Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Курсовая работа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В помощь студентам, моя курсовая работа. Особо предупреждаю не скачивать дословно,программа антиплагиат ловит.

  Введение
  Если то или иное общество претендует на звание демократического, то оно должно предоставить народу возможность представлять самого себя во властных структурах. Это уже незыблемая аксиома: где главенствует демократия, и правовом государстве, определяющее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Представительный способ формирования многих важнейших органов власти, подразумевает регулярное проведение свободных и честных выборов. Самый существенный показатель действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности - это именно возможность народу самому выбирать своих слуг. Во Всеобщей декларации прав человека (ст.21ч.3), "воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".
  Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Ведь, например общая масса людей не в состоянии управлять непосредственно всеми процессами нашей многообразной жизни. Кто должен сочинять и применять законы, принимать те или иные производственные проекты, назначать командующих войсками. Нужны специальные люди решающие неисчислимое множество сложнейших вопросов, порой требующих специфических, и весьма обширных знаний. Выборы при этом дают основной массе людей возможность через свое волеизъявление воздействовать и определять, кто будет в этой верхушке вершителей. Кто из индивидов побогаче - например, голосуют и побуждают отдать голос, за тех представителей, выдвиженцев во власть, что снижают налоги, дают льготы частному бизнесу. Более бедные ориентируются на левые партии, что наоборот обещают сделать налоги прогрессивными и жестоко наказывать богатеев.
  
  Целью работы является ознакомление с основными видами избирательных систем в мире. Далее анализ состояния современного избирательного процесса в Российской Федерации. А именно какие порой такие сложные и непонятные простому народу - избирательные системы использовались ранее в России и применяются сейчас, как обеспечить прозрачность процессу, нейтрализовать возможности фальсификаций.
  Последнее в частности с давних пор является серьезной проблемой для любых выборов. Недаром Сталин говорил: не важно, как голосуют, важно как считают.
  Во многих странах особенно тоталитарных выборы превратились в откровенный фарс: на них вожди и фюреры получают девяносто девять процентов с хвостиком, под бурное ликование народа.
  Даже в современной России на выборах 2012года в Чечне, за действующего президента проголосовало: 99,78 процента, что, конечно же, не может быть реальным результатом. Конечно в цивилизованной стране - Верховный суд признал бы подобные выборы недействительными... А виновные были бы наказаны в соответствии с законодательством.
  Также не заслуживает одобрения и продление полномочий президента до шести лет, что значит, у народа будет меньше возможностей влиять на власть. Да и точно также плохо отсутствие у граждан права на референдуме объявлять досрочные выборы парламента и президента. Хотя по Российской конституции референдум обладает высшей законодательной и правовой силой.
  Работа состоит из трех глав. В первой главе "Понятие в широком и узком смысле слова избирательной системы", дана характеристика современным избирательным системам, а также суть их применения в современной России. Во второй - "Виды избирательных систем" рассмотрены основные этапы проведения выборов и проблемы связанные с этими этапами. В третьей - "Избирательные системы, применяемые в современной России" описаны различные виды систем, а так их историческая эволюция, видоизменения.
  
  Основная часть
  1Виды избирательных систем
  1.1Понятие избирательных систем
  Выборы являются - универсальным институтом, выполняющим функции, интеграции народных масс во властные процессы. Когда люди, не имеющие ни образования, ни денег, ни каких либо особых навыков - участвуют в процессе управления и формирования политики государства.
   В ходе выборов реализуется сущность гражданского общества, формируются политические элиты, так же со стороны различных по статусу граждан регистрируются общественные настроения.
  При этом идет процесс социализации личности, осуществляются контроль, и регулирование власти. Процедуры подготовки, проведения и подведения итогов выборов определяются избирательной системой. Система это способ, с помощью которого обеспечивается (или, это часто, к сожалению, не обеспечивается) народное представительство.
   Избирательная система выполняет следующие функции: воплощение в жизнь народного суверенитета, дающего право народным массам на относительную полноту власти.
  Своеобразная реализация права всякого гражданина на участие в управлении обществом и государством; придание легитимности(то есть морального и юридического права править) государственной власти и иных институтов державы.
   Воздействие (формирование, поддержание, модификация) на политику государства; сменяемость управляющих (ограничение доминирования элит); разрешение конфликта между управляющими сильными мира сего, олигархами, чиновниками высшего ранга и управляемыми, более бедными и маргинальными слоями общества.
  Так же выборная система в переходные периоды государств играла роль клапана, выпускавшего пар недовольства из котла народного гнева, и позволяющего, приходит к разумным социальным компромиссам.
   Избирательная система государства в своих функциях не исчерпывается исключительно общедемократическими целями. По мнению древнегреческого философа Платона: свободное волеизъявление народа, выполняет и ряд факультативных функций - влияет на политическое структурирование выборного коллегиального органа, на эффективность и стабильность слуг народа. Далее становление и развитие уровня культуры, эстетики и образованности в государстве, достижение соответствия состава выборного органа реальному соотношению различных слоев общества в державе (представительность лучших из лучших).
