"Как здорово, что сегодня суббота и не надо идти на работу...." - Риф с трудом разлепил глаза и поискал часы...Как ни странно, часы, сделанные в виде барабанной установки "Людвиг" оказались на месте и даже показывали какое-то время. Солнце играло бликами на миниатюрном хай-хэте, отражалось от окантовки барабанов и Рифу пришлось напрячь зрение, чтобы разобрать положение часовых стрелочек на бас-барабане...
Уже десять... да здравствует суббота... Как здорово, что не надо переться на работу, в сто тридцать восьмой раз объяснять теткам из бухгалтерии, как работать на 1С и не реагировать на их просьбы "нарисовать вот на этой бумажечке, какие кнопочки и в каком порядке надо нажимать"...Суббота...
Вылезать из теплой норы одеяла решительно не хотелось. Он сначала пожурил себя за осмотрительность - фрамуга окна была открыта, и в комнату струей врывался апрельский воздух. Потом похвалил за эту же предусмотрительность - никакой тебе табачной вони и перегара после вчерашних посиделок.
Неплохо так посидели... Вчера он думал, что будет еще один тихий одинокий вечер, но звонок в дверь (а за этот звонок в свое время Риф выложил пятнадцать фунтов) разразился первыми тактами "Smoke On The Water". В крохотную квартиру Рифа медведем ввалился с шумом и полной сумкой пива старинный дружок Сашка Аквалонг. Свою кличку, или, говоря по новомодному - ник, Сашка заработал давно, в их прошлой жизни, точнее - лет эдак надцать назад, когда перевел название альбома Aqualung группы Jethro Tull как "длинная вода".
Оказалось, что Сашка принес не только "Балтику", но и диск с фильмом "Приготовьтесь, будет громко". Они с Сашкой, совершенно обалдевшие, смотрели на экран где вместе играли Эдж из U2, Джек Уайт из The White Stripes и...О, боги...САМ Джимми Пэйдж.
Опьяневшие, не сколько от пива, сколько от увиденного, слушали потом, до глубокой ночи, Led Zeppelin, хорошо хоть через наушники, учитывая отличную звукопроницаемость "хрущевки". Картина была, конечно, еще та - два седых мужика развалились на ковре, нацепив огромные наушники и, закрыв глаза, отхлебывали пиво из бутылок и непрерывно курили, слегка кивая головами в одном им слышимом ритме.
Около часа ночи Сашка засобирался домой, отклонив предложение переночевать, потому как: Zeppelin - это здорово, но семья - дело не менее святое.
Риф опустил руку и нашарил на полу, возле дивана, зажигалку, сигареты и пепельницу. Еще бы кофе - горячего, крепкого, без сахара и молока, но вылезать из под теплого одеяла было лень. Сквозь сигаретный дым оглядел свою комнату. Обычно, мнения впервые попадавших к нему гостей, были диаметрально противоположны - от "Ни фига себе, музычки!!!" до "Ой, а зачем тут столько всего....". Никто, в том числе и хозяин квартиры, не помнили, какого цвета в комнате обои и были ли они вообще. Стеллажи с горами дисков, огромная, во всю длину комнаты, полка с виниловыми пластами, со свободных участков стены на зрителя смотрели рок-герои шестидесятых-восьмидесятых, по углам пухлые стопки Rolling Stone, Melody Maker и отечественных журналов, типа Classic Rock и In Rock, а входная дверь расписана в стиле обложки с альбома Элтона Джона Captain Fantastic. На фоне диско- и журнальных завалов в глаза бросались деревянные башни колонок Triangle Antal Ex и дорогущая "вертушка" Music Hall. Конечно, Риф слушал музыку и на обычных проигрывателях, но все равно считал, что настоящий, глубокий звук можно получить только с винила. "Вертушка", усилитель и акустика сожрали все его накопления последних лет, но Риф об этом ничуть не жалел, аппаратура была законным предметом его гордости.
Он дотянулся до пульта DVD-проигрывателя, в который с вечера зарядил Pink Floyd'вскую Dark Side Of The Moon. Комнату наполнил разнокалиберный бой часов. Time.
