Согласно библейской версии, еврейский народ существует со времен аж первых патриархов. На самом деле, его не было и во времена Моисея. Вот смотрите, согласно тексту Библии, вслед за победоносной армией гиксосов, в Египет явилось аж целых 66 членов семьи Иакова. И типа за 400 лет, этот народ сильно размножился. А как сильно выросла его численность? В принципе, при благоприятных условиях, возможно удвоение численности популяции каждые 35 лет. В течении одиннадцати поколений численность потомков рода Иакова могла составить примерно 135 тысяч человек. Это максимально возможная численность нового для Египта народа. Для страны, имеющую население порядка семи миллионов человек - это достаточно заметное количество иноземцев. Это повод и причина для упоминания его в официальных документах. Вот только про евреев египетские власти ничего не знают. Зато знают о населявших эти земли народахаму и шасу. Может быть это просто иное название евреев? Да не похоже. Страна Гесем, и Дельта Нила была населена исключительно чужестранцами. Гиксосы, захватившие ко времени Иакова Египет, прекрасно понимали, что гарнизоны, расположенные в ключевых местах страны являются недостаточной опорой их господства. Нужна более солидная база, расположенная там, где сами египтяне селятся неохотно. Страна Гесем и Дельта Нила подходили для этого идеально. Египтяне там были представлены только в виде административных работников и гарнизонами крепостей. Правда, самим заселить и освоить эти земли гиксосам было не под силу. Поэтому было принято решение дать эти земли под заселение родственным по языку и крови племенам. Понятно, что род Иакова в этом деле не мог играть важной роли в виду своей малочисленности. Родов, племен и просто свободных общин было несколько. Сперва это были семиты, родственные завоевателям - гиксосам. Затем во время многочисленных войн с "народами моря", там оседали и представители других народов. В частности - уроженцы Балкан и Малой Азии. Много позже, когда Александр Македонский основал свою Александрию - Египетскую, она заселялась в основном не переселенцами из Эллады, а местными жителями. Теми, которые жили тут со времен Троянской войны. Весьма быстро установилась такая межнациональная пропорция среди жителей этого города: 50% населения составили греки, 40% якобы евреи и только 10% населения города составили египтяне. То есть, и много лет спустя эти земли населяли в основном потомки прищлых. Но вернемся к нашим аму и шасу. Вряд ли их можно было считать народами. Это были скорее всего осколки разных семитских народов, образовавших на новом месте новую общность. И род Иакова был малой частью этой общности.
Теперь о якобы имевшем место деятельности Иосифа Прекрасного по ограблению египтян. Уверяю вас, это не более чем влажные мечты авторов Ветхого Завета. Такого не могло быть. Восток был Востоком всегда и клановый подход никогда там не исчезал. Доверить такое важное дело, как эксплуатация населения завоеванной страны чужаку из мелкого и незначительного клана? Который к тому же поселен в стране по милости завоевателя? Да Аллах с вами! Какой семит на такое пойдет? Максимум, на что мог рассчитывать сей Иосиф - должность сборщика податей в самой нищей сельской округе. А уж рулить экономикой обширной страны... Задайте себе вопрос: этот дикарь в подобном деле что-нибудь понимал? Идиотами гиксосы не были. Доверять простому пастуху страну они не стали. Как и прежде, хозяйственной жизнью страны занимались специально обученные и опытные люди - египетские жрецы и выученные при храмах писцы. Да и описание дальнейших событий говорит о том, что будущих "сынов божьих" никто к серьезным делам не допустил.
В Библии израильская история обрывается неожиданно на смерти Иосифа. Потом нам рассказывают о событиях, связанных с личностью Моисея. Почему же редакторы библейского текста допустили такой скачок в изложении истории израильтян? Возможно, это сделано сознательно, чтобы не касаться бесславного для израильтян периода. После изгнания гиксосов, фараоны восемнадцатой династии перенесли столицу из Авариса в родные Фивы. Будущие израильтяне остались в земле Гесем, где вели обособленную пастушескую жизнь. Никто не обращал внимания на простых скотоводов, живших вдали от главного политического центра, на далеких окраинах государства. Для египтян это было очень бурное время, и никому не приходило в голову угнетать семитов, в особенности потому, что они все больше поддавались влиянию египетской культуры и, как указывают достоверные данные, даже признавали культ египетских богов. Иисус Навин в таких выражениях корит израильтян:
"Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте..."
(Иисус Навин, глава 24, стих 14).
