Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Троица: библейское учение или языческая ложь?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Рассуждая со свидетелями Иеговы при помощи Писания
  Источник
  
  Кто такой Святой Дух?
  Огромная пропасть: "помазанники" и "другие овцы"
  
  Оригинал: 9Мб
  
  epub
  pdf
  
  Искать в этой книге
  Троица: библейское учение или языческая ложь?
  Вселенская же эта вера состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице, и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности. <...> три Ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что... должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице.
  
  Афанасьевский Символ Веры479
  
  В брошюре "Следует ли верить в Троицу?" Общество Сторожевой Башни спрашивает: "Если бы Библию прочитал от начала до конца непредвзятый читатель, пришел бы он сам к выводу, что Бог триедин? Вовсе нет"480.
  
  Наоборот, утверждает брошюра, изучая Библию, мы видим в ней только "монотеизм" - "учение о том, что существует только один Бог"481. В Ин.17:3 Иисус Сам провозгласил монотеизм, назвав Отца "единственным истинным Богом". Но если Он называл единственным истинным Богом Отца, то Сам Он этим Богом быть уже не мог482.
  
  По словам Общества Сторожевой Башни, Иисус никогда не проповедовал учения о Троице. В книге Let God Be True мы читаем: "Очень странно, что Иисус не удостоил это сложное, запутанное учение Своего внимания в форме разъяснения или поучения"483.
  
  Далее эта книга предлагает читателю "убийственный" аргумент против учения о Троице: "Одна из самых больших загадок состоит в том, кто правил Вселенной три дня, пока Иисус был мертв и находился в могиле... Если Иисус был Богом, то пока Он был мертв, Сам Бог был мертв и находился в могиле. Какая прекрасная возможность для сатаны получить безраздельную власть!.. Если бы Иисус был бессмертным Богом, Он не мог бы умереть"484.
  
  Другой обычный довод Сторожевой Башни против учения о Троице состоит в том, что Иегова Бог - не Бог беспорядка или неустройства (1Кор.14:33), а потому Писание не может говорить о Боге, Которого человеческий разум не способен понять. Мысль о том, что Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог, непонятна и нелогична, потому что есть только один Бог. Иегова Бог - не Бог неустройства, и подобные представления о Нем не могут быть верными. Иисус говорил: "Мы поклоняемся тому, что знаем" (Ин.4:22, ПНМ, курсив автора). Кроме того, слова "Троица" даже нет в Библии. Это понятие прибавлено к Библии, а не найдено в ней.
  
  На протяжении всей своей истории Общество Сторожевой Башни искажало христианское учение о Троице, чтобы "рассудительным" людям было проще понять, почему это учение следует отвергнуть. Например, в пятом томе из серии Studies in the Scriptures (1899) говорилось, что "это учение о трех Богах в одном Боге ...одна из мрачных тайн, при помощи которых сатана - через папство - затуманил Слово Бога и его план"485. (Между тем христиане не верят в "трех Богов в одном Боге"; они верят в одного Бога и считают, что в едином Божестве есть три равных друг другу Лица.)
  
  В той же публикации мы читаем о "нелогичной и небиблейской доктрине о Троице - трех Богах в одной личности"486. (Опять-таки, христиане не верят в "трех Богов в одной личности"; они верят в три равные друг другу Личности в одном Божестве.)
  
  В одной из книг Сторожевой Башни Троица даже была названа странным существом:
  
  Когда последователи задают священникам вопрос, как может существовать такая комбинация - три в одном, - тем приходится отвечать: "Это тайна". Некоторые из них стараются объяснить это при помощи треугольника, трилистника или изображения трех голов на одной шее. Однако искренние люди, желающие знать истинного Бога и служить ему, находят для себя довольно трудным любить сложного, причудливого, трехголового Бога и поклоняться ему. Духовенство, внедряющее такие идеи, опровергает себя в следующий же миг, утверждая, что Бог создал человека по своему образу; ибо никто никогда еще не видел трехголового человека487.
  
  По поводу сатанинского происхождения учения о Троице изданная Сторожевой Башней книга Reconciliation сообщает: "Более обманного учения, чем учение о Троице, никогда еще не выдвигали. Оно могло возникнуть только в одном уме, в уме Сатаны Дьявола"488. В книге Riches говорится о том же: "Еще одна ложь, сотворенная и высказанная сатаной с целью опозорить имя Бога и отвратить людей от Бога, - это учение о "троице""489.
  
  По словам Общества Сторожевой Башни, учение о Троице не только имеет сатанинское происхождение, но и является языческим понятием. Цитируя книгу The Paganism in Our Christianity ["Язычество в нашем христианстве"]: "Происхождение [Троицы] полностью языческое"490, - Общество утверждает, что за много веков до Христа в Вавилоне, Египте и Ассирии уже существовали так называемые триады, или троицы, богов491. По словам историка Уилла Дюранта, "христианству не удалось разрушить язычество; оно переняло его"492. "Отсюда следует, - говорит Сторожевая Башня, - что Бог не был автором этого учения"493. Христианское богословие впитало в себя это сатанинско-языческое понятие в первые века существования Церкви.
  
  Если говорить точнее, Общество Сторожевой Башни полагает, что Церковь приняла учение о Троице примерно через триста лет после смерти Христа494. Изданная Обществом книга Mankind"s Search for God (1990) излагает эту историю так: император Константин хотел добиться единства в своем государстве и в 325 г. н.э. созвал своих епископов на собор в город Никею. Принято считать, что на соборе присутствовали от 250 до 318 (т.е. меньшая часть) епископов. "После ожесточенных споров этот непредставительный собор произвел на свет Никейский Символ Веры, в котором отразилось глубокая приверженность тринитарному мышлению. Но на этом споры об учении не закончились... Это была победа богословия и поражение тех, кто придерживался Писаний"495.
  
  Общество Сторожевой Башни утверждает, что подобное "отклонение" от учения первой Церкви предсказывали Христос и апостолы, когда говорили об "отпадении", или отступничестве, которое должно произойти перед Вторым пришествием. Помимо учения о Троице христианский мир позаимствовал у язычества и другие понятия - такие как адский огонь, бессмертие души и идолопоклонство, и это стало началом духовной "эпохи мрака", в которой господствует растущий "человек греха" - духовенство496.
  
  Таким образом, Общество приходит к выводу: "...поклоняться Богу угодным ему образом означает отвергать учение о Троице. Это учение противоречит убеждениям и учениям пророков, Иисуса, апостолов и первых христиан. Оно противоречит тому, что Бог сам говорит о себе во вдохновленном им Слове"497.
  
  Рассуждая при помощи Писания
  Слово "Троица" - небиблейское понятие?
  Доказывает ли факт, что слова "Троица" нет в Библии, ложность учения о Троице? Никоим образом! Хотя это слово и не упоминается в Библии, понятие Троицы имеет явно библейское происхождение.
  
  Напомните собеседнику, что слово "Иегова" как таковое тоже не встречается в Библии498. По сути, этого слова нет ни в одной достоверной греческой или еврейской рукописи Библии. Суеверные иудеи-книжники соединили буквы YHWH с гласными из слова Adonai, в результате чего получилось слово "Яхова", или "Иегова". Следовательно, если Сторожевая Башня отрицает библейское происхождение учения о Троице лишь на том основании, что слова "Троица" нет в Библии, то учение об имени "Иегова" тоже следует считать ложным, поскольку и это слово не встречается в Библии ни разу.
  
  Проиллюстрировать эту мысль можно и на примере слова "теократия". Бывший Свидетель Иеговы Дуэйн Маньяни описывает вымышленную беседу между христианином по имени Крис и Свидетелем Иеговы по имени Джей:
  
  Крис: Возьмите, к примеру, слово "теократия". Этого слова нет в Библии, но в римской империи существовала своего рода теократия - императора считали богом, божественным царем. То же самое было и в Египте, где фараон считался богом и правителем страны. Это очень похоже на Общество Сторожевой Башни.
  
  Джей: Каким же образом?
  
