Аннотация: Целью размещения статьи является совершенствование как текстовой, так и иллюстративной частей ранее опубликованной статьи. Оригинал статьи по ссылке можно посмотреть, перейдя "на главную".
редактирование происходит перманентно, последнее ноябрь 2016
РИСУНОК: АНАЛИЗ СТЕПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА
В искусстве совершенно всё то, что исключает необходимость удаления какой-либо его части. Критерием совершенства может быть:
1. понимание автором высказанного определения;
2. согласие конкурента с позицией автора.
'необходимость' можно разбавить понятием 'возможность'
конкурент это прежде всего потребитель искусства, голосующий 'рублем'
Таким образом совершенствование предмета искусства есть удаление всего лишнего, о чем давно сказано устами Родена.
Прежде, чем пуститься в рассуждения о каком-либо предмете разговора следует, вероятно, договориться о терминах в понимании автора.
В разговоре никак не избежать понятия художественности, выразительности, тональности, манерности, стильности, образности. Кроме того, рассуждение должно строиться на определенном критерии, принципе суждения, ибо любознательность предполагает стремление читателя к успеху в той области деятельности, которой посвящена статья.
Успех - понятие не определенное: одному необходимо общественное признание, слава; другому - достаточный доход как источник существования; третий удовлетворится достигнутым самовыражением, самоидентификацией, то есть самодовольством. Ну и понятно, что подсознательно каждый будет стремиться к успеху как комплексу разнообразий. Но и первое, и второе, и третье есть результат различных форм поведения. Слава чаще всего результат Publik relation; обогащение возможно попаданием в элитарный клуб, куда принимают только тех, кто имеет потребность продать предмет "искусства"; самоидентификация есть способ измождения в стремлении самопознания.
В изложении автора статьи
художественность: предполагает прежде всего СПОСОБ передачи особой чувственности автора, когда чувства выражаются не копированием натуры, а СИСТЕМОЙ инструментов выражения, условностями, принимаемыми зрителем за действительность. Благодаря КОНЦЕНТРАЦИИ своих эмоций такими инструментами, автору удается убедить зрителя в ИСТИННОСТИ изображаемой натуры и вызвать его со-чувствие, со-переживание;
образность: близкое по сути к понятию художественности, но с преобладанием изощренности;
выразительность: форма подачи произведения искусства, гарантирующая достаточную степень его привлекательности. Зритель не может равнодушно пройти мимо яркой выразительности;
тональность: задается автором заблаговременно и обуславливает использование средств изображения: материал основы, графические и красочные материалы. Как правило, ограничивает палитру цветов;
манерность: искусственность подачи, условность форм, интерпретация. Как правило, малоэффектна, ибо чревата повторением;
стильность: по сути близка к манерности, но при серьезном подходе вполне допустима. Примеров удачной стильности немного, ибо формы её выражения малоподвижны во времени, однообразны;
Особое место в составе рисунка занимают набросок и зарисовка. Известные определения этих понятий в изображении следует чуть подправить тем, что ни набросок, ни зарисовка не выполняются 'предварительно, бегло, в общих чертах', а исполняются твердой рукой, спокойно, точно, с намерением уловить и передать самую суть изображаемого. Это своего рода афоризм, но не в изречении, а в изображении. Зарисовка это тот же набросок, но уточняющий фрагменты изображения в более крупной детальной проработке.
Набросок с натуры и набросок по представлению родственны по сути, но в наброске по представлению все же явно просматривается наработка, манерность, повторяемость, что упрощает выразительность, лишает её неожиданности.
Как правило, прием, использованный в удачном наброске с натуры, не повторяется автором, он эксклюзивен, оригинален. Каждый раз автор ищет новые формы передачи своих эмоций в моментальном изображении - наброске.
Следует предположить, что не каждый способный рисовальщик в состоянии исполнить выразительный набросок. Чаще бывает, что хороший живописец или график остается в поколениях известен не серьезными живописными или графическими работами, но парой-тройкой удачных набросков. К тому же, удача в наброске есть фактор случайный, ибо нельзя из наброска в набросок изображать девицу на парковой скамье, меняя только позы - скучно; и речку в красивых берегах изображать надоедает. Видимо, поэтому даже у прекрасных рисовальщиков удачных набросков немного.
_____________________________
А.Яковлев.
Дама с зонтом. Бумага,графитный карандаш.1911
А.Яковлев.
