. В какой-то момент вдруг приходит осознание своей полной творческой беспомощности. Повторы, ошибки, "ужимки и прыжки"... Трагический момент.
. Держу на коленях подрамник с наколотым рисунком. Рисунок не получается. Точнее, он сделан, он готов, но нет ощущения полноценности. Таких рисунков целая пачка и в этом томе моих повествований один за другим они будут появляться. Это своего рода воспоминания с попыткой проследить развитие собственного интереса к увлекшему меня процессу и то почему эти рисунки не попали в перечень достойных к размещению в основной коллекции.
. Не знаю как это происходит у других. но удачу в каком-либо деле чувствую нутром. Рассуждать, анализировать, убеждать себя мне кажется пустой затеей, если что-то удалось, то даже от себя скрыть это невозможно. Конечно, то что ещё вчера казалось удачей, завтра может заставить стыдится, но это уже другой разговор.
. Вот одна из самых первых картинок. Поначалу и она казалась мне если уж не удачной, то вполне пригодной для того, чтобы повесить на стенке своей комнаты. Все-таки, старательно трудился, вырисовывал, но чувство удовлетворения не приходило, что-то было не так. И рисунок "ушел в тень". Значит, хотел не этого. Со мной такое случается: хочешь не понимая собственных чувств, добиваешься большим трудом, получив результат, узнаешь, что хотел не этого.
. Рисунок прячешь и на какое-то время прекращаешь попытки повторить свою страсть - не получится.
2 . Но оказывалось, что чуть задремав, страсть не исчезала, вновь пробуждалась, просыпалась и, не зная истинности, хаотично скакала от одной идее к другой. Стал рисовать всё подряд.
3 . Бродил по берегу реки, останавливался у водоемов... листал альбомы своей библиотеки, но удовлетворенность не приходила.
. Я, конечно, не знал чего хочу, но прекрасно знал чего не хочу: я не хотел прозаичности, мне казалось, что передавать в рисунке нужно чувства, а не красивость натуры, ибо в работах известных мне художников меня привлекала именно чувственность, сопереживание.
. Я пошел в публичную библиотеку и отдал несколько дней просмотру довольно значительного собрания произведений художников, включая огромные стопки журналов. И оказалось, что мои ощущения созвучны были далеко не со всем тем, что я видел у знаменитостей. Более того, я "нарыл" совершенно не известных мне имен, которые, как раз, и стали моей отправной площадкой в будущее увлечение, в будущую страсть, продлившуюся, как и следовало предполагать, не так уж и долго. Если не повторяться в манерах, в технике, в построении композиций, то творческий потенциал не так уж и велик: в трех-четырех десятках работ его можно исчерпать. И я исчерпал.
. А дальше всё пошло по обычной схеме, о которой достаточно много известно, чтобы не повторяться.
4 . Вновь устраивался на диване поудобнее, доставал набросок или иллюстрацию какую-нибудь, раскладывал кисти, краски... "атрибуты искусства" и часами мусолил бумагу, пытаясь добиться чувственной схожести. Когда это получалось прощал себе шарлатанство и не прятал картинку: было чем при случае отблагодарить искреннее любопытство ко мне.
. Когда знаешь только то, чего не хочешь, всякое одобрение свидетелей принимается за истину, несмотря на собственные сомнения. Действительно, почему этот цветок не должен считаться удачей? я же искал, я же пытался. Но самоуговоры не действовали, я продолжал безрассудно искать своё, тем более, что уже видел рисунки своих кумиров. Но одно дело примеры, другое - собственные попытки.
/возможность копирования собственной акварели есть признак несовершенства оригинала, по сути - халтура/
5 . И снова возвращался к наброскам без надежды угодить самому себе...
. Но любой поиск способен дать результат, даже когда ищешь не то, чего находишь.
. Нашел Бренгвина, нашел Фешина, нашел Яковлева. Имея дома гору альбомов никогда не встречал даже имен этих великолепных художников, не говоря о картинах.
6 . Вобще-то говоря, вновь обращаясь к работам кумиров я уже не так удивительно разглядываю их. И не потому, что я стал придирчивее или сам чего-то добился, совсем нет. Просто этот восторг объясняется неожиданностью и откровением: в о т _ о н о! И когда сотни раз внедряешься в рисунок непременно проявляется разгадка. Может же быть такое, что сам автор рисунка не хотел такого эффекта, "не увидел" его за его же обычностью, ибо как ни прискорбно, у моих кумиров поразивший меня эффект почти никогда не повторяется. И это дает мне повод назвать его случайностью. Может быть, я просто сам выдумываю из того, что вижу поразительность, которой для других просто нет, как и для самого художника. "Видят" же коллекционеры в работах Дега, Ван-Гога, Модельяни то, чего не вижу, допустим, я. И музейные работники никогда не говорят о том, над чем действительно мучился автор, а перемалывают лишь сюжетные перипетии вкупе с драмами жизни.
. Понемногу стала появляться осознанность действий, другими словами, теперь хотя бы знал чего хочу.
. Но и этого, конечно, мало. Нужно ещё уметь передать бумаге свои желания. Этого пока не получалось.
7 . А из того, что получалось, "получалось" все то же, что и раньше.
. Но вместе с тем удавалось открыть для себя некоторые технические приемы, ибо, повторюсь, - не искал, но набрел на... случайно, в попытке решить частную задачку.
8 . Один неудержимо стремится попасть in the trend, другой ещё более страстно стремится выбраться из него. И оба, по-своему, правы, ибо "имеют". И сегодня это есть критерий успешности. /Хотя куда мы хотим успеть-то?/
9 . Никак не получалось воспользоваться советами упомянутых кумиров. да и, честно говоря, не хватало ловкости... ума.
. Существует, вероятно, алгоритм движений руки и мысли, который не позволяет отвлечься от застоявшейся привычки, шаблонности этих движений. Сначала действуешь привычно, узнаешь собственное несовершенство и приступаешь затем уже к исправлению результата. Сделать верное вступление в рисунок никак не удается сколько бы раз не начинал, все повторяется из раза в раз. И вот уже теперь, после приобретения некоторого опыта этот давнишний рисунок видится совсем иначе. Но здесь, как пример, пусть он остается таким, первоначальным, как память процесса роста.
. И что прискорбно: находились те, кому это нравилось/!!!/. Они-то меня и смущали.
11 . И это "смущение" расползалось льдинами по низким берегам реки,
12 . Но одновременно кое-где уже проскальзывало понимание неудач в том виде, что рука, точнее, карандаш отказывался вести непрерывную сухую линию, прерываясь в неуменье воспроизвести действительность и усиливаясь там, где чувствовал себя увереннее. Правда, пока ещё не хватало скорости реакции на движение непослушной модели. Но и это уже радовало.
13 . Сотая и опять неудачная попытка.
. Очень вероятна причина неудачи в нежелании повторяться в приемах и одновременное неуменье найти нечто новое, особенное, выразительное. А просто-напросто - издержался, выдохся.
. / После этой неудачи практически прекратил касаться кисти./