В доме в Сильверлейке было темно, его окна пусты, как глаза мертвеца. Это был старый калифорнийский ремесленный дом с просторным крыльцом и двумя мансардными окнами на длинном скате крыши. Но света за стеклом не было, даже над дверным проемом. Вместо этого дом отбрасывал на себя зловещую тьму, которую не мог проникнуть даже свет уличного фонаря. На крыльце мог стоять мужчина, и Босх знал, что, скорее всего, он его не увидит.
- Ты уверен, что это оно? - спросил он ее.
- Не дом, - сказала она. "За этим. Гараж. Подъезжай, чтобы видеть подъезд.
Босх нажал на педаль газа, и "Каприс" двинулся вперед и пересек въезд на подъездную дорожку.
- Вот, - сказала она.
Босх остановил машину. За домом был гараж с квартирой над ним. Деревянная лестница вверх сбоку, свет над дверью. Два окна, свет внутри.
- Хорошо, - сказал Босх.
Несколько мгновений они смотрели на гараж. Босх не знал, что он ожидал увидеть. Может ничего. Духи шлюхи наполнили машину, и он опустил стекло. Он не знал, доверять ее словам или нет. Единственное, чего он не мог сделать, это вызвать подкрепление. Ровера с собой у него не было, а в машине не было телефона.
- Что ты собираешься, он идет! - сказала она срочно.
Босх видел это, тень фигуры, промелькнувшую за меньшим окном. Ванная, предположил он.
- Он в ванной, - сказала она. "Вот где я все это видел".
Босх отвел взгляд от окна и посмотрел на нее.
- Какие вещи?
"Я, э-э, проверил шкаф. Знаешь, когда я был там. Просто смотрю, что у него есть. Девушка должна быть осторожна. И я видел все вещи. Дерьмо с макияжем. Вы знаете, тушь для ресниц, помады, компакты и прочее. Вот я и подумал, что это он. Он использовал все это, чтобы раскрасить их, когда закончил, понимаете, убивать их.
- Почему ты не сказал мне об этом по телефону?
- Ты не спрашивал.
Он увидел, как фигура прошла за занавесками другого окна. Мысли Босха теперь бешено колотились, а сердце бешено колотилось.
- Как давно ты оттуда сбежал?
"Черт, я не знаю. Мне пришлось дойти до Франклина только для того, чтобы найти чертову поездку на бульвар. Я был с поездкой около десяти минут. Так что я не знаю".
"Предполагать. Это важно."
"Я не знаю. Прошло больше часа".
Дерьмо, подумал Босх. Она остановилась, чтобы провернуть трюк, прежде чем позвонить по номеру оперативной группы. Выказал много искренней заботы там. Теперь там может быть замена, и я сижу здесь, наблюдая.
Он направил машину по улице и нашел место перед гидрантом. Он выключил двигатель, но оставил ключи в замке зажигания. После того, как он выпрыгнул, он просунул голову обратно в открытое окно.
"Слушай, я иду туда. Оставайся здесь. Если вы услышите выстрелы, или если я не вернусь сюда через десять минут, вы начнете стучать в двери и вызывать сюда копов. Скажи им, что офицеру нужна помощь. На приборной панели есть часы. Десять минут."
- Десять минут, детка. Теперь ты будешь героем. Но я получаю эту награду".
Босх выхватил пистолет и поспешил по подъездной дорожке. Лестница вверх по стене гаража была старой и покоробленной. Он взял их по три за раз, так тихо, как только мог. Но все равно казалось, что он кричит о своем приходе в мир. Наверху он поднял пистолет и разбил голую лампочку над дверью. Затем он откинулся назад, в темноту, к внешним перилам. Он поднял левую ногу и перенес весь свой вес и инерцию на пятку. Он ударил в дверь выше ручки.
Дверь распахнулась с громким треском. Пригнувшись, Босх прошел через порог в стандартной боевой стойке. Сразу же он увидел мужчину через всю комнату, стоящего по другую сторону кровати. Мужчина был голый и не только лысый, но и совершенно безволосый. Его взгляд остановился на глазах мужчины, и он увидел, как их быстро наполнил ужас. - закричал Босх высоким и напряженным голосом.
"ПОЛИЦЕЙСКИЕ! НЕ ДВИГАЙСЯ!"
Мужчина замер, но только на мгновение, а затем начал наклоняться, потянувшись правой рукой к подушке. Он помедлил один раз, а затем продолжил движение. Босх не мог в это поверить. Какого хрена он делал? Время замерло. Адреналин, бьющий по его телу, придавал его зрению четкость замедленного движения. Босх знал, что мужчина либо тянулся к подушке в поисках чего-нибудь, чем можно было бы прикрыться, либо...
Рука скользнула под подушку.
"НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО!"
Рука сжимала что-то под подушкой. Мужчина не сводил глаз с Босха. Потом Босх понял, что в его глазах не было ужаса. Это было что-то другое. Злость? Ненавидеть? Рука уже вылезала из-под подушки.
"НЕТ!"
Босх сделал один выстрел, и его пистолет дернулся обеими руками. Голый мужчина дернулся вверх и назад. Он врезался в стену позади себя, обшитую деревянными панелями, затем отскочил вперед и упал на кровать, дергаясь и задыхаясь. Босх быстро прошел в комнату и к кровати.
Левая рука мужчины снова потянулась к подушке. Босх поднял левую ногу и встал коленом на спину, прижав его к кровати. Он стянул наручники с ремня, схватил ощупывающую левую руку и надел на нее наручники. Потом право. За спиной. Голый мужчина давился и стонал.
- Я не могу... я не могу, - сказал он, но его заявление было потеряно в приступе кровавого кашля.
- Вы не можете делать то, что я вам сказал, - сказал Босх. - Я сказал тебе не двигаться!
Просто умри, чувак, подумал Босх, но ничего не сказал. Нам всем станет легче.
Он двинулся вокруг кровати к подушке. Он поднял его, несколько мгновений смотрел на то, что было под ним, а затем уронил его. Он на мгновение закрыл глаза.
"Черт побери!" - крикнул он голому мужчине в затылок. "Что вы делали? У меня был гребаный пистолет, а ты, ты дотянешься - я же сказал тебе не двигаться!