   А значит конституционно-правовой конструкцией и представляется избирательная система вне зависимости от разновидности. Выборный процесс - представлен, сосредоточением цельных, логично, рационально оформленных, относительно самостоятельных, но вместе с тем взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем. Различных типов предвыборных компаний в общественных отношениях по поводу организации, обеспечения порядка, протекания самого процесса и подведения итогов выборов в органы государственной власти. Политическая власть вследствие этого легитимно трансформируется в государственную власть. Происходит гражданами воплощение избирательных, разумом данных прав.
  Избирательная система, улучшает качество элит, обновляет состояние политической системы общества и делает нас всех лучше, давая навыки управления, и воздействия на управляющих, ты хоть маленький, но царь.
   Ведя речь об самом общем суждении или понятия "избирательная система" стоит отметить, что весьма целесообразным представляется выделение пары ведущих аспектов в этой подробно разбираемой в данной курсовой работе дефиниции. Хотя на сказать, что мир не бывает в черно-белых тонах( если конечно же это не миры преисподней, так деление понятий избирательной системы на широкий и узкий - более, чем условно.
  1.2 Избирательная система в узком и широком смысле слова
   Избирательная система в широком смысле - квинтэссенция урегулированный и не урегулированных нормами закона и права, общественных отношений. Правила которые служат формированию органов законодательной, исполнительной и ( чаще в особой форме) судебной власти.
   Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.
  Однако уже в Древней Греции, было написано несколько фундаментальных трудов на тему, оптимального учета мнения населения. В частности в Спарте, вместо обычно для других областей Эллады тайного голосования с разноцветными камушками, использовался метод ориентировки на слух. За кого из кандидатов громче кричат воины, тот и получает начальствующую должность.
  В некоторых культурах, например индейцев выборы производились ударами томагавками в примерно равные по толщине деревья. При этом голос в виде удара топором более сильных воинов, был весомее, чем тех, кто физически послабее.
  Во Франции, при Генеральных Штатах, голосование было посословным, то есть от каждого сословия получался один голос, вне зависимости от его численности. Естественно дворяне и духовенство всегда принимали нужное им решение, заставляя уступать простой люд.
  Но самые древние избирательные системы сложились в Месопотамии, в междуречье Шумера;
  В те времена, когда в Шумере существовали
  города-государства, во главе них стоял энси ("возглавляющий род"); в
  случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул
  лугаля ("большого человека"). Пережитки родо-племенной организации, присущие
  данному периоду, выражались в существовании выборного совета старейшин и созыве общинных, также избираемых простым людом( кроме рабов и женщин)
  собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения. Причем именно в Шумере, впервые было опробован механизм тайного голосования (с помощью выкрашенных раковин), чтобы рядовые подданные могли избежать мести и преследования со стороны правителя.
  Таким образом, вопреки мнению некоторых консерваторов выборная система древнее деспотии, и применялась в Древнем Египте и исламских государствах, и что стало классикой и источником для современного избирательного права в Древнем Рима
  1.3Классификация избирательных систем.
  Название системы происходит от французского "majorite", что в переводе означает "большинство".
  Что такое мажоритарная избирательная система? Это система, в которой выборные органы власти формируются через индивидуальное представительство. Кандидат, который получит больше всего голосов, считается победившим и избранным. Мажоритарная система имеет такие разновидности:
  Система абсолютного большинства. При ней победивший кандидат набирает абсолютное большинство голосов - это 50% от всего количества голосов плюс один.
  Система относительного большинства. Здесь победившему кандидату необязательно набирать более 50% от всех голосов, ему достаточно набрать количество голосов, которое будет больше, чем у любого из его противников.
  Система квалифицированного большинства - тут победившему кандидату необходимо набрать заранее установленное количество голосов, которое больше половины.
  Пропорциональная избирательная система
  Что такое пропорциональная избирательная система? Она подразумевает под собой формирование выборных органов через партийное представительство. При этой системе места распределяются по числу набранных партиями голосов. Чем больше голосов набрала партия, тем больше мандатов (мест) она получает.
  Каким образом определяется количество мест для каждой партии? Существует избирательная квота, по которой рассчитывается количество мест для каждой партии. Также число мандатов определяют в результате деления общего числа голосов избирателей на число мандатов в данном избирательном округе. В результате вычислений каждая партия получает столько мест для своих человек, сколько раз установленная квота укладывается в количество голосов, которые собрала партия. Для этого количество голосов, которые набрала партия, делят на квоту. Результат деления - это количество предоставляемых мест.
  Большим плюсом пропорциональной избирательной системы является учет различных ценностей и интересов разных слоев общества.
  Основным минусом можно считать нестабильность в парламенте, особенно когда места имеют многие мелкие партии.