Во всяком случае, можно считать установленным, что для еврейских предков длительное пребывание в Гесеме - это эпоха духовного вырождения и бессмысленного прозябания. Доказательством этому служит то, что в памяти евреев даже не сохранились имена тех, кто ими правил. Жили в своем "медвежьем углу", пасли баранов и ничем кроме деревенских сплетен не интересовались. Влияние египетской культуры тоже было минимальным. Если кто из них и был грамотен, то разве что на самом примитивном уровне. Знать обиходное демотическое письмо деревенские старосты еще могли, вот только сокровенные знания были записаны иератическим письмом, которое можно было изучить лишь в храмовых школах. Конечно, Моисей эту школу прошел, но что стоит один образованный человек для целого народа? Впрочем, народа еще не было. Его предстояло создать. И Моисей за это дело взялся. Начал он с агитации, обещая будущим израильтянам молочные реки в кисельных берегах на новом месте. Правда тут он сразу наткнулся на одно препятствие: справный хозяин не склонен покидать свое хозяйство ради призрачной мечты. Как мы потом узнаем из текста Библии, даже бездельники жили "в египетском рабстве" весьма сытно. И зачем от добра добро искать? Да и с властями у косноязычного пророка возникли проблемы. Миф о том, что бог наслал на Египет "десять казней" в отместку за упрямство фараона, давно опровергнут географами. Все это выдумки закомплексованых неудачников. На деле все было не так. На призыв Моисея откликнулись немногие. А сколько именно?
Перейдем теперь к другому темному месту в Пятикнижии. Там говорится, будто Моисей вывел из Египта шестьсот тысяч мужчин, не считая женщин и детей, то есть всего около двух с половиной миллионов человек. Откуда же взялась эта фантастическая цифра? Некоторые ученые считают, что редакторы Библии попросту допустили ошибку и речь тут идет о шести тысячах вооруженных мужей, а если к ним добавить женщин и детей, то в итоге это даст двадцать пять тысяч человек. Было обращено внимание и на древнееврейское существительное "элеф"; оно означает не только цифру "тысяча", но и понятие "отряд, семейная группа, поколение". При таком толковании слова "элеф" получается ещё более низкая цифра, ибо имеется в виду не шестьсот тысяч воинов, а только шестьсот семейств. И кажется, эта последняя цифра ближе всего к истине. В её пользу говорит ещё и тот факт, что в Египте две акушерки были в состоянии обслужить всех израильских рожениц. Но ведь потомков Иакова должно быть в пять раз больше! Куда они делись? А они никуда не девались. Они в большинстве своем никуда не пошли. На призыв Моисея отозвались отдельные пассинарии и люмпены-субпассинарии. В пользу этого предположения говорит то, что будущие евреи не обладали средствами для предстоящего путешествия. Библия нас уверяет, что эти средства они обманом выманили у соседей-египтян. Врут авторы! У каких египтян? У чиновников и гарнизонных солдат? А как вы себе это представляете? К тому же, чтобы подобное утверждать, нужно знать, что держали в своем хозяйстве египтяне кроме золота и серебра. Домашней живностью египтян были отнюдь не овцы, ведь для них овца была столь же нечистой, как для араба свинья. Египетский земледелец держал на своем подворье в качестве живности антилоп и страусов. А охранять двор могла гиена! Овец пасли только семиты. А ведь будущие евреи именно овец и прихватили с собой. И получается, что надули они наглым образом не египтян, а соплеменников! А что вы с люмпенов можете еще ждать? Так что в поход на Обетованную Землю отправились сущие отбросы общества, слегка разбавленные некоторым числом романтиков и идеалистов.
Моисеева орда
Вообще-то ордой я эту толпу назвал совершенно зря. Орда - это прежде всего установившийся порядок. Как правило воинский. А толпе мародеров и мелких жуликов до этого было еще далеко. Называть их народом или союзом племен тоже не стоит. Племен этих не было изначально. Они появились сильно позже и образованы были скорее всего искусственно. Почему я так считаю? А вот почему! Родо-племенное образование основано на естественных кровно-родственных связях и является наиболее устойчивым из образований. Разрушить и разложить можно и его, но на это потребуется очень много времени. В самом начале похода Моисей произвел административную по сути своей реформу: поделил людей на сотни и десятки. Для давно сложившегося племени такая реорганизация лишняя и даже вредная. Ахейцы осаждавшие Трою, даже для боя строились по родам и племенам. И так было во всем мире. Род и племя имеет в готовом виде нужные структуры управления и для мирной жизни, и для похода, и для войны. Есть кому руководить и есть кому поддерживать порядок. И сложилась эта система управления естественным путем. Но если мы имеем бесформенную толпу непонятно кого, то деление на сотни и десятки оправдано, как и назначение ответственных за порядок начальников.