Босх обошел кровать, чтобы увидеть лицо мужчины. Кровь текла изо рта на грязно-белую простыню. Босх знал, что его пуля попала в легкие. Голый мужчина теперь был умирающим.
- Тебе не нужно было умирать, - сказал ему Босх.
Потом мужчина умер.
Босх оглядел комнату. Больше никого не было. Никакой замены сбежавшей шлюхе. Он ошибся в этом предположении. Он пошел в ванную и открыл шкафчик под раковиной. Макияж был на месте, как и сказала шлюха. Bosch узнал некоторые торговые марки. Макс Фактор, L"Oréal, девушка с обложки, Revlon. Все вроде совпало.
Он оглянулся через дверь ванной на труп на кровати. В воздухе все еще пахло порохом. Он закурил сигарету, и в помещении было так тихо, что он мог слышать, как горит хрустящий табак, когда он затягивал успокаивающий дым в свои легкие.
Телефона в квартире не было. Босх сел на стул на кухне и стал ждать. Глядя через комнату на тело, он понял, что его сердце все еще быстро колотится и что он чувствует головокружение. Он также понял, что не испытывает ничего - ни сочувствия, ни вины, ни печали - к мужчине на кровати. Вообще ничего.
Вместо этого он попытался сосредоточиться на звуке сирены, которая теперь звучала вдалеке и приближалась. Через некоторое время он смог различить, что это была не одна сирена. Это было много.
1
В коридорах Окружного суда США в центре Лос-Анджелеса нет скамеек. Нет места, чтобы сидеть. Любой, кто соскользнет со стены, чтобы сесть на холодный мраморный пол, будет разбужен первым заместителем маршала, который пройдет мимо. А маршалы всегда в коридорах, проходят мимо.
Отсутствие гостеприимства существует потому, что федеральное правительство не хочет, чтобы его здание суда создавало даже видимость того, что правосудие может быть медленным или несуществующим. Он не хочет, чтобы люди выстроились в залах на скамейках или на полу, ожидая с усталыми глазами, когда откроются двери зала суда и будут вызваны их дела или дела их заключенных близких. Достаточно того, что происходит на другой стороне Спринг-стрит в здании окружного уголовного суда. Каждый день скамейки в коридорах каждого этажа забиты ожидающими. В основном это женщины и дети, их мужья, отцы или любовники, находящиеся в заключении. В основном они черные или коричневые. В основном скамейки выглядят как переполненные спасательные плоты - женщины и дети в первую очередь - с людьми, прижавшимися друг к другу и брошенными по течению, ожидающими, всегда ожидающими, чтобы их нашли. Лодочные люди, как называют их умники из здания суда.
Гарри Босх размышлял об этих различиях, пока курил сигарету и стоял на крыльце здания федерального суда. Это было другое дело. Не курить в коридорах внутри. Так что ему пришлось спуститься на эскалаторе и выйти на улицу во время перерывов суда. Снаружи за бетонным основанием статуи женщины с завязанными глазами, держащей весы правосудия, стояла заполненная песком пепельница. Босх посмотрел на статую; он никогда не мог вспомнить ее имя. Леди Справедливости. Что-то греческое, подумал он, но не был уверен. Он вернулся к сложенной газете в руках и перечитал историю.
В последнее время по утрам он читал только раздел "Спорт", сосредоточив все свое внимание на страницах в конце, где результаты и статистика были тщательно составлены и обновлялись каждый день. Почему-то столбцы чисел и процентов успокаивали его. Они были четкими и краткими, абсолютный порядок в неупорядоченном мире. Знание того, кто сделал больше всего хоум-ранов за "Доджерс", заставило его почувствовать, что он все еще каким-то образом связан с городом и со своей жизнью.
Но сегодня он оставил спортивный раздел свернутым и засунутым в свой портфель, который стоял под его стулом в зале суда. Раздел "Метро" в " Лос-Анджелес Таймс " теперь был в его руках. Он аккуратно сложил раздел пополам, как это делали водители на автостраде, чтобы читать во время вождения, а история о судебном процессе была в нижнем углу первой страницы раздела. Он еще раз прочел рассказ и снова почувствовал, как горит его лицо, когда он читал о себе.
НАЧИНАЕТСЯ СУД НАД ПОЛИЦЕЙСКИМ "ПАРКЕТОМ" СТРЕЛЬБОЙ
ОТ ДЖОЭЛА БРЕММЕРА, СОТРУДНИКА TIMES
В то время как сегодня начинается необычный судебный процесс по гражданским правам, детектив полиции Лос-Анджелеса обвиняется в применении чрезмерной силы четыре года назад, когда он застрелил предполагаемого серийного убийцу, который, как он полагал, потянулся за пистолетом. Предполагаемый убийца на самом деле потянулся к своему парику.
43-летнему детективу полиции Лос-Анджелеса Гарри Бошу предъявляют иск в окружном суде США вдова Нормана Черча, работника аэрокосмической отрасли Боша, застреленного в разгар расследования так называемых убийств кукольников.
Почти за год до стрельбы полиция разыскивала серийного убийцу, названного так СМИ за то, что он красил лица 11 своих жертв гримом. Широко разрекламированный розыск был отмечен тем, что убийца отправлял стихи и заметки в Bosch и Times .
После того, как Черч был убит, полиция заявила, что у них есть неопровержимые доказательства того, что убийцей был инженер-механик.
Босх был отстранен от работы, а затем переведен из специального отдела по расследованию убийств отдела полиции Лос-Анджелеса по расследованию грабежей и убийств в отдел по расследованию убийств голливудского отдела. При понижении в должности полиция подчеркнула, что Босх был наказан за процессуальные ошибки, такие как его отказ вызвать подкрепление в квартиру Силверлейк, где произошла стрельба со смертельным исходом.
Полицейские администраторы утверждали, что убийство Черча было "хорошей" терминологией стрелкового отдела, означающей, что это не неуместно.
Поскольку смерть Черча помешала судебному разбирательству, большая часть доказательств, собранных полицией, никогда не предоставлялась публично под присягой. Это, вероятно, изменится с федеральным испытанием. Ожидается, что недельный процесс отбора присяжных завершится сегодня, после чего последуют вступительные заявления адвокатов.