  Смешанная избирательная система
  
  По-другому ее называют гибридной. Что такое гибридная избирательная система? Если в партийном списке кандидатов указываются мажоритарные округи, в которых каждый из кандидатов будет баллотироваться, то партийные списки становятся открытыми, и пропорциональная система превращается в гибридную.
  
  Проще говоря, гибридная избирательная система сочетает в себе признаки и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем. Порядок определения депутатов осуществляется по тем же принципам, что и в мажоритарной системе, а порядок выдвижения кандидатов такой же, как и в пропорциональной систем
  В России избирательная система имеет сложный характер. Так, можно выделить сразу 4 способа организации выборов, которые применялись и применяются в РФ:
  Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства - выборы Президента в два тура.
  Мажоритарная избирательная система в 1 тур - выборы половины депутатов органов субъектов РФ.
  Гибридная избирательная система - места делятся между кандидатами и партийными списками пополам в одномандатным округах.
  Пропорциональная избирательная система - выборы в Государственную Думу 2007, 2011годов, гибридная 1993,1995, 1999, 2003 годы.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  2 Типы избирательных систем
  2.1Мажоритарная система
  Мажоритарная система относительного большинства. Это считается самой простой системой, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его конкурентов. Её можно признать результативной: исключительный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового количества голосов двумя или более кандидатами. Впрочем, подобный случай обычно нонсенс, и законодательное разрешение ситуации, либо второй тур, либо жребий, либо возраст кандидата.
   Данная система может применятся, как в одномандатных, так и с большим количеством мандатов избирательных округах.
   Такая система выборов обычно не устанавливается непреложный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны (ужасно конечно, кому достается власть?). Случись как при тоталитарных режимах: единственных кандидат на место, он считается избранным без голосования, так как достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).
  Кстати, не надо думать, что подобно в реальной истории не было. Например, в американском штате Арканзас, именно так в девятнадцатом века и избрали мэра города. Забавно конечно, но факт и к сожалению не единственный.
   Понятно всем мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него, Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и как бы относительным большинством.
   При этом, все голоса, поданные против победившего кандидата, "пропадают". А в масштабе страны это может привести к тому, что ряд партий, за которых голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест, а то и вовсе остается без представительства.
   Мажоритарная система так называемого абсолютного большинства. При данной системе требуется для избрания, более половины общего числа пришедших на выбора. Но это исходное общее число может быть трояким: во-первых, общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое редко встречается, хотя например и было подобное на референдуме 25 апреля 1993 га); второе общее число поданных голосов; третье- общее число поданных действительных голосов.
   В данной избирательной системе принято устанавливать, нижний порог участия избирателей в голосовании; если его не преодолели, выборы считаются несостоявшимися. Чаще всего его определяют в половину зарегистрированных избирателей(на президентских выборах) , но зачастую и поменьше. Если порог равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридически определенного избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей станет на практике гораздо меньше.
   При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, доминируют одномандатные избирательные округа, однако встречаются большим количеством мандатов.
   Мажоритарная система квалифицированного большинства. При этой системе избранным считается кандидат или список кандидатов, получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство определяется законодательным порядком, он обязательно должно, превышать абсолютное большинство. Данную систему применяют не часто, поскольку избрать депутата в демократической стране, еще сложнее, чем при способе абсолютного большинства.
   Система единственного непередаваемого голоса;
   Эта система, также весьма редкая, считается промежуточной между пропорциональной и мажоритарной. Она меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем типичная мажоритарная система.
   Система заключается в том, что в избирательном округе со многими мандатами избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство). При этой системе, хотя действует мажоритарный принцип, но, тем не менее, могут оказаться избранными представители партий меньшинства, то есть голоса, поданные против правящей партии, не пропадают в такой степени.
   Требование подобной системы: партии должны уметь правильно прогнозировать потенциальные электораты. Законодательное право партии: бросай в бой столько людей, сколько кандидатов максимально можно избрать от избирательного, но не всегда выгодно полностью использовать всех выдвиженцев. Если кандидатов будет чрезмерно, электоральные слои распылятся как пальцы в пятерне, и не пройдет никто. Но и другая крайность приведет не полному использованию избирательного ресурса; люди захотят избрать побольше кандидатов, а они вообще не избраны.
  То есть эта система наказывает как чересчур самоуверенных лидеров партии, так тех, что робок и не верит в собственные силы. Тонкий психологический подход.
   Есть еще система ограниченного вотума;
  Избирательная модель, при реализации получается у избирателя меньше голосов, чем можно выбрать депутатов в избирательном округе. В чем тут суть: нужно обеспечить представительство не только той партии, что имеет большинство. Меньшинства также должны быть представлены.
