Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Троица Единосущная И Нераздельная

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ТРОИЦА ЕДИНОСУЩНАЯ И НЕРАЗДЕЛЬНАЯ
  От Наш корр. - 20/06/2021 793 0
  
  20 июня Православная Церковь отмечает Праздник Святой Троицы, который называется Пятидесятницею, потому что в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа совершилось сошествие Святого Духа на Апостолов. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего в этот день на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком. Первый понедельник после Пятидесятницы является продолжением праздника Святой Троицы. Он посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица и именуется Днем Святого Духа.
  
  СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
  
  После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был девятый час утра.
  
  Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов - в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. По случаю праздника ветхозаветной Пятидесятницы в это время в Иерусалиме было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?". И в недоумении говорили: "Они напились сладкого вина".
  
  Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "Итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".
  
  Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "Что нам делать, мужи братия?". Петр ответил им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа". Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч
  человек.
  
  Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо, в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов
  и священников.
  
  УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ
  
  Догмат о Святой Троице - основание христианской религии
  Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Догмат о Пресвятой Троице непостижим. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице, греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и
  рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
  
  Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама.
  
  Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
  1) Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
  2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
  3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
  
  Различие Боже-ственных Лиц по ипостасным свойствам
  Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос: каким образом их различать?
  Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
  
  Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а, следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
  Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
  Ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца - нерожденность, у Сына - рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
  При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
  
  ДАР СВЯТОГО ДУХА
  Святой Дух - это Бог, пребывающий особым образом в Святой Церкви и человеческой истории. В день нашей собственной Пятидесятницы, когда совершается над нами Таинство Миропомазания (после Таинства Крещения), мы получаем дар Святого Духа.
  А что означает дар Святого Духа? Это что - автоматическое воздействие Божественного всемогущества на человеческую природу? Это что - некое программирование человека на добро? Совсем нет. Нередко тот, кто получает дар Святого Духа, никогда больше в Храм не приходит и живет так, как будто и Бога нет. Дар Святого Духа - это замыкание цепи между человеком и Богом: когда к телу человека прикасается святое миро, он получает Божественную энергию, Божественную благодать, и цепь замыкается.
  Это не значит, что благодать всегда будет с человеком. Своими грехами, своим несовершенством, своим богоотступничеством он исторгает из себя эту благодать; но даже самый страшный грешник и богоотступник сохраняет возможность обрести благодать Божию в Таинстве Покаяния, потому что эта цепь, этот канал связи человека с Богом, полученный в Миропомазании, не разрушается никаким грехом, кроме греха хулы на Духа Святого - упорным и сознательным отвержением спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека.
  
  Почему Храмы на Троицу украшают зеленью
  Православные христиане в день Троицы украшают дома и Храмы зелеными березовыми веточками, цветами. Пол в Храме устилают свежей травой. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью Храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
  
  Троицкая Родительская Суббота
  Многие люди устремляются в Троицу на кладбище. Это одно из самых стойких, глубоко укоренившихся заблуждений. Содержание праздника Святой Троицы совершенно иное, а для поминовения усопших Церковь специально установила Троицкую Родительскую Субботу.
  В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас живущих, так и на умерших. В самый же праздничный день Церковь возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим
  ныне".
  
  
  
  Подготовила Ольга Гаманович. Фото из архивов учреждений социального обеспечения
  
  Сохранить
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"