Два художника. Бумага,графитный карандаш. 1910
В чем совершенство представленных набросков? 1. не требуют никаких пояснений, то есть не создают "утомления мозга" зрителю, легки, воздушны; 2. совершенны по лаконичности средств изображения: ничего лишнего; 3. интересны по сути, по идее; 4. композиционно устойчивы, хотя не лишним было бы акцентировать деталь особого интереса, которая неизбежна в подобных изложениях.
Следует особо отметить популярность наброска в сравнении с другими изображениями на плоскости. Это понятно: кажущаяся простота рисунка привлекает, настраивает зрителя на соблазн если уж не последовать примеру автора понравившегося рисунка, то хотя бы скопировать рисунок. И это легко удается, порой копия интереснее оригинала. Но дальше дело не идет по вышеупомянутой причине.
Несколько слов о проблеме изображения. Чаще всего, прежде чем прикоснуться карандашом к чистому листу бумаги, рисовальщик ищет сюжет, видимую красивость, полагая, что она возьмет на себя трудности техники. Но красивости в очередях за их увековечением не стоят и тогда остается либо изображать всё подряд, либо согласиться с необходимостью продолжительной паузы, то есть проверки на страстность. Но если попытаться справиться с отчаянием и изобразить веточку какого-нибудь придорожного куста, то может оказаться, что, во-первых, это не так скучно, как казалось, и, во-вторых, не так уж и просто. В-третьих, изображая /рисуя/ такую простоту можно прийти к открытию секрета искусства. Может оказаться, что не так и важно то, ЧТО ты рисуешь, а важно КАК ты справляешься с работой, достаточно ли ты техничен, грамотен в своем деле. И так далее. Невольно раскрываешь учебник.
Евгений Рындин.
Автопортрет. Бумага,карандаш.2006
В этом наброске автор, как раз, попытался придать композиционной устойчивости пространственную характеристику, акцентируя первый план и ослабляя то, что за его "спиной". Помимо факторов предыдущего анализа авторских возможностей в данном рисунке "пространственность" подчеркивается мощностью линий и тем, что этой же мощностью компенсируется отсутствие теней. К слову, удачный набросок напрочь исключает растушевку, в критических случаях подменяя необходимость собственных теней штриховкой.
Чем меньшими средствами достигается результат: тем эффектнее набросок. Чаще всего это просто линия, меняющая свою плотность.
Дега,
рисунок
В сложных пейзажах не всегда возможна передача с достаточной ясностью желаемого эффекта лишь одной линией, приходится прибегать к помощи теней, делая это предельно аккуратно.
Вот примеры:
_____________________
В. Алфеевский.
Москва. На ул.Ст.Разина. Бумага, графитный карандаш. 1975
Hochschule fur Architektur.
Учебный рисунок
Евгений Рындин.
Пейзаж. Бумага, кар., 2011
Особенный эффект наброска достигается непроизвольной оригинальностью подачи, мгновенностью реакции рисовальщика, когда он, кажется, не успевает схватить уходящее очарование и в спешке ищет и находит способ фиксации:
Наброском чаще всего и управляет дефицит времени. Модель не хочет или не может дать рисовальщику лишнюю секунду и в этом, как раз, принципиальное отличие наброска от рисунка.
Ниже пример такого наброска. Его великолепие, как раз, и обусловливается умением в прозе выразить поэтическую сущность происходящего. Разве душа не поет при виде этого наброска? Умение же выражается, конечно, не идилией сельской картинки, а тем, что найдена форма передачи движения условностью определений, эта картинка "живая": животные действительно идут. В наброске сохранены и все атрибуты качества.
Н.Купреянов.
Стадо.Бумага,кисть,тушь.1927
Но когда временем не ограничивается возможность побродить с карандашом рисовальщик может позволить себе многоплановые наброски на грани понятий набросок-рисунок и разница тогда остается за тем, что в наброске практически отсутствуют детали и собственные тени. Тогда возможно появление на полях наброска зарисовок деталей и только для того, чтобы затем в более спокойных условиях исполнить на основе наброска графический рисунок или акварель:
Н.Фешин.
Натурщица (обнаженная). Серая бумага, уголь. 1917
Прекрасный набросок: всё на месте. И вместе с тем, автор не удержался от поддержки объемности фигуры, засомневался в возможности ограничиться только линией. Но это бывает, когда художник либо чувственно не может согласиться с исключением "лишнего", сохраняет лишнее, не претендуя на эффект, либо его попытки невыразительны. Бывает и другая мотивация.