   Конечно же, может получиться завышенное представительство, небольших электоральных слоев избирателей. Правда, в том случае, если один из кандидатов взял слишком много. Простой пример, в двухмандатном округе, где баллотировались пять кандидатов, один из них получил 90% голосов, то прошедший вторым, лидер слабых, 10% голосов на всю четверку. Второй может выиграть и тремя процентам. Хотя конечно же такое не так часто встречается, да меньшинство должно иметь представительство, так как например научные истины не устанавливают голосованием, вероятно и частично это верно и для политики.
   Кумулятивный вотум;
   Еще одна интересная система, её изюминка любом избирателю дали право избирательном округе со множеством мандатов иметь столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (при равенстве количества голосов у каждого избирателя), и отдает свой голос разным кандидатам как хочет: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может например, какому-то из близких кумиров отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат cumulatio - скопление).
   У избирателя права: первое- отдать по одному голосу каждому из баллотирующихся кандидатов, поставив черточку в одном из кружков против их фамилий в бюллетене. В другом случае: отдать одному кандидату два голоса, а другому - один (в этом случае черточки ставятся соответственно в двух кружках против фамилии одного кандидата и в одном - против следующего). Ну, а третьем случае отдать все три голоса одному из кандидатов, поставив кресты во всех трех кружках против его фамилии. Ну и четвертое; политическое зеро, никто не достоин, бюллетень пуста. Здесь кумулятивный вотум сочетается с ограниченным: избирательные округа имеют более трех мандатов.
  2.2 Пропорциональная система.
   Представительство политических партий по пропорциональному методу . Соль и смысл подобных систем заключен, в получении любыми политическими партиями в представительных органах количество мест, пропорциональное числу поданных за них избирательных бюллетеней. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система ( если нет слишком высоких законодательно установленных барьеров) дает возможность быть представленными, даже карликовым партиям, что при парламентарной или смешанной форме правления может породить реальные препятствия при создании правительства, а в будущем и функционирование власти под вопросом. Но это если, так получилось, что ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте абсолютного большинства, а такии ситуации встречались не раз ( Пример Государственная дума 1993-1995 года, Украинская Рада и прочие). Это первый (но конечно же, далеко, не единственный) ее немаловажный дефект.
   Для пропорционального распределения мандатов характерно использование метода избирательной квоты и еще одного способа делителей.
   Избирательная квота (избирательный метр, избирательное частное) - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.
   Устанавливают его по-разному, что часто вызывает нарекания и споры. Особенно если выборы не прямые, а многоступенчатые. Это в свою очередь порождает ряд злоупотреблений...
  Хотя в мажоритарной системе подобных коллизий намного больше, бывали случаи, когда население одного одномандатного округа, было в несколько раз больше, чем у другого округа. То есть из-за несправедливой нарезки округов, ценность голосов, и возможность за них получить одинаковую власть отличалась в разы.
  То есть значительно меньшее население, через своего представителя получала, одинаковый объем власти, чем намного большее... Вряд ли подобное справедливо.
   В 1855 году английский барристер (самая высокая квалификация адвоката) Т. Хэр предложил квоту, определяемую по простейшей формуле: х:у, где х - число голосов, а у - число мандатов. После того, как квота определена, число голосов, собранное каждой партией, делится на эту квоту, и полученные от деления целые числа дают искомое число положенных мандатов. Однако у этой формулы есть существенный порок, который состоит в том, что часто образуются большие остатки голосов и остается изрядное количество неприкаянных мандатов. Формулу расчета квот Хэра, стали модернизировать, основным способом, прибавляя к знаменателю по одной, две, три и т.д. единицы. Максимальное применение приобрели квоты, предложенные другим английским барристером Генри Друпом в 1868 году и профессором Базельского университета Эдуардом Гогенбах-Бишофом в 1888 году. Квота Друпа определяется по формуле (х/(у+1))+1, а квота Гогенбах-Бишофа - по формуле х/(у+1). При использовании этих квот удается сразу поделить значительно больше мандатов, чем при применении не столь дробной квоты Хэра.
   Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.
   Делители эти различны. Так, в 1882 году профессор Гентского университета Виктор д'Ондт предложил делить просто на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, 4, и т.д. Этот метод заметно благоприятствует крупным партиям и принят в ряде стран (например, в Германии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Польше - а еще себя демократическими считабт). Итальянский исследователь Империалли предложил делить на такой же ряд чисел, но начиная с двойки; в сущности, это вариант метода д'Ондта. Французский ученый А. Сент-Лагюе, при котором первый делитель - 1,4, а последующие 3, 5, 7 и дальнейшие нечетные целые числа. При датском методе каждый последующий делитель больше предыдущего на 3 единицы: 1, 4, 7, 10 и т.д. Когда все разделят мандаты, загребут те партии, с большими полученными частными. То есть опять сильная партия старается извлечь максимум выгод из своего господствующего положения.
