Бэль Анжела : другие произведения.

О фильме "Доктор Живаго" и современной жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Ноябрь 2007, 09:12 pm
  
  Сегодня, в чужой для меня стране смотрю фильм "Доктор Живаго". И есть какая-то насмешка судьбы в том, что "Доктор Живаго" стал для меня открытием именно в Америке.
  
  Приятно, что Россия может снимать такое кино. Централ-партнешип, Мосфильм, при поддержке агентства по кинематографии РФ, производство студии Курьер. Снимались: Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова, Олег Янковский, Андрей Панин , Андрей Краско.
  
  "Доктор Живаго"- это роман Пастернака , который долгое время был запрещен . Роман был опубликован за рубежом в 1957 и получил Нобелевскую премию в 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из страны вынужден был отказаться.
  В Советском Союзе читатели знакомились с романом в основном по машинописным копиям.
  
  Через два года после публикации романа, Пастернак, не выдержав травли властей умер.
  
  В романе прослеживается судьба целого поколения 20 века и судьбы людей на стыке эпох, в период ломки и трагических перемен революций 1905 и 1917гг, Первой Мировой и гражданской войн. Роман о любви, как о высшем смысле человеческой жизни.
  
  Несмотря на отсутствие масштабных военных сцен, этот фильм ничуть не хуже глянцевого 'Адмирала', поскольку последний (в силу своей глянцевости), более доступен для понимания, и многие моменты в нем идеализированы.
  'Доктор Живаго' более объективно показывает события Гражданской войны,не идеализируя противоборствующие стороны. Зверства имели место быть и со стороны красных, и со стороны белых.
  
  Как же красочна сцена со Стрельниковым, который недавно жил в нищете и ратовал за права рабочих, а теперь, принимая доктора Живаго, наслаждается доселе недоступными ему тарталетками с красной икрой.
  
  'Признавайтесь', - гадким тоном спрашивает он, - 'какую информацию вы хотели передать Александру Васильевичу?'. И, приговаривая, что красные завалят трупами дорогу Александру Васильевичу (Колчаку), предлагает доктору попробовать дорогой швейцарский сыр.
  
  Позже, в романе, он попадет на скамью подсудимых, где (кстати, благодаря свидетельству отца, видного революционного деятеля), его приговорят к смертной казни. Он попытается бежать, успешно, но не выдержит мук совести:
  'Скажи, правильно ли я сделал, что выжег дотла эту деревню?', - спрашивает он доктора.
  '-А это как подсказывает тебе совесть.....' И на фоне полуразрушенной церкви и морозной русской зимы звучит последний выстрел.
  
  Только лишь персонаж Олега Янковского честно определяет основную причину войны - собственность, ее передел. Никаких идеализаций, никаких прав, свобод.
  
  Доктору остается лишь грустно констатировать: 'Вы всегда будете на коне.... И при царе, и при белых, и при красных'.
  
   Очень показательно, что со многими, кто был идеологом революции и стоял у ее истоков, в результате расправились свои же. Чтобы, как говорит один из персонажей, 'не было свидетелей зверств и мытарств'.
  
  Тема очень злободневная, больная. И сложная. Как для России, так и для Украины. Поскольку, вышло так, что революция привела к еще большему неравноправию, которое страшнее оттого, что в его основу положили лицемерие. Черное назвали белым.
  
  В Фильме, да и романе, белые офицеры режут людей на ремни, заливают раны кипятком, пытают, а большевики точно также расстреливают целые деревни, режут, сажают и пытают, чужих и своих.
  
  Кто-то скажет, что главная тема - эта тема 'быдла', да простят мне мой французский. Нет, главная идея заключается в том, что в войне и революциях нет стороны, лучше другой. Правая борьба за правое дело, всегда заканчивается братоубийственной войной за перераспределение благ. При этом максимальную прибыль чаще всего получают такие люди, как персонаж Олега Янковского, который был далек от каких-либо идеологических течений. Авантюрист, предприниматель... в чем-то искатель приключений. Рефлексируют, испытывают душевные муки и терзания, только такие, как доктор Живаго.
  
  Как прав был автор, когда он предсказывал разруху страны, и откат на много лет назад.
  
  Через фильм проходит красной ниткой тема любви, преданности и веры, как высшего смысла человеческой жизни.
  
  Помните слова, которые вложил режиссер своему герою, Адмиралу Колчаку в одноименном фильме - "пусть часто, мы видим жизнь, как бы сквозь запотевшее стекло. Но основными остаются Вера, Надежда, Любовь..."
  Человеческая душа бессмертна, ибо "человек в других людях и есть душа человеческая" /Доктор Живаго/
  
  Любовь, ответственность, память.
  
