Аннотация: г. Нарьян-Мар. Перелет на Маточкин Шар. Перелет на о.Рудольф. Ожидание погоды. Совещания командиров у Шмидта. Головин уходит в первый полет над Северным Полюсом и пропадает. Его возвращение на последних каплях бензина.
Тетрадь Љ8 6.04.37-21.04.37
г. Нарьян-Мар.
6 апреля 1937 года
День прошел как все. Механики, как обычно, уехали на аэродром.
-Что ты там делаешь, Василий Лукич?
-Да вот, вчера ручку к лопате сделал, да полочку. Дело есть.
Вчера отправил Янтарову две своих пленки и три Дзердзеевского, очерк о Папанине, о наших днях, старого Водопьянова, речь Шмидта на партсобрании и проч.
Погода на трассе все время отвратная. На Рудольфе- штормит, на Новой Земле- фронт и обледенение. Жуков уже предложил ночью пришибить Дзердзеевского консервной банкой с вишней.
-Это самая большая ошибка, что Вас взяли в экспедицию, - говорил он- Надо будет на рацию послать своего человека, чтобы он сводки писал.
Вечером было собрание командиров. Решили завтра лететь. Подъем механиков в три утра, наш- в шесть. Головин вылетает в 7-30, в 9 ч.- мы. Легли спать в 10 вечера. Лишь Мазурук на совещании высказался против. Водопьянов ретиво стоял "за".
7 апреля.
В 7 утра были на аэродроме. Моторы уже вертелись . Еще ночью синоптик получил тревожные сведения о погоде, разбудил в 5 утра Шмидта, но тот сказал:
-Оставить решение в силе. Утром посмотрим.
На аэродром прибыли провожающие. Приехали на трех подводах папанинцы. Они тихо ходили по полю и незаметно садились в самолеты, все время внося какие-то вещи и свертки.
-Рыба, - удивленно принюхивался Ивашина к одному из свертков.
(Вечером Папанин мне говорил: "Ну что для каждого самолета 10-15 кг. рыбы- полминуты работы мотора. А мы три месяца будем питаться свежей рыбой".)
Таким же манером они погрузили на каждый самолет по несколько оленьих шкур.
-Вам же пригодится на вынужденной посадке, - уверяли они командиров.
У будки, где сидел у телефона Дзердзеевский собрался весь синклит. Сведения приходили тревожные: везде непогода. И в 11 часов был дан отбой.
Дневные сводки показали, что мы поступили совершенно правильно, Рудольф был закрыт туманом и одиннадцати балльным штормом, по трассе- туманы, сильнейшие ветра, на Маточкином Шаре- сток и туман. Несомненно, что все машины сели бы где попало. Сколько тревоги дали бы Москве!
Днем почти все спали. Затем играли в преферанс, козла. Усиленно снимали оленей.
Вечером в 22 ч. опять состоялось совещание командиров (см. через страницу). Погода была мало обещающей, но с некоторыми надеждами. Решили готовиться.
Особенностью совещания было то, что ни один из командиров ( т.е. лиц, несущих непосредственно юридическую ответственность за материальную часть и экипажи) не высказался за полет. Водопьянов был гласно против, Алексеев и Головин также, Мазурук неодобрительно молчал, Молоков молчал по привычке.
Особливо всех поразило весть о двенадцати балльном шторме на мысе Желания. Ночью стало известно, что штормом на Желании сломало 17 лучей радиомаяка, таким образом, мы пользоваться этим маяком во время полета уже не сумеем.
К утру определилась и вся картина по трассе. Фронт подошел к Нортвяну, зато везде по Новой Земле и на Зфи бушевали штормы, неслись туманы.
И в 8 ч. утра, до выезда основной группы на аэродром, снова был дан отбой.
Опять сон, опять пулька, "опять петрушка", как говорит Ритслянд
Алексеев рассказал воспоминание о девушке, исповедовавшейся ему в слезах на Площади Революции в году 1932 или 1933...