  Крис: Общество называет себя теократией, возглавляемой "божественным правителем", власть которого распространяется на весь народ Бога [всех Свидетелей Иеговы], не так ли?
  
  Джей: Да, Общество Сторожевой Башни - теократическая организация.
  
  Крис: Однако факт, что принцип теократии существовал еще в языческой культуре и что слова "теократия" нет в Писании, не мешает вам считать это учение библейским, не правда ли?499
  
  Последний вопрос, естественно, предполагает отрицательный ответ. Аналогичным образом, нельзя отрицать, что учение о Троице основано на Библии лишь потому, что в Библии нет слова "Троица".
  
  Спросите:
  
  Слова "теократия" нет в Библии - значит ли это, что понятие теократии нельзя считать библейским? (Ответ будет отрицательным.)
  
  В таком случае, - если быть честными и последовательными, - означает ли отсутствие слова "Троица" в Библии, что учение о Троице нельзя считать библейским?
  
  Языческое понятие?
  Есть ли у Сторожевой Башни какие-то основания считать учение о Троице языческим? Никаких! Прежде всего, не следует забывать, что вавилоняне и ассирийцы верили в триады богов, стоявшие во главе пантеона из множества богов500. Кроме того, эти триады состояли из трех отдельных богов (многобожие), что кардинально отличает их от христианской Троицы - единственного Бога (единобожие), проявляющего Себя как три Личности в одном Божестве.
  
  Спросите:
  
  Понимаете ли вы разницу между триадами богов, стоящими во главе пантеона из множества богов, и учением о Троице, согласно которому существует только один Бог, проявляющий Себя как три Личности в одном Божестве?
  
  Вдобавок, как мы уже упоминали, языческие идеи такого рода существовали приблизительно за две тысячи лет до христианства и довольно далеко от той части земного шара, в которой оно родилось501. Следовательно, в силу исторических и географических факторов христианство не могло заимствовать тринитарные представления у язычников.
  
  Напомните собеседнику, что язычники верили в великий потоп, который уничтожил большую часть человечества, а также в бога по имени Таммуз, который воскрес из мертвых, подобно Мессии. Апологет Пол Дж. Уизерс отмечает: "Если Сторожевая Башня воспользуется тем же методом рассуждения, окажется, что христианские представления о потопе, Мессии (Иисусе) и Его воскресении имеют языческое происхождение. В конце концов, язычники верили во все это еще до христиан!"502.
  
  Факт, что верования язычников были внешне похожи на учение Писания, еще не означает, что христианство позаимствовало у них свои учения. Если вы разъясните это собеседнику, он окажется перед трудным выбором: "Либо он признает, что доводы Свидетелей Иеговы ложны, либо придет к выводу, что вера в потоп, Мессию и воскресение Христа позаимствована у язычников"503.
  
  Спросите:
  
  Знаете ли вы, что язычники верили в великий потоп, уничтоживший большую часть человечества, и в воскресшего бога по имени Таммуз, похожего на Мессию? (Ваш собеседник может этого не знать.)
  
  Можно ли считать библейское учение о потопе и Мессии ложным лишь потому, что верования древних язычников отдаленно напоминали это учение?
  
  1Кор.14:33 - Иегова есть Бог не беспорядка
  Учение Сторожевой Башни. 1Кор.14:33 в "Переводе нового мира" звучит так: "...Бог есть Бог не беспорядка, а мира". Как говорят Свидетели Иеговы, Бог есть Бог не беспорядка или неустройства, следовательно, учение о Троице не может быть истинным, поскольку оно абсолютно нелогично. Как может каждое Лицо Троицы быть Богом, если существует только один Бог? Это какая-то бессмыслица504.
  
  В книге Let God Be True о Троице сказано: "Объяснить ее словом "Тайна!" недостаточно. Если вспомнить слова апостола: "Бог есть Бог не беспорядка" (1Кор.14:33), - сразу становится ясно, что это учение не от Бога. Тогда возникает вопрос: если автором этого запутанного учения является не Бог, кто же его автор?"505. Напрашивается вывод: это учение порождено сатаной.
  
  Библейское учение. Неспособность человека полностью понять смысл какого-либо учения отнюдь не свидетельствует о его ложности. Чтобы понять Бога полностью, люди должны иметь разум Бога.
  
  Укажите собеседнику на библейские отрывки, из которых следует, что человек не в состоянии полностью постичь Бога и Его замысел:
  
  О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... (Рим.11:33).
  
  Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис.55:8-9).
  
  Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1Кор.13:12).
  
  Приведенные стихи ясно показывают, что возможности человеческой логики имеют предел. Ограниченный разум не способен обладать всей полнотой знания о бесконечном существе. Творение не может знать все о суверенном Творце. Подобно тому как маленький ребенок не способен понять все слова своего отца, мы, дети Бога, не можем обрести полноту знания о нашем небесном Отце.
  
  Спросите:
  
  Как вы думаете, способен ли человек в совершенстве постичь природу Бога? (Вероятно, ответ будет отрицательным. Но если ваш собеседник ответит положительно, попросите его объяснить, как это согласуется со словами Ис.55:8-9; Рим.11:33 и 1Кор.13:12.)
  
  Что бы вам ни ответил Свидетель, сошлитесь на изданную Сторожевой Башней книгу Reasoning from the Scriptures, в которой сказано, что человек не может полностью понять и осознать безначальность Бога. Цитируя Пс.89:3, где говорится о вечной природе Бога, эта публикация спрашивает:
  
  Логично ли это? Наш разум не может полностью осознать этот факт. Но это не причина его отрицать. Подумайте над такими примерами: (1) Время. Никто не может указать на конкретный момент, с которого началось время. И мы знаем, что, хотя наши жизни имеют конец, время бесконечно. Мы не отрицаем идею времени лишь потому, что не понимаем до конца некоторых его свойств. Напротив, мы строим нашу жизнь в соответствии с ним. (2) Космос. Астрономы не знают, ни где находится начало, ни где находится конец космоса. И чем дальше они проникают во Вселенную, тем больше остается неизученным. Они не отрицают очевидного; многие называют космос бесконечным. Этот же принцип применим и к существованию Бога506.
  
  Обратите внимание собеседника на утверждение Сторожевой Башни, что одна лишь неспособность полностью осознать какие-то качества Бога не является достаточной причиной для их отрицания. Примените это утверждение к учению о Троице. Не стоит отрицать какую-то мысль лишь потому, что мы не способны ее понять.
  
  Спросите:
  
  Книга Reasoning from the Scriptures утверждает, что не следует отрицать учение лишь потому, что мы не способны его полностью понять. Можем ли мы в таком случае согласиться, что не следует отбрасывать учение о Троице лишь на том основании, что мы не можем полностью его понять?
  
  Давайте рассмотрим стих 1Кор.14:33 в надлежащем контексте. Что имел в виду Павел, когда написал коринфским верующим: "...Бог не есть Бог неустройства, но мира"?
  
  В свете контекста эти слова абсолютно понятны. Коринфскую церковь сотрясали внутренние раздоры и беспорядки (1Кор.1:11). В числе проблем, которые порождали неустройство во время богослужений, был и вопрос правильного использования духовных даров. Очевидно, подчас слишком много людей одновременно начинали говорить языками и пророчествовать. Это приводило к расстройству церкви.
  
  Таким образом, Павел говорит коринфянам, что говорящие на языках должны всегда это делать по очереди и что в течение всего собрания говорить на языках могут не более трех человек (1Кор.14:27). Кроме того, при этом непременно должен присутствовать толкователь, чтобы вся церковь могла получать пользу от говорения на языках. Если же толкователя нет, то говорящий на языках должен молчать (1Кор.14:28).
  
  Аналогично Павел также говорит, что и пророки тоже должны пророчествовать только по очереди - всего не более троих в течение одного собрания (1Кор.14:29-30). Далее апостол обобщает свои наставления в одном фундаментальном принципе: "Бог не есть бог неустройства, но мира" (1Кор.14:33). Греческое слово, переведенное на русский язык как "неустройство", рисует образ частей единого целого, не согласующихся друг с другом. Напротив, греческое слово, переведенное на русский язык как "мир", рисует образ частей единого целого, действующих в согласии друг с другом507. Следовательно, фраза Павла о Боге, если рассматривать ее в контексте, относится к конкретной ситуации в коринфской церкви, когда отдельные верующие ссорились, провоцируя беспорядки и неустройства во всей общине.
  
