Существует представление, и довольно распространенное, что у Ле Корбюзье не было архитектурного образования, что он был совершенным самоучкой, до всего дошел своим умом, - примерно так же, как Мис ван дер Роэ, его ровесник, архитектор из Германии, или более старший по возрасту Фрэнк Ллойд Райт, гениальный его соперник по лидерству в архитектуре, работающий в Штатах.
В этом, конечно, есть доля правды: Корбюзье не учился ни в одном высшем учебном заведении или специальном колледже, настоящего архитектурного образования и "настоящего" диплома у него не было. В начале своей карьеры ему пришлось "дообразовывать" себя самостоятельно - в библиотеках и путешествиях, работая в мастерских других архитекторов.
Однако что касается начальной художественной подготовки, то она у Корбюзье была, и довольно основательная: это Школа изящных искусств, "l`Ecole d`Art", в его родном швейцарском городе Шо-де-Фоне. Или как ее еще называли, "школа Леплатенье" - по имени ведущего ее преподавателя. Это была школа художественных ремесел (что-то вроде нашего училища прикладных искусств) с общей художественной подготовкой, где были самые разные отделения - керамики, художественного стекла, художественной обработки дерева, работы по металлу. Изначально Школа была создана в интересах интенсивно развивающегося в городе часового промысла, при активной поддержке местной общины.
Почему юный Жаннере предпочел это учебное заведение, а не какое-нибудь другое? Возможность выбирать, надо думать, у него была: школа часовщиков в том же Шо-де-Фоне, или, например, Техническое училище, по уровню подготовки равное, вероятно, нашему вузу. Скорей всего Эдуард руководствовался простым мотивом - продолжить семейную традицию. Мы ведь знаем, что у его отца была мастерская по отделке часовых корпусов и циферблатов. Если так, то Школа искусств Леплатенье была для него лучшим выбором.
Основные предметы в l`Ecole d`Art вел сам Шарль Леплатенье. Он не был профессиональным преподавателем, но зато это был в полном смысле подвижник народной педагогики, страстный фанат современного искусства. В биографии юного Шарля-Эдуарда он сыграл роль настолько значительную, что стоит, пожалуй, рассказать о нем подробней.
Шарль Леплатенье (Charles L'Eplattenier, родился в 1874 г., в Невшатели; умер в 1946 г. в Ле Бренет) по профессии был скульптор. Образование получил в будапештской Академии художеств, учился какое-то время и в известной Эколь де Боз Ар в Париже, которая, как известно, служила во все времена оплотом "настоящего", т.е. академического искусства. Так или иначе, образование это было весьма основательное. Интересы Леплатенье по тем временам могли считаться передовыми: он с энтузиазмом воспринял идеи англичанина Уильяма Морриса, художника и публициста, лидера движения "Искусства и Ремесла" в Англии, а также художников, создателей венского "сецессиона" - Йозефа Гоффмана, Густава Климта, Коломана Мозера. Это были для него по-настоящему культовые фигуры. Хорошо были знакомы Леплатенье и страны средней Европы, тогдашней Австро-Венгрии - Австрии, Венгрии, Чехии, Румынии - в молодости он объездил их вдоль и поперек.
Когда учеба была закончена, молодой художник, руководствуясь самыми лучшими побуждениями, обосновался в Шо-де-Фоне и вместе с несколькими молодыми ремесленниками-энтузиастами основал там эту самую Школу искусств (1897). С момента ее создания Леплатенье выполнял обязанности директора школы и одновременно преподавал в ней.
Ныне Шарль Леплатенье причислен к заметным фигурам швейцарского ар-нуво. Работал он, в основном, как дизайнер и скульптор. В Шо-де-Фоне можно видеть некоторые из созданных им памятников, - памятник Республики, например. Вместе с архитектором Рене Шапалла они создали в Ла Шо-де-Фоне городской мемориальный комплекс, - весьма примечательный памятник швейцарского ар-нуво, а также новое здание Музея искусств (1926 г.) - здание в стиле неоклассицизма, для фронтонов которого Леплатенье вылепил декоративные скульптуры.
Если же говорить об архитектуре самого Шо-де-Фона, то, конечно, она отражала в общем и целом веяния своего времени. В середине 19-го века это сдержанный классицизм тех или иных оттенков. Позже, когда в связи с часовым бумом появились первые нувориши, здесь стали строиться богатые стильные особняки. К концу столетия в Шо-де-Фоне было уже довольно много зданий в стиле ар-нуво. Отрочество и ранняя юность Ле Корбюзье пришлась как раз на время расцвета и особой популярности этого стиля.