-Вчерашний прогноз подтвердился. Циклон переместился к востоку от Гренландии и захватил Зфи. Фронт был днем у Новой Земли и к вечеру пересекал Гусиную Землю. С Гренландии идет холодная волна с низкими плюсами. Это вызвало вихри и ветры до 11 баллов на побережье и Зфи. К вечеру они смещались к востоку и выросли
Можно предположить, что этот циклон быстро сместится к юго-востоку и мы получим в свое распоряжение холодную его тыловую часть с плюса до - 25оС.
Ветер будет встречный или встречно-боковой. В Нарьян-Маре сплошная облачность и ветер до 5 баллов.
У Франца Иосифа- усиление до 6-7, затем- пересечение фронта. За фронтом может предположительно 6 баллов. Наличие отдельных зарядов.
Прогноз: Сплошной фронт у южной оконечности Новой Земли. Облачность при пересечении фронта до 100-120 метров, видимость 1-2 км, снег. Дальше - отдельные заряды. На Зфи температура -20о -25оС. Все- в случае если не разовьется следующая соседняя волна.
Шмидт: Маточкин Шар даст сток?
Дзердзеевский : Да. Мне представляется лучше идти на о. Руд и дальше от Новой Земли.
Шмидт: Когда лучше вылететь?
Дзердзеевский: Лучше позже. Хотя Москва считает, что лучше вылетать в 5 ч. утра.
Шевелев: (Читает телеграмму из Москвы). Завтра определенное улучшение. Сильный шторм на Зфи будет ослабевать. Лучше быть готовыми в вылету в 5 ч. утра.
Шмидт: Прошу высказываться. Выходит, ждать очередной пакости нечего.
Спирин: Надо ловить возможность.
Шмидт: Не попробовать ли пораньше вылететь?
Бабушкин: Можно лететь на 2000 метрах если не будет сплошной облачности в начале. Пересечь этот фронт сверху.
Водопьянов: Под облаками не пройдем. Какая температура на Новой Земле?
Дзердзеевский: -6о, -4о, -14оС
Шмидт: В холодном фронте обледенения не ожидаете?
Дзердзеевский: Нет. Но в начале может быть.
Бабушкин: Ветра сильные ?
Дзердзеевский: Баллов до 5. о. Рудольф - высота 600 м., снегопад, видимости нет.
Бабушкин: 8-9 баллов идти нельзя, не дойти.
Шмидт: Дальше - лучше. Вылетать в 10-11 поздно, поздно придем.
Папанин: В это время там день. Никакой темноты нет. Белая ночь.
Шевелев: Федотов считает, что высота солнца под горизонт.
Бабушкин : Надо запросить Зфи возможна ли посадка ночью и вылетать в любое время.
Головин: Если будет облачность- садиться нельзя: все сорвется.
Водопьянов: Послезавтра, значит, будет краешек солнца ночью видно на Руде.
Дзердзеевский: Пересечение этой истории отсюда лучше начинать в 10-11 часов. На Новой Земле- облачность.
Головин: Интересно в начале идти низом- не вытянем вверх, тяжело. А дальше вверх.
Бабушкин: Я думаю, что если такие благоприятные условия освещения на Зфи- то можно вылетать даже в 5 ч. вечера. А ночью лететь лучше в Арктике. Мой опыт показывает.
Водопьянов: На зимовках чаще будят ночью, чем днем, дабы крепить самолет.
Спирин: Не надо усложнять перелета темнотой.
Бабушкин: Я все перелеты от Морж до Архангельска в мае совершаю ночью.
Водопьянов: Ночью ни в коем разе.
Шмидт: Днем светлее и привычнее.
Бабушкин: В районе горла Белого моря лучше погода ночью.
Шмидт: На Новой Земле несомненно белая ночь. Но из общих соображений, лучше прилететь на Зфи днем. Когда же вылетать?