Иногда удачный набросок не вполне поддается определению - "художественный": не достаточно выразительности, броскости. Но зато ярка композиционность, твердость линии, техническая грамотность. Это тоже не мало в оценке успешности изображения, но следует согласиться с тем, что успешность в данном случае есть плод умения, тренированности, предрешенности качества. В выставочной серии подобные наброски могут остаться незамеченными.
И несколько слов о таком интересном явлении: невозможности обратного процесса от рисунка к наброску. Это не лишний раз подтверждает уверенность в том, что набросок является самостоятельным форматом изображения со своими приверженцами и адептами, его исполнение обусловлено рядом правил и понятий. Строгое следование этим правилам и делает набросок привлекательным.
Следует особо подчеркнуть имитацию реальности в наброске. Желание рисовальщика изобразить предмет или пейзаж возможно похожим на реальность не учитывает того, что человеческий глаз управляет глубиной резкости видимого и, если человек рисует, например, собственную руку, то уже ничего не видит за пределами этой руки: ни дальше, ни ближе. В этой связи нет необходимости имитировать реальность, находящуюся вне пределов акцента изображения /пример с изображением собственной руки/, то есть она, эта реальность, не только может, но и должна иметь условное изображение. Другое дело как найти способ изображения этой условности. В конечном счете ни сам по себе пейзаж, ни сам по себе натюрморт, ни сам по себе портрет не могут быть целью рисовальщика - цель рисовальщика создать художественное произведение, где признаком оценки могут быть только техника, только манер, только стиль, только выразительность и, конечно, только художественность изображения. Зритель, если иметь в виду объективность, то есть количество посещений галереи, именно это и оценивает.
Евгений Рындин.
Откос. Б.,уголь,2011
Условность данной композиции выражена: 1. формой растительности: лесенка горизонтальных линий одинаковой толщины; 2. "красивой" линией переднего плана, исключающей всякую поддержку; 3. предел лаконичности. Пример образности.
Не лишним на наброске наработанный прием: узкая белая полоска вдоль берега, отделяющая его отражение в воде; обязательность в изображении воды горизонтальных линий; "яркая метка" на переднем плане, как указатель композиционного акцента, одновременно "грузик", балансирующий устойчивость композиции: отказаться от него не получается.
Для тех, кто пробовал рисовать городской пейзах и не смог получить желаемый результат, выскажу некоторые соображения о причине неудачи.
Архитектор, делающий эскиз будущего сооружения, находит удобную позицию, точку, с которой будущее сооружение может выглядеть убедительнее. Как правило, эскиз ограничен одной точкой схода, что гарантирует удачность перспективы изображения. В отличии от архитектора художнику редко удается видеть заинтересовавший его пейзаж так, чтобы можно было ограничиться одной точкой схода, и приходится мысленно сводить обе точки схода на линии горизонта в ограниченное время, спешить. В такой ситуации несовпадение точек схода не позволяет грамотное построение перспективы, здание "расплывается".
Понятнее будет пояснить эту мутную мысль на примерах. Ниже приведены два акварельных рисунка: на рисунке купола есть только одна точка схода всех линий на линии горизонта, куда и устремляются эти линии; вторая /правая/ точка схода не нужна, так как линии правой стороны здания параллельны линии горизонта. На рисунке башни всё сложнее: есть и левая точка схода, есть и правая точка схода, ибо стороны башни не параллельны линии горизонта и эти точки схода должны обязательно попасть на линию горизонта, чтобы получить грамотную перспективу, а вместе с ней и устойчивую композицию пейзажа. Это сложная задача для наброска и рисовальщик старается не рисковать.
____________________
Евгений Рындин
Купол. Б., акварель
Евгений Рындин
Владимирская башня. Б., акварель
ГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК
Графический рисунок чаще всего исполняется мягким грифельным карандашом, угольным стержнем или кусочком березового угля, графитным карандашом, сепией, сангиной и тому подобным материалом, оставляющим след на подоснове. Если не вдаваться в подробности разнообразия таких материалов, - а их бесчисленное множество и появляются всё новые и новые, - то сам принцип графического рисунка можно достаточно понятно иллюстрировать вышеопределенными материалами. В отличии от наброска рисунок чаще конструируется под стиль, образ, тональность и манер. Художественность, образность, выразительность либо отходят на второй план, либо вообще не принимаются во внимание, являясь лишь факторами художественного таланта автора.