Вкусы Леплатенье с течением времени менялись мало: несмотря на происходившие вокруг перемены, ар-нуво по-прежнему оставался главной его привязанностью. Интересно, что в то самое время, когда в Шо-де-Фоне строился этот самый неоклассический музей, в Париже любимый "пьюпл" Леплатенье, Эдуард Жаннере, в своих проектах ушел вперед на столетие.
Эдуард по-настоящему боготворил своего преподавателя из Школы искусств. Путешествуя по Европе, а позже по Балканам и Малой Азии, он регулярно переписывался с ним, писал и тогда, когда перебрался насовсем в Париж. Существует версия, по которой Жаннере, подбирая себе псевдоним, остановился на "Ле-Корбюзье" именно в память о своем обожаемом учителе (по аналогии с "Ле-платенье").
"Стиль ели" на северном фасаде дома Фалле.
Арх-ры: Рене Шапалла, Эдуард Жаннере. (1905-07)
Итак, Шарль-Эдуард поступил в Школу искусств, по специальности прикладника-гравера. Вне Школы он пропадал постоянно в гравёрной мастерской своего дяди, брата отца, - усердно распиливал и шлифовал там камни, чеканил по своим эскизам виньетки и монограммы на часовых корпусах.
Что ж, гравер это ремесло, действительно, близкое к ремеслу ювелира, - если не то же самое. Что тут требуется больше всего? Твердая рука, терпение, точность. Ну, и конечно, безупречный вкус. Успехи Жаннере в Школе искусств таковы, что в 1902 году его изделие, часы-брегет, были награждены на Международной выставке декоративного искусства в Турине. Он получил почетный диплом за оригинальный дизайн и исполнение. Мастеру в это время было всего пятнадцать лет.
Часы-брегет, выполненные Шарлем-Эдуардом Жаннере.
Крышка часов украшена чеканкой с применением сплавов ценных металлов - серебра, меди и золота. Ритмический ряд прямоугольных форм, а над ними - пчела (изображение пчелы имеется на городском гербе Шо-де-Фона).
Даже по сегодняшним меркам декор выглядит современно, в нем можно найти ассоциации с современным городом, с его острыми синкопированными ритмами. Дизайн по-своему пророческий - архитектура! А ведь это всего лишь упражнение в "еловом стиле".
Много лет спустя на какой-то выставке, где были представлены, в частности, изделия швейцарского прикладного искусства, Корбюзье увидел собственные работы времен его учебы у Леплатенье. Он был изумлен. "Надо же, никогда не думал, что я был таким мастером! Настоящая работа профессионала!"
Несомненно, ювелирная точность и изящество лучших построек Корбюзье имеют прямую связь с теми занятиями, которым он отдавался с таким пылом в свои ранние годы. Подобно усердному мастеру-ювелиру свою картину или проект Ле Корбюзье готов был переделывать многократно, пока не достигалась окончательная найденность результата.
Библиотека Школы искусств состояла в основном из книг, собранных ее директором. Почетное место в ней занимали альбомы с архитектурными увражами и фотографиями памятников древности, а также руководства по рисунку, композиции, теории орнамента. Вот лишь некоторые названия, по ним можно составить представление о предпочтениях Леплатенье. "История орнамента" Оуэна Джонса, "Искусство орнамента" Чарльза Бланка, "Методы композиции орнамента" Эжена Грассе, "Элементы рисунка" Джона Рёскина.
Орнамент преподавался в Школе искусств как отдельный предмет. Значение, которое придавал Леплатенье орнаменту, не случайно. Все искусство стиля ар-нуво (русская его разновидность - стиль модерн, немецкая - югенд-стиль) исходит из декора, украшения, и орнамент составляет, собственно говоря, сущность этого стиля. Одна из основных идей, которой руководствовались создатели этого нового движения в искусстве, - ввести художественно оформленные предметы, изделия высокого вкуса в повседневную жизнь. Ставилась даже цель радикально обновить стиль жизни - путем создания новых форм, основанных на красоте линии, на красоте стилизованных растений. В стиле ар-нуво строились здания, оформлялись обложки книг, создавался дизайн посуды. Период влияния ар-нуво в целом недолгий, он вписывается примерно в 1890-1910 годы, в некоторых странах он сохранял свое влияние до начала 20-х годов.