В ожидании, когда зазвучит голос Гилмора, еще раз окинул взглядом комнату. Ему все нравилось. Например, вот еще один предмет гордости - вставленный в застекленную рамку билет на концерт. Пару лет назад, в начале лета, его, обычного сисадмина, отправили на двухнедельную стажировку в Лондон. Выяснилось, что преподаватель курсов также страстный поклонник классического рока и также как Риф, на дух не переносит попсу. На период стажировки у Рифа как раз выпал день рождения, и он пригласил нового приятеля по этому случаю в паб. Тот пришел и, после третьей кружки "Гиннеса" торжественно вручил Рифу билет на концерт. Риф никогда не был поклонником группы Foo.Fighters, собственно все его знания исчерпывались тем, что основал ее бывший барабанщик Nirvana да просмотром пары клипов на MTV. Но Гарри (так звали нового приятеля) закатил глаза: Вновь отстроенный Уэмбли, мощная группа, фантастика!
Их места оказались на трибуне, с далеко не самым лучшим обзором. И хотя все впечатляло - и огромный шатер сцены, свет, звук, не было у Рифа ощущения восторга, драйва, как в молодости, когда удавалось попасть на какой-нибудь сейшен или когда сам играл в любительской группе. Позабавил разве что бег с игрой на гитаре фронтмена Дейва Грола. А так...Гранж есть гранж, подумал тогда Риф, ну не мое это...После полутора часов все же классной, признался себе Риф, музыки, Грол сотоварищи ушел со сцены и Риф подумал, что уже конец концерта, но Гарри, сидевший рядом удержал его за руку и хитро прищурился - Surprise!
Когда Грол снова вышел к микрофону и произнес - "А сейчас вы увидите шоу, которое не забудете лет двадцать!" и "Они трахали музыкой ваших мам в шестидесятые!" - зрители захлопали, но когда на сцене, слева от бывшего "нирванщика", появился человек с гитарой, одетый во что-то наподобие френча, увенчанный, как короной, копной седых, до яркой белизны, волос с хвостиком на затылке, а справа - бас-гитарист, немолодой стройный мужчина, более похожий на клерка из Сити, чем на рок-музыканта, толпа взвыла. А Грол, прежде чем впервые за концерт отложить гитару и сесть за барабаны, прокричал в зал -"Наши гости - Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс...LED ZEPPELIN!!!"
И под крышей Уэмбли загрохотал бессмертный "Rock and Roll". Риф плохо помнил, что было с ним. Он орал вместе со всеми, вскочив с места, слезы застилали глаза... LED ZEPPELIN!!! Гениальные, неповторимые, ВЕЛИКИЕ - Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс!!! Не помнил и о том, что было после концерта - они куда-то шли с Гарри и десятком таких же немолодых поклонников Цеппелинов, где-то и что-то пили, орали "Лестницу в небо" и "Кашмир"...
...Нет, все же без кофе - никак. Риф вылез из-под одеяла и отправился на кухню, голыми пятками ощущая холод линолеума. Пока кофе закипал в турке, клацнул пультом телевизора, который был сослан на кухню из царства музыки. Звук не включал, благо вкрадчивые звуки гитары Гилмора легко просочились сюда из комнаты.
- За что огромный респект строителям этой "хрущевки", - подумал Риф, добавляя в турку немного холодной воды, чтобы осадить шапку коричневой пены. Риф не мог понять, что-то мешало ему, будто кто-то оказался на кухне, за его спиной и теперь наблюдал за ним. Это не напрягало, просто стало неуютно и хотелось обернуться. Пришлось сказать самому себе: - Спокойно Риф, там никого не может быть. И вообще, представил, как он выглядит сзади - тощий, длинный с перехваченным резинкой свисающим ниже лопаток седым хвостом. Из одежды - одни лишь тапочки. Глубоко вдохнул, ухмыльнулся и только тогда обернулся. Конечно, никого в углу махонькой кухоньки не было. Только на экране телевизора шел какой-то клип - пара, состоящая из совсем не подходящая друг другу, по крайней мере - внешне, он и она, беззвучно разевали рты в такт слышимой только им музыки. ..Блин, достала эта попсятина, - Риф потянулся было к пульту, чтобы выключить "ящик", но что-то его остановило.