Босху пришлось заново свернуть лист, чтобы продолжить чтение истории на внутренней странице. На мгновение он отвлекся, увидев свою фотографию на внутренней странице. Это была старая фотография, и она мало чем отличалась от фотоснимка. Это было то же самое, что было в его служебном удостоверении личности. Босха больше раздражала фотография, чем рассказ. Это было вторжением в его частную жизнь, выставить его фотографию в таком виде. Он попытался сосредоточиться на рассказе.
Босха защищает городская прокуратура, потому что он действовал при исполнении служебных обязанностей, когда произошла стрельба. Если какое-либо судебное решение будет выиграно истцом, платить будут городские налогоплательщики, а не Bosch.
Жену Черча, Дебору, представляет адвокат по гражданским правам Хани Чендлер, которая специализируется на делах о злоупотреблениях со стороны полиции. В интервью на прошлой неделе Чендлер сказала, что постарается доказать присяжным, что Босх действовал настолько безрассудно, что смертельный расстрел Черча был неизбежен.
"Детектив Босх был ковбоем, и в итоге погиб человек, - сказал Чендлер. "Я не знаю, был ли он просто безрассудным или здесь есть что-то более зловещее, но мы узнаем в суде".
Это была строчка, которую Босх читал и перечитывал по крайней мере шесть раз с тех пор, как получил газету во время первого перерыва. Зловещий. Что она имела в виду? Он старался не беспокоить себя, зная, что Чендлер не прочь использовать газетное интервью для проведения психологической операции, но все же это было похоже на предупредительный выстрел. Это давало ему понять, что дальше будет больше.
Чендлер сказала, что она также планирует подвергнуть сомнению доказательства полиции о том, что Черч был Кукольником. Она сказала, что Черч, отец двух дочерей, не был серийным убийцей, разыскиваемым полицией, и что они заклеймили его как такового, чтобы скрыть проступок Босха.
"Детектив Босх хладнокровно убил невиновного человека, - сказал Чендлер. "То, что мы делаем с этим иском о гражданских правах, - это то, что полицейское управление и окружная прокуратура отказались сделать: раскрыть правду и обеспечить правосудие для семьи Нормана Черча".
Бош и зам. Городской Атти. Родни Белк, защищающий его, отказался комментировать эту историю. Наряду с Босхом, среди тех, кто, как ожидается, будет давать показания по одно-двухнедельному делу, будут:
- Запасная мелочь, приятель?
Босх оторвал взгляд от газеты и увидел грязное, но знакомое лицо бездомного, застолбившего перед зданием суда свою территорию. Босх видел его здесь каждый день в течение недели отбора присяжных, когда он ходил за мелочью и сигаретами. Мужчина был одет в потертый твидовый пиджак поверх двух свитеров и вельветовых брюк. У него был пластиковый пакет с вещами и чашка Big Gulp, чтобы трясти ее перед людьми, когда он просил сдачи. Он также всегда носил с собой желтый блокнот с исписанными каракулями.
Босх инстинктивно похлопал себя по карманам и пожал плечами. У него не было сдачи.
- Я бы взял доллар, знаешь ли.
"Не имейте лишнего доллара".
Бездомный отмахнулся от него и заглянул в урну для пепла. Пожелтевшие окурки выросли из песка, как раковые урожаи. Он сунул свой желтый блокнот под мышку и начал перебирать подношения, выбирая те, в которых оставалось еще четверть дюйма или больше табака для курения. Время от времени он находил почти целую сигарету и щелкал ртом, чтобы показать свое одобрение. Он положил урожай из пепельницы в чашку "Большой глоток".
Довольный своими выводами, мужчина отступил от пепельницы и посмотрел на статую. Он оглянулся на Босха и подмигнул, затем начал покачивать бедрами в непристойной имитации полового акта.
- Как насчет моей девушки? он сказал.
Затем мужчина поцеловал его руку, потянулся и похлопал статую.
Прежде чем Босх успел придумать, что сказать, пейджер на его поясе зачирикал. Бездомный отступил еще на два шага и поднял свободную руку, словно отгоняя неведомое зло. Босх увидел выражение безумной паники на его лице. Это был взгляд человека, у которого мозговые синапсы были разнесены слишком далеко друг от друга, связи притупились. Мужчина повернулся и побежал прочь, в сторону Спринг-стрит, со своей чашкой окурков.
Босх наблюдал за ним, пока он не ушел, а затем снял с пояса пейджер. Он узнал номер на дисплее. Это была прямая линия лейтенанта Харви "Девяносто восемь" Паундса с голливудской резидентуры. Он бросил то, что осталось от сигареты, в песок и вернулся в здание суда. Наверху эскалатора, рядом с залами суда на втором этаже, стоял ряд телефонов-автоматов.
- Гарри, что там происходит? - спросил Паундс.
"Обычно. Просто жду вокруг. У нас есть присяжные, так что теперь юристы с судьей говорят об открытии. Белк сказал, что мне не обязательно присутствовать при этом, так что я просто слоняюсь поблизости.
Он посмотрел на свои часы. Было без десяти двенадцать.
"Скоро у них перерыв на обед", - добавил он.
"Хороший. Ты мне нужен."
Босх не ответил. Паундс пообещал, что не будет заниматься ротацией дел до окончания судебного разбирательства. Еще неделя, максимум две. Это было обещание, которое у Паундса не было иного выбора, кроме как дать. Он знал, что Босх не сможет справиться с расследованием убийства, находясь в федеральном суде четыре дня в неделю.
"В чем дело? Я думал, что меня нет в списке".
"Ты. Но у нас могут быть проблемы. Это касается тебя".
Босх снова заколебался. Так было с Паундсом. Гарри скорее доверится уличному стукачу, чем Паундсу. Всегда был устный мотив и скрытый мотив. Казалось, что на этот раз лейтенант исполнял один из своих рутинных танцев. Говоря расплывчатыми фразами, пытаясь заставить Босха клюнуть на крючок.
"Проблема?" - наконец спросил Босх. Хороший ни к чему не обязывающий ответ.
- Ну, я так понимаю, вы видели сегодняшнюю газету - статью в " Таймс " о вашем деле?
- Да, я как раз читал.
- Ну, мы получили еще одну записку.
"Записка? О чем ты говоришь?"