Примеры орнамента. Рисунок Шарля-Эдуарда Жаннере
Таким образом, Школа искусств являла собой своеобразный рассадник ар-нуво. Многие выпускники школы Леплатенье работали в самом Шо-де-Фоне и за его пределами, создавая интерьеры, мебель, архитектурный декор в этом стиле.
Любопытная деталь: Леплатенье с учениками разрабатывали особую разновидность стиля ар-нуво - стиль sapin, что означает "стиль ели" или "еловый стиль". Ель и сосна - это главным образом та растительность, которую можно найти вокруг Шо-де-Фона, на пологих склонах Юры. Стилизованные еловые лапы, шишки, ритмические узоры из переплетающихся еловых ветвей - это обычные темы стиля "sapin" (название, кстати, вполне официальное :). Сохранились рисунки Шарля Эдуарда с орнаментами, сочиненными им собственноручно, именно в этом стиле.
Вообще, наблюдению природы во всех ее многообразных проявлениях Леплатенье придавал особое значение. Как наблюдению, так и зарисовыванию. В формах скал, растений, раковин моллюсков он и его ученики искали всеобщие закономерности, управляющие образованием форм.
"Я знал, как сделаны цветы изнутри и снаружи, форму и цвет оперения птиц и почему деревья сохраняют равновесие во время бури..." - писал позже Ле Корбюзье. "Мне бы хотелось, чтобы все архитекторы, а не только обучающиеся архитектуре, взяли карандаши, чтобы нарисовать растение, лист, выразить на бумаге дух дерева, гармонию раковины, формы облаков..."
1904 год - происходит некоторая смена декораций: Эдуард Жаннере оставляет молоток и инструменты ювелира и начинает посещать курс "внутреннего оформления интерьера", который ведет Леплатенье. На этом курсе давались и первые представления об архитектуре.
(Термин "оформление" или, точней, "декорирование" (décoration) был по тем временам в большом ходу, - так же, как сейчас "дизайн". Международные выставки, как правило, были "Выставками декоративного искусства". Многие не видят большой разницы между дизайном и декором. А это разница существенная, если не кардинальная.)
В основе преподавания Леплатенье лежало доверие к художественным способностям учеников. Тем из них, кто обнаружил хоть искру таланта, он не боялся поручать серьезные, причем, вполне конкретные задачи. Такое же доверие он проявил и к юному Шарлю-Эдуарду, когда рекомендовал его в качестве архитектора для проектирования вполне реального здания - частного дома семейства Фалле. Это произошло в 1905 году. Жаннере в то время не было еще и восемнадцати.
Дом Фалле (villa Fallet, 1906-07), первый архитектурный опыт будущего Ле Корбюзье, был построен для Луи Фалле, ювелира, одного из членов совета Школы искусств. На вид это традиционный швейцарский "шале" - с массивным цоколем из рустованного камня, под крутой скатной крышей, хорошо предохраняющей от больших масс снега. В его наружных формах - тяжелом деревянном фахверке, больших свесах крыш - сказывается народная традиция. Фасады и интерьеры украшены орнаментами в технике сграффито (особая техника росписи, соединенная с фактурами), их тоже рисовал Эдуард. В создании декора Эдуарду помогали, в частности, его одноклассники по художественной школе. Этот колоритный проект можно представить как попытку создать архитектуру в "романтическом" ключе, в духе сказок братьев Гримм или Шарля Перро.
Помогал юному проектировщику на первых порах один из преподавателей Школы искусств, архитектор Рене Шапалла (René Chapallaz). Он разработал детальные планы дома и предусмотрел основные конструкции.
Как уже было сказано, заказ на этот проект Жаннере получил благодаря протекции Леплатенье. Учитель рекомендовал своего талантливого ученика заказчику, и таким образом - возможно, сам того не подозревая - подтолкнул Шарля-Эдуарда к его настоящему призванию.
Для юного Жаннере это был волнующий опыт. Разумеется, здесь он проявил себя, скорее, как декоратор, нежели как архитектор в полном смысле слова. Как позднее вспоминал Ле Корбюзье, этот дом был построен им "с превеликим старанием и массой забавных происшествий. Возможно, он и ужасен, но все же далек от того, что обычно тогда строилось".