_____
Николай Фешин.
Старик.
Е.Рындин
Витя. Б., карандаш
Е.Рындин
Зеркало.Б.,карандаш
_______
Е.Рындин
Тополя
Учебный рисунок. Б., карандаш
Учебный рисунок. Б., карандаш
_________________
Евгений Рындин.
Лариса. Б., кусочек березового угля, 2005
Евгений Рындин.
Портрет в мягкой шляпе, Б., сепия,2006
РИСУНОК ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
нечто среднее между наброском и рисунком, ибо по форме, по законченности он все же больше набросок, чем рисунок, тогда как по степени усердия и затратам сил не уступит рисунку. Автор "видит" образ натуры там, где никто другой видеть не может, он представляет ситуацию и пытается закрепить её изображением. Трудность состоит в том, что, как правило, предмета изображения, натуры в действительности не существует, взамен её память, опыт и практика подобных рисунков. Примеров таких рисунков много, вот несколько:
Е. Рындин.
Похищение Европы:
Существует множество вариантов изображений мифического сюжета похищения. Автор сделал попытку добиться выразительности инструментами композиции, ощущения движения, динамичностью линии. Исключены какие бы то ни было тени, ибо в данной ситуации они, как раз, больше бы отвлекали, чем способствовали выразительности, то есть могли стать "лишним" элементом композиции. Удачность наброска - в оптимальном объеме линий разного формата, разной плотности, чего добиться трудно в случае недостаточной динамичности композиции.
-вставка 06.11.15. Если чуть порассуждать, то может оказаться, что художественное воображение есть врожденное свойство мозга, его образность. Носитель сего качества просто не в состоянии запомнить то, чего он не в силах представить в форме образа. Заставить такого человека запомнить многозначное число или иностранное слово почти невозможно, пока оно, это число или это слово, не приобретет в воображении такого человека какой-либо абстрактынй образ. Вот известный пример: в рассказе Чехова "Толстый и тонкий" мальчик-гимназист, кланяясь, снимает с головы гимназическую фуражку, тогда как прощаясь, надевает на голову кепку. Так вот читатель, заметивший этот казус и обладавший врожденным свойством образной памяти, был приведен в транс, не в силах вообразить алогичность ситуации.
Вместе с тем такая память способна на основе многих образов, хранящихся в ней, сформировать композицию подобно калейдоскопу, которую такой человек просто видит с закрытыми глазами и, обладая способностью закреплять рисунком этот образ, становится рисовальщиком по представлению, чего лишен человек, рисующий перебором вариантов. Так вот, такой рисунок можно бы составить из двух этапов: сначала просто изображение в линиях, затем художественное оформление. При этом надо заметить, что всякое отклонение производимой линии от воображаемого предмета возмущает мозг рисовальщика и он невольно исправляет брак: предмет становится абсолютно похожим на свой образ. Другое дело каков сам образ, имеет ли он правильную форму. Бывает и так, что рисовальщик едва взглянув на натуру, может отпустить её и рисовать уже по памяти, по сохраненному образу, торчащему в глазах. Иногда это называют талантом. /Вспоминаю ещё случай: сидевший в самолете художник заметил обращенное к нему лицо Чарли Чаплина и тут же принялся рисовать его. Но видимо от волнения никак не мог поймать похожесть. Чаплин заметил волнение художника, подошел к нему и одним движением карандаша изобразил автопортрет абсолютной похожести. Такое нередко случается, когда художник рисует автопортрет по памяти и, не слишком стараясь, добивается того, к чему стремится/.
Е. Рындин.
Распятие
Иногда бывает, что сочность рисунка любого формата определяют не умение автора и даже не тема изображения, а нечто неосознанное: как бы автор ни старался к сочности линий, к яркости пятен всё это оказывается неприемлимым, ухудшая произведение.
И получается, что не зная тайны удачи, мы, тем не менее, видим её недостатки и это видение на инстинктивном уровне не позволяет их сохранять. А в результате "совсем не то". В показанном рисунке неудачи удалось избежать, хотя динамики композиции, которая и могла бы вызвать необходимую плотность линий, маловато.
Е. Рындин.