Второй момент: во время исхода Моисей занят законотворчеством. Если мы имеем племена и роды в готовом виде, то законотворчество - дурная блажь. При родо-племенной организации придуманные кем-то законы излишни. Все урегулировал многовековой обычай, который знают практически все взрослые члены общества. Но если перед вами стадо индивидуумов, то тогда да, прописать им необходимые правила жизни стоит. И чем быстрее это сделаешь, тем лучше будет для всех. Иначе анархия погубит все начинания. Беда была еще в том, что толпа эта состояла не из лучших людей. Судить об этих людях можно по тем запретам, что накладывает на них новый закон. Закон это вообще то костыли для морали и запрещает он те вещи, которые получили широкое распространение в обществе и при этом наносят обществу вред. И чем глубже среди людей укоренился грех, тем тщательней он описан законом. Судя по "Книге Левит" глава 18, будущим израильтянам были свойственны многие виды половых извращений. Они вступали в половую связь:
- Со своими родителями и женами отца своего
- С родными и сводными сестрами
- С тетями, дядями и их супругами
- С дочерьми, внучками и детьми братьев и сестер своих
- С женами ближних своих
- А еще повсеместно были распространены гомосексуализм и скотоложество
Нужно заметить, что в нормальном обществе тоже есть извращенцы, но они составляют незначительное меньшинство и основной мерой борьбы с ними является общественное порицание. В нашем же случае, будущим евреям приходится грозить полным стиранием их с лица земли, если только они не исправятся. Как видите, болезнь зашла слишком далеко, раз приходится столь радикально с ней бороться. И опять я скажу, что нормальным племенам такая степень греховного падения не свойственна. Объяснение тут простое: этот сброд представлен в основном типичными субпассинариями. Именно их и увел из Египта Моисей, избавив оставшихся там респектабельных обывателей от дурного соседства. Увел он их с помощью заманчивых обещаний. Судя по отсутствию способностей к ведению даже пастушеского хозяйства, эти люди "за речкой" были либо батраками у более удачливых соседей, либо паразитами, живущими за счет других. И в Землю Обетованную они пошли не за тем, чтобы трудиться самим, а чтобы обзавестись влегкую поместьями и жить за счет труда аборигенов. То есть, они мечтали не о трудовой жизни крестьянина, а о нелегкой доле рабовладельца-плантатора. Это мы увидим из дальнейшего изложения.
То, что они никакие трудяги, это еще половина беды. Они и вояками были никакими. Ребята они конечно были наглыми и всемером одного точно не боялись, но первые же стычки с разбойничьими племенами показали их истинную боевую ценность. Сильными враги не были хотя бы потому, что от их нападений отбивались обычные торговые караваны. Но Моисеева орда нужной для этого боеспособностью не обладала. Эти стычки оставили после себя долгую память. В глазах "сионских мудрецов" эта незначительная стычка выглядела как катастрофа вселенского масштаба.
"Однако Амалек вмешался и нанес ущерб имиджу евреев в глазах народов мира. Он разрушил "еврейский миф", подверг сомнению уникальность Израиля. Он относился к нему как к "одному из народов", игнорировал Божественное присутствие, осенявшее Израиль, и боролся с ним, как равный с равным. Он, по словам Мидраша, "остудил кипящую купель" (Мидраш Танхума, гл. Ки теце, 9). Впрочем, купель не остыла, однако многие думали, что она холодна
(см. комментарий Рамбана на Шмот, 14:13)"
.
(Тому, кто хочет насладиться этим "воплем жидовским, я просто даю ссылку на источник: http://midrasha.net/kto-takojj-amalek-i-kakova-ego-rol/)
Оценив на практике свои силы, "конкистадоры" сильно приуныли. Дисциплина и без того невысокая стала еще хуже. Возникло недовольство вождями и даже бунты, которые пришлось жестоко подавлять. И опять про племенную и воинскую дисциплину. В племени, как и в боеспособной армии порядок и дисциплина держится вовсе не на кровавых расправах. Казни конечно обычаями и уставами предусмотрены, но производятся редко. В основном применяют меры дисциплинарного воздействия. Просто потому, что родовичи или воины, несогласные в чем то с командирами или лидерами, не склонны по малейшему поводу устраивать бунт и всегда подчиняются решению народного собрания или воинской сходки. Чтобы погасить конфликт, лидеру достаточно иметь поддержку большинства коллектива. Ну а меньшинство, не мыслящее себя вне общества, как правило не идет на раскол. Зато плохо организованная толпа простым увещеваниям плохо поддается. Она капризна, истерична и беспощадна. Склонна устроить кровавую расправу даже по самому пустяковому поводу. Моисею постоянно приходилось на нее воздействовать с помощью сильных средств. Первое средство - это творение чудес. В чем состояли эти "чудеса" очень подробно описал Зенон Косидовский в своих "Библейских сказаниях". Коротко только скажу, что в глазах последовавших за Моисеем олухов, чудесами выглядело все, что у современных синайских арабов не вызовет ни малейшего удивления. Вторым сильным средством воздействия на сознание толпы являлся грубый террор. Опираясь на верных людей, Моисей не по одному разу устраивал еврейские погромы. Очень сильно впечатляет содержание той инструкции, которой руководствовались его каратели.
"Опояшь чресла мечом. Пройди от ворот до ворот и обратно. Убей сына своего! Убей друга своего! Убей брата своего!"
Так что идти в бой на более сильного врага, нежели банды пустынных разбойников, было чревато провалом проекта и гибелью концессионеров. Орда осознала это после того, как вернулись засланные в Ханаан разведчики во главе с Иисусом Навином. Заострим свое внимание на этом моменте.
Не вся Моисеева Орда состояла из субпассинариев. Приличные люди тоже в ней были. Относительно конечно приличные. Личная диктатура Моисея была возможна лишь потому, что ему удалось найти сознательных сторонников своего проекта и организовать из них карательные органы. Это так называемые левиты. Библия их представляет как одно из племен израильских. Вот только я уже писал о том, что племен не могло быть в принципе. Они появились позже и были образованы искусственным путем. То же самое касалось и левитов. Изначально они могли быть лишь коллективом состоящим из наиболее преданных и надежных сторонников Моисея. Со временем они образовали сословие священнослужителей. Но во время Исхода они являлись не более чем карательным отрядом, который по совместительству помогал первосвященнику организовывать религиозные действа.
