15 . Конечно, набросок наиболее трудная форма изображения по одной простой причине: сначала всегда получается рисунок или не получается ничего. И чтобы перейти к наброску надо расположиться в уютной обстановке, вспомнить правила наброска и утомительно терзать принесенный рисунок, переделывая его в набросок. Каковы же основные правила наброска? Прежде всего не должно быть растушевок, собственных теней и натурных изображений, то есть, прежде всего схематичность, условность изображения; минимум линий, никаких подробностей, недорисовка, предоставляющая зрителю домыслить изображение. Таким образом, сделанный с натуры рисунок может быть только поводом к исполнению наброска. Исключение составляет набросок движущегося предмета, включая человека, когда нет возможности привнести в рисунок всего того, чего не должно быть в наброске.
. Это моё отношение к наброску, мои правила, которыми я стараюсь пропитать себя как сахарным сиропом и которые пока существуют вне меня.
. Но в любом случае изображать следует не видимое, не натуру, а чувственное, привлекающее. Не всегда удается выразить словами причину, остановившую вас возле интересного пейзажа или экстерьера, но понять эту причину все-таки можно. И поняв следует добиваться изображения почувствованного, отвлекаясь от видимого.
. Эти правила я постоянно держу в голове, но пользуюсь ими с большим трудом, переделывая многократно рисунок. Но зато как интересен результат!