   Система единственного передаваемого голоса;
   Данная система технически будет посложнее, чем предыдущие, хотя и интереснее. Потому, что данная разновидность принимает в расчет индивидуальные и партийные вкусы избирателя и сильно смахивает по своим результатам на пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием, а технически приближается к системе единственного непередаваемого голоса в комбинации еще и, с альтернативным голосованием.
   Родилась подобная система в 19 веке. Оригинальные шедшие своим путем авторы датчан К. Андрэ и мэтр из Британии Т. Хэром. А приобрела система всемирную известность благодаря философу и лидеру либерального движения Британии: Джона Стюарта Милля.
   Применять подобную систему можно только избирательных округах с множеством мандатов. Происходит для избирателей подобие альтернативного голосования, обладая единственным голосом и даря его одному из множества кандидатов, есть возможность, одновременно, ведать еще определенное количество преференций. Делается так: напротив фамилии того кандидата, попадание во власть которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, иначе бюллетень станет недействителен. Против фамилии другого тоже не чужого кандидата он поставит цифру 2, далее поступая аналогичным способом. Избиратель получает возможность цементировать своими предпочтениями кандидатов, как по политической, идеологической принадлежности, так и по самым разнообразным основаниям. При подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней реальные бюллетени разложат по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Далее действия в зависимости от законодательно данных квот (в Ирландии, в частности, это квота Друпа). Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее, получают долгожданные мандаты. Это тоже интересная новинка, опровергающая расхожий термин: Демократия это деспотия меньшинства над меньшинством.
   Значительное количество прошедших кандидатов получает излишки голосов, надо излишек, в соответствии со вторыми преференциями подарить следующим по симпатиям кандидатам. Происходит просмотр всей пачки бюллетеней избранного кандидата и выносится определение, точного процента, вторичных симпатий.
   А этот процент передает вторую преференцию другим из неизбранных кандидатов. Но конечно же, отсекаются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет, или их получили уже избранные кандидаты. Те, что не прошли кандидаты получают дареный процент не от целого количества бюллетеней победившего кандидата, а лишь превысившего заранее установленную квоту. Если подарки голосов помогли кому-то, из не прорвавшихся кандидатов с первой попытки в парламент набрать квоту, он проходит в представительный орган власти.
  Сначала идет распределений наиболее крупных излишек, а затем остальных по нисходящей.
   Далее идет учет вторых преференций, перераспределяются проходные листы кандидатов, у которых оказался минимум первых преференций.
   Бывает и этого недостаточно, полностью мандаты не распределены, применяется третья преференция и далее по аналогии.
   В возможности передавать голоса и заключена изюминка применения системы единственного (цельного) передаваемого голоса.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  3 Избирательные системы - применяемые в России
  
  3.1Смешанные системы.
  В ряде стран и в первую очередь Великой России с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их несовершенств или хотя бы эти пороки существенно смягчить, предпринимаются шаги на законодательном уровне. Конечно, и тут неизбежны проблемы, так идет поиск оптимальной формулы представительной власти.
   Комбинируются, формируясь законодательными способами избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются компоненты как мажоритарного, так и пропорционального способа выбора.
  Это как сочетание цементного раствора и песка, то и другое по отдельности не придает прочности политической конструкции, но вместе, как думают идеалисты, станет монолитом.
  Другие же по этому поводу извергают не столь бурный оптимизм. Приводя аналогию: смесь бульдога и носорога, или скрестить ежа и питона - получится десять метров колючей проволоки.
   Широкий набор вариантов и нюансов работы той или иной модели избирательной системы дает и широчайшее поле аргументов для сторонников мажоритарной модели или пропорциональных систем. В результате предложенные и оспоренные аргументы заводят полемику в тупик. В это время за скобками оказываются такие весьма важные вопросы, как: почему собственно в той или иной стране складывается именно такая избирательная система, а не иная, как связаны природа демократии или демократизации и избирательная система?
   Многие исследователи пытаются найти решение уравнения избирательной системы с точки зрения формальной логики. При этом упуская из виду тот факт, что избирательная система во многом является продуктом историко-генетического опыта и результата выхода на политическую арену новых сил, формирования
   новых избирательных предпочтений. Иначе говоря, банальное обсуждение вариантов избирательных систем и формулы формирования представительной власти должно быть дополнено и анализом исторического опыта выборов и эволюции партий как центрального института современной демократической политики.
  А эволюция порой может быть весьма существенной, так как например в отдельных странах в частности Непале, компартия стала главной опорой монархической формы правления.
  Можно отметить, что в России в коммунистической партии, полно олигархов, миллиардеров, церковных служителей( несмотря на то, что коммунистическая идеология подразумевает материалистическое восприятие мира и неверие сказок о добром дяде Христе.)
  Но не будем, уходит в сторону, поговорим о конкретной гибридной избирательной системе, её плюса и недостатках.
  Так вот гибридная избирательная система рождается в тех случаях, когда для избрания, единой представительной палаты, применяются отличные друг от друга системы. Это обычно продиктовано благим стремлением как-то соединить имеющиеся преимущества неодинаковых систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.