Опорой проекта были не только левиты. Среди сторонников Моисея мы видим того человека, которому доверили руководство военными операциями - Иисусу Навину.Чем Иисус Навин занимался до Исхода, Библия нам не говорит. Но в военном деле этот человек разбирался неплохо. И как раз он лучше всех понимал, что имеющийся в его распоряжении человеческий материал совсем непригоден для того, чтобы вести завоевания. Несмотря на бодрые реляции об одержанных ордой великих победах, дела у протоевреев обстояли совсем не блестяще. Упреки в том, что в конце Исхода уцелевшие люди брали в жены женщин из соседних народов весьма показательны. Произошло это скорее всего потому, что "жены и девы Израиля" стали добычей пустынных разбойников. Вот потому расисты и печалятся. А Навин не тратит время на печаль. Первое что он делает - подбирает себе подходящих людей для службы в разведке. Это важно. Обстановку нужно знать. С этими людьми он совершает вылазку в Ханаан и собирает необходимые сведения. Вернувшись, он делает доклад перед собравшимися. Содержание его доклада искажено авторами текста. Думаю, что они это сделали ненамеренно. Будучи невеждами в военном деле, они неизбежно должны были упустить много важных подробностей, сочтя их несущественными. Тем не менее и в таком виде доклад производит хорошее впечатление. Мы видим толковое военно-географическое описание предстоящего театра военных действий. В более полном виде этот доклад составил бы честь и опытному офицеру Генерального штаба. Ох не прост был Иисус Навин, совсем не прост. Чтобы понять, почему этот доклад заставил Моисея отложить выполнение задуманного им дела посмотрим, что из себя представлял тогдашний Ханаан.
Ханаа́н - западная часть Плодородного полумесяца, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. Древний Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, аморреи, и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств. В общем, ситуация как в современном Дагестане: что ни город, то норов, что ни аул, то обычай. Казалось бы, завоевать эту страну не составит труда в силу разобщенности ее обитателей. Но не все так просто. Расположенный между территориями Древней Месопотамии и Древнего Египта, Ханаан находился в центре цивилизации Древнего Востока. Через него проходили важные торговые маршруты и местные жители пользовались всеми выгодами такого положения. Но они жили не только с транзита. Они имели и собственное развитое хозяйство. Богатые урожаи разнообразных сельскохозяйственных культур и развитое ремесленное производство, давало им известную экономическую мощь и самостоятельность. Чего бы таких не грабить? А вот и не получится. Несмотря на раздробленность, защищать себя они умели. Завоевание Ханаана было трудным делом даже для крупных хищников того времени - Египта и Хеттского царства. Еще труднее было удержать завоеванное. Играя на противоречиях между основными державами региона, жители Ханаана весьма быстро добивались избавления от чужеземного гнета. В итоге, тому же Египту, чтобы сохранить свое влияние в этом регионе, приходилось не столько карать строптивцев, сколько договариваться с ними. В результате достигнутых соглашений, местные правители сохраняли известную самостоятельность в своих делах, а египтяне получили возможность совершать дальние походы на север без необходимости штурмовать по пути многочисленные опорные пункты. Примерно такие же отношения связывали ханаанеян и с правителями Хеттской державы. Правда, границы Ханаана еще беспокоили своими набегами местные джигиты из Заиорданья. Но с этой проблемой ханаанские царьки успешно справлялись. Так что в тот момент Моисею на "Земле Обетованной" ничего хорошего не светило.
Трансформация орды
Земля Обетованная, обещанная евреям
Моисей был неплох в роли смутьяна, демагога и лидера тоталитарной секты. Но политик из него был неважный. Цель, к которой он стремился, при его жизни не была достигнута. Все , что ему удалось: вывести из Египта толпу мародеров. Но вместо Земли Обетованной пришлось довольствоваться малым - жалким существованием на периферии цивилизации. На первоначальную цель похода он до конца жизни смотрел издали, с безопасного расстояния пуская слюни от зависти к чужому благополучию. Его замысел не рухнул окончательно лишь потому, что в его окружении хватало людей, для которых поставленная цель служило источником власти над толпой. Отыграть назад или бесконечно откладывать задуманное, было чревато потерей власти и влияния. Соратники Моисея были по сути своей дешевыми политиканами. Но были и серьезные дельные люди. К их числу принадлежал Иисус Навин. Каким образом он сумел стать во главе орды, можно только гадать. Одной из причин его возвышения могла служить его несомненная компетентность в военном деле. А еще та разведка, которую он организовал буквально на ходу. Про первый разведывательный поиск я уже упоминал. Это поиск выполнен агентами-маршрутниками. Дальнейшее упоминание его лазутчиков связано с подготовкой к захвату Иерихона. То, что они пришли в гости к блуднице и нашли там убежище, наталкивает на мысль, что они заранее знали к кому стоит идти. Возможен так же и вариант с мгновенной вербовкой, но он более рискованный. Стоит этот момент пояснить.
