|
|
|
Виденье мира
|
Взгляд снаружи. Часто ассоциируют свою авторскую власть с властью бога, считают, что могут изменить в своем тексте и в своем мире все, что захотят. Что и делают при удобном случае, изживая любую неоднозначность трактовки.
|
Взгляд изнутри. Подчиняются миру, который создают, стараются понять его и раскрыть, а не изменять при первой возможности. Ассоциируют себя с героями, часто могут воспринимать себя как "наблюдателей", которые "записывают" происходящее.
|
Основа подхода к созданию текста
|
Руководствуются разумом и сознанием. Складывают текст из кусочков, конструируют, поэтому могут писать одновременно несколько сцен или глав, независимо от того, как они расположены в линии повествования, могут изменять безболезненно для текста любой фрагмент или часть любой из линий. Воспринимают текст как мозаику, кубики или фрагменты, которые легко поменять местами.
|
Руководствуются подсознанием и интуицией. Пишут так, словно сами читают, от первой сцены и до последней, не перескакивая и не отвлекаясь на другие фрагменты текста. Очень редко после окончания написания меняют сцены или их части. Воспринимают текст как единое целое, неделимое и практически неизменное образование, которое разрушается, если вмешиваться в его структуру.
|
Предварительная информация, накопленная до начала работы над текстом.
|
Почти всегда имеется план, в котором расписаны если не все повороты сюжета, то основные моменты и характеристики героев.
|
Мысль о написании плана посещает очень редко, если план и создается, то скоро становится бесполезен, работа над текстом может начаться с одной строки, абзаца или небольшой сцены.
|
Сюжет
|
Полностью проработан, окончание почти наверняка известно до начала работы, сюжет прописан так, что сюрпризов и непредвиденных трудностей трактовки не возникает.
|
Окончание зачастую остается загадкой для автора до самого конца, может не совпасть с его ожиданиями и виденьем мира, но будет подчиняться логике текста, мира, развития сюжета.
|
Отношение к идее
|
Идея - главный элемент текста. Она должна быть ясной, четкой и пониматься по возможности всеми читателями однозначно и одинаково. Если идей несколько, что нежелательно, то второстепенные идеи должны подчиняться магистральной основной идее, а не уводить в сторону и не плодить ассоциации.
|
Идея - только один из элементов. Часто она реализуется через подсознание, требует богатого личного опыта читателя, особенно важен эмоциональный опыт. Может иметь несколько равноправных трактовок, каждая из которых будет для разных групп читателей истинной. Магистральная идея отсутствует в принципе, заменяясь гармоничным комплексом нескольких идей.
|
Отношение к героям
|
Образ героя известен и проработан до начала работы над текстом, иногда даже создаются "дела" героев, куда входит вся или почти вся информация об их характере, внешности, прошлом и т.д. Герой - выразитель идеи, полностью зависимый от воли автора, пешка на шахматной доске.
|
Образ героя, как и сам мир, раскрывается в процессе написания. Герой - личность, которая может не подчиняться автору и не разделять его убеждений. Находясь в более тесном взаимодействии с миром, герой влияет на текст гораздо больше, чем его создатель.
|
Отношение к читателям
|
Донести до читателя свою идею - вот главное. Отсюда однозначность и предсказуемость, железная логика автора, ведущего своего читателя от начала и до конца произведения. Все отступления запрограммированы. В идеале читатель не должен увидеть в тексте больше, чем его создатель.
|
Главное - позволить читателю войти в созданный мир и пройти его дорогами самостоятельно без помощи автора, оставить читателя наедине с текстом, чтобы он стал соавтором. Если автор добивается этого, то каждый читатель находит в произведении что-то свое, считая, что именно это автор и старался выразить.
|