  Весьма характерен в данном отношении законодательно установленых порядок избрания Государственной Думы.
  Половина состава Государственной Думы (общий состав 450 депутатов) избирается в 1993-2003 годах, на основе мажоритарной системы относительного большинства. В 2005 году данная система была отменена, но в последнее время к ней при всей несправедливости хотят вернуться.
   Вторая половина депутатов Государственной Думы избирается на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу, с наличием для партий барьеров в пять или семь процентов.
  По результатам голосования депутатские мандаты распределяются между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил:
  Во-первых; подсчитывается сумма голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу за общефедеральные списки кандидатов тех избирательных объединений, что взяли проходной барьер. Данная сумма делиться на 225( в 2007-2011годах 450) - число депутатских мандатов, которые распределяют по этому округу. Обретенный результат становиться первичным избирательным частным значением;
  Во-вторых, количество реальных голосов, полученное каждым общефедеральным списком кандидатов, которые участвовали в распределении депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа является количеством парламентских мандатов, число которое приобретает надлежащий общефедеральный список кандидатов;
  В-третьих; в случае, когда после расчетов и получения результатов в соответствии со вторым правилом, в остатке бесхозные мандаты, производится их вторичное разделение. Не поделенные мандаты вручают по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых получилось более крупной дробная часть, что осталось от первичных чисел, полученных в результате деления. Если количество равно; пользуется преимуществом тот общефедеральный список претендентов-кандидатов, что получил больше голосов (Что, по-моему, не справедливо, обычно кто богаче делиться с беднейшим, а не наоборот). Если чаша весов с голосами замерла в равновесии; в выигрыше тот общефедеральный список кандидатов, что прошел регистрацию раньше остальных.
  Очень часто общефедеральный список при регистрации разбивается на региональные группы, в результате происходит распределение мандатов внутри списка, по данным группам и кандидатам. В том числе и не включенным ни в одну из групп. Первичная процедура данного распределения; элементарна- определяется искомое количество кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам.
  Порой, конечно, и тут возникают проблемы, но они в принципе решаемы, при всем несовершенстве законодательства. А может ли вообще быть совершенство?
  
  Получают данные кандидаты мандаты в первую, что справедливо очередь. Оставшиеся не распределенными внутри списка мандаты распределяются в точности по изложенным выше правилам. С той разницей, что в правиле первом распределяется поголовное число голосов, полученных списком, на число оставшихся без должного распределения внутри этого списка мандатов. По правилу второму, на избирательное частное делиться количество голосов, поданных за каждую региональную группу в том или ином субъекте Российской федерации или совокупности субъектов Российской державы. Дальнейшие, следующие за этим действия практически аналогичны. Если при этом в одной или нескольких региональных группах не оказалась должного числа выдвинутых кандидатов, то оставшиеся, до конца, так и не нашедшие своих представителей мандаты разделяются среди остальных региональных групп по сходным правилам.
  Моя работа была направлена на выявление сути и корней избирательных систем. Проведена работа по установлению: видов избирательных систем, соотношение понятий и определений "избирательной системы" и сходного, но не вполне тождественного "избирательного права".
   Избирательное право и избирательный процесс, конечно же, вполне естественно связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. В том случае, когда данное силой разума и волей ума избирательное право достаточно подробно и на конкретных примерах регламентирует политическое право граждан избирать(что обычно получают практические все, хотя я лично считают что можно разрешить голосовать и с десяти лет!) и быть избранными( последнее правда проблематично, для простого человека), то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В своем сочетании положения избирательного права образуют политико-правовой фундамент практической деятельности институтов так называемой системы как представительной так (что тождественно по понятиям) выборной демократии.
   Конституция является основным законом, который закрепляет основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию, практическое функционирование системы органов державы. Конституции по логике вещей: не должны противоречить никакие нормативно-правовые акты и законы(на счет последнего есть очень большие сомнения, в частности по предлогом борьбы с экстремизмом нарушается свобода печати, а запрет снимать фильмы с курящими или пьющими; попирает художественную свободу самовыражения.) . Считается в Конституции РФ и формально зафиксированы наши самые важные права. В том числе и политические права. Мы имеем право, избирать, и быть избранными (последнее с рядом неконституционных ограничений) в органы государственной власти и местного самоуправления.
   Конечно же, избирательная система без избирательного права не может функционировать. Эта пара понятий как бы переплетена между собой, но не стоит считать их абсолютно тождественными.
  Дело в том, что понятие такое как " избирательная система" и "избирательное право" де-факто являются собирательным типом. Пять различных подсистем в этих на первый взгляд не хитрых понятиях, определяющих порядок и процесс для выбора надлежащих правящих органов державы:
  Первая последовательность действий для избрания на пост Президента Российской Федерации( сбор миллиона подписей в 1996, 2000, двух миллионов в 2004, 2008, 2012, трехсот тысяч на следующих выборах, сто тысяч выдвиженцам от партий),
  Вторая последовательность действий для избрания депутатов на места в Государственной Думе (сборы подписей, включение в партийные списки, внесение залога).