  Бог есть Бог мира (согласия), а не Бог неустройства, утверждает Павел, поэтому церковь должна подражать Ему, стремясь к миру и избегая споров во время богослужений. Поступая так, церковь чтит Бога.
  
  Ин.17:3 - Иегова - "единственный истинный Бог"
  Учение Сторожевой Башни. В Ин.17:3 Иисус сказал: "А вечная жизнь в том, чтобы познавали тебя, единственного истинного Бога, и посланного тобой Иисуса Христа" (ПНМ, курсив автора). Опираясь на этот стих, публикации Сторожевой Башни убеждают читателя, что вечная участь человека зависит от знания истинной природы Бога, а потому каждый должен разобраться, истинно или ложно учение о Троице508.
  
  Свидетели Иеговы утверждают, что Иисус четко указал на разницу между Собой и Богом, когда назвал Отца "единственным истинным Богом" (Ин.17:3). "Он [Отец] не может быть "единственным истинным Богом"... если есть еще две личности, которые являются Богом в той же степени, что и он, не правда ли?"509.
  
  Публикация "Следует ли верить в Троицу?" сообщает: "Иисус неоднократно показывал, что он творение, отдельное от Бога, и что над ним, Иисусом, есть Бог - Бог, которому он поклонялся, и которого называл "Отцом". Молясь Богу, то есть Отцу, Иисус назвал его "единым истинным Богом" (Ин.17:3)"510. Более того, "так как у Иисуса был Бог, его Отец, то Иисус не мог в то же время быть этим самым Богом"511.
  
  Библейское учение. Обсуждая со Свидетелем Иеговы стих Ин.17:3, важно поднять вопрос: истинный ли Иисус Бог или ложный? Если Иисус - истинный Бог, Свидетелю Иеговы придется допустить мысль о существовании нескольких истинных Богов (а это многобожие). Если же Иисус не истинный Бог, Он может быть только ложным Богом. В своей статье Is Jesus a True or a False God? Роберт Боумэн предлагает построить разговор со Свидетелем Иеговы так:
  
  Спросите:
  
  Христианин: Сколько есть истинных Богов, согласно Ин.17:3?
  
  Свидетель Иеговы: Только один. Иегова Отец - "единственный истинный Бог".
  
  Христианин: Верно. Согласитесь ли вы с тем, что все не истинное непременно ложно?
  
  Свидетель Иеговы: Да, я полагаю, что так.
  
  Христианин: Тогда, если есть лишь один истинный Бог, все остальные должны быть ложными богами, не так ли?
  
  Свидетель Иеговы: По-видимому, да.
  
  Христианин: Ин.1:1 в "Переводе нового мира" называет Иисуса богом. Вы согласны?
  
  Свидетель Иеговы: Конечно.
  
  Христианин: Хорошо, тогда каким именно богом является Иисус - истинным или ложным?
  
  Свидетель Иеговы: Хмм... Я не знаю.
  
  Христианин: Он не может быть ложным богом, не так ли? В противном случае апостол Иоанн виновен в неоправданном обожествлении Иисуса. Значит, Он должен был быть истинным Богом. Но есть только один истинный Бог - Иегова. Следовательно, Иисус - Иегова512.
  
  Поделившись с собеседником этими соображениями, подчеркните, что словосочетание "единственный истинный" в Ин.17:3 - и грамматически, и с точки зрения контекста - противопоставляет не Отца и Сына друг другу, а единственного истинного Бога ложным богам513. Греческое слово, переведенное как "истинный", употреблено здесь в значении "настоящий", или "подлинный". Таким образом, Иисус в этом стихе говорит попросту, что Отец - "единственный истинный Бог", т.е. единственный настоящий, или подлинный, Бог в противоположность множеству ложных богов и идолов (см. 2Пар.15:3; Ис.65:16; 1Фес.1:9; 1Ин.5:20; Откр.3:7). Сказанное Христом в Ин.17:3 ни в коем случае не уменьшает Его божественности. Да и сам Иоанн уверенно свидетельствует о божественности Христа (как истинного Бога) на всем протяжении своего Евангелия (Ин.1:1; 8:58; 20:28).
  
  Втор.6:4 и Мк.12:29 - Величайшая заповедь
  Учение Сторожевой Башни. Втор.6:4 в "Переводе нового мира" звучит так: "Слушай, Израиль: Иегова, Бог наш, есть один Иегова" (пер. с англ.). Когда Иисуса спросили, какая заповедь величайшая из всех, Он ответил: "Слушай, Израиль, Иегова, наш Бог, - один Иегова" (Мк.12:29, ПНМ).
  
  Бог "один", рассуждают Свидетели, следовательно, Он никак не может быть триединым. Иегова - Бог, есть только "один Иегова", значит, Иисус никак не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова, а учение о Троице никак не может быть верно. Библия тысячи раз говорит о Боге как о единственной личности. И когда говорит Сам Бог, Он говорит как единственная, неразделенная личность514.
  
  Опираясь на эти рассуждения, брошюра "Следует ли верить в Троицу?" спрашивает: "Если бы Бог действительно состоял из трех личностей, то зачем всем боговдохновленным писателям Библии нужно было бы говорить о нем как об одной личности? ...Безусловно, если бы Бог состоял из трех личностей, он сделал бы так, чтобы писатели Библии написали об этом настолько ясно, что по этому поводу не осталось бы никаких сомнений"515.
  
  Библейское учение. Все Писание, от Бытия до Откровения, неизменно говорит, что есть только один истинный Бог. Это учение красной нитью проходит сквозь каждую страницу Библии. Еврейский текст Втор.6:4 допускает несколько вариантов перевода, но лучшим я считаю такой: "Слушай, о Израиль! Господь есть наш Бог, только Господь". Используя имена Бога, мы можем перевести этот стих так: "Слушай, о Израиль! Яхве есть наш Элохим, только Яхве". Древние евреи называли это исповедание веры Shema.
  
  Shema была особенно важна для израильтян, которые жили в культуре, насыщенной ложными богами и идолами. Как правило, евреи повторяли это исповедание дважды в день, утром и вечером. О важности Shema свидетельствует и обычай заучивать эти слова в очень раннем возрасте.
  
  Яхве (Господь) - наш Элохим (Бог). Это понятно. Теперь мы должны ответить на ключевой вопрос: кого мы называем Яхве? Только ли Отца, как говорят Свидетели Иеговы? Или Иисус - тоже Яхве? А может быть, Яхве - это триединый Бог?
  
  Писание нигде не говорит прямо: "Отец есть Яхве". Но мы знаем, что Отец - Яхве, потому что Писание называет Его "Богом" и "единственным истинным Богом" (Ин.6:27; 17:3). Но в таком случае Иисуса тоже необходимо признать Яхве, поскольку Писание называет Его "Богом" (Ин.1:1), "Богом крепким" (Ис.9:6; ср. Ис.10:21), "великим Богом и Спасителем" (Тит.2:13) и "Господом" (Рим.10:9; 1Кор.12:3; Фил.2:11 )516.
  
  Отсюда следует, что Иисус есть Яхве в той же степени, что и Отец. Святого Духа также следует признать Яхве ввиду Его божественности (см. Деян.5; 1Кор.3:16; 6:19; 2Кор.3:17; Еф.2:22). Таким образом, Втор.6:4 вовсе не противоречит учению о Троице. Верующие в Троицу с радостью подтвердят, что этот стих доказывает единственность Бога. И здесь нет никакого противоречия с истиной, что в одном Божестве есть три Личности, ясно изложенной в других отрывках Писания: Мф.28:19 и 2Кор.13:13.
  
  Спросите:
  
  Верующие в Троицу согласны с утверждением, что есть только один Бог (Втор.6:4), - понимаете ли вы это?
  