- Я говорю о том, что кто-то бросил записку на стойку регистрации. Адресовано вам. И черт, если это не похоже на те записи, которые ты получил от Кукольника, когда все это происходило.
Босх мог сказать, что Паундс наслаждался этим, растягивая его.
- Если оно было адресовано мне, откуда вы об этом знаете?
"Оно не было отправлено по почте. Нет конверта. Это была всего одна страница, перевернутая. На листе было твое имя. Кто-то оставил его на стойке регистрации. Кто-то там это читал, вы можете понять это оттуда".
- Что там написано?
- Что ж, Гарри, тебе это не понравится, время выбрано ужасное, но в записке говорится, по сути, что ты выбрал не того парня. Что Кукольник все еще там. Писатель говорит, что он настоящий Кукольник и что подсчет трупов продолжается. Говорит, что ты убил не того парня.
"Это фигня. Письма Кукольника были в газете, в книге Бреммера по делу. Любой мог подобрать стиль и написать заметку. Ты-"
- Ты принимаешь меня за идиота, Босх? Я знаю, что это мог написать кто угодно. Но и писатель знал это. Поэтому, чтобы доказать свою точку зрения, он приложил маленькую карту сокровищ, я думаю, вы бы так это назвали. Как добраться до тела другой жертвы.
В очереди повисла долгая тишина, пока Босх думал, а Паундс ждал.
"Так что?" - наконец сказал Босх.
- Итак, сегодня утром я отправил Эдгара туда. Ты помнишь ресторан Бинга на Вестерн?
"Бинга? Да, к югу от бульвара. Бинга. Бильярдный зал. Разве это место не пострадало во время беспорядков в прошлом году?
- Верно, - сказал Паундс. "Полное выгорание. Они разграбили и подожгли это место. Остались только плита и три стены. Есть постановление города о его сносе, но владелец еще ничего не сделал. Во всяком случае, это место, согласно этой записке, которую мы получили. В записке сказано, что она была похоронена под плитой пола. Эдгар отправился туда с городской бригадой, отбойными молотками, работами...
Паундс тянул с этим. Какой мелкий засранец, подумал Босх. На этот раз он будет ждать дольше. И когда тишина нервно затянулась, Паундс наконец заговорил.
"Он нашел тело. Как и было сказано в записке. Под бетоном. Он нашел тело. Это-"
"Сколько этому лет?"
"Пока не знаю. Но это старо. Вот почему я звоню. Мне нужно, чтобы ты сходил туда во время обеденного перерыва и посмотрел, что ты можешь из этого сделать. Знаешь, это законно, как жертва Кукольника, или какой-то другой псих нас дрочит? Вы эксперт. Вы можете пойти туда, когда судья прервется на обед. Я встречу тебя там. И ты вернешься как раз к открытию".
Босх оцепенел. Ему уже нужна была еще одна сигарета. Он попытался упорядочить все, что только что сказал Паундс. Кукольник - нормандская церковь - умер четыре года назад. Ошибки не было. Босх знал ту ночь. Он и сегодня знал это нутром. Черч был Кукольником.
- Так эта записка только что появилась на столе?
- Дежурный сержант нашел его на стойке регистрации около четырех часов назад. Никто не видел, чтобы кто-то покидал его. Знаете, по утрам через фронт проходит много людей. Плюс у нас была смена смены. Я попросил Михана подняться и поговорить с дежурными по униформе. Никто не помнит об этом ни хрена, пока не найдут.
"Дерьмо. Прочитай мне".
"Не мочь. У СИД есть. Сомневаюсь, что будут какие-то лифты, но мы должны пройти через движения. Я возьму копию и возьму ее с собой на место происшествия, хорошо?
Босх не ответил.
- Я знаю, о чем вы думаете, - сказал Паундс. - Но давайте приостановим наших лошадей, пока не увидим, что там снаружи. Пока нет причин для беспокойства. Может быть, это какой-то трюк, придуманный этим адвокатом, Чендлер. Не пропустил бы мимо нее. Она такой тип, она сделает все, чтобы пригвоздить к стене еще один скальп полиции Лос-Анджелеса. Любит видеть свое имя в газете.
"А как же СМИ? Они уже слышали об этом?
"Мы получили несколько звонков о найденном теле. Они, должно быть, получили его от коронерского курьера. Мы не выходим в эфир. В любом случае, никто не знает ни о записке, ни о связях с Кукольником. Они просто знают, что есть тело. Думаю, мысль о том, что его найдут под полом одного из бунтовщиков, сексуальна.
"В любом случае, мы пока должны держать при себе роль Кукольника. Если, конечно, тот, кто это написал, еще и не разослал копии в СМИ. Если он это сделал, мы узнаем об этом к концу дня".
"Как он мог похоронить ее под плитой бильярдной?"
"Все здание не было бильярдным залом. Сзади были складские помещения. До того, как это было у Бинга, это была студия реквизита. После того, как Bing's заняла переднюю часть, они сдали в аренду секции сзади для хранения. Это все от Эдгара, он нашел там владельца. Убийца, должно быть, проник в одну из комнат, проломил существующую плиту и положил туда тело этой девушки. Так или иначе, все это сгорело во время беспорядков. Но огонь не повредил плиту. Тело этой бедной девушки все это время находилось там внизу. Эдгар сказал, что это похоже на мумию или что-то в этом роде.
Босх увидел, как открылась дверь в зал суда номер 4, и оттуда вышли члены семьи Черча, а за ними их адвокат. Они прерывались на обед. Дебора Черч и две ее дочери-подростка не смотрели на него. Но Хани Чендлер, известная большинству полицейских и других сотрудников федерального суда как Мани Чендлер, смотрела на него убийственным взглядом, когда проходила мимо. Они были темными, как обожженное красное дерево, и контрастировали с загорелым лицом с сильным подбородком. Это была привлекательная женщина с гладкими золотыми волосами. Ее фигура была скрыта за жесткими линиями синего костюма. Босх чувствовал, как враждебность группы захлестывает его волной.
- Босх, ты еще здесь? - спросил Паундс.
"Ага. Похоже, мы только что прервались на обед".
"Хороший. Тогда иди туда, и я встречу тебя. Не могу поверить, что говорю это на самом деле, но надеюсь, что это очередной бред. Ради тебя, может быть, это будет лучше всего.