Согласно уверению Ф. Энгельса, полиция возникла одновременно с государством. Но одновременно с государством возник и криминал. И существовать этот криминал мог только там, где ему удавалось договориться с полицией. Главный интерес полиции - получение нужной информации. Криминал эту информацию добывал. Одним из источников информации были "жрицы любви". А теперь поставьте себя на место шпиона, прекрасно знающего, что всякая проститутка обязательно "стучит" легавым. То есть, является осведомителем. И вы просто так зайдете к ней? Да уже через полчаса вас повяжут и отправят на "исповедь" к местным костоломам. Но если эта женщина давно завербована вами, то тогда действия шпионов выглядят разумными. Они пришли к содержательнице конспиративной квартиры, получили сведения о текущей обстановке, после чего отправились выполнять задание. Как только им стал угрожать провал, они спрятались не где-нибудь, а именно у пособницы сионизма.
Чем таким агенты сионизма могли ее прельстить, что она пошла на смертельный для нее риск? Ларчик открывается просто. Всякий город-государство античного мира был заселен как полноправными гражданами, так и бесправными "метеками". Получить полноценное гражданство - заманчивая перспектива. Скорее всего, во время вербовки, блуднице за оказанные было обещано признание ее полноценной еврейкой, невзирая на прежний позорный статус. В условиях Античного мира, признание полноценным гражданином полиса или членом племени - это роскошный подарок для вчерашнего люмпена. Сомневаюсь, что за годы подготовки, еврейская разведка имела агентуру только в Иерихоне. Так что к началу завоевания Иисус Навин имел в своем распоряжении целую стационарную агентурную сеть из местных жителей. Если бы этого не было, то организовать завоевание Ханаана не получилось бы. А почему?
Для завоевания нужна боеспособная армия, а для ее создания подходящий боевой элемент. У Моисея с этим дела были откровенно плохи. Из той банды мародеров и халявщиков, солдаты были как из дерьма пуля. Потому пойдя за шерстью, пришлось убегать стриженными. Можно было конечно потратить время и в течении пары поколений получить исправно действующий военный механизм. Вот только время поджимало: началась серия войн между Египтом и "народами моря". Бои шли не только в прибрежной зоне Египетского Царства. Кроме высадки морских десантов было и сухопутное вторжение. Шло оно через Малую Азию (с попутным разгромом Хеттского Государства) и Ханаан. Нашествие "народов моря" повлекло за собой разрушение множества городов в Восточном Средиземноморье и ослабление Египетского Нового царства, которое, впрочем, при Рамсесе III сумело рассеять вторгнувшиеся народы. Ханаан был ослаблен и следовало ковать железо, пока оно горячо. Но где взять боеспособные войска? Ответ был очевиден: искать подходящих союзников! Причем союзники должны удовлетворять следующим условиям:
- их должно быть несколько и каждый из них по отдельности не должен быть слишком сильным.
- они должны иметь достаточно боеспособные военные отряды, а не войско в готовом виде.
- они должны иметь мотивы для осуществления завоевания.
- они должны иметь родственное происхождение и обладать взаимной комплиментарностью.
И такие союзники нашлись. Причем весьма быстро. Назывались они хабиру (хапиру, апиру) или хебраи. Это смотря кто и как произносит их название. Кто же это такие? Это группы племён, кочевавших по территории Плодородного Полумесяца от северо-востока Месопотамии и Ирана до границ Египетского царства в Ханаане. В зависимости от источника и эпохи, хабиру описывают как кочевников или полукочевников, повстанцев, разбойников, совершающих набеги, торговцев, лучников, слуг, рабов, мигрирующую рабочую силу и т. п. Согласно взглядам одних исследователей, хабиру, подобно казакам позднего Средневековья и Нового времени, рассматривались как состоявшие из изгоев из близлежащих аграрных сообществ. К ним прибавились крестьяне, бежавшие из Ассирии и Вавилона, где они подвергались суровой эксплуатации. Другие полагают, что хабиру - обобщающий термин для бандитов, не связанных с конкретным народом. Имея разное происхождение, они использовали в качестве средства общения различные варианты языков семитской группы. Сообщества хабиру существовали достаточно давно и имели время для того, чтобы выработать сходные между собой обычаи. Кроме того, не чуждаясь наемнической деятельности, они успели приобрести достаточный боевой опыт. Их нужно было только объединить и дать цель. Что собственно говоря Иисус Навин и сделал. Но что он мог предложить хабиру такого, чтобы они его восприняли всерьез и согласились на его руководство? Протоеврейское народное ополчение с сомнительными боевыми свойствами, ценным козырем не являлось по определению. На такое если и клюнут, то все-равно за равных считать не будут. А вот наличие дееспособной разведки - это аргумент. При этом есть закономерность: у обладателей такой разведки обязательно имеется в наличии хороший штаб. Разведка просто не может существовать без штаба или хотя бы штабной группы. У Навина все это имелось в уже готовом виде. Наличие или отсутствие адептов Моисеева Закона на результат дела совсем не влияло. У беженцев из Египта и с этим дело обстояло не очень важно, а союзники, как