Рычкова Светлана Геннадьевна : другие произведения.

Шаповал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Цивилизация духа по Сергею Шаповалу
  Тюменский художник, фотограф, косторез, скульптор. Сергей Шаповал - личность уникально разностороння. Это уже видно по спектру его деятельности. Плюс ко всему он - мудрец. Эрудированнейшая личность, тонкий критик, блистательный собеседник ... Его поток сознания неиссякаем. 9 марта 2011 года Сергею исполнилось 50 лет. Юбилейной выставки Шаповала - не было.
  - Все таки будет выставка?
  - Начнем с того, что наличествует тот самый разброс в моем творчестве. 20 последних лет я "сижу" на декоративно-прикладном искусстве. Тут недавно разрисовался - один портретик на заказ ... А так, если углубиться, в живопись можно уйти с потрохами. Но пока я не особо готов - потом поясню, почему. А чтобы сделать выставку декоративно-прикладного - это нужно найти все мои артефакты у заказчиков. Честно говоря, неподъемно. Почему я преимущественно им занимаюсь? Декоративно-прикладное искусство не так уж и условно, в нем есть много и творчества, и свободы. Картина - это вещь духовная, это как музыка. А декоративно-прикладное - вещь повседневная, мелкая, но создает настроение. Оно все время перед глазами, его можно и в карман положить, оно имеет свое некоторое звучание, свои формы. Скульптура мало кем потребляется, живопись тоже. Но я "сижу на прикладнухе" не потому, что мне это выгодно и удобно. Мне это интересно. Все делаю: кость, металл ... Вот дамский стилет (показывает изящную, тонкую вещицу - С.Р.) По железу делаю ... Был на выставке в Москве "Седьмой антикварный Салон" - ох, я там насмотрелся! Я ходил весь день! Обалдеть! И я понял, что то, чем я занимаюсь - никогда не иссякнет. То, что сделано руками человека - бережно хранится, передается и культивируется. Вряд ли какой-нибудь ширпотребовский хай тек будет в веках. А там компьютеры облицовывают под дерево! Потрясающе смотрится: современную вещь одевают в натуральные материалы, и она получается кабинетной, она меняет интерьер в корне. Я вот однажды вырезал фигурку из самшита "Отдыхающий актер" - подарил ее другу-врачу. И когда мы эту фигурку поставили на чайный столик, друг говорит: "Смотри, как сразу интерьер весь преобразился из-за одной маленькой вещи ". Вроде б и то хорошо, и это красиво, но появляется одна вещь, которая всё это начинает организовывать. Вот в чем сила-то искусства!
  - А на улицах ставишь что-то? Я вот знаю, что твои - "Шоколадница" у кафе напротив рынка, во дворе элитного дома жираф ...
  - Было несколько предложений по городу ... У меня спрашивают: "Ты дворника поставил? А собачка возле ЦУМа не твоя?" Нет. И у нее один маленький минус - у нее нет жалостливых глаз. Скульптор не поймал. Мне предлагали участвовать в создании набережной. Я не скульптор-рельефщик, чтобы лепить барельефы. Но я вышел на берег Туры ...
  - Да. Я Там тоже прошлась. Разноголосица такая. Я иду - мне аж не по себе, какой разнобой стилей - нет ансамбля ...
   - А потому что делали свердловчане, пермяки ... Мне сказали "придумай что-нибудь". Я идею подал. Но пока её отложили. Потому что набережная пойдет до речпорта, и там, может быт, они и спохватятся - вспомнят меня. Хотя я и сам могу это сделать за собственные деньги, а потом, если городская Администрация захочет - пусть покупает. Чего мне не хватает там, на Туре? Памятники, памятники, прохожие ... А я придумал Модель колесного буксира порядка шести метров, чтобы он по Туре курсировал туда-обратно. Пусть по выходным, чтоб людям было не скучно. Радиоуправляемый, и люди могут там сидеть, Но не прогулочный, а исключительно декорационный.
  - Мне там сказки не хватает, история одна - серьезно, сухо ...
   - Так ведь и в истории напортачили! Я вот там посмотрел - парусник поставили первооткрывателям - ну, хорошо. А вот колесный пароход - нет! Тюмень была первая в Сибири, где строили речфлот. Я понимаю - стилизация, знаю, что такое обобщенный образ, но вот американская какая-то "модель" там, а не наша, и это на совести автора! Сергей Кухтерин, брат нашего знаменитого керамиста - судомодельщик, он как увидел: "Это какой такой пароход?! Взорвать его надо?! " Зато там на барельефах мне понравилась тема кузнецов. Скульптор на наковальню поставил шар! Не куб! Ты понимаешь, в чем вся изюминка?! Вот это супротив корабля - мысль! Фантастично! Попробуй сковать шар! Он такой образный, абстрактный, интересный, из этого можно изваять всё! Это как энергетическая Формула черного квадрата Малевича!
  - Ну, понятно, что бы ты сковал. А что б нарисовал? Расскажи уже ...