  Третья; последовательность действий для избрания также глав администраций субъектов Российской Федерации ( сбор подписей, поддержка от 5 до 10 процентов депутатов местных законодательных собраний).
  Четвертая; последовательность действий для избрания депутатов различных законодательных органов субъектов РФ (аналогично как в Думу).
  Пятая; избирательная система выборов органов местного самоуправления.
  Как это очевидно не только знатокам и тем "гениям", у кого семь пядей во лбу, но и рядовому электорату, что избирательная система употребляется в широком смысле и узком смыслах. В предоставленной на строгий суд читателя и принимающих экзамены специалистов курсовой работе, были разобраны теоретические и практические аспекты избирательной системы в узком смысле. А так же кое-какие и аспекты и более широкого понимания избирательных систем.
   Насколько вы можете судить наиболее распространенные избирательные, обеспечивающие наиболее полное представительство народа во власти- системы: мажоритарная система и пропорциональная система, а также смешанная система. Каждая, из которых, подразделяется на свои подсистемы. Мажоритарная система на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства и мажоритарную систему квалифицированного представительства. В свою очередь пропорциональная система подразделяется на: пропорциональное представительство политических партий и полупропорциональную.
  В плюсах и минусах данные системы многогранны. Хотя наибольшей степени интересы нации и особенно электоральных меньшинств учитываются при пропорциональном представительстве. Народ государства должен выбирать, какая избирательная система ему больше подходит.
  Правда, к сожалению и партии находящиеся у власти жонглируют системами выбирая оптимальную для себя. Сам же народ от этого отстранен, и порой подобное отстранение приобретает уродливые формы.
  Например, в Белоруссии - европейской, формально цивилизованной стране в парламенте абсолютно не представлена оппозиция. Это говорит, как и о убогой недемократической избирательной системе, так и о том, что нет должных механизмов защиты от фальсификаций.
  
  
  Заключение
  Таким образом, мы приходим к неизбежному выводу - выборы являются необходимой формой народного представительства. Они позволяют каждому гражданину, добиться через своих делегированных представителей соблюдения личных интересов, удовлетворения потребностей семьи и даже реализации тех или иных мечтаний.
  Конечно, все избирательные системы имеют те или иные недостатки, порой оставляя многие миллионы людей без собственных представителей. Как изрек кто-то из древних философов: демократия деспотия большинства над меньшинством.
  Однако подлинно правовое государство в максимальной степени учитывает и интересы лиц, которым не удалось добиться делегирования своих представителей.
  В наибольшей степени представительство всех групп населения, безусловно обеспечивает пропорциональная система. Вероятно, поэтому в России в 2005 году отказались от дискриминационной мажоритарной системы относительного большинства. Так как при ней всю полноту власти может получить человек, за которого не высказалось и десятой доли пришедших на выборах.
  Великая Россия проделала огромный путь, пережив и систему избирательных квот, и выборы многих ступеней, и отсутствие альтернативного выбора, из-за партийных фильтров. Да и сейчас на пути выдвижения кандидатов в президенты и губернаторы существует множество законодательных барьеров. Например, кандидат в губернаторы должен заручиться поддержкой от пяти до десяти процентов депутатов местных собраний, что может быть невозможным для сильного, популярного, независимого кандидата.
  Не обосновано и наличие драконовских мер по числу бракованных подписей. Ведь многие люди не очень уверено держат в руках ручку, и часто ставят неразборчивые закорючки вместо подписи. Это дает возможность не допускать к выборам неугодных, но при этом имеющих реальные шансы на победу кандидатов, лишая народ возможности настоящего, богатого выбора.
  Проблемой стали многочисленные скандалы с фальсификациями выборов. В Белоруссии по этому поводу были даже массовые беспорядки, а так же можно вспомнить, что массовые акции протеста из-за фальсификации выборов привели к смене политических режимов в Югославии, Грузии, Украины, Киргизии.
  Можно вспомнить, что и в США за Альберта Гора, за которого проголосовало больше американцев, чем за Буша, но из-за несовершенной избирательной системы президентов стал Джордж Буш, по воле меньшинства населения Америки.
  Недостатком архаичной избирательной системы США, является также и то, что кандидаты в президенты должны регистрировать в каждом штате отдельно, а также возможность местным сенатам вводить, те или иные избирательные цензы.
  И в царской России при Николае Втором, при выборах в Думу, голоса элиты, стоили несравнимо больше, чем пролетариев и сельских жителей - нарушая принцип: один человек, один голос.
  В ЮАР при режиме апартеид негров лишили избирательных прав. В Прибалтике, вопреки, правилась Евросоюза, лишали избирательных прав русских и другие национальности, под предлогом, якобы незнания ими государственного языка.