Он точно знал, что никогда раньше не видел эту певицу. И потому, что уже много лет, как бросил сам играть и ушел из мира реальной музыки, и потому - что никогда не смотрел и не слушал музыкальную жвачку по ТВ. Все эти "Блестящие Виагры", Овсиенкофрискепугачевнутые - достойны ли они протирать подолом своих усыпанных стразами платьишек сцену перед выходом Сьюзи Куатро, Дженнис Джоплин ( покойся с миром) или Шерил Кроу, пусть и с ее немного попсовым "Tomorrow Never Dies"?
Услышал шипение сбежавшего из турки кофе и кинулся к плите. Когда он выключил газ и налил кофе в толстую керамическую кружку с логотипом Grand Funk Railroad, понял - что зацепило его в MTVшном клипе. Певица был похожа на Нее. На экране телевизора уже сверкали очередные "поющие трусы", но Риф знал, что каналы крутят музыку блоками и, значит, клип покажут снова через час-два.
Он заставил себя принять душ, горячая вода взбодрила и Риф наконец вынырнул из минора, в котором обычно пребывал по утрам после посиделок. По комнате гулял легкий апрельский ветерок, выгоняя последние остатки запахов вечероночи и Риф, прихватив старенький ноутбук, обосновался на кухне. Ноут разместил на столике так, чтоб был виден экран телевизора и запустил "маджонг". Тупой, на первый взгляд, процесс сбора костяшек китайского домино привлекал его тем, что играя, можно было думать о чем-то своем, да и просто - расслабиться. Звук "ящика" пришлось включить, чтобы не пропустить момент, когда клип сменяет один другой. Риф морщился, как от зубной боли, вынужденно слушая бесконечные однообразные завывания, в которых если можно было разобрать что-то, так это пару строк припева. Складывалось впечатление, что авторы, придумав пару ударных, по их мнению строк, остальную часть песенки забивали первыми попавшимися словами, зная, что их все равно никто не расслышит. Естественно - он чуть не пропустил нужный ему клип. Стандартный набор: они и она, "Мерседес", дождь и незатейливый мотивчик. Но вот она...и не тот цвет глаз и не та фигура и не то все...Но так она была похожа на Ту, из прошлой жизни... Выражением глаз, улыбкой, короткой прической, тонкими, почти прозрачными руками. Еле успел разглядеть название группы в конце клипа - необычное, в точном соответствии с видом поющих, она - высокая стройная, он - ниже ее на голову, с небритостью, которая выдавала его явно кавказские корни. Абсолютная не пара.
Увиденное всколыхнуло в нем воспоминания. То, что он усердно прятал в самые отдаленные уголки памяти - будто какой-то фотограф залепил вспышкой прямо в глаза и на внезапном черном экране вспыхнула картина из прошлого...
Лето, рок-фестиваль, огромное поле, огромная же сцена с экранами, море пива и море музыки. И два одиноких человека среди беснующейся толпы. Внезапный страшный ливень, пусть и по-летнему теплый и она - вжавшаяся в него, уткнувшись носом в потертую джиносовость куртки. Он слушал музыку, бившую молниями сквозь пелену дождя, а она слушала ритм его сердца. Никогда, ни до этого, ни после, он не ощущал такого состояния настоящей близости. Будто ты половинка одного целого и это будет продолжаться вечно. Все мы хотим верить в то, чего не может быть...
Риф понял, что ему непременно нужно еще раз увидеть этот клип. Очень нужно. Ждать у экрана телевизора было бессмысленно. Риф уселся на тахту в комнате и закурил. Сквозь дым, щурясь, оглядел свою комнату. Мемориал рок-н-ролла. Но смотрящие на него с постеров гуру рока не могли помочь ему увидеть и главное, услышать эту певичку. Да-да, именно - услышать, поразился сам себе Риф. И это он, который считал, что даже у Мэтью Беламми из Muse половину мелодий нельзя отнести к року...
Что же делать..? Интернет у него дома был отключен, какие-то уроды вырезали кабель и провайдер обещал восстановить все только ко вторнику. И на работу не пойдешь, суббота...Блин, суббота..!
Он натянул джинсы прямо на голое тело, настоящие Super Rifle, на боттанах, майку с портретом Джимми Хендрикса и старую, потертую джинсовую куртку. Подтянул резинку, стягивающую хвост волос цвета, как принято говорить, перца с солью. И отправился на "тучу".