"Верно."
Когда Босх вешал трубку, он услышал голос Паундса и снова поднес трубку к уху.
"Еще кое-что. Если там появятся СМИ, оставьте их мне. Как бы то ни было, вы не должны официально участвовать в этом новом деле из-за судебного разбирательства, вытекающего из старого. Мы просто приглашаем вас в качестве свидетеля-эксперта, так сказать.
"Верно."
"Увидимся там."
2
Босх вывел Уилшира из центра города и свернул на Третью после того, как добрался до того, что осталось от парка Макартуров. Повернув на север, на Западную, он увидел слева группу патрульных машин, детективных машин, а также фургоны следователя и следователя. Вдалеке над северным видом висела вывеска HOLLYWOOD, ее буквы были едва различимы в смоге.
Дом Бинга представлял собой три почерневших стены с кучей обугленных обломков. Крыши не было, но военнослужащие повесили синий пластиковый брезент поверх задней стены и привязали его к сетчатому забору, который шел вдоль участка. Босх знал, что этого не было сделано, потому что следователи хотели тени там, где они работали. Он наклонился вперед и посмотрел вверх через ветровое стекло. Он видел их там, наверху, они кружили. Городские падальщики: вертолеты СМИ.
Когда Босх остановился у обочины, он увидел пару городских рабочих, стоящих рядом с грузовиком с оборудованием. У них были больные лица, и они сильно и глубоко затягивались сигаретами. Их отбойные молотки валялись на земле возле задней части грузовика. Они ждали - надеялись, - что их работа здесь сделана.
По другую сторону их грузовика Паундс стоял рядом с синим фургоном коронера. Казалось, он собирался с духом, и Босх заметил, что у него такое же болезненное выражение лица, как и у штатских. Хотя Паундс руководил голливудскими детективами, в том числе отделом расследований убийств, сам он никогда не работал в отделе убийств. Как и у многих других администраторов отдела, его восхождение по служебной лестнице основывалось на результатах тестов и скудоумии, а не на опыте. Босху всегда нравилось видеть, как кто-то вроде Паундса получает дозу того, с чем настоящие копы имеют дело каждый день.
Босх посмотрел на часы, прежде чем вылезти из своего "Каприса". У него был час, прежде чем он должен был вернуться в суд для открытия.
- Гарри, - сказал Паундс, подходя. - Рад, что ты успел.
- Всегда рад проверить еще одно тело, лейтенант.
Босх снял пиджак и положил его в машину на сиденье. Затем он подошел к багажнику, достал мешковатый синий комбинезон и надел его поверх одежды. Будет жарко, но ему не хотелось возвращаться в суд весь в грязи и пыли.
- Хорошая идея, - сказал Паундс. - Жаль, что я не принес свои вещи.
Но Босх знал, что у него ничего нет. Паундс рискнул появиться на месте преступления только тогда, когда была большая вероятность того, что появится телевизор, и он сможет дать звуковой отрывок. И его интересовало только телевидение. Не печатные СМИ. Вы должны были понять смысл более двух предложений подряд с газетным репортером. А затем ваши слова прикрепились к листу бумаги и были там весь следующий день и, возможно, навсегда, чтобы преследовать вас. Говорить с печатными СМИ было нехорошо. Телевидение было более мимолетным и менее опасным трепетом.
Босх направился к синему брезенту. Под ним он увидел обычное собрание следователей. Они стояли рядом с грудой битого бетона и вдоль края траншеи, вырытой в бетонной подушке, которая была фундаментом здания. Босх поднял голову, когда один из телевертолетов пролетел низко. Они не получат много полезного видео, если брезент скрывает сцену. Вероятно, сейчас они отправляли наземные бригады.
В оболочке здания все еще оставалось много мусора. Обугленные потолочные балки и бревна, разбитые бетонные блоки и прочий щебень. Паундс догнал Босха, и они начали осторожно пробираться к скопищу под брезентом.
"Они снесут это бульдозерами и сделают еще одну парковку", - сказал Паундс. "Это все, что беспорядки дали городу. Около тысячи новых парковок. Вы хотите припарковаться в Южном Централе в эти дни, нет проблем. Вы хотите бутылку газировки или заправить машину бензином, тогда у вас проблемы. Они сожгли все места. Ты проезжаешь Южную сторону перед Рождеством? У них много рождественских елок в каждом квартале, там все открытое пространство. Я до сих пор не понимаю, почему эти люди сжигали свои кварталы".
Босх знал, что тот факт, что такие люди, как Паундс, не понимали, почему "эти люди" сделали то, что они сделали, был одной из причин, по которой они сделали это, и когда-нибудь им придется сделать это снова. Босх смотрел на это как на цикл. Примерно каждые двадцать пять лет душа города сжигалась огнем реальности. Но потом понеслось. Быстро, без оглядки. Как наезд и бегство.
Внезапно Паундс упал, поскользнувшись на рыхлых обломках. Он остановил свое падение руками и быстро вскочил, смущенный.
"Блин!" - выкрикнул он, а затем, хотя Босх и не спрашивал, добавил: - Я в порядке. Я в порядке."
Он быстро рукой аккуратно пригладил пряди волос, соскользнувшие с его лысеющего черепа. Он не осознавал, что, делая это, размазывал по лбу черный обугленный осадок от руки, а Босх не сказал ему об этом.
Наконец они подошли к сборищу. Босх подошел к своему бывшему партнеру, Джерри Эдгару, который стоял с парой следователей, которых Гарри знал, и двумя женщинами, которых он не знал. Женщины были в зеленых комбинезонах, форме судмедэкспертов. Рабочие с минимальной заработной платой, которых отправляли с места смерти на место смерти в синем фургоне, подбирая тела и отвозя их в холодильник.
- Где это, Гарри? - сказал Эдгар.
"Прямо здесь."
Эдгар только что был в Новом Орлеане на фестивале блюза и каким-то образом вернулся с приветствием. Он говорил это так часто, что это начинало раздражать. Эдгар был единственным в детективном бюро, кто этого не понимал.