Этюд.
Казалось бы, динамики достаточно, но плотность "некуда сунуть", рисунок мягковат, неубедителен, приведен только как попытка.
Е.Рындин.
Три грации:
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Е.Рындин.
Наташа.
Е.Рындин.
Миша
Набросок только как идея, чем чаще всего ограничиваются наброски, лишенные выразительности и, как следствие, художественности. Приведен как пример моментальности - 10 секунд.
ПРИДУМАТЬ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ,
но можно напитаться идеями, активно рассматривая рисунки как уже известных авторов, так и своих современников. При этом копирование понравившихся работ мало чего может дать, если не попытаться поначалу сделать несколько простых самостоятельных рисунков, стараясь акцентировать почерпнутые идеи собратьев по карандашу.
Нередко случается, что какой-либо рисовальщик, сделав набросок, не смог заметить случайную "изюминку" своего рисунка /в контексте статьи "набросок" = "рисунку"/, в то же время зрителя может захватить замеченная идея "изюминки" и, вдохновляясь ею, он, потенциальный художник, может из "мелочи" сделать принцип, даже программу. Так поступил Бренгвин, из работы в работу руководствуясь принципом сохранения композиционной устойчивости изображения, тогда как Фешин не всегда использовал хорошо проявившие себя приемы в набросках, переходя затем к рисункам заказных портретов. Возможно делал он это осознанно.
Вероятно, автора оправдывает неподчинение собственной руки собственному же принципу, когда принцип просто "портит" изображение своим "так будет лучше".
Среди рисунков Дега я смог найти только один, который сразу же признал образцом для подражания, в других же его рисунках, несомненно прекрасных, я не увидел подобного тому, первому. Случайность? Возможно. Но, впитав идею я уже сделал её своим принципом. Восхитительны работы и Яковлева, и Алфеевского, и Купреянова, могу смотреть их бесконечно, но и в них мне иногда видится случайность удачи, как случаными могут быть мелодия или короткий стишок, не став идеей.
Смысл этих строк сводится только к одному: не надо ничего придумывать, надо только смотреть и смотреть работы коллег, надеясь на лучик удачи, ибо своих возможностей никто из нас не знает.
АКВАРЕЛЬНЫЙ РИСУНОК
По сути своей произведение, выполненное акварельными красками, может называться и акварелью и акварельным рисунком, но достаточное количество рисовальщиков склонны к технологии рисунка акварельными красками, которую правильнее было бы называть акварельной живописью. Статья не ставит целью копаться в технологиях работы акварельными красками - их много и они достаточно известны, тем не менее, может оказаться интересным склониться к образцам именно акварельных рисунков или даже образцам смешения рисунка и живописи. В основе акварельного рисунка лежит технология "a la prima", то есть решительное использование мазка, когда цвет или форма изображаемого предмета только намечается, как бы только предполагается, давая зрителю возможность довершить изображение своими представлениями. Иногда это становится интересным, привлекающим внимание.
____________
Анатолий Зверев.
Автопортрет. Б.,акварель
Артур Фонвизин.
Портрет. Акварель
Вот ещё несколько набросков автора статьи:
___________
Е. Рындин.
акварельный портрет
Е. Рындин.
акварельный портрет
Е. Рындин.
акварельный портрет
Все портреты сделаны без предварительной прорисовки. Правка вносилась только более плотным тоном того же цвета. Акварельный портрет интересен непредсказуемостю результата.
_________ ________
Е. Рындин
Пример тональности: на карандашный набросок наложен слой акварельной краски в попытке подчеркнуть ясность утра.
Е. Рындин
Пример тональности
28-е февраля,15
Относительно активная посещаемось статьи подвигает меня на некоторое расширение подачи материала, в частности, я попытаюсь коснуться такой темы, как "художественная выразительность", поскольку это основной вопрос во всех моих притязаниях на творческие поиски.
Но вопрос этот вопрос не риторический, это вопрос практики.
Вот и сейчас, время от времени отвлекаясь на изложение идеи, я возвращаюсь к рабочему столу с разложенному на нем атрибутами акварелирования: мучаю одну и ту же работу, сделанную десяток лет тому назад, в стремлении получить эту самую художественную выразительность, чего достигнуть крайне трудно. Сама по себе работа привлекательна и по сюжету и по исполнению, достаточна популярна у тех, кому нет дела до художественной выразительности. Но мне этого мало.