  Верующие в Троицу учат не тому, что есть три бога, а тому, что есть только один Бог и что в одном Божестве есть три Личности, - понимаете ли вы это?
  
  (С помощью этих вопросов вы объясните Свидетелю Иеговы, во что на самом деле верят христиане, и отбросите искаженную версию учения о Троице, которую преподносит своим последователям Сторожевая Башня.)517
  
  Интересно, что первые христиане (убеждения которых строились на фундаменте иудейской традиции) при всей своей бескомпромиссной приверженности единобожию, без колебаний признавали Иисуса и "Спасителем", и "Богом" (Рим.10:13; 1Фес.5:2; 1Пет.2:3; 3:15)518. Твердо веря в истинность Shema (Втор.6:4), они смело применяли к Иисусу ветхозаветные тексты, в которых изначально говорилось о Яхве. Например:
  
  Исполнение слов о Яхве и Элохиме из Ис.40:3 можно найти в Мк.1:2-4.
  
  Призывание имени Яхве в Ил.2:32 отождествляется и сопоставляется с призыванием имени Иисуса в Рим.10:13.
  
  Слава Яхве, описанная в Ис.6:1-5, в Ин.12:41 называется славой Иисуса.
  
  Голос Яхве звучит, "как шум вод многих" (Иез.43:2), голос Иисуса тоже сравнивается с "шумом вод многих" (Откр.1:15).
  
  Описание Яхве как вечного света в Ис.60:19-20 отождествляется с описанием Иисуса как вечного света в Откр.21:23.
  
  Поделившись этой информацией со Свидетелем Иеговы...
  
  Спросите:
  
  Как вы объясните факт, что первые христиане-евреи, безоговорочно признававшие истинность Shema (Втор.6:4), без колебаний применяли к Иисусу ветхозаветные тексты, в которых изначально речь шла о Яхве?
  
  Как вы объясните факт, что первые христиане-евреи называли Иисуса "Господом" и "Богом" в том же смысле, в каком эти титулы применялись к Иегове?
  
  Беседуя со Свидетелем Иеговы по поводу Втор.6:4, важно подчеркнуть, что Бог открывал Себя человечеству постепенно, в несколько этапов. Сначала Он показал единство и уникальность Своей природы: Бог открыл людям, что Он - единственный истинный Бог. Эта было необходимой отправной точкой, потому что Израиль всегда жил в окружении народов, которые исповедовали многобожие. Устами пророков Бог возвестил Израилю истину единобожия.
  
  Хотя ветхозаветное откровение делает отчетливый акцент на единственности и уникальности Бога (и это нашло отражение в Shema), нельзя сказать, что в Ветхом Завете нет никаких намеков или указаний на учение о Троице. Такие указания есть (Быт.1:26; 3:22; 11:7; Прит.30:4; Ис.6:8; 48:16). Однако во всей полноте Бог открыл это учение только в новозаветные времена (см. Мф.3:16-17; 28:19; 2Кор.13:13; Еф.2:13; 4:4). И теперь, читая Ветхий Завет в свете Нового, мы находим в нем дополнительные свидетельства о Троице. Богослов Бенджамин Уорфилд отмечает:
  
  Ветхий Завет можно уподобить богато обставленному, но тускло освещенному залу; если внести светильник, в зале не появится ничего, чего в нем не было раньше; однако свет выявит многое, что там уже находилось, но было плохо видно или вообще скрыто во тьме. Тайна Троицы [ясно] не открыта в Ветхом Завете; однако она лежит в основе ветхозаветного откровения, и ее почти можно увидеть то здесь, то там. Таким образом, более полное откровение, последовавшее за ветхозаветным откровением Бога, не исправляет его, но лишь совершенствует, расширяет и увеличивает519.
  
  Учение о том, что есть только один Бог, но в едином Божестве - три Личности, ясно подтверждается Писанием. Эту истину иллюстрирует один из ключевых стихов Нового Завета - Мф.28:19.
  
  Мф.28:19 - "Имя" Отца и Сына, и Святого Духа
  Учение Сторожевой Башни. Мф.28:19 в "Переводе нового мира" звучит так: "...идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа...".
  
  Доказывает ли этот стих, что Отец, Сын и Святой Дух равны по своей сути, могуществу и вечности? Нет, отвечает Общество Сторожевой Башни, "так же, как перечисление трех людей - например, Иванов, Петров, Сидоров - не означает, что они трое в одном"520. С точки зрения Свидетелей Иеговы, верующие в Троицу вкладывают в этот текст совершенно чуждый смысл. Учение о Троице навязано этому стиху, а не проистекает из него.
  
  Библейское учение. В греческом тексте Евангелия от Матфея перед словами "Отец", "Сын" и "Святой Дух" стоит определенный артикль - в англоязычных переводах, в том числе и в "Переводе нового мира", эта особенность текста видна. Очень важно отметить, что слово "имя" в греческом тексте стоит в единственном числе - отсюда следует, что есть только один Бог, но в едином Божестве есть три самостоятельные Личности: Отец, Сын и Святой Дух521. Богослов Роберт Реймонд обращает наше внимание на важную роль, которую этот стих играет в учении о Троице:
  
  Иисус не говорит (1) "в имена [во множественном числе] Отца и Сына и Святого Духа" или - что по сути то же самое - (2) "во имя Отца, и во имя Сына, и во имя Святого Духа", как если бы мы говорили о трех отдельных Существах. Он также не говорит (3) "во имя Отца и Сына и Святого Духа", используя общий определенный артикль для всех трех существительных, как если бы "Отец, Сын Дух Святой" были лишь тремя обозначениями одной и той же личности. Он говорит так: (4) "во имя [в единственном числе] Отца [с определенным артиклем], и Сына [с определенным артиклем], и Святого Духа [с определенным артиклем]". Тем самым Он сначала утверждает единство трех Личностей, соединяя их в рамках одного Имени, а затем выводит на первый план каждую Личность в отдельности, по очереди называя их и предваряя имя каждой артиклем522.
  
  Следовательно, вопреки утверждению Сторожевой Башни Мф.28:19 однозначно и очень явно подтверждает учение о Троице.
  
  Объяснив это Свидетелю Иеговы,
  
  Спросите:
  
  Согласны ли вы с тем, что слово "имя", стоящее в единственном числе, и определенные артикли, предваряющие каждое из существительных: "Отец", "Сын" и "Святой Дух", в совокупности указывают на существование множества внутри единства?
  
  Отметьте, что в Писании есть много других указаний на триединство Божества. Например, приступая к сотворению человека, Бог сказал: "...сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт.1:26, курсив автора). Толкователи высказывают различные предположения о том, что означают местоимения множественного числа в этом стихе523, но у нас есть достаточно оснований считать их намеком на Троицу524. (В Быт.1:27 уточняется, что слова "по образу Нашему" относятся к образу Божьему.) Комментируя этот стих, профессор Глисон Арчер отмечает, что "единый истинный Бог существует в трех Личностях - в Личностях, которые способны сообщаться друг с другом и осуществлять совместные действия, не переставая быть единым Богом"525.
  
  После грехопадения Адама и Евы Бог сказал: "...вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт.3:22, курсив автора). Слова "как один из Нас" отсылают читателя к 5-му стиху ("как Бог"). Здесь, как и в Быт.1:26, мы находим указание на множественность личностей в одном Божестве.
  
  Впоследствии, когда люди пытались построить Вавилонскую башню, Бог сказал: "...сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Быт.11:7, курсив автора). Мы вновь сталкиваемся с множественностью личностей в Божестве.
  
  Много веков спустя пророк Исаия получил видение, в котором Бог призывал его на служение. Бог спросил Исаию: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис.6:8, курсив автора).
  
  Незадолго до Своей смерти, во время Тайной вечери, Иисус также говорил ученикам о трех Лицах Троицы:
  
  И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин.14:16-17).
  
  Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14:26).
  
  Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... (Ин.15:26).
  