показывает дальнейшее повествование, не спешили с массовой подачей заявлений с просьбами принять их в евреи. Не до того им было. Нужно было ловить удачный момент. И союз не пойми кого начал осуществлять завоевание Ханаана. Трудным оно не было. Спешно созданные израильские войска шли на волне чужого успеха. Не забываем, что к тому времени через эти земли прошелся каток двух вторжений "народов моря". Так что новые завоеватели просто добивали тех, кто не был добит их предшественниками. Что мог противопоставить этому Ханаан? А мало чего. Даже там, где протоевреям приходилось иметь дело с объединенными армиями, больших проблем не возникало. Опытные воины, ранее бывшие в распоряжении местных правителей, полегли в боях с войсками "народов моря". На поля сражений пришлось выводить ошметки прежней силы. Так что вовремя пришли новоявленные завоеватели. Промедли они еще немного, и их пинком бы отбросили назад новые хозяева здешних земель - филистимляне. Но филистимлянам было пока что не до них. Вот потому и зацепилась орда за эти благодатные земли. А дальше началось самое интересное. Заключенный ранее союз был временным фактором. Как только поставленная цель была достигнута, союз тут же распался. Никакого еврейского государственного образования на этих землях не возникло. Завоеватели поделили подконтрольную им территорию на дюжину племенных уделов и каждое "племя" зажило самостоятельной жизнью. Честно говоря, весь Ханаан захватить им оказалось не под силу. Сирия досталась "народам моря". Финикия сохранила самостоятельность и продолжала развиваться. На юге Ханаана образовался состоящий из Гефа (Гат), Газы, Аскалона, Экрона и Ашдода Филистимский Пентаполис. Ну а "племенам израильским" достались самые худшие из земель Ханаана. В ту пору плодородие этих земель еще не было подорвано бездумной эксплуатацией их человеком. Урожаи были неплохи и хорошо жить было можно. Поэтому даже худшие из земель можно считать неплохой добычей. Если конечно трудиться. А вот этого делать ни хабиру, ни гопники из Египта не собирались. Да и не смогли бы. А почему?
Первой причиной этому было отсутствие у них важнейшей части любого народа - трудового элемента. Дело в том, что полноценный народ - это композиция из трех элементов: руководящего, боевого и трудового. При отсутствии руководящего элемента, собранные вместе люди не сумеют приступить к выполнению ни одного из предстоящих дел. Отсутствие боевого элемента чревато потерей не только нажитого добра, но и самой свободы. Ну а отсутствие трудового элемента приводит к отсутствию стабильного достатка.
Руководящий элемент у протоевреев имелся. Боевой элемент хоть и заемный, но все-таки появился. А вот с трудовым было совсем плохо. Но тогда, если нет своего, нужно использовать заемный. И он, заемный трудовой элемент, появился. Кто это был? Жители завоеванного Ханаана! Если читать Библию, то там прямым текстом говорится о том, что местные народы завоеватели вырезали полностью, вместе с домашним скотом. Но читая дальше, мы вновь натыкаемся на "уничтоженные" племена и народы. Чему верить? Верить стоит последнему. И вот почему. Если смотреть на историю известных нам завоеваний, то можно четко понять: поголовное уничтожение местного населения редко практикуется завоевателями. Почему? Этому есть несколько причин. Первая - завоеватель идет в поход для того, чтобы улучшить свое положение, а не наоборот. Русские завоевывали Туркестан вовсе не для того, чтобы самим выращивать хлопок. Хлопок выращивали те, кто его и до того выращивал. И германские варвары шли в поход на Рим не для того, чтобы потом самим растить виноград и оливки. Точно так же поступали и арабы при создании Халифата и испанские конкистодоры. Вы скажете: а как же англосаксы в Америке? Точно так же как и все. Просто в их ситуации было небольшое отличие: местное население стояло на более низкой ступени развития и полезными умениями не обладало. Заставить их трудиться не вышло. Поэтому их уничтожили как помеху и заменили бесправными переселенцами из Европы и рабами из Африки. Португальцы в Бразилии и испанцы с французами в Вест-Индии и аргентинцы в Патагонии поступили аналогично. Протоевреям заниматься геноцидом было не с руки. Жители Ханаана обладали тем самым опытом и умениями, которые завоевателям в силу их неразвитости были недоступны. Это не обвинение в ущербности. Просто сельское хозяйство, наука более сложная чем ядерная физика. И науку эту, в отличии от ядерной физики не выучишь по учебнику. Те знания и навыки, которые были применимы в одной местности, могут быть совершенно непригодны в другой. Экспериментировать самостоятельно - смертельно опасно. За любую ошибку может последовать суровая расплата. Опыт в этом деле покупается смертями. В первую очередь детскими, а количество жертв может быть значительно больше чем при ядерной катастрофе. Не получится освоить сходу даже работу с относительно простыми зерновыми культурами. Ну а виноградные и масличные - там все гораздо сложней. Поэтому рассказы о геноциде - это не более чем похвальба. Реклама собственной крутизны и свирепости. На самом деле, все было не так. Пришельцы стали плантаторами, а аборигены их крепостными или данниками. Все это привело к интересным последствиям.
Куда исчезли евреи?
