решил вступить в переговоры и принять все требования англо-французских парламентёров. В Ейске на тот момент находилось всего лишь 128 четвертей муки и 300 четвертей овса, принадлежавших казне, а союзники вели речь об истреблении только казённого провианта. Борзиков дал согласие на сожжение этих запасов за чертой города, поскольку местечко было почти целиком построено из лесных материалов. А после операции по уничтожению хлеба и фуража по приказу ейского городского головы прибыли дрожки с 12 бутылками шампанского, которое русские, англичане и французы распили в ходе обмена любезностями.
  8 июня, перед уходом в Керчь, союзная эскадра подошла к селению Китень на Арабатской стрелке, где сожгла 16 150 четвертей казённого провианта. На этом активные действия "летучей эскадры" Лайонса закончились.
  
  Обратите внимание на то, что идет уничтожение складов с казенным провиантом. При этом склады, принадлежащие частным лицам британцы не трогают. Как не трогают корабли, которые вывозят все это в Европу по заключенным ранее контрактам. Правда, достается и частным лицам. Поскольку местные рыбаки не продают свой улов за границу, то их никто не щадит. А упомянутый выше обмен любезностями?
  Все эти "странности" стали возможны потому, что в регионе, называемом Новороссией, реальная власть находится в руках местного ОПГ. Этот спрут, состоящий из еврейских дельцов, помещиков-латифундистов, прикормленных ими чиновников, давно и прочно связан с европейскими банкирами, а через них и с европейскими политиками. Их личное благополучие зависит от благосклонного к ним отношения зарубежных контрагентов. Они конечно не настолько смелы, чтобы стать открытыми врагами ненавистному для них самодержавию. Приходится юлить и сидеть на двух стульях. Перед царем изображая ярых патриотов, а перед заграничными покровителями надежных партнеров. Но их смелости иногда хватает на то, чтобы открыто шантажировать самого царя.
  Вот Николай Первый попытался в 1833 году надавить на творца новороссийских безобразий" адмирала Грейга:
  
  "Что бы там не говорили о Грейге, но в робость его приводили только женщины. На войне он никогда не робел. Не страшился он и царского гнева. К тому же, были в его рукаве некие козыри. И потому без колебаний предстал перед царем. Он напомнил императору о поддержке, оказанной им при нейтрализации декабристского заговора; адмирал деятельно поучаствовал в разгроме "Южного общества декабристов". После чего перешёл к едва скрытым угрозам, намекая в случае давления на него и его приближённых пойти на создание автономии со столицей в городе Николаеве, с перспективой вообще отделения от России.
   Заметим, эта угроза не являлась пустым звуком, как может показаться на первый взгляд. За адмиралом и его компанией зримо маячили европейские банкиры, готовые поддержать эту авантюру".
  
  Спустя много лет, уже после Крымской войны, Александр Второй решил покончить с теми безобразиями, что творились в министерстве финансов.
  
  "Например, он резко реагировал на цифры о выявленных убытках, нанесённых семьёй Штиглицев казне: они превысили все мыслимые пределы. Однако назначенный министром финансов - вместо Рейтерна - Самуил Грейг "мягко" озвучил Александру II ультиматум: в случае отдачи Штиглица под суд все европейские банки откажут России в займах".
  
  Чтобы было понятней. Когда Черноморским флотом командовал адмирал Грейг, начался расцвет Новороссийской ОПГ. И она была настолько сильна, что царю было опасно ее трогать. Со временем, эта ОПГ стала настолько сильна, что через своих ставленников - Штиглица и Самуила Грейга определяла финансовую политику Российской Империи. Но и раньше ее влияние не меньшим.
  Война с Англией и Францией, благодаря которой была блокирована морская торговля, наносила ущерб карманам этих господ. Чтобы этого избежать, они шли на разного рода мутные договорняки с врагами России. В тех условиях им выгоден был проигрыш войны. И они старались его обеспечить. В этих условиях лишь Севастополь, отрезанный от России не только войсками врага, но и лукавой "Новороссией" от всей страны, своим мужеством и упорством, своей верностью Родине, нарушал все планы быстрого слива войны. И потому "новоросы" сделали все возможное, чтобы он как можно быстрее пал.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"