  Писания Павла просто полны тринитарных выражений. Обратите внимание на следующий небольшой отрывок из его Первого послания к фессалоникийцам:
  
  Всегда благодарим Бога [Отца] за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом [Отцом] братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу [Иисусу Христу], приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне [слово Иисуса] не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога [Отца], так что нам ни о чем не нужно рассказывать. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу [Отцу] от идолов, чтобы служить Богу [Отцу] живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1Фес.1:2-10, курсив и вставки автора).
  
  Интересно, что Павел и другие новозаветные писатели не видели никаких противоречий между учением о Троице и ветхозаветными представлениями о Боге. "Новозаветные писатели определенно не считали себя "изобретателями иных богов"... Бог Ветхого Завета был их Богом, и Троица была их Богом, и тождество этих двух понятий в их представлении было настолько полным, что у них не возникало никаких вопросов по этому поводу"526. Иными словами, Новый Завет не предлагает новое, ранее не виданное представление о Боге. "В Новом Завете учение о Троице появляется не в незаконченном виде, а уже вполне оформившимся"527.
  
  2Кор.13:13 - Благословение Павла
  Учение Сторожевой Башни. Благословение Павла из 2Кор.13:13 в "Переводе нового мира" звучит так: "Да будет со всеми вами милость Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и приобщение к святому духу" (курсив автора). Общество Сторожевой Башни утверждает, что этот стих свидетельствует лишь о факте существования трех субъектов - Отца, Сына и Святого Духа; в нем не затрагивается вопрос об Их взаимоотношениях и форме сосуществования.
  
  Следовательно, текст 2Кор.13:13 не позволяет говорить, что Отец, Сын и Святой Дух обладают равной властью или одной и той же природой528. Подобные ссылки доказывают "только то, что существуют три называемых субъекта... но сами по себе такие ссылки не доказывают, что эти три субъекта обязательно относятся к божественной природе и достойны равной божественной чести"529.
  
  Библейское учение. Ни один верующий в Троицу не основывает свою веру на единственном стихе - напротив, это учение основывается на совокупном свидетельстве всего Писания. Действительно, текст 2Кор.13:13 сам по себе не является решающим доказательством существования Троицы. Но если рассматривать это учение в свете других отрывков Писания, его справедливость не вызывает сомнений.
  
  Итак, Писание ясно говорит, что есть только один Бог. Откровение, которое Бог постепенно дает человечеству, показывает также, что есть три отдельные Личности, называемые Богом. Например, апостол Петр пишет о святых, "избранных по предведению Бога Отца (1Пет.1:2, курсив автора). Когда воскресший Иисус явился сомневающемуся Фоме, тот воскликнул: "Господь мой и Бог мой" (Ин.20:28, курсив автора). Кроме того, Сам Отец сказал Сыну: "...престол Твой, Боже, в век века..." (Евр.1:8, курсив автора). В Деян.5:3-4 мы видим, что солгать Святому Духу значит солгать Богу. Петр говорит: "...Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу" (курсив автора).
  
  Рассмотрев перечисленные стихи,
  
  Спросите:
  
  Согласны ли вы, что и Отец, и Сын, и Святой Дух по отдельности названы Богом в Новом Завете? Если ваш собеседник не согласится, - что вполне вероятно, - попросите его медленно и вслух прочесть каждый из перечисленных выше стихов и задайте следующий вопрос.
  
  Назван ли Отец Богом в 1Пет.1:2?
  
  Назван ли Иисус Богом в Ин.20:28? (Свидетель Иеговы может не согласиться с вашим пониманием этого стиха. В таком случае обратитесь к соответствующему разделу этой главы.)
  
  Признается ли Святой Дух Богом в Деян.5:3-4?
  
  Каждая из трех Личностей не только называется Богом, но и проявляет божественные свойства. Например:
  
  Все три Личности вездесущи: Отец (Мф.19:26), Сын (Мф.28:18) и Святой Дух (Пс.138:7-8).
  
  Все три Личности всеведущи: Отец (Рим.11:33), Сын (Мф.9:4) и Святой Дух (1Кор.2:10).
  
  Все три Личности всемогущи: Отец (1Пет.1:5), Сын (Мф.28:18) и Святой Дух (Рим.15:19).
  
  Каждой из трех Личностей приписывается святость: Отцу (Откр.15:4), Сыну (Деян.3:14) и Святому Духу (Ин.16:7-14).
  
  Каждой из трех Личностей приписывается вечность: Отцу (Пс.89:3), Сыну (Мих.5:2; Ин.1:2; Откр.1:8, 17) и Святому Духу (Евр.9:14).
  
  Каждая из трех Личностей по отдельности описывается как истина: Отец (Ин.7:28), Сын (Откр.3:7) и Святой Дух (1Ин.5:6).
  
  Каждая из трех Личностей называется Господом (Лк.2:11; Рим.10:12; 2Кор.3:17), вечным (Рим.14:25; Откр.22:13), всемогущим (Быт.17:1; Рим.15:19; Откр.1:8) и полновластным (Иер.32:17; Лк.1:35; Евр.1:3)530.
  
  Рассмотрев перечисленные стихи,
  
  Спросите:
  
  Согласны ли вы, что и Отец, и Сын, и Святой Дух проявляют божественные качества? (Если ваш собеседник не согласится, разберите вместе с ним некоторые из перечисленных стихов, читая их по одному и вслух. Будьте терпеливы. Потом задайте следующий вопрос.)
  
  Может ли кто-то, кроме Бога, обладать качествами Бога? (Используйте этот вопрос, чтобы указать на Божественность Иисуса и Святого Духа.)
  
  Помимо обладания божественными качествами, каждая из трех Личностей творила божественные дела. Например, все три участвовали в сотворении мира: Отец (Быт.2:7; Пс.101:26), Сын (Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:2) и Святой Дух (Быт.1:2; Иов 33:4; Пс.103:30).
  
  В богословских спорах часто упускают из виду факт, что все три Лица Троицы по отдельности участвовали в Воплощении. В Лк.1:35 ангел говорит Марии: "...Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Святой Дух осуществил Воплощение, но в Евр.10:5 мы читаем, что человеческое тело Христу приготовил Отец. Более того, Писание говорит, что Иисус принял на Себя плоть и кровь, - словно это произошло по Его собственной воле (Евр.2:14).
  
  Три Лица Троицы участвовали и в воскрешении Иисуса из мертвых. О Боге Отце часто говорится, что это Он воскресил Христа (Деян.2:32; 13:30; Рим.6:4; Еф.1:19-20). Однако Писание, не умаляя ключевой роли Отца в воскресении, ясно говорит и о том, что Иисус Сам воскресил Себя. В Ин.2:19 Иисус сказал иудеям, просившим знамения свыше: "...разрушьте храм сей [т.е. Его физическое тело], и Я в три дня воздвигну его". Затем в Ин.10:17-18 Иисус произносит: "...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее". Святой Дух также участвовал в воскресении Христа, поскольку Иисус "открылся Сыном Божиим... через воскресение из мертвых" именно "по духу святыни"531 (Рим.1:4).
  
  Кроме того, каждое из трех Лиц Троицы освящает верующих (Евр.2:11; 1Пет.1:2, Иуд.1), является их жизнью (Втор.30:20; Рим.8:10; Кол.3:4), дает им жизнь вечную (Ин.10:28; Рим.6:23; Гал.6:8), воскрешает из мертвых (Ин.5:21; 1Пет.3:18) и вдохновляет Божьих вестников и пророков (Мк.13:11, 2Кор.13:3; Евр.1:1)532.
  
  Указав на некоторые из перечисленных моментов,
  
  Спросите:
  
  Согласны ли вы, что и Отец, и Сын, и Святой Дух творят божественные дела? (Если ваш собеседник ответит отрицательно, прочтите вслух некоторые из перечисленных стихов. Затем задайте следующий вопрос.)
  
  Может ли кто-то, кроме Бога, творить Божественные дела? (Используйте этот вопрос, чтобы указать на божественность Иисуса и Святого Духа.)
  
  В свете всего сказанного совершенно ясно, что ни одно действие Божества не совершается одним Лицом без согласия и участия двух других. Тем не менее каждое из трех Лиц имеет особое служение, присущее только Ему. Однако во всех делах, творимых Богом во Вселенной, всегда в согласии и единстве участвуют все три Лица.
  