  Несмотря на то, что роман более известен благодаря запрету и, по мнению многих критиков, являлся явлением более политическим, нежели литературным, фильм вышел добротным и интересным.
  Сказать, что смотрела на одном дыхании, не посмею, поскольку такие фильмы, как хороший коньяк, лучше пить небольшими глотками, слегка подержать на языке, распознать тончайшие оттенки букета, задержав дыхание, сглотнуть... и обжечься ..
  
  О том, что Олег Меньшиков, актер интеллигентного и интеллектуального кино (да, даже если речь идет о Турецком Гамбите) я знала всегда. Но Олег Янковский меня приятно удивил. Приятно, если коньяк оказывается с пятью звездами. И тем приятнее, ощутить на языке вкус старого, незаслуженно забытого, но от этого не утратившего свои вкусовые качества хорошего пятизвездочного коньяка.
  
  Да не сочтут мое сравнение сакраментальным, но, как часто мы потребляем эрзацы, не требующие ни работы мысли, ни, тем более, работы души. Мы позабыли элементарные вещи. То, о чем писал Пастернак, Достоевский, Блок, и многие другие, по сути, ни что, иное, как обычные человеческие чувства.
  
  Чувства, по которым мы так истосковались.
  
  В суете окружающего мира, как будто пьяные в кабаке, мы не имеем сил и смелости, заставить себя признать свои ошибки, остановиться, оглянуться, вынырнуть из забытья, задуматься и почувствовать.
  
  Если любим, то урывками, стараясь не принимать никаких обязательств, если дружим, то проводим четкую границу, чтобы никто и никогда не влез в наш маленький и тесный мирок. А уж если читаем, то короткую выжимку, не требующую ни работы ума, ни движения души. Такие понятия, как любовь, к родным людям, семье, родине, в конце концов, употребляются с ехидцей. Мы ерничаем, чтобы не показать собственную духовную несостоятельность.
  Понятия верности, честности, справедливости, честного слова, чести... Многие встречали их только в книгах. И мне таких людей, право, жалко.
  
  Да что там, мне и себя жалко иногда. Я помню, как в один момент, из тех, когда жить особенно страшно я сказала себе, что в жизни ничего нет. Что не бывает настоящей дружбы и любви. Все ложь, сказала я себе. Но, как же я ошибалась. Мой отъезд показал, какой я богатый человек.
  
  Да, бывают, предательства, боль, дым и грязь. Но, помните, как у Высоцкого - "никто не гибнет зря".
  И значит, тогда, все было не зря...
  
  Что такое любовь, дружба, честь по сути ? По сути, это вера. Возможно- это вера в человека, возможно - в человеческую душу, а человек, вроде...по образу и подобию Бога... значит, отрицая общечеловеческие ценности, мы вроде и Его отрицаем. Или, отрицая Его, мы отрицаем себя?
  
  У Пастернака в одном из диалогов:
  "- Вы знаете, что Христос, говорят, никогда не воскресал ?"...
  - Как же жить теперь, если он не воскресал?"
  
  Над этими проблемами люди задумывались на протяжении веков. Но сейчас, они снова актуальны . И актуальны как никогда. Раньше славили веру, а теперь себя в безверии. Раньше мы размышляли о духовности. А сейчас... о чем мы говорим сейчас?
  Разве это не отображает нашу жизнь ? Наши небогатые на события и смелость, такие иногда, жалкие, судьбы. Как часто в спешке, мы не оцениваем того, что есть. Не замечаем настоящеую дружбу, любовь, людей настоящих. И все рвемся и рвемся к чему-то. Спешим успеть на переполненное утром метро, спешим влезть, урвать, оттолкнуть, добежать. Спешим к новой дорогой машине, к новому мобильному телефону, к новому компьютеру. Мы обманываем себя, что эти призрачные цели и есть настоящими. И так много теряем.
  Это так страшно и так просто одновременно. Остановиться на мгновение, улыбнуться новому дню, прохожему на пути, краскам окружающей жизни... и почувствовать и пожить.
  
  В погоне за призрачной целью, мы забываем позвонить никогда не жалующемуся другу, которому, в этот момент как никогда может быть нужна наша помощь,спросить у пожилых родителей, как они живут,уделить внимание любимому человеку...
  
  Любовь. Дружба. Честь. Слово.Это вера и ответственность. А еще надежда.
  Герои романа Доктор Живаго, прошли все трагические испытания несломленными, оставаясь чистыми и искренними.
  
  Любое серьезное кино, книга, музыкальное произведение, учат нас ответственности за свои поступки. И, как бы старомодно это не звучало, дают нам неоценимый опыт. Опыт, как сквозь запотевшее стекло, разглядеть истинные ценности нашей жизни. Пройти все испытания, и счастливые и трагические, и ни на минуты не переставать верить.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"