Если народ дикий завоевывает более культурные народы, то рано или поздно от завоевателя не останется и следа. Опять смотрим на результаты Великого переселения народов. Варвары вторгались в Римскую империю не для того, чтобы мирно трудиться на благо Рима. Да и ради собственного блага они трудились своеобразно. Сколько раз римские власти впускали в пределы своей империи разного рода варварские народцы. Причем впускали не просто так. Вот вам ребята земля, пашите ее на здоровье! Вот вам семенной материал - сейте разумное, доброе и вечное! Вот вам скот породистый - плодите и размножайте его! Вы только границы наши от дикарей защитите в знак благодарности.
А каков результат? Поселившись на римских землях, крутые тевтонские джигиты пачкать своих рук земледелием и скотоводством не стали. Вот мечом помахать они не отказывались. Правда, защищать границы от гуннов и славян им быстро надоело. Риску много, а прибыли ноль. Гораздо веселей грабить население Империи. Риска почти никакого, а добыча намного жирней. И понеслось! Грабеж богатого римского наследства шел аж до самой эпохи Великих географических открытий. При этом самих варваров было не очень много. Просто принципа "Винтовка рождает власть!" никто не отменял. И власть эта быстро попала в их руки. На бывших землях Империи теперь проживали бесправные аборигены, когда то бывшие римскими гражданами и всевластные феодалы, потомки завоевателей. По сути дела в каждом средневековом государстве было два разных народа. Одни пахали землю, а другие их грабили. Но не только на землях римлян творилось такое. Те же саксы, завоеванные франками стали бесправным быдлом, а воины Карла Великого стали местными аристократами. Полабские славяне составили основу Бранденбургского курфюршества, а саксонские завоеватели стали властителями. И в Прибалтике тоже самое творилось, и в Финляндии. К слову сказать, не вся знать была из пришлых. Уцелевшие местные аристократы тоже присоединялись к победителям. И тут происходят весьма интересные вещи. Если победителям достаются земли населенные более развитым, чем они народом, то со временем местный язык и местная культура побеждают победителей "Побежденная Эллада пленила суровый Лаций". Исключения из этого правила нет. Если же завоеватели более развиты, чем аборигены, то побеждает пришлая культура. Именно таким образом финны и прибалты стали европейцами. Примерно тоже самое происходило везде: В Индостане и Иране, Китае и России.
Правда, завоеватели все-таки даже став местными аристократами не отождествляют себя с быдлом. Для них оно долгое время является чуждым и родниться с местными потомки пришельцев избегают. Для испанского идальго был более близок и понятен польских шляхтич, нежели кастильский землепашец.
С Моисеевой ордой происходило похожее. Вряд ли ее численность превышала 50 тысяч человек. В стране, имеющей не менее миллиона местных жителей, это практически исчезающее малая величина. Заставь евреев пахать землю и через несколько поколений они бы исчезли бесследно. Смотрите сами: жители Ханаана говорили на языке схожем с языком завоевателей. Они обладали тем, что не имели пришельцы: умение работать с сельхозкультурами, развитым ремесленным производством, опытом торговли и финансовых операций и возможно, что и собственной письменностью. Уже поэтому протоевреи были обречены на исчезновение и забвение.
Было два способа избежать этого. Первый - полностью вырезать местное население. Читая Ветхий завет, мы наталкиваемся на описание сцен тотальной резни. На самом деле, это не более чем вранье. Завоевателю нужна земля, приносящая прибыль, а не бесплодная пустыня. Почему моисеевцы не стали уничтожать крестьян и ремесленников, я уже обосновывал выше. Умевшие лишь кое-как махать мечом пришельцы, были полными тупицами в вопросах сельского хозяйства. Да и с ремеслом они не дружили. Уже в наши дни израильские археологи вдоволь покопались на своей исторической родине. И сколько они не искали, но материальных свидетельств существования Первого Израильского царства они не нашли. Правда, это не значит, что евреи там в то время не жили. Жили они. Просто рук своих работой не пачкали. Сколько землю Израиля не копай, но найти можно только предметы, созданные народами Ханаана. Уже это говорит о том, что местный народ никуда не исчезал и продолжал обрабатывать землю да ремесленничать. Ну а евреи как водится с этого что-то материальное имели. Точно так же можно перекопать всю Москву и не найти следов трудовой деятельности евреев, хотя в столице их столько, что хватит на заселение второго Израиля.