Художественная выразительно, повторяюсь, это передача авторских чувств, эмоций зрителю/читателю/ посредством условностей, долженствующих взять на себя функции, не свойственные им в привычных условиях, то есть зритель должен удивиться не картинке, не изображению, а только авторской интерпретации рассказанного события посредством образности, манерности, стиля, тональности и тому подобных инструментов данного творчества. Только это и делает произведение подсознательно выразительным, ибо откладывается не столько в памяти, сколько в интуиции, преобразуясь впоследствие в инстинкт, в этичность, в культуру восприятия действительности. Если автору это удается, чего часто он сам не замечает, не подозревает в себе, то произведенное им находит соответствующий отклик у зрителя/читателя/. Пока же автор может только "возражать" им же содеянному, опираясь на приобретенную самовоспитанием культуру, и изо дня в день "рвать и метать" недостатки, пробуя и пробуя себя самого.
Так вот картинка эта есть имитация реальности, подражание Природе и потому всё более тошнотворна, чем чаще обращаешься к ней. Вероятно поэтому, сделав в своё время несколько вариантов или, как обычно говорят, авторских копий, я безжалостно раздарил их все при первой акции потребительского восхищения.
Теме художественной выразительности я не даю покоя. Вероятно ей будет отдан раздел статьи, где я отчитаюсь перед посетителями страницы об уже полученных результатах, а они есть и в акварелях, и в рисунках, и в набросках, и в рассказах /которых у меня более тысячи/, и даже в ... лыжных прогулках/вчера при плюсовой температуре я довольно уверенно перемещался на лыжах по голому льду озера, изобилующему неровностями от следов рыболовов на тающем снегу, чем заслужил похвалу магазинных грузчиков, наблюдавших меня с берега. И всё благодаря особой технике скольжения(художественной выразительности) по скользкой неровной поверхности.
Поводом для воплощения идеи художественной выразительности служит прежде всего стремление к соблюдению определенных принципов построения произведения, отказывая в праве присутствия заметным ошибкам, а не желание удивить или поразить оригинальностью. Лучше всего, когда исполнение принципов выразительности вообще не бросается в глаза, не заметно зрителю, тем не менее действует на восприятие подсознательно. Порой даже самому себе трудно объяснить почему это сделано именно так, а не иначе и, только оценивая результат, понимаешь степень удачности, но ошибки, повторяюсь, видно сразу.
Тем не менее, попробуем разобраться в принципах художественной выразительности. Прежде всего повторю то, что выразительность определяет интерес зрителя и это, надо полагать, главное в любом художественном произведении. Другая необходимость - наличие у рисовальщика богатого воображения вообще. Убедиться в наличии воображения довольно просто: найдите при прогулке новостройку и попробуйте представить окончательный её вид. У человека, имеющее богатое воображение, новостройка окажется в её окончательном виде гораздо примитивнее варианта, им воображенного. Это, так сказать, предпосылки.
Теперь суть.
Пытаясь изобразить понравившуюся реальность ни в коем случае не следует её копировать. В этом смысле ортодоксом был Фешин: "...изображаемый предмет должен быть ни чем иным, как только предлогом заполнить холст..." и я бы добавил, что "только выразить своё представление о реальности" посредством подсказок и намеков, предоставляя зрителю самому дорисовать воображаемое и тем самым сохранить о картине своё эксклюзивное впечатление, ибо рисунок как бы закончен автором и в то же время оставляет зрителю возможность принять его как своё собственное творение.
И тогда не должно быть никакой имитации реальности, никакой законченности, никаких доработанных деталей, только, повторяюсь, подсказки и намеки. Если, например, в сельском пейзаже автор вырисовывает кустики и березки, используя гелевые стержни или тонкие кисти, этим самым он имитирует реальность, не позволяя зрительское видение. Но сказать о кустиках и березках необходимо и тогда поиском изображения впечатлительный автор ищет и находит-таки возможность ненавязчиво намекнуть на их присутствие, например, строго горизонтальными штрихами опять же кистью щетинкой или обрезанной зубной щеткой. Тень от предметов изображения или отражений в воде береговых сооружений категорически не должна копироваться, но ограничиться намеком.
Допустимо оживление пейзажа, натюрморта, портрета случайными деталями для привнесения в рисунок необходимых цветных пятен, участвующих в композиционной цветовой устойчивости. Стесняться этим не следует, это всё инструменты выразительности.