  Мф.3:16-17 - Крещение Иисуса
  Учение Сторожевой Башни. Мф.3:16-17 в "Переводе нового мира" звучит так: "Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него. И вот, голос с небес, говорящий: "Это Сын мой, возлюбленный, я одобряю его"".
  
  Высмеивая обычное христианское толкование этого стиха, Общество Сторожевой Башни спрашивает: "Говорил ли Бог, что он сам был своим собственным сыном, что он благоволил себе, что он послал сам себя? Нет, Бог, Творец, говорил, что он как вышестоящий благоволил нижестоящему, своему Сыну Иисусу, в порученном ему деле"533.
  
  По мнению Свидетелей Иеговы, Мф.3:16-17 не доказывает, что Отец, Сын и Святой Дух - это один Бог. Как сказано в брошюре "Следует ли верить в Троицу?", Библия несколько раз упоминает Авраама, Исаака и Иакова вместе, но это не делает их "одним". Петр, Иаков и Иоанн тоже упоминаются вместе, но это не делает их "одним"534. Следовательно, Мф.3:16-17 не подтверждает учение о Троице.
  
  Библейское учение. Как и 2Кор.13:13, этот отрывок сам по себе не доказывает истинность учения о Троице. Верующие в Троицу основывают свою веру не на одном стихе, а на совокупном свидетельстве всего Писания. Если текст Мф.3:16-17 рассматривать наряду с другими отрывками, не остается сомнений, что учение о Троице истинно. (Непременно воспользуйтесь подробным изложением библейских аргументов в пользу Троицы, которые мы привели в разделах, посвященных отрывкам Мф.28:19 и 2Кор.13:13.)
  
  Сам по себе текст Мф.3:16-17, возможно, и не доказывает, но определенно подтверждает справедливость учения о Троице. Богословски можно продемонстрировать, что три Личности, упомянутые в этом отрывке, - Отец, Сын и Святой Дух - один Бог. Свидетели Иеговы не сомневаются, что Отец есть Бог, поэтому это утверждение мы доказывать не будем. Но Иисус назван "Сыном Божиим", и это доказывает, что Он обладает той же божественной природой, что и Отец.
  
  Хотя речевой оборот "сын такого-то" в определенном контексте может означать "потомок", гораздо чаще он используется в значении "принадлежащий к числу"535. Например, слова "из сынов пророческих" означают "принадлежащий к числу пророков" (3Цар.20:35), а слова "сыновья певцов" - "принадлежащий к числу певцов" (Неем.12:28). Аналогично словосочетание "Сын Бога" означает "божественный" и указывает на ничем не ограниченное Божество.
  
  Древние семиты и жители Востока использовали словосочетание "сын такого-то", чтобы указать на подобие или тождество природы536. Таким образом, когда Иисус называл Себя Сыном Божьим, Его современники-иудеи отлично понимали, что Он фактически называл Себя Богом. Бенджамин Уорфилд утверждает, что с первых дней христианства словосочетание "Сын Бога" считали абсолютно равнозначным слову "Бог"537. Вот почему, когда Иисус произнес эти слова, иудеи заявили: "Мы имеем закон, и по закону нашему Он [Христос] должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим" (Ин.19:7). Понимая, что Иисус отождествил себя с Богом, евреи хотели предать Его смерти за богохульство (см. Лев.24:16).
  
  Спросите:
  
  Если словосочетание "сын такого-то" для древних означало тождество природы (история подтверждает этот факт), как нам следует понимать слова "Сын Бога"?
  
  Еще одно доказательство вечного сыновства Христа находится в Послании к евреям. В Евр.1:2 сказано, что Бог создал Вселенную через Своего "Сына" - следовательно, Христос был Сыном Божьим еще до начала творения. Писание ясно говорит, что Христос как Сын существовал "прежде всего" (Кол.1:17; сравните со стихами Кол.1:13 и Кол.1:14). Иисус как Сын Божий (Ин.8:54-56) утверждает, что Он существовал от вечности еще до Авраама (Ин.8:58).
  
  Таким образом, мы приходим к выводу, что в Мф.3:16-17 об Отце и Сыне говорится с точки зрения Их вечной божественности. Это еще одно свидетельство в пользу учения о Троице. А поскольку из других отрывков мы знаем, что Святой Дух есть Бог (Деян.5:34; 1Кор.3:16; 6:19; 2Кор.3:17; Еф.2:22), текст Мф.3:16-17 - блестящее подтверждение того, что Троица действительно существует.
  
  Ин.20:28 - "Господь мой и Бог мой"
  Учение Сторожевой Башни. Увидев воскресшего Христа, сомневающийся Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" (Ин.20:28, ПНМ). Некоторые Свидетели Иеговы истолковывают слова Фомы как возглас удивления при виде воскресшего Христа. Фома якобы не сдержал эмоций и воскликнул: "Боже мой!"
  
  Другое возможное объяснение предлагает брошюра "Следует ли верить в Троицу?": Фоме показалось, что Иисус "богоподобен" - возможно, из-за чуда, свидетелем которого он только что стал. А может быть, у Фомы вырвалось эмоциональное восклицание, адресованное Иегове Богу, хотя он и обращался к Иисусу538. Так или иначе, нет никаких причин полагать, что в этом стихе Иисус назван Богом в том же смысле, что и Отец.
  
  Как утверждает книга Reasoning from the Scriptures, обращение Фомы к Иисусу отлично согласуется с контекстом Писания. Например, в Ин.1:18 Иисус назван "единородным богом"539, и это показывает, что Он - меньший бог по сравнению с Иеговой. В Книге Ис.9:6 Иисус назван "богом крепким", а этот титул ниже по значению, чем "Всемогущий Бог". В Ин.1:1 Иисус тоже назван "богом" (с маленькой буквы), или "божественным"540.
  
  Библейское учение. Можно ли предположить, что при виде воскресшего Христа Фома от удивления воскликнул: "Боже мой!"? Ни в коем случае! Это означало бы, что Фома произнес имя Бога напрасно. В I веке н.э. иудеи приравнивали бездумное употребление имени Божьего к богохульству541.
  
  Кроме того, если бы Фома действительно произнес имя Божье всуе, Иисус, конечно, упрекнул бы его за это. Но Иисус не только не упрекнул Своего ученика, но еще и похвалил его за то, что он все-таки поверил. Иисус действительно был Тем, Кем Его назвал Фома (и "Господом", и "Богом"), поэтому Он похвалил ученика, а не упрекнул.
  
  Если Свидетель Иеговы объясняет Ин.20:28 так, как описано выше,
  
  Спросите:
  
  Если Фома попросту воскликнул от удивления при виде воскресшего Христа, разве его слова не были напрасным упоминанием имени Божьего?
  
  Если бы Фома в присутствии Иисуса упомянул имя Божье напрасно, разве Иисус не упрекнул бы его?
  
  Как вы думаете, почему Иисус похвалил Фому, вместо того чтобы упрекнуть?
  
  Может быть, в глазах Фомы Иисус был "подобен" Богу? Согласиться с таким предположением никак нельзя. Человек, выросший в атмосфере иудаизма I века при виде воскресшего Христа не мог воскликнуть "Господь мой и Бог мой", если только Иисус действительно не был Богом (см. Деян.14:11-15)542. Фома назвал Иисуса не "каким-то" богом, а своим Господом и своим Богом. И если Иисус не был Всемогущим Богом в том же смысле, что и Отец, Он непременно поправил бы Фому, сказав что-нибудь в таком духе: "Нет, я просто божественное существо, меньший бог. Единственный истинный Бог - Иегова. Ты не должен ставить меня на Его место. Только Иегову можно называть "Господь мой и Бог мой"". Однако Иисус не сказал ничего подобного - наоборот, Он похвалил Фому за то, что тот понял, Кто Он есть на самом деле. Чтобы помочь Свидетелю Иеговы понять эту мысль,
  
  Спросите:
  
  Во что "уверовал" Фома, если исходить из Ин.20:29? (Напрашивается ответ, что Фома, наконец, признал Иисуса "Господом" и "Богом".)
  