  В иных государствах слишком уж мало полномочий у парламентов, что тоже нивелирует преимущества, которые дает избирательное право, и снижают влияние на власть народа и его представителей.
  В частности в девяностые годы парламенты и России и Белоруссии были оппозиционные и левые, однако никакого реального влияния на экономическую политику они не оказывали. Таким образом воля избирателей не находила отражения из-за бесправности парламентов.
  Вот и на Украине Партия Регионов получила всего тридцать процентов( и то с административным ресурсом), а сохранила себя у власти. Опять из-за смешанной структуры и мажоритарной системы относительного большинства, когда один представитель властей побеждает нескольких оппозиционных кандидатов, пользуясь распылением голосов.
  То есть много можно привести примеров, когда вроде выборы и есть, а реального представительства хотя бы большинства населения и нет, и подавляющая часть людей отчуждена от власти.
  Например, где это видано, чтобы в европейской стране в парламенте у оппозиции ни одного мандата?
  Это факт говорит, что нет Белоруссии, честных выборов и цивилизованной системы подсчета голосов и защиты от фальсификаций. Посему предстоит бороться за пропорциональную, самую демократическую систему выборов и реализацию права народа на свое представительство во власти. Как электорального большинства, так и меньшинства, ведь исторический опыт показывает, как часто было право именно меньшинство. Особенно если в него входит интеллектуальная элита, прогрессивная молодежь, писатели и поэты.
  Можно вспомнить, сколько жестокостей и несправедливость порождала диктатура большинства, когда власть опускалась до уровня не самой лучшей части народа( особенно это типично, для мрачного средневековья).
  Так что первичная функция эффективной избирательной системы, это защита меньшинства и донесение его точки зрения, чтобы подобное учитывалось властями, при принятии, того или иного решения.
  Кстати, что интересно принятие "сухого закона" в США обеспечило ханжеское большинство старушек и религиозных фанатиков. Но потом, нахлебавшись, этот отчасти популистский проект отменили.
  Точно также проведи сейчас референдум, отобрать всю собственность у олигархов и разделить её поровну среди народа. Уверен, большинство высказалось бы за, но капиталистическая экономика после это моментально бы обвалилась.
  Попытка покончить с имущественным неравенством привела бы к утрате, конкуренции и стимула роста.
  Впрочем, последнее слово; обязательно придите на выборы и отдайте свой голос не фавориту предвыборной гонки. Партия фаворит все равно свое наберет, зато ты во-первых, поможешь слабому, а во-вторых, не будешь разочарован, ведь прошедший во власть фаворит, наверняка не оправдает ожиданий...
  Глоссарий
  Љ п/п Понятие Определение
  1 Избирательная система Избирательная система - в широком смысле - порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.
  Избирательная система - в узком смысле - система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
  
  2 Выборщик Выборщик - лицо, имеющее право голосовать на второй и последующих ступенях при многоступенчатых выборах. Выборщик:
  - либо избирается только для исполнения им этой функции;
  - либо является таковым по занимаемой должности.
  3 Избирательная квота Избирательная квота - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота может определяться для каждого избирательного округа в отдельности или для всей страны в целом
  4 Мажоритарная избирательная система Мажоритарная избирательная система - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
  5 Мандатная система голосования Мандатная система голосования - система голосования, при которой делегат может иметь несколько голосов соответственно численности представляемой им организации.
  6 Многостепенные выборы Многостепенные выборы - избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят избранные населением выборщики и/или депутаты нижестоящих представительных органов.
  7 Пропорциональная избирательная система Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.
  8 Равное представительство Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.
  9 Система премий Система премий - избирательная система, при которой партия или блок партий, вышедшие на первое место по числу собранных ими голосов, получают, согласно закону, непропорционально большее и при том заранее фиксированное количество депутатских мест.
  10 Смешанная избирательная система Смешанная избирательная система - в ряде стран - избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.
  11 Соединение списков Соединение списков - правило избирательной системы, согласно которому голоса, поданные за списки блокирующихся партий, должны рассматриваться как поданные за их общий список. Правило соединенных списков позволяет искусственно увеличить шансы блокирующихся партий.
  Список использованных источников
  1 Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Текст]// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  22 закон Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания
  23 . Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 357-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
  44 . Федеральный закон от 12 мая 2009 года N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами
  55 . Чиркин В.Е. Конституционное право России. Практикум. М.,2000г.
  66 . Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право РФ. М., 2003г.
  77 . Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право РФ. М., 2003г.
  88 . Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Экзаменационные ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс. 2003г.
  99 Баглай М.В., Конституционное право РФ. Учебник для вузов. Издание 2-е. М: Норма, 1999г.
  110 Габричидзе Б.Н., Елисеев В.Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М., 2001г.
  
  111 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М., Норма. 2000г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"