Никто уже не помнил, каким образом название старого рынка трансформировалась сначала в толкучку, потом в демократический "толчок", и, наконец, сократилось до "тучи". Там, в углу, возле бывшего павильона животноводства, под осыпавшимися фресками с могучими быками и тучными свиньями, в незапамятные времена, по субботам собирались любители музыки. Здесь можно было обменять или купить из-под полы свежий, "всего лишь" за 50-60 рублей диск, точнее пластинку, пласт, а за 20 копеек фотографию рок певцов, переснятую с журналов типа чешской "Мелодии", или, если повезет - гэдээровский "Нойес Лебен" с цветным фото Omega или Lokomotiv GT на развороте. Рынок давно оккупировали "бутики" с турецко-одесским шмотьем, но в углу чудом сохранилось несколько лотков с DVD дисками.
До рынка можно было дойти пешком, и Риф с удовольствием шагал по улицам, которые грелись, как бродячие собаки, на весеннем солнышке, разве что апрельский ветер заставил поднять воротник куртки. На "туче" Риф приветливо раскланялся с парочкой знакомых продавцов и подошел к лотку, над которым висела "растяжка" - "Самый свежий музон". Продавец, примерно тех же лет, что и Риф, разве что с загорелым, даже задубевшим на ветру и солнце лицом, улыбнулся во всю ширину щербатого рта:
- Какие люди! Риф! Какими судьбами?! - продавец, засуетился, доставая коробки с дисками. - Неужели решил прикупить чего? Ведь все теперь качают музыку из Интернета, кому теперь диски нужны...Вот свежак! Твой любимый Цеппелин, 2007 года, а вот и Роберт Плант! Всего две недели концерту. А у нас уже есть! Все оригиналы, фуфла не держим-с!
- Ну, с этим ты погорячился! - улыбнулся Риф, разглядывая диски. - Релиз Led Zeppelin так и не вышел, это у тебя опять съемка из зала...Бутлег, причем не самого лучшего качества...А вот Плант с Band of Joy...это интересно, как раз собирался качнуть с торрента. Хм, опять с дамочкой поет, мало ему Грэмми за кантри с Элисон Краусс..
Риф оглянулся по сторонам, нет ли рядом кого из старой гвардии меломанов.
- Собственно, я вот что ищу...
- Может финальных Скорпов?! Говорят, отпелись ребята! Или вот очередной Папловский сборняк! А еще - один чувак притаранил на днях японскую Киссологию! Представляешь, целый чемодан! Открываешь его - все диски Киссов, все официальные бутлеги и фильмы, а чемоданчик трансформируется в сцену зала Будокан, где Киссы выступали! Только не потянул я - полторы штуки евриков...
- Сочувствую, - улыбнулся Риф, помня любовь продавца к Kiss. - Знаешь же, они не совсем в моем вкусе. Хотя - их концерт в Австралии с Мельбурнским симфоническим оркестром в 2003 - это нечто!
И, немного понизив голос: - У тебя есть......? - произнес название группы.
- Ты чего, Риф?! Голимой попсой интересуешься? - ошарашено уставился на Рифа продавец. - А...понял...для племяшки своей?!
- Точно! Угадал! - облегченно вздохнул Риф. - Для нее. Только ты всё, что есть выбери, лады?
- Вот это все, - краснощекий выложил две коробки. - Один с клипами, а второй - концертник где-то на Дальнем Востоке. Может мне у соседей пойти поспрашивать?
- Нет-нет! - тут же ответил Риф, протягивая деньги за диски. - Спасибо. И дай-ка мне еще Планта.
Риф, как Штирлиц, понимал, что запоминается последняя фраза, в данном случае - покупка.
Когда высокая фигура Рифа затерялась в толпе покупателей, к краснощекому подошел продавец с соседнего лотка, кутавшийся в китайский пуховик, с вылезающей из кривых швов ватой.
- Ух ты.. Это Риф был?! Тот самый?
- Точно...Он. - ответил горделиво продавец. - Помнит еще старых корешей...
- А чего у него кликуха такая? Он что, моряк?
- Да кем он только не был. И в группешнике лабал и моряком и водилой, сейчас вроде в компах шарит... Но прозвали его не за это. На сейшенах, когда собирались музыку послушать, кто-нибудь скажет на гитарное соло - Во какой запИл!, а он поправлял, мол это рифф, называется...Так и прилипло. Просто со временем второе "ф" отпало, вот и остался он - Риф. Никто и не помнит, как его зовут на самом деле. Риф - он и есть Риф.