  Между прочим, в Пс.34:23 обращение "Боже мой и Господи мой" употреблено применительно к Яхве543. Интересно, не вспомнил ли Фома - верующий еврей, хорошо знакомый с Ветхим Заветом, - об этих словах, когда назвал Иисуса "своим Господом и своим Богом"?
  
  Таким образом, стих Ин.20:28 представляет собой блестящее подтверждение учения о Троице. Отец - настоящий Бог; Сын - настоящий Бог; но все же есть только один истинный Бог. Эти утверждения согласуются лишь в контексте учения о Троице. В единстве Божества есть три равные и одинаково вечные Личности - Отец, Сын и Святой Дух.
  
  Ин.10:30 - "Я и Отец - одно"
  Учение Сторожевой Башни. В Ин.10:30 Иисус говорит иудеям: "Я и Отец - одно" (ПНМ). Что же Он этим хотел сказать? Свидетели Иеговы ссылаются на Ин.17:21-22, где Иисус просит Отца о том, чтобы Его ученики были "одно, как ты, Отец, в единстве со мной и я в единстве с тобой, так и они были в единстве с нами" (ПНМ, курсив автора). Нам говорят, что в обоих отрывках Иисус использовал одно и то же греческое слово hen (переведенное как "одно"), и что это обстоятельство очень важно544.
  
  Иисус явно молился не о том, чтобы все Его ученики превратились в одно существо, и не о том, чтобы они стали частью Троицы545. Он молился, чтобы они имели такую же общность мыслей и целей, какая существует между Ним и Его Отцом546. "Как Христос и члены его тела считаются одним целым, так и Иегова и Христос считаются единым целым. Все они составляют одно целое с точки зрения согласия, целей и организации"547.
  
  Библейское учение. Любой человек, только начавший изучать греческий язык, скажет вам, что определяющим фактором при переводе того или иного слова в предложении является контекст. Одно и то же слово может приобретать разные оттенки смысла в различных контекстах. Об этом необходимо помнить при переводе греческого слова hen ("один").
  
  Спросите:
  
  Понимаете ли вы, почему люди, знающие греческий язык, говорят, что смысл слова в каждом конкретном случае определяется контекстом?
  
  Само по себе греческое слово hen не подразумевает ничего, кроме единства целей, но контекст 10-й главы Евангелия от Иоанна показывает, что в данном случае это слово имеет более глубокий смысл548. Откуда мы это знаем? Из того, каким образом иудеи отреагировали на слова Иисуса: "Я и Отец - одно". Они тут же схватились за камни, чтобы убить Его. Они поняли, что Иисус самым недвусмысленным образом называет Себя Богом. В 33-м стихе они говорят: "...не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь себя Богом" (курсив автора). В соответствии с ветхозаветным Законом (Лев.24), богохульство каралось побиванием камнями.
  
  Спросите:
  
  Если Иисус претендовал всего лишь на единство целей с Отцом, почему иудеи схватились за камни, чтобы убить Его?
  
  Разве иудеи не были едины с Отцом по цели?
  
  С чего бы иудеи, единые с Отцом по цели, вдруг захотели убить Иисуса, если Он всего лишь претендовал на единство целей с Отцом?
  
  Если Иисус всего лишь претендовал на единство целей с Отцом, почему иудеи истолковали Его слова так, словно Он делал Себя Богом (Ин.10:33)? (Если Свидетель Иеговы ответит, что иудеи ошиблись, приняв слова Иисуса за претензию на божественность, спросите, почему Иисус не только не исправил их "ошибку", но еще и подтвердил правильность их понимания [см. Ин.10:34-38].)
  
  Контекст Ин.17:21, где Иисус молится, чтобы Его ученики были "все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе", - совершенно иной. В этом контексте греческое слово, переведенное как "едино", относится к единству людей, отличающихся друг от друга. Как и сегодня, среди верующих в те времена были разногласия по некоторым вопросам. Вот почему Христос молился за их единство. Помимо прочего единство такого рода может выражаться в надлежащем использовании духовных даров (Еф.4:3-16), а также во взаимной молитве и взаимном увещании (2Кор.1:11; Евр.10:25).
  
  Очень важно подчеркнуть неправильность примитивного принципа, в соответствии с которым значение некоего слова в определенном контексте жестко определяет значение этого же слова в совсем другом, отдаленном контексте. Иными словами, конкретный случай употребления слова "едино" в Ин.17:21 не влияет на значение этого слова в Ин.10:30. Мы имеем дело с двумя совершенно разными контекстами.
  
  Как отмечает специалист по богословию Сторожевой Башни Мэриан Бодин, если единство Христа с Отцом тождественно единству Христа с верующими, любой верующий может сказать о себе:
  
  "Я и Отец - одно" (Ин.10:30);
  
  "Видевший меня видел Отца..." (Ин.14:9);
  
  "Что творит Он [Отец], то и я творю также" (Ин.5:19);
  
  "Кто не чтит меня, тот не чтит и Отца, пославшего меня" (Ин.5:23);
  
  "Все, что имеет Отец, есть мое" (Ин.16:15)549.
  
  Спросите:
  
  Если предложенное Сторожевой Башней толкование Ин.10:30 верно, и единство Христа с Отцом тождественно единству верующих с Христом, готовы ли вы вставить в Ин.10:30 свое имя? А в Ин.14:19? В Ин.5:23? В Ин.16:15? (Откройте каждый из этих стихов и прочтите его вслух.)
  
  Контекст Ин.17:21, где Иисус молится, чтобы Его ученики были "все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе", - совершенно иной. В этом контексте греческое слово, переведенное как "едино", относится к единству людей, отличающихся друг от друга. Как и сегодня, среди верующих в те времена были разногласия по некоторым вопросам. Вот почему Христос молился за их единство. Помимо прочего единство такого рода может выражаться в надлежащем использовании духовных даров (Еф.4:3-16), а также во взаимной молитве и взаимном увещании (2Кор.1:11; Евр.10:25) Альфой и Омегой назван Всемогущий Бог (в книге неточность, пропущено Альфой)550 Это Отец. В английском Переводе короля Якова этот титул действительно "применен к личности, последующее описание которой показывает, что речь идет об Иисусе Христе"551. Однако подлинность фразы "Альфа и Омега" в 11-м стихе сомнительна, и в большинстве других англоязычных переводов Писания эти слова опущены552. 2) "Многие" переводы Нового Завета на еврейский язык используют в Откр.1:8 имя "Иегова", тем самым признавая, что речь идет о Всемогущем Боге553.
  
  Кроме того, 3) в Откр.21:6-7 христиане-победители названы "сыновьями" Альфы и Омеги. Однако помазанные духом верующие находятся с Иисусом Христом в братских, а не в сыновних отношениях554. В силу этих и других причин фраза "Альфа и Омега" в Книге Откровение относится ко Всемогущему Богу, а не к Иисусу Христу.
  
  Библейское учение. Если вы сумеете показать Свидетелю Иеговы, что в действительности "Альфа и Омега" - это Иисус, ему останется только признать, что в Откр.1:8 и 22:13 Иисус называется Иеговой Богом. А показать это нетрудно. Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид предлагает построить беседу следующим образом (используя "Перевод нового мира"):
  
  В Откр.1:7-8... сказано, что кто-то "идет". Кто же? В 7-м стихе говорится, что это кто-то "пронзенный". Кто же был пронзен, когда его пригвоздили, чтобы убить? Иисус! Но 8-й говорит, что "идущий" - это Иегова Бог. Может ли быть, что идут двое? Нет! В 8-м стихе сказано: "Он идет".
  
  Откр.1:8 ясно утверждает, что Иегова Бог - это Альфа и Омега. Но обратите внимание, что Он говорит в Откр.22:12-13: "Вот, приду скоро... Я Альфа и Омега, первый и последний..." Итак, Иегова Бог скоро придет. Но обратите внимание: когда Иегова еще раз повторяет: "Да, приду скоро", Иоанн отвечает Ему: "Аминь! Приди, Господь Иисус" (22:20, ПНМ)...
  