Эдгар выделялся среди остальных. На нем не было комбинезона, как у Босха, - на самом деле он никогда его не носил, потому что он мял его костюмы "Нордстрем", - и каким-то образом ему удалось пробраться на место преступления, не запачкав ни следа пыли на манжетах брюк. серый двубортный костюм. Рынок недвижимости - когда-то прибыльный заработок Эдгара на улице - уже три года находился в дерьме, но Эдгару все еще удавалось быть самым стильным костюмером в подразделении. Босх посмотрел на бледно-голубой шелковый галстук Эдгара, туго завязанный на шее черного детектива, и предположил, что он мог стоить больше, чем его собственная рубашка и галстук вместе взятые.
Босх отвернулся и кивнул Арту Доновану, криминалисту SID, но больше ничего не сказал остальным. Он следовал протоколу. Как и на любом месте убийства, действовала тщательно организованная и кровосмесительная кастовая система. Детективы в основном разговаривали между собой или с техником SID. Полицейские не разговаривали, если к ним не обращались. Грузчики, самые низкие на тотемном столбе, не разговаривали ни с кем, кроме техника коронера. Техник коронера мало что сказал копам. Он презирал их, потому что, по его мнению, они были нытиками - всегда нуждались в том или ином, сделали вскрытие, сделали анализы на токсины, и все это было сделано еще вчера.
Босх заглянул в траншею, над которой они стояли. Бригада отбойных молотков пробила плиту и вырыла яму длиной около восьми футов и глубиной четыре фута. Затем они выкопали вбок большое образование из бетона, которое простиралось на три фута ниже поверхности плиты. В камне было углубление. Босх присел на корточки, чтобы рассмотреть поближе, и увидел, что бетонная впадина была очертаниями женского тела. Это было похоже на форму, в которую можно было залить гипс, чтобы сделать слепок, может быть, сделать манекен. Но внутри было пусто.
- Где тело? - спросил Босх.
"Они забрали то, что уже было упущено", - сказал Эдгар. - Он в сумке в грузовике. Мы пытаемся выяснить, как убрать этот кусок плиты отсюда целым и невредимым".
Босх несколько мгновений молча смотрел в лощину, прежде чем снова встать и выбраться из-под брезента. Ларри Сакаи, следователь коронера, последовал за ним к фургону коронера, отпер и открыл заднюю дверь. В фургоне было душно, и запах изо рта Сакаи был сильнее запаха промышленного дезинфицирующего средства.
- Я думал, они вызовут тебя сюда, - сказал Сакаи.
"Ах, да? Почему это?"
"Потому что это похоже на гребаного Кукольника, чувак".
Босх ничего не сказал, чтобы не давать Сакаи никаких признаков подтверждения. Четыре года назад Сакаи работал над некоторыми делами Кукольника. Босх подозревал, что он несет ответственность за имя, которое СМИ присвоили серийному убийце. Кто-то передал подробности о неоднократном использовании убийцей макияжа на телах одному из ведущих на 4-м канале. Ведущий окрестил убийцу Кукольником. После этого убийцу так стали называть все, даже менты.
Но Босх всегда ненавидел это имя. Это говорило что-то о жертвах, а также об убийце. Это обезличило их, облегчило транслируемым историям Кукольника, чтобы они были развлекательными, а не ужасающими.
Босх оглядел фургон. Там было две каталки и два тела. Один полностью заполнил черный мешок, невидимый труп был тяжелым при жизни или раздутым после смерти. Он повернулся к другому мешку, остатки которого едва заполняли его. Он знал, что это было тело, извлеченное из бетона.
- Да, вот этот, - сказал Сакаи. "Этот другой напал на Ланкершим. Северный Голливуд работает над этим. Мы собирались войти, когда получили депешу по этому делу.
Босх знал, что это объясняет, почему средства массовой информации так быстро завоевывают популярность. Частота депеши коронера звучала в каждом отделе новостей города.
Мгновение он изучал меньший мешок для трупов и, не дожидаясь, пока это сделает Сакаи, расстегнул молнию на тяжелом черном пластике. От него исходил резкий, затхлый запах, который был не так ужасен, как мог бы быть, если бы они нашли тело раньше. Сакаи открыл сумку, и Босх посмотрел на остатки человеческого тела. Кожа была темная и как кожа, туго натянутая на кости. Босха это не отталкивало, потому что он привык и имел способность отстраняться от подобных сцен. Иногда он считал, что смотреть на тела - дело всей его жизни. Он опознал тело своей матери для полицейских, когда ему еще не было двенадцати лет, он видел бесчисленное множество мертвых во Вьетнаме, и за почти двадцать лет работы с копами тел стало слишком много, чтобы сосчитать их. В большинстве случаев это оставляло его оторванным от того, что он видел как камеру. Как отстраненный, он знал, как психопат.
Босх мог сказать, что женщина в сумке была маленького роста. Но из-за ухудшения тканей и усадки тело казалось еще меньше, чем оно было при жизни. То, что осталось от волос, было до плеч и выглядело так, как будто они были обесцвечены. Босх мог видеть рассыпчатые остатки макияжа на коже лица. Его глаза были прикованы к грудям, потому что они были шокирующе большими по сравнению с остальными частями сморщенного трупа. Они были полными и округлыми, кожа на них была туго натянута. Почему-то это казалось самой гротескной особенностью трупа, потому что это было не так, как должно было быть.
- Имплантаты, - сказал Сакаи. "Они не разлагаются. Вероятно, можно было бы взять их и перепродать следующей тупой цыпочке, которая их захочет. Мы могли бы начать программу утилизации".
Босх ничего не сказал. Он внезапно впал в депрессию при мысли о женщине - кем бы она ни была - делающей это со своим телом, чтобы каким-то образом сделать себя более привлекательной, а затем закончить вот так. Только ли ей удалось, подумал он, понравиться своему убийце?
Сакаи прервал его размышления.
- Если это сделала Кукольница, значит, она провела в бетоне как минимум четыре года, верно? Так что, если это так, разложение не так уж плохо для такого отрезка времени. Остались волосы, глаза, некоторые внутренние ткани. Мы сможем работать с ним. На прошлой неделе я нашел работу, туриста, которого они нашли в каньоне Соледад. Они считают, что прошлым летом пропал парень. Теперь он был ничем иным, как костями. "Конечно, вот так на открытом воздухе, у вас есть животные. Вы знаете, они входят через задницу. Это самая мягкая запись, и животные...