Дзердзеевский: Лучше быть наготове. Позже дает некоторое улучшение вылета.
Шмидт: Предвидеть срок готовности в 8 ч. утра.
Водопьянов: 1). Не вылетать отсюда при близости фронта и при сплошной облачности 2). Если вылетать- то в 11 ч. утра, 3).Подождать еще один день и дождаться хороших условий. Лучше лететь на перегруженных машинах первую часть спокойно . Вылет- на послезавтра.
Шмидт: Есть опасность, что завтра ухудшится вся картина
Головин: Завтра ничего хорошего тоже не видно.
Дзердзеевский: Обледенение может быть.
Спирин: Фронт пройти под облаками.
Шмидт: От завтрашнего дня нельзя отказываться. Но надо действовать осмотрительно.
Алексеев: Печорская губа - очень важный участок. Она покрыта невзломанным льдом. На высоте 100 м. вы не можете лететь по земным ориентирам. Слепой полет на наших перегруженных машинах невозможен. Гладкий лед -может вмазать. Если вода- заметишь ее тогда, когда вмажешь. Варнек, Амдерма, Маточкин Шар- закрыты. Я- за поздние сроки вылета. Обледенение немедленно остановит приборы.
Папанин: Восьмого на Зфи не заметите день или ночь. 1 апреля я выходил на о. Мей- ночью видел в бинокль на 15 км. К вечеру погода гораздо лучше. Учтите посадку на Руд- можно подходить с любой стороны. Н нужно садиться точнее на Т , иначе завалитесь за купол.
Шевелев: Кислая погода. Но попробовать вылетать надо. Но могут быть самые неожиданные сюрпризы- от очень хорошей до самой плохой погоды. Я за то, чтобы к 8 утра быть готовыми. Если надо - то в 8 и вылетать. Если хорошо- вылетает Головин, за ним- остальные. Механики пусть спят до 6. Оказать им доверие.
Молоков: Правильно!
Мазурук: Наша машина была готова за 45 минут.
Водопьянов: Значит, мы должны завтра вылетать при такой погоде, как сегодня?
Шмидт: Важна психологическая настроенность. Я сегодня видел- командиры не хотели вылетать, но приказал бы- пошли. Так и тут.
Дзердзеевский: Последняя сводка- на м. Желания шторм 12 баллов. (Общее оживление. Ищут откуда)
Водопьянов: Нет, завтра не вылетать.
Папанин: У меня такое впечатление, что Дзердзеевский поддался настроению желающих остаться и это немного сказывается на его информации.
Водопьянов: Шторма бывают очень редко. При очень плохой погоде- следом идет хорошая. Я уверен, что скоро будет ясно, ясно, ясно.
Дзердзеевский: (разбирает сводку по остальным пунктам)
8 апреля
Погода все не радует. От Солодовникова получил телеграмму: "биографии Сугробова нет. Привет." Вот сукин сын!
Папанин занял 90 рублей.
Шекуров в Москве, в Шелково, придумал, а в Архангельске реализовал систему холодного спринцевания моторов. Он заливает их не бензином, а смесью под давлением. В Архангельске ему сделали и несложное оборудование. В Холмогорах испытали- хорошо.
Вчера этим способом чуть подогрев моторы, они запустили их на своем корабле за 45 минут. На остальных кораблях- за 2 часа.
Вообще рационализаторская работа дышит свободно. На машине флагмана Бассейн вместе с инициатором Петениным осуществили спрыск бензина сразу не в 8 цилиндров, а во все 12. Там же Бассейн переделал несколько подогревательную лампу и она стала много долговечнее.
СОВЕЩАНИЕ КОМАНДИРОВ В КОМНАТЕ ШМИДТА 8 апреля. 22ч. .