  Далее, опять же ссылаясь на "Перевод нового мира", продолжите разговор примерно так. Кто говорит в Откр.2:8? "Так говорит "Первый и Последний", который был мертв и ожил..." Очевидно, что это Иисус. С кем же отождествлял Себя Иисус, называя Себя "Первый и Последний"? Именно так в Ветхом Завете описывал Себя Всемогущий Бог (Ис.48:12-13)555.
  
  В Ис.44:6 Иегова Бог говорит: "...Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога". И в Ис.48:12 Он снова говорит: "...Я тот же, Я первый и Я последний". Последние слова Бог произнес сразу после фразы: "...славы Моей не дам иному" (Ис.48:11). Применив этот титул к Себе в Откр.22:12-13, Христос недвусмысленно отождествил Себя с Иеговой Богом. Никакой иной вывод невозможен.
  
  Доказав, что Иисус - действительно Альфа и Омега, помогите Свидетелю Иеговы понять, какой смысл несет в себе этот титул. Если в наше время кто-нибудь назовет себя Альфой и Омегой, его просто не поймут. Но Христос говорил о Себе так, чтобы Его слова были понятны иудеям. Хотя альфа и омега - это первая и последняя буквы греческого алфавита, Иоанн писал Откровение для читателей-евреев, знавших еврейский язык и алфавит. Именно это и дает нам ключ к пониманию слов Христа: в понимании иудеев ссылка на первую и последнюю буквы алфавита (алеф и тау в еврейском языке) подразумевала все буквы, стоящие между ними, и обозначала совокупность целого.
  
  В древних комментариях к Ветхому Завету иудеи писали, что Адам нарушил весь Закон от алеф до тау. Авраам же, напротив, исполнил весь Закон от алеф до тау. Евреи также верили, что Бог, благословляя Израиль, делает это в изобилии - от алеф до тау.
  
  Применительно к Богу (или Христу), первая и последняя буквы передают идею вечности и всемогущества. Назвав Себя Альфой и Омегой, Иисус, по сути, сказал, что Он и есть Всемогущий и Сущий от века и до века (Иегова Бог). "Описывая Себя словами "первый и последний", Христос указывает на Свое положение относительно времени и вечности. Он - вечный Бог, Который всегда был в прошлом, и Который всегда будет в будущем"556. Для любого тварного существа, каким бы возвышенным оно ни было, назвать себя Альфой и Омегой так, как этот титул употребляется в отношении Иисуса Христа, было бы ужаснейшим богохульством.
  
  Спросите:
  
  В Откр.22:12-13 Христос прямо называет Себя "Первым и Последним", а в Ис.44:6 записаны слова Иеговы Бога: "Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога". Какой вывод мы должны сделать о подлинной сущности Иисуса?
  
  * * *
  
  479 Афанасий Великий. Творения. В 4 т. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. С. 477-478.
  480 Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 12.
  481 Там же, курсив автора.
  482 Там же. С. 17, курсив автора.
  483 Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 200.
  484 Там же. С. 109.
  485 Studies in the Scriptures, vol. 5 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1899), pp. 60-61, курсив ориг.
  486 Там же. С. 76.
  487 Let God Be True. С. 109, курсив автора.
  488 Reconciliation (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1928), p. 101.
  489 Riches (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1936), p. 185.
  490 Следует ли верить в Троицу? С. 3.
  491 Там же. С. 9.
  492 Там же. С. 11.
  493 Let God Be True. С. 101.
  494 Следует ли верить в Троицу? С. 6.
  495 Mankind's Search for God (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1990), p. 276.
  496 Следует ли верить в Троицу? С. 12.
  497 Там же. С. 31.
  498 Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 43.
  499 Duane Magnani. The Watchtower Files (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1985), p. 148.
  500 Уизерс Пол Дж. Отвечая на доводы Свидетелей Иеговы против учения о Троице. [Статья ЦАИ С-028]. С. 3-4.
  501 Robert М. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 43.
  502 Уизерс Пол Дж. С. 4.
  503 Там же.
  504 Следует ли верить в Троицу? С. 4.
  505 Let God Be True. С. 100.
  506 Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 148.
  507 Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W.E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 464.
  508 Следует ли верить в Троицу? С. 3.
  509 Reasoning from the Scriptures. С. 411.
  510 Следует ли верить в Троицу? С. 17.
  511 Там же.
  512 Robert М. Bowman. "Is Jesus a True or a False God?", Christian Research Journal, Winter/Spring 1990, p. 7.
  513 Уизерс Пол Дж. С. 6.
  514 Следует ли верить в Троицу? С. 13.
  515 Там же.
  516 Robert М. Bowman. Understanding Jehovah*s Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 120.
  517 На с. 3 брошюры "Следует ли верить в Троицу?" Свидетели Иеговы дают точную историческую формулировку христианского учения о Троице, взятую из Афанасьевского Символа Веры. - Примеч. науч. ред.
  518 Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 278.
  519 Benjamin B. Warfield. Biblical and Theological Studies (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1968), p. 30.
  520 Следует ли верить в Троицу? С. 23.
  521 Benjamin В. Warfield. The Person and Work of Christ (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1950), p. 66.
  522 Robert L. Reymond. C. 84. В одном из номеров "Сторожевой башни" за 2002 год Общество высказывается по этому вопросу так: "Ранние последователи Иисуса проводили четкое различие между Богом, Христом и святым духом. Учеников они крестили 1) во имя Отца, 2) во имя Сына, 3) во имя святого духа, а не во имя Троицы" (Сторожевая башня. 2002. 15 июля. С. 18-19). - Примеч. науч. ред.
  523 Н.С.Leupold. Exposition of Genesis, vol. 1 (Grand Rapids: Baker Book House, 1980), pp. 86-88.
  524 Там же.
  525 Gleason Arche. Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982), p. 359.
  526 Benjamin B. Warfield. Biblical and Theological Studies. C. 32.
  527 Там же.
  528 Следует ли верить в Троицу? С. 23.
  529 Там же.
  530 The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), pp. 1095-1096.
  531 Многие современные библеисты видят в этой греческой фразе указание на Святого Духа (см., например, перевод В. Н. Кузнецовой). - Примеч. науч.ред.
  532 Там же.
  533 Следует ли верить в Троицу? С. 18.
  534 Там же. С. 23.
  535 James Oliver Buswell. A Systematic Theology of the Christian Religion (Grand Rapids: Zondervan, 1979), 1:105.
  536 Райри Чарльз. Основы богословия. М: Духовное возрождение, 1997. С. 290-291. (Серия "Библейская кафедра").
  537 Benjamin В. Warfield. The Person and Work of Christ. C. 77.
  538 Следует ли верить в Троицу? С. 29.
  539 Так в самых древних и надежных рукописях Нового Завета. В Синодальном переводе сказано "единородный Сын". - Примеч. науч.ред.
  540 Reasoning from the Scriptures. С. 213.
  541 David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 84.
  542 Robert M. Bowman. Why You Should. Believe in the Trinity. C. 96-97.
  543 Robert M. Bowman. Jehovah's Witnesses, Jesus Christ and the Gospel of John (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 133.
  544 Следует ли верить в Троицу? С. 24.
  545 Там же.
  546 Там же.
  547 Let God Be True. С. 104, курсив автора.
  548 Robert М. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity. C. 88.
  549 Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA: n.p., n.d.), p. 46.
  550 Примечание электронной редакции.
  551 Reasoning from the Scriptures. C. 412.
  552 Точно так же обстоит дело и с русскоязычными переводами Библии. В Синодальном переводе слова "Альфа и Омега" в Откр.1:11 есть, а В.Н. Кузнецова, например, в своем переводе их опускает. - Примеч. науч. ред.
  553 Reasoning from the Scriptures. C. 412.
  554 Там же. С. 412-413.
  555 David A. Reed. С. 102. 556 John F. Walvoord. The Revelation of Jesus Christ (Chicago: Moody Press, 1980), p. 60.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"