- Я знаю, Сакаи. Остановимся на этом".
"В любом случае, с этой женщиной бетон, по-видимому, замедлил наши действия. Конечно, не остановил, но замедлил. Должно быть, там была герметичная гробница.
- Вы, ребята, сможете установить, как давно она мертва?
"Наверное, не от тела. Мы опознаем ее, тогда вы, люди, сможете узнать, когда она пропала. Так будет".
Босх посмотрел на пальцы. Это были темные палочки, почти такие же тонкие, как карандаши.
- А отпечатки?
- Мы получим их, но не от них.
Босх оглянулся и увидел, что Сакаи улыбается.
"Какая? Она оставила их в бетоне?
Радость Сакаи разлетелась, как муху. Босх испортил его сюрприз.
"Да, это верно. Она произвела впечатление, можно сказать. Мы получим отпечатки, может быть, даже слепок ее лица, если сможем вытащить оттуда то, что осталось от этой плиты. Тот, кто смешивал этот бетон, использовал слишком много воды. Сделал очень здорово. Это перерыв для нас. Мы получим отпечатки".
Босх перегнулся через каталку, чтобы рассмотреть полоску кожи, обмотанную узлом вокруг шеи трупа. Это была тонкая черная кожа, и по краям был виден заводской шов. Это был ремешок, отрезанный от кошелька. Как и все остальные. Он наклонился ближе, и запах трупа наполнил его нос и рот. Окружность кожаного ремешка на шее была небольшой, может быть, размером с винную бутылку. Достаточно мал, чтобы быть смертельным. Он мог видеть, где она врезалась в потемневшую кожу и задушила жизнь. Он посмотрел на узел. Скользящий узел, затянутый с правой стороны левой рукой. Как и все остальные. Черч был левшой.
Оставалось проверить еще одну вещь. Подпись, как они ее назвали.
"Нет одежды? Обувь?"
"Ничего такого. Как и другие, помнишь?
"Открывай до конца. Я хочу увидеть остальные".
Сакаи расстегнул молнию на черной сумке до самых ног. Босх не был уверен, знает ли Сакаи о подписи, но упоминать об этом не собирался. Он наклонился над трупом и посмотрел вниз, ведя себя так, будто изучал все, хотя его интересовали только ногти на ногах. Пальцы сморщились, почернели и потрескались. Ногти тоже были сломаны, а на нескольких пальцах полностью отсутствовали. Но Босх увидел краска на пальцах ног, которые не пострадали. Ярко-розовый, потускневший от жидкостей разложения, пыли и времени. И на большом пальце правой ноги увидел подпись. Что еще от него осталось, предстоит увидеть. Крошечный белый крестик был аккуратно нарисован на ногте. Знак Кукольника. Он был на всех телах.
Босх чувствовал, как громко стучит его сердце. Он оглядел салон фургона и почувствовал клаустрофобию. Первое чувство паранойи закралось в его мозг. Его разум начал перебирать варианты. Если это тело соответствовало всем известным характеристикам убийства Кукольника, то убийцей был Черч. Если Черч был убийцей этой женщины и теперь сам мертв, то кто оставил записку на стойке регистрации в Голливуде?
Он выпрямился и впервые осмотрел тело целиком. Голый и сморщенный, забытый. Он задавался вопросом, есть ли другие там, в бетоне, ожидающие, чтобы их обнаружили.
- Закрой, - сказал он Сакаи.
- Это он, не так ли? Кукольник".
Босх не ответил. Он выбрался из фургона, немного расстегнул молнию на своем комбинезоне, чтобы впустить немного воздуха.
- Привет, Босх, - позвала Сакаи из фургона. "Мне просто интересно. Как вы, ребята, нашли это? Если Кукольник мертв, кто сказал тебе, где искать?
Босх не ответил и на этот вопрос. Он медленно пошел обратно под брезент. Похоже, остальные еще не придумали, что делать с бетоном, в котором было найдено тело. Эдгар стоял вокруг, стараясь не испачкаться. Босх подал знак ему и Паундсу, и они собрались в месте слева от траншеи, где могли поговорить так, чтобы их не подслушали.
"Что ж?" - спросил Паундс. - Что у нас есть?
- Похоже на работу Черча, - сказал Босх.
- Черт, - сказал Эдгар.
- Как ты можешь быть уверен? - спросил Паундс.
"Судя по тому, что я вижу, он соответствует каждой детали, которой следовал Кукольник. В том числе подпись. Это здесь."
"Подпись?" - спросил Эдгар.
"Белый крест на пальце ноги. Мы скрывали это во время расследования, заключали сделки со всеми репортерами, чтобы не распространять это".
- А как насчет подражателя? - с надеждой предложил Эдгар.
"Может быть. Белый крест никогда не был обнародован, пока мы не закрыли дело. После этого Бреммер из " Таймс" написал книгу об этом деле. Это упоминалось".
"Итак, у нас есть подражатель", - заявил Паундс.
- Все зависит от того, когда она умерла, - сказал Босх. "Его книга вышла через год после смерти Черча. Если ее убили после этого, вы, вероятно, получили подражателя. Если ее раньше закапывали в этот бетон, то я не знаю...
- Дерьмо, - сказал Эдгар.
Босх немного подумал, прежде чем снова заговорить.
"Мы можем иметь дело с одним из множества разных вещей. Вот подражатель. Или, может быть, у Черча был партнер, но мы никогда его не видели. Или, может быть... Я застукал не того парня. Может быть, тот, кто написал эту записку, которую мы получили, говорит правду.
Это висело там в моменте молчания, как собачье дерьмо на тротуаре. Все осторожно обходят его, не рассматривая слишком близко.
- Где записка? - наконец сказал Босх Паундсу.
"В моей машине. Я получу это. Что ты имеешь в виду, у него мог быть партнер?
"Я имею в виду, допустим, это сделал Черч, тогда откуда взялась записка, если он мертв? Очевидно, это должен был быть кто-то, кто знал, что он сделал это, и где он спрятал тело. Если это так, то кто этот второй человек? Партнер? Был ли у Черча напарник-убийца, о котором мы никогда не знали?"