Дзердзеевский: Центр переместился дальше. Холодный фронт прошел через Нарьян-Мар. Сейчас пилот в б. Тихой, выпущен в 16:48, дает на высоте 1500, ветер до 90 км/ч. Ветра с норда. Остров Рудольф- 5 баллов, б.Тихая- 6 баллов, м. Желания - 11 баллов, Маточкин Шар- 7 баллов, Столбовой- 5 баллов. Сейчас говорил с Москвой. Они установили, что волна с Гренландии быстро идет к востоку. К утру она подойдет к Нарьян-Мару. То есть мы будем иметь здесь ухудшение погоды, теплый фронт и, возможно, обледенения. Мне кажется придется переждать эту волну. Нельзя вылетать ни в 3 ч. утра, как мы намечали, ни в 10-11 часов. Кроме того- сильные встречные ветры.
Шмидт: Позже вылетать можно только при очень хороших условиях- чтобы ночной полет над Баренцевом морем никого не смущал. Мыс Желания - очень немного возвышен над морем и фактически показывает, что делается на море. Делается очень плохо для нас. Возможно ли, что завтра утром на Рудольфе будет благоприятные условия для посадки?
Дзердзеевский: да.
Шмидт: Возможно ли, что к 7-8 час. в Нарьян-Мар эта гадость не придет?
Дзердзеевский: нет, придет.
Шмидт: Настроение у командиров такое- плюнуть на неудобства в Нарьян-Маре, лишь бы там было хорошо. Но и там плохо.
Молоков: Да и бензину не хватит при таком ветре. Значит, назавтра дадим отоспаться . И дать отдых метеоработам.
**********************
Ночью вышел на улицу. Встретил Папанина , Шевелева и Спирина. Папанин обратил внимание на то, что фигура Шмидта слишком явно просвечивает сквозь занавески и предложил повесить более темные. Шевелев согласился.
-Кстати, -спросил Папанин, - а как поставлена охрана самолетов?
-А давайте проверим.
Сказано сделано. Часа в 2 ночи мы вчетвером поехали на аэродром. Вышел навстречу из будочки человек в тулупе.
-Куда? - спросил он лениво.
-Посмотреть на самолеты.
-Ага!
Поехали вдоль фронта эскадры. Вышел еще один часовой, не останавливаясь, ответили то же и поехали дальше. Подъехали к последней машине, вышли, подошли под крыло. Вяло подошел третий часовой, держа винтовку небрежно под мышкой. Делай что хочешь! Разоружай охрану, порть самолеты.
-Ну что ты будешь делать, если увидишь - идут люди к самолету? -спросил Спирин.
-Окликну.
-Ну а они идут.
-Не знаю.
СОВЕЩАНИЕ КОМАНДИРОВ 10 апреля.
Дзердзеевский: Вечерняя сводка на 22 часа: м. Желания- 6 баллов, Рудольф- крупа и 3 балла, Тихая- 6 баллов, Выходной- 6 баллов. Опасность- близость западного фронта, при перемещении он может закрыть Нарьян-Мар.
На Новой Земле погода значительно хуже, чем в море, где общие условия благоприятны.
Если бы улучшилось к утру на Тихой и Рудольфе, то в 10 ч. можно вылетать.
Шмидт: Все это благоприятно на фоне того, что было.
Дзердзеевский: Нам придется некоторую часть пути идти между Новой Землей и фронтом.
Шмидт: Может быть, тогда лучше вылетать раньше?
Дзердзеевский: нет, надо смотреть улучшиться ли на Зфи. На Новой Земле базироваться нельзя Она же резерв.
Спирин: Ветры нордовые?
Дзердзеевский: Да
Головин: Если кончится горючее, то можно ли вернуться обратно?
Дзердзеевский: Именно в этом риск. Вернуться обратно нельзя- тут будет фронт.
Мазурук: Ветер удлинит путь на 2 часа- 11 часов будем лететь (считая ветер в среднем в 5 баллов).