Но так или иначе локомотивом выразительности может быть только воображение автора и понимание им своей роли в создании художественного произведения.
вставка: /25-е марта 2015
П.И.Чайковский: "...необходимо только одно: чтоб главная мысль и общие контуры всех отдельных частей явились бы не посредством ИСКАНИЯ, а сами собой, вследствие той сверхестественной, непостижимой и никем не разъясненной силы, которая называется ВДОХНОВЕНИЕМ."/
Сразу же хочется возразить себе самому, ибо с одной стороны, рисовать нужно на подсознании, чувствами, с другой, выбирать варианты следует силой мысли. Трудно. И часто хорошие теории удачливых художников не подтверждаются их работами, их проявлениями на практике, ибо теория есть вывод из удачных достижений, тогда как сами удачи редки даже у удачливых. Тем не менее, никакого другого вывода сделать нельзя и остается только видеть и знать причину очередной неудачи, исправить которую невозможно никакими ухищрениями, то есть, если работа не получилась с первого раза, разумнее всего отложить её подальше или, как делал Серов, порвать и выбросить в корзину. И выходит, что нам дано твердое убеждение лишь в том, что результат плох, что нашего ума не хватит его поправить. И не надо этого делать.
Может быть, поэтому тот же Серов не рисовал пейзажей, Шишкин и Левитан не рисовали людей или зверей, у великолепного портретиста Фешина нельзя найти удачных пейзажей, Коровину же удавалось и то, и другое. То есть сами по себе прекрасные художники имели ограниченное воображение.
И как согласие с вышесказанным, сделав ещё несколько попыток, не публикую их и отказываюсь добиться выразительности в представленном рисунке. Как я утверждал и раньше - без вдохновения нельзя не только совершить худ.выраз. рисунок, но даже сделать копию ранее сделанного маловыразительного рисунка, а подключения мозга только вредит.
И последнее: оригинал делается на страсти, вызванной вдохновением, тогда как подработка, исправление - на усилиях мысли, что противопоказано всякому творчеству.
2006_____
Но может быть получится что-то с другим рисунком? Вот он и рядом первая проба.
Рисунок не должен походить на фотографию, это ему не на пользу. При очном соперничестве пейзажных композиций у фотографии всегда больше оснований на успех по понятной причине: фотограф не станет снимать тусклую натуру, тогда как художник мало что может добавить к
готовой природной красоте, ему ближе возможность "разглядеть" в обыденности особую прелесть, удивить обывателя своим представлением этой обыденности. В то же время галерее рисунка гарантирован успех в соперничестве с галереей фотографий, если эти галереи разделены пространствами и ещё более временем. О причине я уже говорил, но повторюсь: фотопейзаж ублажает душу зрителя вне заслуг фотографа и в памяти не сохраняется, тогда как удачный рисунок больше рассказывает об авторе рисунка, нежели о картинке и в памяти зрителя остается не картинка, а имя автора.
Вероятно по этой причине мне пока не удается сказать больше о представленной выше композиции, нежели уже сказано мной на "портрете" пейзажа, по сути - фотографии.
ПАСТЕЛЬ
______________
З. Серебрякова. Пастель
* * *
Рисую портрет сына по черно-белой фотографии. Как практика по пастели.
Интересный материал: податливый. Допускает широкое разнообразие.
И вот это разнообразие становится вдруг источником вариантности: можно накладывать один слой на другой, можно перемешивать слои, на темное можно наносить светлое... И всё это без каких-либо затрат сил и нервов: ни смывать, ни стирать, ни как-то удалять испорченное.
Таким образом - бесконечное совершенствование с небольшими перерывами на высматривание, ибо время от времени нужно отдаляться от подрамника и не только на метр-другой, но порой и на недельку-другую, чтобы не приедалось достигнутое.
В отличие от всех прочих видов изображений на бумаге процесс пастелизации может быть нескончаемым, тем более, что понравившийся вариант /именно как вариант/ можно сканировать и затем уже смело искажать изображение в угоду авторской фантазии.
Кстати, в такой технологии рисунка невольно сравниваешь получившееся с прежними работами и замечаешь скрытые по неопытности недоработки.
Поэтому способ один: наметив пропорции, основные формы и согласившись с ними, натуру отпускаешь и рисуешь только по Правилам.