"Помнишь Душителя со склона холма?" - спросил Эдгар. "Оказалось, это были душители. Множественное число. Два двоюродных брата с одинаковым пристрастием к убийству молодых женщин.
Паундс сделал шаг назад и покачал головой, как будто отгоняя потенциально опасный для карьеры случай.
- А что насчет Чендлера, адвоката? - сказал Паундс. - Скажем, жена Черча буквально знает, где он хоронил тела. Она рассказывает Чендлеру, и Чендлер вынашивает эту схему. Она пишет записку, как Кукольник, и оставляет ее на станции. Это гарантированно провалит ваше дело.
Босх прокрутил это в уме. Казалось, это сработало, потом он увидел линии разлома. Он видел, что они пробежали все сценарии.
"Но почему Черч хоронил одни тела, а не другие? Врач-психиатр, который тогда консультировал оперативную группу, сказал, что у него была цель показать жертв. Он был эксгибиционистом. Ближе к концу, после седьмой жертвы, он начал скидывать нам и газете записки. Не имеет смысла, что он оставил некоторые тела, чтобы их нашли, а некоторые похоронили в бетоне".
- Верно, - сказал Паундс.
- Мне нравится подражатель, - сказал Эдгар.
"Но зачем копировать чей-то профиль целиком, вплоть до подписи, а потом закапывать тело?" - спросил Босх.
На самом деле он не спрашивал их. Это был вопрос, на который он должен был ответить сам. Они долго стояли в тишине, и каждый начал понимать, что наиболее правдоподобной возможностью может быть то, что Кукольник все еще жив.
"Кто бы это ни сделал, зачем записка?" - сказал Паундс. Он казался очень взволнованным. "Почему он бросил нам записку? Он ушел.
- Потому что он хочет внимания, - сказал Босх. - Как у Кукольника. Как будто это испытание будет.
Затем на долгий миг вернулась тишина.
- Ключ, - наконец сказал Босх, - в том, чтобы опознать ее, узнать, как долго она находится в бетоне. Тогда мы узнаем, что у нас есть.
"Так что же нам делать?" - сказал Эдгар.
- Я скажу вам, что мы делаем, - сказал Паундс. "Мы никому ни хрена об этом не говорим. Еще нет. Нет, пока мы не будем абсолютно уверены в том, что у нас есть. Мы ждем вскрытия и удостоверения личности. Мы узнаем, как давно эта девушка мертва и что она делала, когда исчезла. Мы сделаем... я позвоню, куда мы пойдем после этого.
- А пока ничего не говори. Если это будет неправильно истолковано, это может сильно повредить отделу. Я вижу, что некоторые СМИ уже здесь, так что я займусь ими. Никто больше не должен говорить. Мы очищаем?
Босх и Эдгар кивнули, и Паундс ушел, медленно продвигаясь сквозь завалы к группе репортеров и операторов, стоявших за желтой лентой, наклеенной мундирами.
Босх и Эдгар несколько мгновений стояли молча, глядя, как он уходит.
- Надеюсь, он понимает, что, черт возьми, говорит, - сказал Эдгар.
- Внушает доверие, не так ли? - ответил Босх.
"Ах, да."
Босх вернулся к траншее, Эдгар последовал за ним.
"Что вы собираетесь делать с отпечатком, который она оставила в бетоне?"
"Отбойные молотки не думают, что это подвижно. Они сказали, что кто бы ни смешивал бетон, в который она была помещена, он не слишком хорошо следовал указаниям. Использовали слишком много воды и мелкозернистого песка. Это как гипс. Мы пытаемся поднять все это целиком, оно рассыплется под собственным весом".
"Так?"
"Гипс Донована. Он собирается сделать слепок лица. На руке у нас есть только левая, правая сторона рассыпалась, когда мы копали. Донован собирается попробовать использовать резиновый силикон. Он говорит, что это лучший шанс вытащить слепок с отпечатками.
Босх кивнул. Несколько мгновений он смотрел, как Паундс разговаривает с репортерами, и увидел первое, чему стоило улыбнуться за весь день. Паундс был на камеру, но, очевидно, никто из репортеров не сказал ему о грязи, размазанной по его лбу. Он закурил сигарету и снова обратил внимание на Эдгара.
"Значит, в этом районе все складские помещения сдавались в аренду?" он спросил.
"Вот так. Хозяин поместья был здесь некоторое время назад. Сказал, что вся эта область здесь была секционированным хранилищем. Индивидуальные комнаты. Кукольник, убийца, кто бы это ни был, мог занять одну из комнат и иметь уединение, чтобы делать то, что он хотел. Единственной проблемой был бы шум, который он издавал, разбивая оригинальный пол. Но это могла быть ночная работа. Владелец сказал, что большинство людей не возвращались ночью на склад. Люди, сдавшие комнаты, получили ключ от входной двери в переулке. Преступник мог прийти и сделать всю работу за одну ночь.
Следующий вопрос был очевиден, поэтому Эдгар ответил раньше Босха.
"Владелец не может назвать нам имя арендатора. По крайней мере, не точно. Пластинки сгорели в огне. Его страховая компания рассчиталась с большинством людей, подавших претензии, и мы получим эти имена. Но он сказал, что есть несколько человек, которые никогда не делали заявлений после беспорядков. Он просто больше никогда о них не слышал. Он не может вспомнить все имена, но если одно из них было нашим парнем, то, вероятно, это все равно был псевдоним. По крайней мере, если бы я собирался снять комнату и копать пол, чтобы похоронить тело, вы бы не нашли, что я не называю настоящего имени.
Босх кивнул и посмотрел на часы. Он должен был отправиться в ближайшее время. Он понял, что голоден, но, вероятно, не успеет поесть. Босх посмотрел на раскопки и заметил цветовое различие между старым и новым бетоном. Старая плита была почти белой. Бетон, в который была заключена женщина, был темно-серого цвета. Он заметил небольшой кусочек красной бумаги, торчащий из серого куска на дне траншеи. Он спрыгнул в раскоп и поднял кусок. Он был размером с мяч для софтбола. Он стучал ею по старой плите, пока та не сломалась у него в руке. Бумага была частью смятой и пустой пачки сигарет Marlboro. Эдгар вытащил из кармана костюма пластиковый пакет для улик и открыл его, чтобы Босх бросил туда находку.