Точно так же археологи не могут найти и следов еврейской культуры. Не потому, что евреи бездарны. Просто они за столько времени не сумели эту культуру создать и потому работают в рамках национальных культур народов земли. Вы можете легко отличить русские храмы от византийских. Никто не спутает китайскую пагоду с арабской мечетью. Но найти образцы еврейского архитектурного стиля невозможно. Не существует и еврейской живописи, хотя художники у них имеются. И даже еврейская музыка до сих пор не создана. Все эти "Хавы Нагилы" - это уровень чукотских народных песен. Но где еврейские оратории, симфонии, оперы? То есть, музыкальные произведения более высокого порядка. Вы когда-нибудь слышали о чисто еврейских музыкальных произведениях, которые исполняют симфонические оркестры? Сплошная попса, да еще созданная в подражательной манере. И это при том, что хороших музыкантов и даже композиторов среди евреев хватает. То же самое и с художниками. Они есть и их много. Но Великий русский художник Левитан, родившийся в бедной еврейской семье, работал в рамках русской художественной традиции. А какие чисто еврейские литературные произведения вы знаете? В литературе та же ситуация. Евреи пишут неплохо. Но только не на своем языке. Вспомнить шедевральные произведения, написанные на иврите и переведенные на языки народов мира не выйдет. Библию не предлагать, ибо писалась она не на еврейском языке. Кстати, а каким письмом были изначально записаны Моисеевы заповеди? Ведь точно не на еврейском, хотя бы потому, что еврейского алфавита во времена Моисея не было. В общем, талантов всегда хватало, а вот гениев не было ни одного. А значит чисто еврейская культура до сих пор понятие мнимое.
А в те времена все было гораздо ужасней. Поселившиеся в Ханаане евреи обрели только административный ресурс. Это было их единственное преимущество перед местными. Вести культурную экспансию они не могли за отсутствием собственной культуры.
Левиты, которые специально вместо отдельного удела были рассеяны по остальным племенным уделам, какую то миссионерскую деятельность вели. Насколько была успешна их деятельность? Да не очень. Если смотреть на историю становления Израиля, то можно обратить внимание на то, что он состоял из двух соперничающих групп. Потомки беженцев образовывали племенные округа Иуды и Вениамина (будущая Иудея), а прочие союз десяти северных племен. Прочие - это "племена" хабиру. Среди племен Иуды и Венеамина деятельность была более успешной. Образовавшие правящий слой выходцы из Египта намного дольше находились под воздействием левитов. А вот хабиру охвачены новой верой были настолько слабо, что спустя века, библейские пророки отмечали, что там о пресловутом Яхве вообще ничего не слышали. А в кого тогда верили хабиру? В ханаанских богов, которым поклонялось и местное коренное население. Кстати, такая же проблема была и у беженцев. Местное население продолжало верить в своих богов и менять веру не собиралось. И продолжалось это аж до самого Вавилонского пленения. Местных жителей конечно удалось записать в сионисты, но поклоняться они все-равно продолжали милым их сердцу Астартам и Ваалам с Молохами. Даже потомки завоевателей пленялись местной культурой за неимением своей. Иудейские фундаменталисты могли сколько угодно возмущаться, но их мало кто слушал. Даже возникшая на Земле Обетованной еврейская аристократия их не очень то и слушала. Разного рода вожди постоянно конфликтовали с блюстителями заповедей. Дело дошло до того, что они уже еврейскими бабами стали брезговать. Того же ловеласа Самсона тянуло не на евреек, а на филистимлянок. Давид тоже недолго с соплеменницами шуры-муры водил. И его прельстили женщины иных народов. А уж что говорить о царе Соломоне? Библия прямо говорит о том, что в его гареме преобладали прекрасные язычницы. А раз такое позволяют себе лидеры, то и народ уподобится им. Тем более, в многонациональной стране было кого выбрать. И с каждым годом все трудней становилось найти галахического еврея даже среди "жеребячьего сословия" Ибо не бывает такого, чтобы все шли не в ногу и лишь попы в ногу. Нарушение расовых законов шло полным ходом среди всех социальных групп. Но не только расовые законы нарушались. Еврейские цари и на Моисеевы законы болт положили. Тот же царь Соломон судил своих поданных не по законам, а руководствуясь исключительно здравым смыслом. Видимо в религиозных законах он не видел ни толку ни смысла.
В общем, вопреки сопротивлению религиозных фанатиков, еврейский народ, так и не успев стать полноценным народом, постепенно исчезал. И возможно, что он смог бы окончательно исчезнуть, если бы не очередное окончательное решение известного всем вопроса. Ассирийцы и вавилоняне согласно своему обычаю, уничтожили треть местного населения, треть переселили в другие места, а треть оставили на месте, разбавив их пришлым людом. Таким образом удавалось уничтожить многие народы, но только не евреев. Благодаря этой резне, сторонники Моисеевой веры получили преимущество внутри остатка своего этноса. Лично меня давно посещает мысль о заказном характере таких акций. Почему то творцы геноцида постоянно уничтожают тех, кто с точки зрения иудаизма не более, чем засохшая ветвь. И всегда такая резня приводит к укреплению власти "жеребячьего сословия". Что говорить о временах древних. В начале 20 века европейские евреи стремились к ассимиляции и не очень то жаловали сионистов. Зато после масштабной резни им резко захотелось восстановить Израиль и обособиться от проклятых гоев. Как говорится, ищи тех, кому это выгодно. Так было сравнительно недавно, но так же было и в старые времена. С точки зрения ортодоксальных иудаистов, ничего страшного не происходило. Просто в костер истинной веры бросалась очередная вязанка хвороста. И собрана была эта вязанка из людей. Людей может быть несовершенных и порочных, но людей. Вот так и исчезли евреи, не успевшие окончательно стать народом. То что явилось миру после Вавилонского пленения было совсем иным народом. И он совершенно не похож на первый. Но это уже иная история.