Риф шел домой, улыбаясь весеннему солнцу и в голове звучало битловское It Won't Be Long. Но не в классическом исполнении, а подпевал он Evan Rachel Wood из фильма-мьюзикла Across The Universe. Диск с этим фильмом Риф старательно прятал, дабы кто-нибудь из друзей случайно не наткнулся, роясь в завалах дисков с тяжелым роком. Просто не поняли бы, отчего Риф, знаток и фанат настоящего рока, слушает этот приторный сироп. А мне нравится.., - подумал Риф. -И если бы узнали, что я иногда аббовскую Mamma mia смотрю... Может это все это - тоска по времени, в котором живут киношные герои? Ты был рядом, это было и твое время, но эта жизнь была где-то там, далеко, и была недоступна. Или ты сам этого не захотел?
Улыбнулся, про себя: - Просто старею. Наверное. Хорошо хоть купленные диски спрятал под куртку, вдруг кто из знакомых увидит и рухнет окончательно образ истового поклонника рока.
По дороге домой заглянул в супермаркет и набрал всяких нарезок, чтобы не возиться с готовкой. Вместо обычной упаковки пива, добавил к покупкам бутылку коньяка.
Дома Риф сразу включил диск, достал самый большой бокал и налил его почти до верха.
Первый диск оказался, естественно самопальным, на который впихнули десяток клипов группы и фотосессии певицы. Первым делом Риф нашел тот клип, который гоняли по музыкальному каналу. Оказалось, что он не разобрал тогда слова, ему показалось, что поют - "Кто тебя выдумал", а оказалось более претенциозно - "Бог тебя выдумал"... Ничего особенного. Простые аккорды, пустые слова, но вот она...Она все же была похожа и, одновременно, непохожа на Ту, из Той жизни. Ее поворот головы, Ее, чуть смущенная улыбка, Ее глаза, в которых хотелось утонуть. Раз за разом он гонял клип, останавливая на паузу, пытаясь увидеть только Ее черты.
А вот в фотосессиях для мужских журналов, не было даже черточки совпадений, очередная гламурная девица, выставившая свои прелести.
Бутылка коньяку была почти ополовинена, когда Риф поставил второй диск. На удивление, концерт оказался без всякого пафоса и понтов. Атмосфера напоминала концерт какого-нибудь ВИА в клубе конца семидесятых, начала восьмидесятых годов. Под стать - никакие слова и никакая музыка...Но вот что поразило. Ребята работали честно, вживую. Все было настоящее - неотрегулированный звук, сбои в голосах, работающие, а не для мебели, мониторы и микрофоны. И снова - Ее короткие черные волосы, Ее поворот головы, Ее походка, Ее фигура. И Риф понял, что весь день прошел под знаком воспоминаний о Ней. Именно знаково - Она предпочитала коньяк другим напиткам, Она любила слушать Роберта Планта, хотя бессмертную Stairway to Heaven тот написал почти за год до ее рождения...Коньяк уже кончился, в окно заглянули ранние сумерки, а он все гонял и гонял диск.
Риф поставил диск на паузу, на экране замерла картинка из клипа. Поднялся с ковра, принес табуретку из кухни и полез на антресоли. Среди пыльных старых книг, коробок с новогодними игрушками его детства, нащупал через дерматин чехла гриф. Достал гитару и долго настраивал ее. Сумерки уступили место ночи, но он не стал включать свет, комната освещало только Ее лицо на экране монитора. Риф знал, какую музыку он должен написать - в ней должна быть мелодичность цепеллиновской "Лестницы", тоска Юрайхипповской July Morning, пронзительность Angie от Rolling Stones, огромный мир Eagles в Hotel California, надрыв Scorpions на Still Loving You и слезы Cryin...Aerosmith.У каждого своя лестница в небо.
Он не знал, получится ли это у него, но вот то, что в песне будут эти строки, он знал точно.
"Серый лед твоих серых глаз"...
P.S. Автор приносит извинения читателю за невольную мистификацию: действие рассказа происходит в апреле, а концерт Robert Plant & Band of Joy состоялся 29 октября 2010 года.