Шмидт сидит, подперев голову, задумавшись. Рядом справа Спирин, слева Бабушкин.
Мазурук- Исключена ли возможность внезапного ухудшения на Зфи?
Дзердзеевский: Там растет давление. Можно предположить, что резкого ухудшения погоды не будет. Погода там улучшается очень медленно. И пока нет уверенности в улучшении, годном для посадки- вобщем, не вылетать.
Шмидт: То, что сейчас там- дает возможность сесть?
Спирин: Да. Но крупа? У нас не хватит бензина кружить.
Шмидт: Есть ли аэродром на Белом? Ежели придется возвращаться, а, Шевелев? Нет? И бензина нет? Тогда- в случае чего- только Диксон? Это мало утешительно. А садиться на Новой Земле, видимо, нельзя в таких метеоусловиях.
Водопьянов: На Рудольфе - в море туман, купол открыт, в море светло- купол закрыт. Купол- самостоятельная фигня. Я в прошлом году внимательно следил. Поднимешься в воздух- все купола, как шапками закрыты.
Шмидт: Надо чтобы Рудольф давал и погоду на аэродроме.
Шевелев: Сегодня дадим распоряжение.
Дзердзеевский:: Температуры?
Дзердзеевский: Температуры: Новая Земля: -10о-17о, Зфи: - 21-22о, Рудольф: - 23о, Желания: -20о. Разрешите мне: я буду следить ночью. Если будет улучшение - разбужу вас.
Шмидт: Поздновато. Как бы не пропустить. Давайте так: если в 5 ч. утра (после сводки) будет улучшение- будите нас, устроим летучее совещание ухудшение- спите.
Водопьянов: Если мы рано вылетим из Нарьян-Мара- то нечего беспокоиться о возвращении- в Нарьян-Мар сумеем. Основное- вылететь в хорошую погоду. При наличие такой погоды- мы отлично аэродром найдем. Нас страшит: вдруг везде хорошая летная погода, а вылететь отсюда не сумеем. Надо вылететь в 5 ч. утра. И тогда, в случае чего, возвращаться не будет поздно. Предлагаю к 4:30 приготовить все самолеты, подготовить моторы, прогреть их. Если хорошая погода- лететь. Механикам в 3 ч. утра быть на аэродроме.
Шмидт: Правильно. Головин тогда идет в 5 часов утра, мы- в 6 часов.
Бабушкин: Надо кому-нибудь дежурить и будить в 3 часа утра, если не будет тумана.
Дзердзеевский: Ночью и утром туман будет. Температура сейчас -8о
Шмидт (Папанину): В 2 часа утра вы будите Дзердзеевского , посоветуйтесь, и если увидите, что все хорошо- будите механиков в 3 часа и в 4:30 остальных...
ЗАПИСИ В ПОЛЕТЕ
11 апреля.
Все было по заведенному. В три утра механики уехали на аэродром, в 6 - мы. Все уже было готово. Около 7:40 Головин ушел в воздух. Погода непрерывно улучшалась и у нас и на трассе. Начали готовиться и мы. В последний момент пришел Дзердзеевский и сообщил, что на Рудольфе ясно, ветер 1 балл, по трассе ветра упали до 2-3 баллов.
Около 8 ч. в воздух ушел Водопьянов. Скоро зарулили и мы. В последний момент нас остановили вестью: "Головин возвращается".Решили подождать. Вскоре он показался, сел, подрулил, вошел к нам.
-Что, Павел? - спросил я.
-Лететь нельзя.
Прошел к Шмидту в рубку, доложил- по выходе в море влез в туман, опускающийся до уровня воды, попробовал пробиться- набрал 750 метров и испугался. Вместо того, чтобы пробовать дальше- вернулся, причем без спроса.
Водопьянов тем временем, ожидая нас, успел смотаться на 2000 метров, пробил облака и шел над ними при солнце. Я представляю, как болтало самолет Н-170 от мата, когда они узнали о возврате Павла.