  - Сначала думал - портрет бабушки ... Потом думаю: чет не то ... И вдруг - не знаю, откуда пришла мне мысль - алтарь бы я расписал в церкви! Бесплатно! Дайте только материалы и дозвольте только!
  - Перед этим чистка должна быть ...
  - Да, это я знаю. У меня есть друг Толик Квасневский, Он два года расписывал Церковь за рекой - эту кухню знает. Вот если бы я расписал, то потом бы подумал, нужен ли я как художник. Познать кукую-то глубокую ... Казалось бы - пришла благородная идея. Ищи храм, расписывай. Не ищу. Потому что уже от помыслов, которые приходят, на душе становится светлее. Ты к чему-то такому
  космическому подключаешься ... В чем искусство творчества? Не делать на заказ, а
  делать настолько хорошо, что потом обязательно найдется тот, кто захочет это приобресть. Если ты что-то делаешь, и у тебя не берут, это не значит, что зритель тупой. Я разбирал этот феномен. Отнюдь. Есть зритель, который может сказать "Да, хорошо", - но он не нуждается в этой вещи. А знатоку - мало. Люблю цитировать Эрнста Неизвестного. Его спросили: "Что для вас деньги?". "Деньги - это моя кровь", - я встрепенулся, читаю дальше: "Если я их заработал
  и мне хватает на то, чтобы я свои изделия из пластилина, глины перевел в
  бронзу, и если останется на хлеб с маслом - хорошо". Вот что нужно художнику! Машина мне не нужна! У меня у сына есть машина. Но и ему она зачем нужна была?
  Не девок катать, а "с батей когда-нибудь поедем за металлом". Вот это меня
  радует!
  - Отец двух сыновей, член союзов ... ощущаешь себя на свои 50? Сделал какие-то жизненные выводы?
  - Если посмотреть в зеркало, то бог с ним, что там в зеркале. Не суть. Я в последние два года занимаюсь самоанализом, пересмотром всего и вся: что такое искусство, как это всё в социуме, и т.д. Такое ощущение, что 50 лет я просто присматривался к жизни, а сейчас все заново. Стереотип, что жить 60-70 лет нормально - это для меня не авторитетно. Как можно упираться в то, что тебе отмеряно? Я практикую систему голодания - ставлю организм на капитальный ремонт, и получается колоссальный запас энергии. У людей творчества смысл жизни долго не теряется. И сколько мне отмеряно - с этим справиться в моих силах. Другое дело понять, для чего мы живем, что такое Цивилизация? Прогрессивная Европа к чему стремилась, делая революции? К равенству! А сейчас неравенство дикое! Куда идет Россия? Меня этот вопрос как художника интересует: цивилизация, просвещение ... Цивилизованный человек - это гармоничное отношение к природе и к себе за счет интеллекта. У нас почему-то интеллекта у людей не прибавляется. Благосостояние человека сегодня меряется не по интеллекту, не по его духу. В советское время на что больше делался упор: человек должен быть крепок духом, чтобы у него самосознание было, прежде всего, на высоте, а не материальное. Сейчас у нас благосостояние меряется потребительской корзиной: сколько человек употребляет, столько он и стоит. Это же блажь полная! Чем отличается Абрамович от меня? У него миллиарды, у меня нет ни копейки, но мы с ним коженно-кроваво-костлявые люди. Но на обслуживание этой маленькой персоны идут сотни тонн всего: корабли, самолеты, машины, недвижимость. Вопрос: куда ему всё это... Во что я верую!? В дух я верую! Только крепкие духом могут выживать. Я сегодня не вижу цивилизации. Цивилизация удобств - это не цивилизация. Я и сейчас могу выйти из дома и сходить по нужде в кусты. Это варварство? Нет. Это нормальная потребность человека. В кусты или в золотой унитаз - разница?! Должна быть цивилизация духа! - А как её в себе воспитывать? Как ты это делаешь? Или - на кого равняешься? - Лао-Цзы не надо было путешествовать по всему миру, чтобы потом весь мир цитировал Лао-Цзы. Он чуть-чуть повыше поднялся на пригорок, увидел бескрайние дали, а дальше мысль сама понеслась ... Или вот моя бабушка. "Ой, в каком дремучем мире они жили!" Но я вспоминаю всю трудную бабушкину жизнь, я нахожу, что её жизнь была, как творчество: она вставала по солнцу, она ложилась по солнцу, она пахала на земле, она в календари не заглядывала и на часы не смотрела. И что: она была бедна, чем-то обделена?! Она, как ребенок радовалась солнцу, всему, что взошло. И на чем её нутро держалось? На памяти предков, на памяти своей жизни. Все в нас, на нашем диске "с" всё записано, вытаскивай - и твори. Если еще то, что ты выдаешь, кому-то нравится - замечательно ...
  Имя: Сергей Шаповал. Образование: художественно-графический факультет МПГУ (бывш. МГПИ им Ленина.). Деятельность: член Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" и "Союз фотохудожников России".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"