В Википедии есть статьи о других людях с именем Понтий.
Понтий Пилат
лат. Pontius Pilatus
Н. Ге. "Христос и Пилат" ("Что есть истина?"), 1890
Н. Ге. "Христос и Пилат" ("Что есть истина?"), 1890
префект Иудеи
26-36 годы
Монарх Тиберий
Предшественник Валерий Грат
Преемник Марцелл
Рождение предп. декабрь 12 до н. э.[1]
Апруций, Италия, Римская империя
Смерть не ранее 38
неизвестно
Супруга Клавдия Прокула
Военная служба
Род войск Древнеримская армия
Звание легат
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus, др.-греч. Πόντιος Πιλάτος; родился около 12 года до н. э., Апруций, Римская империя - умер после 37 года) - римский префект Иудеи c 26 по 36 год, из всаднического сословия. Корнелий Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий - правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 год, был в должности префекта[2].
Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями[3]. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых безо всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: "подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость"[4].
После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Луций Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.
Содержание
1 Понтий Пилат в христианской традиции
1.1 Апокрифы о Понтии Пилате
2 Суд Пилата
3 Исторические свидетельства
4 Пилат в искусстве и культуре
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Понтий Пилат в христианской традиции
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.
... Но они кричали: Распни Его! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.
- Лк. 23:21
Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.
По евангельскому рассказу, Пилат при этом "взял воды и умыл руки перед народом", использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение "умыть руки").
И написал фразу, которую прикрепили к кресту, на котором распяли Христа.
Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал.
- Ин. 19:19-22
Относительно последующей жизни Пилата существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он впал в различные несчастья, которые в конце концов вынудили его к самоубийству[5]. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено в Виенну и утоплено в Родане, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерной. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата "Pilatusberg". По другим сообщениям, он был казнён Нероном. В Виенне находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за "гробницу Пилата".
Имя Понтия Пилата - одно из трёх (помимо имён Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: "И во единого Господа Иисуса Христа, ...распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого". По распространённому богословскому толкованию, слова "при Понтии Пилате" - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.
Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год
Апокрифы о Понтии Пилате
Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и "раскаявшийся" и "обратившийся к христианству" Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. 4:21). В результате возникло двойное имя - Клавдия Прокула[6]. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня[7].
Суд Пилата
Основная статья: Суд Пилата
Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца), поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Исторические свидетельства
Плита из Кесарии
В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем, начиная с "Донесений Пилата Тиберию", упоминания о которых встречаются уже у авторов II-III веков, и заканчивая подделками XX века, такими, например, как "Свидетельство грека Гермидия" (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).
Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, позже ставшей известной под названием "Плита из Кесарии", расшифрованной археологом Антонио Фрова как:
...]S TIBERIÉVM
...PON]TIVS PILATVS
..PRAEF]ECTVS IVDA[EA]E
..́.
что, возможно, является фрагментом надписи: "Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам". Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.
В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н. э.[8][9]
В 2018 году израильские учёные расшифровали надпись на найденном полвека назад древнем кольце и выяснили, что это имя римского наместника Иудеи Понтия Пилата. Специалисты предполагают, что кольцо, сделанное из медного сплава и датируемое первым веком до нашей эры - серединой первого века нашей эры, могло принадлежать либо самому Пилату, либо чиновнику в его администрации, еврею или язычнику. "Я не знаю никакого другого Пилата из той эпохи, а кольцо указывает на то, что он был человеком высокого положения", - отметил профессор Данни Шварц[10][11].
Пилат в искусстве и культуре
Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, "Прокуратор Иудеи" Анатоля Франса, "Евангелие от Пилата" Эрика-Эмманюэля Шмитта, "Кредо Пилата" Карела Чапека, "Смирительная рубашка" Джека Лондона, "Плаха" Чингиза Айтматова), "Воспоминания Понтия Пилата" Анны Берне, музыке (например, рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" Эндрю Ллойда Уэббера, "Мастер и Маргарита" А. Градского, песня группы "Ария" "Кровь за кровь") и многих других; в изобразительном искусстве (например, "Христос перед Пилатом" (1634) Рембрандта, "Что есть истина?" (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo ("Се, человек"), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.
В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актёрами:
Фред Стронг ("Игра страсти Обераммергау" "The Passion Play of Oberammergau", США, 1898)