А на земле забарахлил левый мотор у Мазурука. Решили остаться. Со скрежетом Водопьянов посадил свою 23-х тонную громаду обратно на аэродром. Сразу же в кабине Н-170 состоялось совещание командиров (на которое Шевелев не пустил ни меня ни Эзру). Дзердзеевский был вне себя.
Сразу по приезде в город устроили допрос с пристрастием "разведчику" Головину и его экипажу. Влили столь крепко, что после Головин мне говорил: "Ни хуя больше не вернусь. Полундру устрою!".
Вечером, поглядев сводку, решили вылетать рано утром, чтобы успеть опередить фронт, надвигающийся на Зфи с запада- наперегонки.
12 апреля
В три- разбудили механиков, в четыре- были на аэродроме сами. Все- без завтрака.
В 5:46 Головин ушел курсом на Рудольф.
Над Нарьян-Маром - облачность высотой до 500 м., штиль, температура -8о. С запада шел теплый фронт с плюсовыми температурами- Весна! Опять петрушка" Опять надо удирать.
Головин чесал хорошо. Ребята посмеивались, что он идет не на бензине, а на чистом скипидаре. Часа через полтора после старта сообщил, что решил пробить облака, однажды не вышло, на второй раз вышло на 1500 м., идет на 1700 м, солнце, встречный ветер 70 км/ч, не болтает.
Наступило 9 ч. Водопьянов решил взлетать. Разбежался- ни хера, еще раз- тоже, третий раз- тоже. Мы стояли с взведенными моторами. Михаил попробовал разбег из-за линии старта. Разбег продолжался по 2 минуты, но безрезультатно. Липкий снег держал клещами.
У машины флагмана устроили летучий совет командиров. Отто Юльевич предложил слить по 2-3 тонны бензина и идти на Маточкин Шар. Там ясно, сравнительно небольшой ветер. Сказано сделано. Через 10 минут изо всех машин уже тянулись шланги. У нас Шмидт и я катали бочки, через 30-40 минут дело было сделано. Мы слили со своей машины около 300 л, на каждой оставили по 4700 литров.
Головину приказали по радио лететь в Мат.Шар.
Снова Водопьянов зарулил. Бежал, бежал, казалось, не кончит. Наконец взлетел!!
-Летим!
Побежали и мы. Бежали 1 минуту 20 сек. (в Москве для сравнения 14 секунд). В 10:37 поднялись.
Покружили над аэродромом, виден один самолет (Алексеева), долго не мог взлететь.
Неожиданно для меня мы оказались в молочном мареве. Оказалось, прошибаем облака. Выше, выше, вот они дымкой проходят по крышам и - наконец- солнце.
Внизу тянется бескрайняя, ровная, как снег, чуть волнистая облачная равнина. Вверху- ясное небо. Тепло, пригревает солнышко. Внизу пока ни одного просвета.
Очень забавно отражается тень нашей машины на облаках: глубокая, как бы рельефная тень, окруженная радугой.
На нами чешут и другие самолеты (а также впереди).
11:45 высота 1900 м. Облака под нами метрах в 300-400. Хочется спать- ночью не спал.
Сегодня утром ребята посмеивались. Кто-то из экипажа вчера ночью, очевидно, возымел возможность утешить душу и тело. Но вдруг повезешь на Северный Полюс триппер? Тогда он отправился в аптеку- закрыта. Ночью разыскал аптекаря на дому и вытащил в аптеку. Для вящей убедительности сказал: "Это для безопасности работы мотора. Шалят свечи- так их надо экранировать". Аптекарь , благодушно полагая, что моторные свечи подобны стеариновым, отпустил товар.
Машковский рассказывает, что вчера нечаянно обнаружили, что крайние баки пустые. Все считали их полными. При переключении моторов в полете было бы весело.
Довольно тепло. Моторы работают, как часики. Гутовский развалился в кресле радиста и читает.