Жаль, что Корбюзье не дал себе труда описать эти самые происшествия, да и вообще весь процесс в подробностях, прочесть об этом было бы очень любопытно.
Дом Фалле стал своеобразной "дипломной работой" Шарля-Эдуарда в школе Леплатенье. Его постройка заняла два сезона (строили в основном летом). Таким образом, с окончанием строительных работ - а это сентябрь 1907 года - первый этап специального образования Эдуарда Жаннере закончился. В Школе искусств Леплатенье Эдуард проучился пять лет, что, в общем, соответствует срокам среднего художественного образования в Европе.
Странно было бы думать, конечно, что кроме Школы искусств и ювелирных занятий молодого Эда Жаннере мало что интересовало. Семья Жаннере была зажиточной, даже богатой, а это значит, что Шарль-Эдуард мог позволить себе более широкие интересы. Мать Жаннере была пианисткой, преподавала музыку, в доме постоянно звучал рояль. Альберт, старший брат Эдуарда играл на скрипке, готовил себя к профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Для семьи такого культурного уровня регулярное посещение городского театра (а в нем шли как драматические, так и музыкальные постановки - Метерлинка, Ибсена, Стриндберга, оперы Россини, Вебера, Верди) было вполне обычным делом.
То же самое можно сказать и о литературе - семья была читающая, в курсе современных новинок. Эдуард интересовался не только художественной беллетристикой, но и, к примеру, современными экономистами и философами - Марксом, Ницше, Эрнестом Ренаном. Сверхпопулярным тогда Ницше Жаннере был особенно увлечен, идеи "сверхчеловека", дионисийской "воли к превосходству" повлияли на него позже довольно своеобразным образом: уже как известный Ле Корбюзье, занимаясь крупными градостроительными проектами, он пришел к мысли, что для развития "большой" архитектуры государству лучше всего подходит авторитарная форма правления. Печальный опыт оккупации Франции и бесплодные попытки что-то продвигать и строить при правительстве Виши, заставили его, скорей всего, разочароваться в этих идеях.
Проект дома Фалле был, разумеется, не бесплатным, за него авторам полагался определенный гонорар. Получил свою долю и Шарль-Эдуард. На что лучше истратить деньги? Леплатенье порекомендовал ему отправиться в большое образовательное путешествие: это было бы прекрасным завершением образования. Проехаться по Италии, побывать в городах средней Европы - в Будапеште, в Праге... Особое внимание Леплатенье посоветовал обратить на Вену. В самом деле, где еще можно увидеть более представительные и более привлекательные образцы ар-нуво - поразительный зал Венского Сецессиона, нарядные павильоны метро на Карлсплатц, роскошная церковь св. Леопольда с ее золотым куполом...
"Рюкзачные" (как их здесь называют) путешествия Эдуарду Жаннере совершать было не впервой, но это - совершенно особое. Своебразный подарок ко дню рождения: как раз в октябре (1907) ему исполнялось двадцать лет. В поездке Эдуарда будет сопровождать Рене Шапалла, тот самый инженер, что помогал ему с проектом дома Фалле. Присоединился к ним и Леон Перрин, школьный приятель Эдуарда, один из одаренных учеников Леплатенье. Эдуард был рад этому, ведь путешествовать в компании друзей - удовольствие особое! А уж в компании людей понимающих...
Путешествие растянулось на целых два года. Прекрасная Италия - Милан, Флоренция, Сиена, Болонья, Падуя, Венеция... Около четырех месяцев Жаннере находился в Вене, где познакомился, в частности, с очень популярным тогда Йозефом Хофманом, светилом венского сецессиона. Увидев рисунки Жаннере из путешествия, Хофман предложил ему работать у него. К удивлению прославленного мэтра тот отказался - Жаннере считал, что ар-нуво уже изжил себя и не отвечает актуальным запросам.
В Вене Эдуард был занят также двумя новыми проектами для Шо-де-Фона - домом Штольцер и домом Жакеме. (По его возвращении оба этих дома были благополучно построены.) Путешествие завершилось в Париже, где Жаннере провёл около года, занимая почетную должность "чертёжника на полдня" в бюро известных архитекторов братьев Перре. Осенью 1909 года он вернулся домой. Впечатления от первого своего большого вояжа Шарль-Эдуард описал в нескольких непосредственных "путевых заметках", опубликованных в городской газете.