12:15. Перешел к Володе Спирину.
-Где идем, - кричу.
-А хуй его знает- облака, не узнаю, - отвечал Спирин.
Неожиданно продрало. Внизу показалось море. Шли над множеством, с высоты казалось- крошечных, льдинок. Виднелись широкие причудливые разводья, полыньи. Трещины, трещины, трещины.
Высота 1900, скорость 180, температура воды и масла- в норме.
-Да, сесть лучше на хуй- меланхолически произнес Гутовский.
Я лег и уснул. Проснулся в 13:45. Спал полтора часа. Сразу к окну. Справа- море, слева и под нами- ровный, как бы вылитый из сливок берег.
-Карское? - спросил Орлова, проходящего покурить.
-Да, скоро Маточкин Шар.
-Вот тут есть где сесть- удовлетворенно сказал Володя.
Море чистое, кое-где покрытое пленкой молодого льда, изредка видны льдины.
14:20. куда ни кинь взгляд- все затянуто прозрачным молодым льдом, чешуйчатым, плазматическим. Редко, заплатами, попадаются льдины, покрытые снегом.
Желающим почувствовать гордость за человека и технику нужно лететь на сухопутной машине над морем. И неприятно- знаешь, что в случае чего- капут, и гордо- несешься и хоть бы что. Моторы ровно гудят, уверенность в их качестве хоть отбавляй- не выдадут.
Володя приладил защитные летные очки к лейке и снимает пейзаж со светофильтром.
Температура воздуха:-13о, высота 1600 м. (а кажется, много меньше).
14:35. Маточкин Шар. Отвесные обрывистые берега дикой красоты. Постепенно снижаемся. Большие холмики растут, становятся горами, изрезанными ущельями.
В ложбине на правом берегу пролива видны как бы занесенные снегом домики -станция, и у самого берега самолет Головина. Он хорошо заметен в воздухе. А кругом- памирский пейзаж. Водопьянов кружит медленно сбавляя высоту, за ним мы, Мазурук.
Сели. Подрулили к самой станции. 2:38. По расчетам Спирина чистого хода было 3 ч.44 мин. и длины 660 км.
Встретили горячо- Шоломов и др. Подошел Головин и неизменно: "Дай папиросу".
Дальше- втыкали до позднего вечера с подготовкой машин к старту. Зачехлили моторы и взялись заправлять горючим. Бочки зимовщики лихо подвозили на собаках- маленьких, шустрых. Здесь их три упряжки.
Качали у нас я и Эрнст. По бочке. Тяжело. Руки сразу начали ныть. Сегодня даже пальцы плохо держат. Эрнст качал бочку за 25 минут- быстрее было нельзя: воронка текла. Я- тоже. Вдруг Эрнст дал за 15 минут. Я нажал- и воронка лопнула.
Подошел Молоков. Задело за живое- взял и легко выкачал две бочки, притом одной и той же рукой. Я диву дался- на одной бочке пускаешь в ход и одну и другую руку, и обе. Сколько он перекачал за свою жизнь?! -Много, говорит.
А затем воронка лопнула окончательно. Кое-как укатали 12 бочек, осталось 8. Умаялись, ничего не ели по сути дела с вечера, спали мало- я всего полтора часа в полете.
10 вечера. К счастью пришел Шевелев: "Шабашить!".
Вот тут-то впервые пришли на станцию и увидели всех зимовщиков. Стоял богатый, роскошный стол: портвейн, ветчина, сало, масло, паштет, селедка, грибы, колбаса копченая, горячее, какао, чай с экстрактом клюквы.
А потом сон. Зимовщики радушно уступили нам свои комнаты, кровати, подушки, одеяла, простыни, а сами ушли спать в служебные помещения.
Я попал в комнату доктора (Николай Евгеньевич) вместе с Мазуруком и Алексеевым. Притащил спальный мешок и чудесно спал на полу.
СОВЕЩАНИЕ КОМАНДИРОВ 13 апреля Маточкин Шар.
Дзердзеевский: На стыке двух циклонов лететь сравнительно можно, но в бухте Тихой мы рискуем встретить теплый фронт со всеми неприятностями- обледенение, шквалистые ветра и пр. Выход второй- ждать прохождения циклона, т.е. завтрашней ночи.
Если лететь сейчас- то в Баренцевом море тыловик с зарядами. Мне кажется, что сейчас трудно рассчитывать на возможность посадки на Рудольфе.
Головин: А какая погода на м. Желания, Русской Гавани, Новой Земле?
Дзердзеевский: На 13:00 на Желании- снег, видимость 6, облака- 600 м., ветер 6 баллов. Тихая- облачность, видимость 4, ветер 3 балла, тенденция отрицательная. Рудольф- штиль, ясно, низкий туман.
Шмидт: Выходит, как будто, что сейчас уже поздно. Заливка закончена?
Водопьянов: у меня всё.
Шевелев: Мазурук?
Мазурук: 6400.
Водопьянов: Дождаться полностью хорошей погоды нельзя. Главное - нас пугают 12 балльные штормы, с которыми трудно справиться.
Дзердзеевский: Нам лучше ждать, когда начнется улучшение.
Шмидт: можем ли мы на рассвете готовить машины, надеясь на улучшение?
Дзердзеевский: Да. Завтра должно наступить улучшение.
Шмидт: По-видимому, надо планировать так: если в вечерние часы на Франце Иосифе худо- готовь машины, если хорошо- отставить. Готовиться надо на раннее утро и вылетать в 6 утра, в крайнем разе в 8-9 утра- когда все очистится.
Дзердзеевский: Придется пробивать холодный фронт. Но это терпимо.
Бабушкин: Поздно сейчас лететь.
Шмидт: Как, товарищи командиры?
Хором все: Да!
Шевелев: На опыте северной работы выработался один хороший распорядок. Прежде всего - полностью подготовить машины, потом- остальные дела. Вчера мы от этого отступили. Сейчас надо бы вернуться к этому закону.
Мазурук: Немыслимо было это вчера сделать.
Шмидт: Почему?
Мазурук: Крузе заболел, Виленский не был, осталось 6 человек.
Шмидт: Виленский был болен?
Мазурук: Был занят другими делами.
Шмидт: Он в Вашем распоряжении.
Алексеев: Одно важное замечание. Мы заливаем под давлением. На Рудольфе надо это бросить, заправлять медленно по частям, чтобы была полная уверенность в качестве.
Молоков: Вчерашний день получилась задержка потому, что оборудование несовершенное. По 40 минут уходило на бочку, воронки текли.
Мазурук: Конструкция воронки неудачна, заглянуть в нее нельзя: 80 винтов. Метод заливки под давлением неудовлетворительный. Фильтры сейчас уже грязноваты.
Алексеев: Сугробов всегда любит клеветать на бензин, а вчера сказал: "Да, бензин хороший". Это значит- блестящего качества.
Шмидт: Ясно одно, надо будет на Рудольфе сразу расставить людей, включая Виленского и качать бензин.
Водопьянов: Надо отрегулировать вылет. Особенно тебе, Алексеев. Тебя ждали в Москве, Холмогорах, Нарьян-Маре. Подтянуться тебе нужно.
Шмидт: Есть разные характеристики у экипажей. Наиболее ловкий стиль у Мазурука. Что, если поставить последним Мазурука? Надо подумать об этом.
Шевелев: А на Рудольфе нам придется крепко поторапливаться, т.к. видимо, канадский циклон даст нам в зад. До 20-го надо смотаться.
Шмидт: Идите обедать. А за обедом обсудим план следования к Полюсу от о. Рудольф. Иван Дмитриевич, где Ваше имущество лежит на Рудольфе?